Елена Ульянова
Формирование основ нравственно — патриотического воспитания У детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Е. В. Ульянова
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. В статье рассматривается педагогический опыт по построению нравственно - патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста через знакомство их с русской национальной культурой.
Ключевые слова: нравственно - патриотическое воспитание дошкольников, фольклор.
Публикация «Формирование основ нравственно — патриотического воспитания У детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
Старинная притча о том, как приехали в одну страну чужеземные гости, и их радушно одарили. Но когда они собрались уезжать восвояси, их попросили разуться и соскрести с обуви землю. «Родная земля для нас дороже всего, - объяснили хозяева гостям, - и мы не хотим терять ее ни пылинки». Таким благоговейным, любовно - бережным отношением к отчему краю отличались и наши предки, с глубоким чувством называвшие свою Родину «светло - светлой и украсно – украшенной». Им обязаны мы всем, что сейчас имеем, что должны хранить и беречь. Вспоминая это дошедшее до нас тепло и мудрость народной жизни, мы познаем, откуда мы родом и кто мы такие. Ушинский К. Д. писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и это любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…».
Сквозь сито веков просеял народ свое культурное достояние, сохранив самое ценное в фольклоре, изделиях народных промыслов, декоративно – прикладном искусстве. Народная мудрость, запечатленная в сказках, прибаутках, загадках, поговорках, на протяжении многих столетий воспитывала в детях любовь к родному языку, интерес к меткому выразительному русскому слову и гордость за свой талантливый, выносливый, доблестный народ. Академик Д. С. Лихачев отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая людям «духовную оседлость», так как без корней в своей родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле.
Дошкольный возраст - это время, когда ребенок активно познает мир человеческих отношений, когда формируется фундамент общего развития ребенка. Заложить в детях нравственные основы, которые сделают их морально-устойчивыми, научат общепринятым правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи нравственно – патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образовании представлен перечень целевых ориентиров для старшего дошкольника, где мы видим, что ребенок должен быть любознательным, пытаться самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, обладать начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. То есть у старшего дошкольника должны быть сформированы ценностные ориентации, качества, способности, которые определяют гражданскую позицию человека в обществе.
Живым, проверенным источником педагогической мудрости издавна считается народная культура. Через приобщение детей к народной культуре осуществляется и нравственно – патриотическое воспитание. По опыту нашего детского сада нравственно – патриотическое воспитание строится в соответствии программой опытно – экспериментальной площадки по теме «Устное и предметно – прикладное творчество народной педагогики в нравственно – патриотическом воспитании детей в детском саду». При разработке программы педагогический коллектив опирался на народный календарь с его цикличностью, в котором повторяются сезонные праздники, важнейшие события народной жизни. Обязательным разделом программы стало ознакомление детей с традициями, ремеслами Арзамасского района и всего Нижегородского края. Положительный опыт по данной теме натолкнул коллектив детского сада на идею разработать Программу развития организации «Растим патриота» на период до 2016 года.
В рамках опытно – экспериментальной площадки в нашей группе появился уголок «Русская горница». Педагоги и родители с большим интересом включились в эту работу: подбирали методическую, научно – популярную и художественную литературу, активно использовали интернет- ресурсы; приносили различные предметы быта старины – это веретена, ухват, подзоры, половики, кочерга, ступа, рубель, чугуны, прялка и многое другое. Так удалось воссоздать быт русской старины для организации дополнительных условий нравственно - патриотического воспитания, создания яркой образности и наглядности для детского восприятия.
Данную работу в рамках опытно – экспериментальной площадки мы выстраиваем в соответствии с комплексно – тематическим планом нашего детского сада. В 2012 – 2013 учебном году экспериментальная работа осуществлялась через ознакомление с предметно – прикладным творчеством. В 2013 -2014 учебном году перед педагогическим коллективом встал вопрос поиска новых интересных для дошкольников форм нравственно – патриотического воспитания. Эту задачу мы решили через театральную педагогику. Были поставлены русские народные сказки: «Заяц – хвастун», где дети перевоплощались в героев при помощи масок; «Теремок» представлял собой театр из бумаги, герои которого сделаны методом оригами; в «Колобке» воспитанники одевались в костюмы, изготовленные руками родителей.
Нравственный аспект данных мероприятий проявлялся и в том, что дети показывали постановки сказок воспитанникам младших групп.
Используемые формы работы по нравственно - патриотическому воспитанию не только способствуют разностороннее раскрытие личности ребенка, но и естественно и эффективно интегрируют в себе образовательные области:
- социально – коммуникативную (воспитание культуры поведения и взаимоотношений со взрослыми и сверстниками; включение в русскую праздничную культуру, содействующую восстановлению традиций русского народа, сохранению духовного здоровья, возрождению традиций семейного воспитания, становлению нравственных ценностей);
- познавательную (знакомство с историей, бытом, традициями, обычаями, творчеством русского народа; с людьми, внесшими значимый вклад в развитие, процветание нашей Родины);
- речевую (чтение стихов, потешек, сказок, былин, произведений русских писателей и поэтов);
- художественно – эстетическую (включение детей в различные виды художественного творчества, разучивание русских народных песен, частушек, разучивание элементов русских народных танцев);
- физическую (дидактические, обрядовые подвижные игры).
С праздника «Осенние посиделки» начался 2013-2014 учебный год, где дети были одеты в русские народные костюмы, ставилась инсценировка народной песни «Семечки», исполнялись частушки. Одним из самых любимых на Руси праздников всегда было Рождество Христово. Подготовка к Рождеству начиналось заранее. Это придавало всему педагогическому процессу особый, радостный смысл. Через все образовательные области дети осваивали необходимое тематическое содержание. Родители вместе с детьми разучивали калядки, готовили костюмы, ходили в гости к родственникам (как это было в давние времена). Потом в эти костюмы дети наряжались на Рождественскую елку в детском саду.
Праздник Масленица традиционно проходит на площадке детского сада. Дети подготовительной к школе группы участвуют в изготовлении атрибутов Масленицы: чучела, кокошников для девочек, бусы из соленого теста и т. д.
Утренник, посвященный 8 марта, также был насыщен элементами русского народного творчества – это танец «Сударушка», частушки, оркестр ложечников.
Каждое мероприятие сопровождается народной музыкой. Благодаря ей ненавязчиво дети знакомятся с образцами народного музыкального творчества.
Активное участвуя в ярких, запоминающихся событиях, дети непроизвольно овладевают лексикой и семантикой родного языка, без чего невозможно полноценное личностное развитие, формирование национального самосознания.
В работе по нравственно – патриотических воспитанию детей обязателен тесный контакт с семьями воспитанников, ведь Родина начинается с семьи. Только совместными усилиями родителей и педагогов можно достичь поставленной цели.
Главное для педагогов детского сада – создать условия для воспитания детей добрыми, коммуникабельными, толерантными, ответственными, вырастить их настоящими гражданами и патриотами своей малой и большой Родины. Для этого в детском саду поддерживается атмосфера, в которой дети естественно приобщаются к национальным традициям. Мы уверены, что такой опыт проживания культурных традиций своего народа станет прочной основой их будущей гражданской позиции.
Литература:
1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно– методическое пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб: Детство – Пресс, 1998.- 304с. :
2. Патриотическое воспитание в сельских дошкольных образовательных учреждениях и семье: Методическое пособие для воспитателей и методистов детских дошкольных образовательных учреждений Сост. и отв. ред. Н. М. Белянкова. - Арзамас: АГПИ, 2004.-203с.
3. Передовой и инновационный опыт в региональной системе образования: информационный вестник. - Выпуск. 5 :Реализация Федеральных государственных требований в деятельности дошкольных образовательных организаций Нижегородской области. - Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2012.- 275с.
4. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно– методическое пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб: Детство – Пресс, 1998.- 304с. :
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.