Юлия Телятникова
«Любовь к Родине начинается с…» (размышления на тему гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста)
▼ Скачать + Заказать документы
размышления на тему гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста
«Только тот, кто любит,
ценит и уважает накопленное и сохранённое
предшествующим поколением,
может любить Родину, узнать её,
стать подлинным патриотом».
С. Михалков
Начиная писать статью о гражданско-патриотическом воспитании детей, я задумалась о том, могут ли дети дошкольного возраста испытывать патриотические чувства, что для них это означает? Думаю, что могу утвердительно ответить на этот вопрос.
Публикация «„Любовь к Родине начинается с…“ (размышления на тему гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Известный академик Д. С. Лихачев говорил «…Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
И это действительно так - лучше не скажешь!
В рамках празднования мероприятий, посвященных 70-летию великой победы, мы, педагоги детского сада «Капитошки», не могли не затронуть гражданско-патриотического аспекта в воспитательном процессе дошкольников.
Одним из направлений работы по формированию патриотических чувств у детей дошкольного возраста в нашем учреждении является реализация программы кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию «Начала мудрости».
В рамках реализации данной программы воспитанники ДОУ часто посещают музеи города. При посещении музеев дети (и взрослые) получают не только новые знания, но и испытывают различный спектр эмоций, «проживают» то или иное историческое событие.
Так с помощью музейной педагогики происходит формирование и расширение картины мира у дошкольников, формируются различные чувства, основы нравственной и этической культуры.
Очень важно при посещении музея проводить предварительную работу: создать правильную мотивацию, объяснить детям, для чего вы пришли в тот или иной музей, какие цели и задачи стоят перед ними. Без такой предварительной работы очень сложно достичь максимального эффекта воспитательного воздействия музея.
Двадцатого февраля 2015 года в рамках мероприятий, посвященных 70-ю Победы в великой отечественной войне, а также мероприятий, посвященных Дню защитника отечества, наши воспитанники посетили «Музей боевой славы» МБОУ-СОШ №19 города Тулы.
Перед его посещением мы с педагогами подготовительной группы очень долго думали, как построить предварительную работу с детьми, как побеседовать с ними о событиях, происходивших более семидесяти лет назад так, чтобы они «прожили», прочувствовали их, чтобы посещение музея стало для них интересным не только с точки зрения познавательного аспекта, но и с точки зрения формирования патриотических чувств.
Мы решили обратиться к произведениям художественной литературы о событиях великой отечественной войны для детей, о детях.
Через прочтение рассказов, стихотворений, подкрепленных фотографиями, слайдами, презентациями педагоги группы Пронина Татьяна Юрьевна и Смирнова Галина Павловна попытались рассказать детям о войне через призму детского восприятия.
Вот, например, одно из стихотворений замечательной детской поэтессы А. Барто, про ровесницу детей подготовительной группы:
Глаза девчонки семилетней,
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.
Она молчит, о чем ни спросишь,
Пошутишь с ней, – молчит в ответ.
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет.
В таком же ключе началась наша экскурсия в музее боевой славы МБОУ-СОШ №19, не с громких слов, а со стихотворения:
Дочь обратилась однажды ко мне:
- Папа, скажи мне, кто был на войне?
- Дедушка Лёня - военный пилот -
В небе водил боевой самолёт.
Дедушка Женя десантником был.
Он вспоминать о войне не любил
И отвечал на вопросы мои:
- Очень тяжёлые были бои.
Бабушка Соня трудилась врачом,
Жизни спасала бойцам под огнём.
Прадед Алёша холодной зимой
Бился с врагами под самой Москвой.
Прадед Аркадий погиб на войне.
Родине все послужили вполне.
Много с войны не вернулось людей.
Легче ответить, кто не был на ней.
Ученики старших классов совместно с учителем истории провели познавательную и увлекательную экскурсию для детей о событиях Великой отечественной войны, об обороне городов Тулы и Москвы, о героях войны.
В музее боевой славы воспитанники подготовительной к школе группы смогли увидеть и потрогать экспонаты времен войны: каски, фляги бойцов, поржавевшие от времени винтовки, различные боевые снаряды, письма с фронта, которые солдаты писали домой; посмотрели интересную презентацию, посвященную 70-летию Великой Победы.
При выходе из музея многие дети молчали, о чем они думали? О героях войны, о детях, которые принимали участие в сражениях наряду со взрослыми, голодали, о подвигах, которые совершали люди во имя своей Родины? Не знаю… Но, мне кажется, что каждый из них запомнит это посещение музея надолго.
Мне очень хочется верить, что проводимая работа по гражданско-патриотическому воспитанию в дошкольном учреждении станет прочным фундаментом для воспитания будущего поколения, для формирования духовно-нравственных ценностей, чувства любви к Родине, уважения культурного и исторического прошлого, настоящего и будущего России.