Санданова Татьяна Пурбуевна
Программа «Гимнастика» (старший дошкольный возраст)
ЧАСТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №230 ОАО «РЖД»
ПРИНЯТО на заседании
Педагогического совета
Протокол №___
от «___»___20___ г.
УТВЕРЖДАЮ
заведующий «Детский сад №230 ОАО «РЖД»
___Л. В. Федорова
от «___»___20___ г.
ПРОГРАММА
дополнительного образования
«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА»
2019 - 2020 уч. год
Санданова Татьяна Пурбуевна
инструктор по физической культуре
высшая квалификационная категория
г. Северобайкальск
Содержание
Раздел 1. Целевой
Публикация «Программа „Гимнастика“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
Пояснительная записка…. 3
1.1. Цель и задачи программы. …. 4
1.2. Принципы физического развития…4
1.3. Возрастные особенности физического воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста …5
1.4. Планируемые результаты….6
Раздел 2. Содержательный
2.1. Основные средства и методические особенности программы…. 6
2.2. Проектирование образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями…. 8
2.3. Характеристика действий с предметами и методика обучения на занятиях по художественной гимнастике…9
Раздел 3. Организационный
3.1 Формы организации образовательного процесса…13
3.2 Система мониторинга…14
3.3. Условия реализации программы…. 14
ПРИЛОЖЕНИЕ
Перспективное планирование.
I. Целевой раздел
II. Пояснительная записка
Художественная гимнастика – специфичный вид спорта, включающий элементы танца, упрощенной, стабилизированной акробатики, упражнения с предметами и без них. Художественная гимнастика в детском саду - это, прежде всего интерес детей к этому виду спорта. На занятиях по художественной гимнастике используются различные забавные игры, образные этюды, где происходит диалог ребенка с предметом (лента, обруч, мяч). И через эту связь дети выражают свое собственное восприятие к прекрасному, свою неповторимость, индивидуальность. В процессе занятий художественной гимнастикой, общения детей с музыкой, развиваются музыкально - пластические способности. Музыкальное сопровождение обогащают занятие, делают его насыщенным и разнообразным. Такие занятия повышают эмоциональное состояние детей. Содействуют эстетическому воспитанию, формированию положительных эмоций. Дети стремятся выполнять упражнения в сочетании с музыкой, а это повышает культуру движений. Дети, занимаясь художественной гимнастикой, избавляются от неуклюжей походки, угловатости, излишней застенчивости. Формируется правильная осанка, красивая походка, развивается ритмичность и координация движений, что благотворно влияет на сердечно-сосудистую, дыхательную, кровеносную и центральную нервную системы. Художественная гимнастика – это большой и удивительный мир, где дети знакомятся с элементами акробатики, с разнообразными упражнениями, стилем хореографии, элементами танца. На занятиях используются элементарные упражнения художественной гимнастики, интересные по содержанию и легкодоступные детскому организму. Дети с большим желанием занимаются гимнастическими упражнениями, т. к. занятия проводятся в игровой форме. Им нравится видеть, как оживает предмет в их руках, как становится послушным и изящным хрупкое тело. У детей расширяется двигательный опыт, совершенствуются приобретенные ранее навыки и умения, развивается ловкость, быстрота, гибкость, координация движений, формируется самостоятельность, активность, положительное отношение со сверстниками. Благодаря занятиям художественной гимнастики девочки могут неповторимо красиво преподнести себя - улыбка, разворот плеч, наклон головы, каждый жест - все здесь выверено, красиво, уверенно. Дошкольный возраст – это возраст интенсивного роста и развития всех функций и систем организма детей. Высокая двигательная активность и значительное развитие двигательных функций позволяют считать этот возраст благоприятным для начала регулярных занятий.
1.1 Основные цели и задачи
Цель: углубленное обучение детей акробатическим упражнениям в доступной для них форме и овладение основами художественной гимнастики.
Задачи:
- укрепление здоровья и гармоническое развитие всех органов и систем организма занимающихся.
- формирование правильной осанки и гимнастического стиля выполнения упражнений.
- разносторонняя общая физическая подготовка и начальное развитие двигательных качеств, имеющих важное значение в художественной гимнастике (ловкости, гибкости, силы, быстроты, прыгучести и равновесия)
- обучение основам техники упражнений без предмета и с предметами.
- развитие специфических качеств: пластичности, танцевальности, музыкальности, выразительности и творческой активности.
- привитие интереса к занятиям художественной гимнастикой, воспитание дисциплинированности, аккуратности, старательности и самостоятельности.
- участие в показательных выступлениях и детских соревнованиях.
1.2 Основные принципы построения программы
Процесс обучения упражнениям в художественной гимнастики построен на реализации дидактических принципов: сознательности и активности, наглядности, доступности, систематичности.
Принцип сознательности и активности - сознательное отношение к занятиям, воспитание у детей заинтересованности в овладении движениями во взаимосвязи с музыкой. Преподаватель должен точно и доступно формировать музыкально - двигательную задачу, учитывая индивидуальные особенности детей, стимулировать интерес к занятиям.
Принцип наглядности помогает создать представление о темпе, ритме, амплитуде движений.
Приемы наглядности: демонстрация упражнений; словесный разбор музыки в сочетании с движениями; просмотр, пособий, рисунков, схем.
Принцип доступности требует постановки задач соответствующих индивидуальным особенностям ребенка, соблюдение элементарных дидактических правил: от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от простого к сложному.
Принцип систематичности предусматривает непрерывность процесса формирования музыкально - двигательных навыков, чередования работы и отдыха для поддержания работоспособности детей, определенную последовательность решения музыкально-двигательных заданий.
Процесс обучения упражнениям художественной гимнастики условно можно разделить на 4 этапа: I этап – начальное обучение новым упражнениям; II этап – углубленное разучивание; III этап – закрепление упражнений; IVэтап - направлено на создание общего представления о новом движении во взаимосвязи с музыкой. Дети получают сведения о характере музыки; о форме упражнений соответствующих данной музыки, прослушивание музыкального произведения. На II этапе обучения дети овладевают умением правильно понимать музыку и выполнять движения в соответствии с музыкальным сопровождением. На этом этапе обучения происходит овладение основным движениям во взаимосвязи с музыкой. III этап обучения направлен на закрепление движений во взаимосвязи с музыкой. Закрепляются движения путем самостоятельного выполнения упражнений, выполнения упражнений под музыку.
1.3. Возрастные особенности физического развития детей 5-6 лет.
Возрастные особенности физического развития детей 7 лет
К семи годам у детей увеличивается гибкость, возрастает амплитуда движений, отмечается высокая подвижность суставов за счет эластичности мышц и связок. Отмечается значительный прирост физической работоспособности и выносливости. Также отмечается значительный прирост физической работоспособности и выносливости. Дети способны к продолжительной двигательной деятельности низкой и средней интенсивности.
1.4. Целевые ориентиры
Планируемые результаты освоения программы.
1. Ребенок успешно овладевает основными видами движения, которые становятся более осознанными.
2. Улучшаются двигательные реакции и координация.
3. Понятия и представления ребенка развиваются, улучшаются наблюдательность и зрительно-осязательная ориентировка.
4. Ребенок хорошо справляется с ориентировкой своего тела в пространстве. 5. В действиях с мячом, с лентами формируется умение целесообразно пользоваться ими в игровой деятельности.
6. Формируются морально-волевых качества (настойчивость, организованность, дисциплинированность, дружеские взаимоотношения (умение приходить на помощь товарищу, сопереживать его успехам и неудачам, быть заботливыми и внимательными друг к другу.
Раздел 2. Содержательный
2.1 Основные средства и методические особенности программы.
Средствами реализации программы являются специально подобранные двигательные действия, выполняемые в сопровождении музыки.
В зависимости от характера физических упражнений средства можно разделить на следующие подгруппы:
упражнения общей физической подготовки;
упражнения специальной физической подготовки;
упражнения хореографии;
упражнения ритмики;
упражнения акробатики;
упражнения без предмета;
упражнения с предметом (мяч, обруч, скакалка).
В соответствии с педагогическими требованиями и разносторонним воздействием на занимающих средства программы можно охарактеризовать следующим образом.
Упражнения общей физической подготовки включают в себя:
строевые упражнения: построения, повороты, виды передвижений, размыкания; их основная функция развивать умения ориентировки в пространстве;
общеразвивающие упражнения- без предметов (для рук и плечевого пояса, мышц туловища и ног, с предметами (мяч, обруч, гимнастическая палка, на снарядах (гимнастическая скамейка, шведская стенка); направлены на развитие разных мышечных групп;
упражнения из других видов спорта- легкоатлетические упражнения (бег, ходьба, прыжки в длину с места, прыжки в длину с разбега, метание, лыжи (ходьба, подъемы, спортивные игры (волейбол, баскетбол, бадминтон, теннис, подвижные игры, туризм (прогулки, походы); необходимы для целенаправленной физической нагрузки, для отдельных мышечных групп. Упражнения ОФП имеют как общее так и специальное назначение. Упражнения ОФП организуют, активизируют занимающихся, настраивают на предстоящую работу, способствуют разнообразной физической подготовке, формированию правильной осанки, формируют свод стопы. Упражнения ОФП выполняемые в музыкальном сопровождении помогают детям овладеть различными по характеру движениями (плавными, бодрыми, энергичными и т. д.)
Упражнения специальной физической подготовки:
упражнения для развития гибкости- наклоны вперед, в сторону, назад, мост, полушпагаты, шпагаты, махи, удержания;
упражнения для развития скоростно-силовых качеств- пружинный шаг, пружинный бег, приседания, прыжки в длину с места, прыжки в длину с разбега, отжимания;
упражнения на развитие ловкости- лазания по шведской стенке, подвижные игры, эстафеты;
упражнения на развитие равновесия- стойки на носках, стойка на одной ноге, стойка на пятках, ходьба по гимнастической скамейке, ходьба по бумам, ходьба по канату и т. д.
Упражнения СФП способствуют развитию качеств (гибкость, скорость, сила, ловкость, равновесие, развивают двигательные умения и совершенствуют работу центральной нервной системы, способствуют эластичности мышц и связок.
Упражнения хореографии:
упражнения у опоры- приседания, позиция ног (I,II,III, выставления ноги на носок (вперед, в сторону, назад, махи (вперед, в сторону, назад, удержания ноги (вперед, в сторону, назад);
упражнения на середине зала (без опоры)- позиции ног (I,II,III, переводы рук из позиции в другую позицию (I,II,III, выставление ноги на носок (вперед, в сторону, назад, махи (вперед, в сторону, назад, волнообразные движения руками (вперед, в стороны, вниз).
Упражнения ритмики:
комплексы ритмической гимнастики без предмета;
комплексы ритмической гимнастики с предметом (мяч, скакалка, гимнастическая палка).
Упражнения комплекса выполняются в сопровождении музыки, в едином музыкальном ритме, что способствует музыкально-ритмическому воспитанию детей. Положительно воздействуют на работу сердечно-сосудистой, дыхательной, кровеносной, центрально нервной систем, способствуют формированию правильной осанки.
Упражнения акробатики:
наклоны вперед, стороны, назад;
полушпагаты, шпагаты;
мост;
боковой кувырок в группировке, вперед.
Акробатические элементы способствуют развитию гибкости, координации, владению своим телом. Способствуют правильному формированию характерных изгибов позвоночника, формируют работу вестибулярного аппарата, а следовательно и ц. н. с., пластику и эластичность мышц.
Упражнения без предмета характерные для художественной гимнастики :
пружинные и волнообразные движения, взмахи, равновесия, повороты, прыжки.
Данные упражнения способствуют активизации музыкального восприятия детей. Пружинные движения сочетаются с ярко метрической музыкой, для которой типично чередование слабых и сильных долей такта. Волнообразные движения, выполняемые равномерно, плавно соответствуют мелодичной музыке. Взмахи соответствуют широкой, ярко акцентированной мелодии.
Упражнения с предметом - типичные упражнения для художественной гимнастики :
мяч, обруч, скакалка - броски, ловля, перекаты, вращения, махи.
Упражнения с предметами - ценное средство для развития выносливости, ловкости, быстроты. Эти упражнения связанны с умением распределять движения предмета в пространстве и сочетать их с движениями тела. При выполнении этих упражнений создаются благоприятные условия для совершенствования зрительного и кожного анализаторов, а также для развития координационных способностей.
2.2. Проектирование образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями.
№ Длительность одного занятия Количество занятий в неделю Общее количество занятий
1 72 занятия в год 2 занятия 30 минут
Основной формой организации работы в художественной гимнастике является тренировочное занятие. Для занятия характерны постоянный состав занимающихся, определенная длительность, строгая регламентация
заданий.
Каждое занятие вне зависимости от места его проведения должно иметь три части - подготовительная, основная, заключительная.
Подготовительная часть - занимающиеся подготавливаются к решению поставленных задач с помощью относительно легких
упражнений.
Основная часть - решаются главные задачи, т. е. выполняются элементы и упражнения присущие художественной гимнастики.
Заключительная часть - выполняются упражнения способствующие более быстрому протеканию восстановительных процессов, чтобы занимающиеся могли перейти к последующей деятельности или
отдыху.
В каждом отдельном занятии художественной гимнастики решаются образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи. Конечный результат занятия при прочих равных условиях зависит от того, в какой последовательности будут решаться задачи.
Основными предпосылками, определяющими наиболее целесообразную последовательность решения педагогических задач занятия, т. е. его построение, являются:
достижение максимальных результатов занятия с минимальной затратой энергии и времени занимающихся;
сохранение высокой работоспособности детей в течении всего дня;
обеспечение благоприятных для здоровья детей условий проведения и режима занятий. В художественной применяются традиционные методы обучения: использования слова, наглядного восприятия и практики.
Метод использования слова - метод обучения, с помощью которого решаются различные задачи: раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняется техника движений в связи с музыкой. Приемы: беседа, рассказ, объяснение, обсуждение, словесное сопровождение движений под музыку.
Методы наглядного восприятия способствует более быстрому, прочному усвоению изучаемых движений, упражнений, демонстрация плакатов, кинограмм, рисунков, прослушивание музыки. Все это способствует воспитанию музыкальной памяти, формированию двигательного навыка, закрепляет привычку двигаться ритмично.
2.3. Характеристика действий с предметами и методика обучения им на занятиях по художественной гимнастике
Для эффективного использования действий с предметами как составной части двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста необходимо, прежде всего, знание содержания и структуры, доступных детям приемов, способов владения мячом, скакалкой, обручем и особенностей их формирования.
Упражнения с мячом.
Упражнения с мячом развивают точность движений во времени и пространстве, ловкость, силу мышц плечевого пояса и рук, способствуют совершенствованию чувства ритма. Упражнения дополняются танцевальными движениями, музыкой что способствует эстетическому развитию детей. Для упражнений с мячом использовать мяч среднего размера (диаметр 8 - 12 см.).
Прокат по рукам.
Броски мяча двумя руками вверх и ловля двумя.
Броски мяча над головой по дуге.
Броски под руку.
Отбивание мяча двумя руками.
Отбивание одной рукой.
Упражнение со скакалкой.
Круги и махи в боковой плоскости.
Круги в горизонтальной плоскости.
Прыжки ноги вместе скакалка впереди (сзади).
Упражнения с обручем.
Прекрасное средство для развития координации, быстрота, увеличивают силу для, эффективно влияют на формирование правильной осанки.
Использовать пластмассовые обручи, размером 80 см.
Повороты в горизонтальной плоскости.
Броски обруча двумя руками.
Вращение обруча на полу.
Перекат обруча.
Прыжки толчком двух ног обруч впереди.
Прыжки толчком двух ног, вращая обруч вперед назад.
В возрасте 6–7 лет ребенок успешно овладевает основными видами движения, которые становятся более осознанными. У детей улучшаются двигательные реакции и координация. Поэтому перед детьми могут стоять довольно сложные двигательные задачи. Понятия и представления ребенка также развиваются. В 6–7 лет представления превращаются в понятия о явлениях, улучшаются наблюдательность и зрительно-осязательная ориентировка. Дети хорошо справляются с ориентировкой своего тела в пространстве. Однако внимание пока еще удерживается с трудом. Поэтому в процессе обучения надо использовать новые, ясные и краткие раздражители для удержания внимания детей. В этом возрасте целесообразнее использовать целостный метод обучения. Показ должен сопровождать и даже опережать объяснение. Однако для активизации мыслительной деятельности ребенка показ можно предварять описанием движения. На разных этапах обучения соотношение приемов показа и пояснения изменяется. Например, на начальном этапе формирования передачи мяча, когда складываются общие представления о действиях с мячом, ведущую роль играет показ, который обязательно должен быть подкреплен объяснениями. Поэтому в начале обучения передаче мяча целесообразно многократно демонстрировать ее на возможно более высоком уровне. Это создает у детей общее представление об изучаемом действии с мячом.
Для сознательного отношения ребенка к действиям с предметами, необходимо после разъяснения и показа дать ему возможность упражняться, действовать, активно применять полученные знания в игровой деятельности. Например, после объяснения, что высота отскока мяча зависит от прилагаемой силы, ребенку надо дать убедиться в этом: предложить отбивать мяч, меняя высоту отскока. Только при сочетании объяснения техники действий с показом и упражнениями детей в действиях с мячом формируется умение целесообразно пользоваться ими в игровой деятельности.
Ребенок седьмого года жизни в состоянии понять сущность упражнений с предметами. Если упражнения с предметами подбираются и проводятся с учетом возможностей каждого ребенка, они способствуют не только более быстрому формированию навыков владения ими, по также и общему развитию всех детей, как менее подготовленных, так и более сильных.
Существенную роль в обучении играет оценка качества выполнения движений с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка; при этом необходимо отмечать успехи всех детей и подбадривать тех, у кого пока что-то не получается.
В процессе занятий важно уделять внимание формированию морально-волевых качеств (настойчивость, организованность, дисциплинированность, дружеских взаимоотношений (умение приходить на помощь товарищу, сопереживать его успехам и неудачам, быть заботливыми и внимательными друг к другу.
Раздел 3. Организационный
3.1. Формы организации образовательного процесса.
Формы организации образовательного процесса
Форма обучения – специально организованные занятия; игровые упражнения, групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия.
Формы организации обучения:
• Групповая;
• Индивидуальная.
Формы проведения занятий:
• Тренировочные занятия;
• Беседы;
• Спортивные конкурсы.
Способы проверки образовательной программы :
• Повседневное систематическое наблюдение;
• Участие в спортивных соревнованиях;
• Открытые занятия.
Занятия в спортивной секции проводятся с группой детей старшего дошкольного возраста 5 - 7 лет. Количество детей в группе от 12 до 15 человек.
Методы:
Наглядные - показ движения, слуховые и зрительные ориентиры, имитация.
Словесные - объяснение, название упражнения, указания, пояснения, команды,
описание, анализ действия, оценка, вопросы к детям, словесные инструкции.
Практические - выполнение упражнений без изменений и с изменениями,
практическое опробование, проведение упражнений в игровой и
соревновательной форме, выполнение упражнений в различных условиях.
Приемы: упражнение, игра.
3.2 Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов
освоения программы «Художественная гимнастика»
Диагностический материал взят «Ориентировочные показатели физической подготовленности детей 5-7 лет» под ред. М. А. Руновой, 2008 г.
Месяц Контрольные упражнения
Сентябрь 1. Подьем из положения лежа на спине (количество 11-20).
2. Гибкость. Наклоны туловища вперед на скамейке (8-10).
3. Прыжки через скакалку (7-21 раз).
4. Подбрасывание и ловля мяча (26-30 раз)
Май 1. Подъем из положения лежа на спине (количество 14-25).
2. Гибкость. Наклоны туловища вперед на скамейке (8-12).
3. Прыжки через скакалку (15-30 раз).
4. Подбрасывание и ловля мяча (30-50 раз)
3.3. Условия реализации программы
Материально-технические:
Место проведения: физкультурный зал.
1. ТСО: магнитофон, музыкальный центр, телевизор, компьютер.
2. Учебно-наглядные пособия: иллюстрации о спортсменах, о спорте, схемы-таблицы, альбомы журналы.
3 Спортивное оборудование: гимнастическая стенка, гимнастическая скамейка, маты, гимнастические коврики, мячи резиновые (большие, средние, маленькие, обручи, лента, скакалки.
Программно-методическое обеспечение :
Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса
1. Ротерс Т. Т. Музыкально - ритмическое воспитание и художественная гимнастика. Ростов-на-Дону 2001
2. Солонинкова В. А. Упражнения художественной гимнастики. Москва 2000
3. Черемнова Е. Ю. Танцевально-оздоровительные методики для детей. – Ростов-на-Дону 2008
4. Боброва Г. А. Художественная гимнастика.
5. Куду Э. А. О влиянии музыки на образование деятельных навыков в художественной гимнастике. Волгоград 2008
6. Фомина Н. А Сказочный театр физической культуры. Волгоград 2004
7. Глазырина Л. Д. На пути к физическому совершенству. - Минск, 2000
8. Кудрявцев В. Физическая культура и развитие ребенка// Дошкольное воспитание. - № 2. - 2004
9. Муравьев В. А., Назарова Н. Н. Воспитание физических качеств детей дошкольного возраста. - М. : Айрис-Пресс, 2004
10. Нижегородцева Н. В., Шадрикова В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. - М. : ВЛАДОС, 2001
11. Рунова М. А. Двигательная активности ребенка в детском саду. - М. : Айрис-Пресс, 2000
12. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М. : Академия, 2001
13. Тарасова Т. А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста. - М. : ТЦ Сфера, 2005
Приложение
Тематический план.