Галина Анатольевна Жидкова
Ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем как средство патриотического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Любовь к родине — не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры.
Толстой А. Н.
За последнее время в нашей стране происходят большие перемены. Россия переживает один из не простых исторических периодов. Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и преумножить богатства своей страны. Как бы не менялось общество, мы не должны переставать любить свою малую и большую Родину, и воспитывать это чувство в детях.
Публикация «Ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем как средство патриотического воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Дошкольный возраст – это оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, здоровый образ жизни, толерантное отношение к людям разных народов, экологически целесообразное поведение в природе. Для того чтобы ребенок проявлял интерес к Родине, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими впечатлениями. Дать необходимые знания и умения.
Ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста – часть своего рода, народа, что у каждого человека есть своя Родина, и нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг. Помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности - в этом заключается главный смысл моей работы.
Цель моей педагогической работы - формирование познавательного интереса и любви к родному краю, его истории и культуре.
Я ставлю перед собой следующие задачи:
1. Знакомить детей с историей развития родного края.
2. Прививать любовь к родной земле, природе, народным праздникам и обычаям.
3. Способствовать формированию патриотических чувств, чувства гордости, поддерживать преемственность поколений.
4. Продолжать учить отображать в творческих работах красоту родного края.
5. Воспитывать бережное отношение к поселку, природе, архитектурным памятникам, уважение к своим землякам.
6. Создать развивающую среду группы для более целостного восприятия детьми малой Родины.
В процессе работы над темой «Ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем как средство патриотического воспитания», я познакомилась с опытом работы по нравственно-патриотическому воспитанию многих педагогов, различными программами, сложившимися в последние годы в разных регионах России, и составила свою систему работы, включающую перспективный план, конспекты НОД по разным образовательным областям (с учетом ФГОС, архив тематических альбомов, мультимедийных Презентаций, папки с консультациями для педагогов и родителей. Чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, я постаралась включить в работу с детьми упражнения, игры, проекты, в структуру, которых вписывается региональный компонент. Благоприятный педагогический материал накапливается в устном народном творчестве, в народно-прикладном искусстве и различных промыслах, фольклорных и классических произведениях, в произведениях русских мастеров живописи, скульптуры, архитектуры, которые так близки и понятны детям дошкольного возраста. Поэтому приобщить детей любить родной край мне помогают художественные средства : стихи, загадки, народные песни и сказки, пословицы о Родине.
Содержание, формы, методы, и приёмы, применяемые в работе
Накопление опыта по нравственно-патриотическому воспитанию – это система, которая предполагает поэтапное вхождение ребёнка в данную сферу, начиная с младшей группы и заканчивая выпуском в школу, где работа по данному направлению будет продолжаться.
В моем случае работа с детьми по формированию познавательного интереса и любви к родному краю, его истории и культуре началась немного позже младшего возраста (придя на работу в детский сад я приняла детей средней группы, когда они уже прошли подготовительный этап, на котором они знакомились с ближайшим окружением – с понятием «семья», с детским садом, улицей, на которой расположен детский сад, улицей, где живут.
Следующим этапом стало приобретение детьми доступных знаний и представлений о исторических местах, людях, оставивших след в истории поселка. На данном этапе мною проводились встречи с жителями поселка-встречи с ветеранами ВОВ, с простыми жителями, представителями различных профессий, данное знакомство проходило в форме бесед, наблюдений, экскурсий, как результат, были созданы альбомы «Наши ветераны», «Достопримечательности поселка Цимлянский», «Наши улицы».
В старшей группе большое внимание уделялось нравственным идеалам, традициям народов Ставропольского края, быту русского народа, казачеству. Именно акцент на знание истории народа, его культуры помогает в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Мою группу посещают дети с разной национальной культурой, поэтому мною проводились встречи с представителями разных народностей, живущих в нашем поселке- кумыки, лезгины. На таких встречах дети знакомились с народными танцами, национальными костюмами, кухней, знакомились с родственными взаимоотношениями. Эти встречи мы проводили, как вечера отдыха, где рассматривали альбомы из семейных архивов, слушали песни и рассказы гостей.
Сейчас, тема работы с детьми подготовительной к школе группе «Моя малая родина», в которой сведения, полученные в более младшем возрасте конкретизируются в знания о культуре и истории родного края. В процессе осуществления непосредственно образовательной деятельности, дети знакомятся со Ставропольским краем – его районами, городами, поселками, селами, хуторами, с особенностями местности, сферами деятельности людей, животным и растительным миром родного края. На этом этапе используются мультимедийные презентации «Мое Ставрополье», «Достопримечательности города Ставрополя», «Город Михайловск», «Перелетные птицы Шпаковского района», «Зимующие птицы Шпаковского района», «Красная книга Ставропольского края».
О важности приобщения дошкольника к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. При этом, я стараюсь научить детей мыслить путем создания и разрешения проблемных ситуаций, организации исследовательской, поисковой деятельности детей, направленной на развитие интеллекта.
В своей работе применяю разнообразные формы работы с детьми –экскурсия, развлечение, праздник, концерт, конкурс, викторина, проект. Часто эти формы сочетаются в одном мероприятии. Большое внимание уделяю закреплению знаний и выражению впечатлений, полученных детьми, в разнообразной деятельности: изобразительной, театрализованной, игровой, трудовой, речевой.
Во все этапы моей работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем входит тесная взаимосвязь с семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций. Не имея помощь и поддержку родителей было бы трудно достичь желаемого результата, ведь без примера, взрослых, которые являются авторитетом в глазах детей, трудно привить детям любовь к Родному краю, к Родине.
В своей работе я стараюсь гармонично сочетать использование новых современных образовательных технологий, обращаюсь к региональному компоненту, фольклору, народной педагогике, Интернет-ресурсам. Самостоятельно освоив работу на компьютере, я применяю свои умения и в работе с дошкольниками, и с родителями, сочетая традиционные методы обучения и современные информационные технологии. Считаю, что воспитатель должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности. Информационно-коммуникационные технологии используются мною как в воспитательно-образовательной работе, так и в методической работе нашего дошкольного учреждения. Мультимедийные презентации, которые я создаю, помогают мне на педагогических советах, для обмена опытом работы с коллегами, так и в форме отчета о проведенных мероприятиях различной направленности.
Исходя из опыта работы в этом направлении, можно утвердительно сказать, что, дошкольникам особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному краю, Родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в процессе целенаправленного воспитания.
Я считаю, очень важно.
Свою дальнейшую работу планирую продолжать в этом направлении, и прививать детям дошкольного возраста чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.