инна зверева
Программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММА
по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников
КОЛОСОК
Актуальность.
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания детей. Особенно остро требуются методические материалы и рекомендации, предназначенные для практических работников дошкольных образовательных учреждений.
Известно, что дошкольный возраст – важнейший период в становлении личности, когда закладываются предпосылки гражданских чувств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре.
В дошкольном учреждении ознакомление с окружающим миром осуществляется через традиции своей социокультурной среды – местные историко-культурные, национальные, географические, климатические особенности региона. При этом очень важно привить детям чувство любви к природным и культурным ценностям родного края, ибо именно на этой основе воспитываются патриотизм, чувство привязанности к своей малой и большой Родине.
Цель, задачи программы
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ : заложить основы ценностного отношения к окружающему миру; формировать в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, родным местам, родной стране.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:
• Формировать представление о Родине на основе ознакомления с ближайшим окружением (дом, маршрут от детского сада, детский сад и его территория);
• Расширять кругозор детей на основе материала, доступного пониманию детей (былины, сказки, рассказы об исторических событиях нашей страны);
• Дать представление о географическом расположении, природных ресурсах города Медногорска, Оренбуржья в целом.
• Формировать понятие Родины, как места, где человек родился, и страны где он живет, славу и богатство которой должен беречь и приумножать;
• Знакомить с географическим расположением России, её климатическими поясами, природными ресурсами;
• Расширять кругозор детей на основе материала, доступного их пониманию: былин, сказок, рассказов об исторических событиях нашей страны;
• Дать представление о старинных русских городах (города-столицы, города-памятники, города-крепости, их достопримечательности;
• Воспитывать желание познать и возродить лучшие традиции нашей многонациональной страны;
• Знакомить с подвигами российских солдат и полководцев.
· Ожидаемый результат:
- на основе вышеизложенного необходимым условием реализации программы является совмещение теоретического обучения с практической деятельностью в детском саду, на природе, дома с родителями;
- совместный труд родителей, детей, педагогов принесут свои плоды;
- воспитание у ребенка добрых чувств, интереса к месту, где живет;
- воспитание желания познать и возродить лучшие традиции народа;
- знакомство с культурным наследием.
Содержание и структура программы
Условно в содержании программы гражданско-патриотического воспитания детей «Колосок» можно выделить следующие направления: гражданское и патриотическое воспитание.
Гражданское направление представлено такими блоками, как: экологическая позиция, социальная позиция, родной край. Патриотическое направление состоит из блоков: Родина, родная страна и события. В основу систематизации знаний детей положена взаимосвязь между этими блоками.
Содержание программы предполагает поэтапное, постепенное овладение материалами, в зависимости от возраста детей. В 2-3 года ребенок проходит 1-ую ступень – «Я», в 3-4 года ступень «Мой детский сад», в 4-5 лет 3-ю ступень – «Мой город Медногорск», в 5-6 лет - «Мое Оренбуржье» и в 6-7 лет 5-ую ступень – «Я –россиянин».
Кроме того, в основу разработки содержания и технологии ознакомления детей с родным краем были положены следующие принципы:
-Энциклопедичности
-Краеведческий (региональный)
-Интеграции – установление соотношения между информацией естественно-научного характера и сведениями о человеческой деятельности (Н. Ф. Виноградова)
-Культурологический – приобщение детей к истокам культуры
-Тематический – деление материала на основные темы
-Наглядность
Научная новизна и практическая значимость.
Выбор темы обусловлен пониманием педагогами и родителями значимости проблемы гражданско-патриотического воспитания, с одной стороны, и недостаточным уровнем знаний детей о родном крае с другой.
Уровень проработанности
*Этап работы[/b] [/b](подготовительный, проектировочный, экспериментальный, аналитический, иной)Данная программа находится на экспериментальном этапе: накопление и переработка теоретических материалов, разработка новых дидактических игр, разработка серии занятий, взаимопосещения, внедрение и апробация наработанных материалов.
*Выполненный объем работ, полученные результаты с указанием их количественных и качественных показателей. Программа внедряется и апробируется ДОУ с 2011-2012 учебного года. Был проработан подготовительный этап: постановка проблемы; анализ затруднений воспитателей, состояния образовательного процесса, противоречий. Также проектировочный этап: построение модели программы, гипотезы, прогноз результатов развернутой программы, ресурсное обеспечение программы : подготовка материальной базы, распределение обязанностей для всех сотрудников, изучение коллективом теории проблемы. В ходе апробации данного проекта детей стали интересовать вопросы возникновения родного города, природа родного края, памятники истории и т. д. расширился кругозор детей : дети самостоятельно могут составить рассказ из простых предложений о родном городе (название, улицы, природа, окружение, о ближайшем окружении, о детском саде, о подвигах русских солдат, о городах Оренбуржья и их достопримечательностях. Процент освоения раздела «Гражданско-патриотическое воспитание» после реализации программы «С чего начинается Родина…» поднялся на 19 %. Если в 2005-2006 учебном году он составлял 58 %, то 2006-2007 учебном году – 77 %.
*Определенность перспектив продолжения работы над проектом, обоснованность необходимых для этого условий.
Далее планируется с целью накопления материалов проводить: тематические педсоветы, семинары-практикумы по данной проблеме; разработка новых дидактических игр и пособий; оснащение и создание мини-музея «Мой город Медногорск».
*Сформированность ресурсной базы (помещение, оборудование и т. д.)
В каждой дошкольной группе ДОУ оборудованы уголки гражданско-патриотического воспитания детей с необходимым дидактическим материалом, наглядными пособиями, художественной литературой, макетами города Медногорска, фотоальбомами. Ежегодно, в апреле функционирует выставка, посвященная Дню города «Мой любимый город Медногорск», где выставляются совместные работы (рисунки, поделки) детей и родителей, творчество воспитателей ДОУ, фотообзор посещения памятных мест города.
*Наличие специалистов необходимого профессионального уровня.
Занятия с детьми дошкольного возраста проводят воспитатели групп, которые участвовали в создании проекта и имеют соответствующий образовательный уровень по данной проблеме.
Аналитическая справка программы
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится гражданско-патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как родство, род, Родина.
В свое время В. Г. Белинский сказал: «Кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин». А это значит, что без воспитания человечности, не будет и любви к Родине.
А любовь к Родине – чувство, которое формируется в процессе накопления знаний и представлений о родном крае, о труде, и взаимоотношениях между людьми. Если ребенок видит, что его родители добросовестно трудятся на благо своей страны, и за это страна гарантирует им достойную жизнь; что государство уважает и ценит человека-труженика, человека-защитника, бережно относится к своей истории и культуре, чтит традиции и культуру людей других национальностей, то он растет гражданином и патриотом своей страны.
Детям в дошкольном возрасте трудно понять, что такое любовь к родине, но им близка и понятна любовь к своему дому. И если, мы, взрослые вместе с детьми попробуем привести в порядок собственный детский сад, посадить на его территории деревья, цветы, рассказать об истории города края, языком доступным дошкольнику – все это чрезвычайно важно для воспитания гражданских и патриотических чувств.