Получи документы

Консультация «Формирование навыков безопасного поведения детей на прогулке в детском саду»

Галина Ерышова
Консультация «Формирование навыков безопасного поведения детей на прогулке в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«Формирование навыков безопасного поведения

детей на прогулках в детском саду»

Подвижные, как ртуть,

Неугомонные, живые,

Растут они, не ведая забот,

Родительскому сердцу дорогие.

И дети тоже чувствуют, что нет

Гарантий от опасностей и бед.

Но лишь тогда они проявят опасенье,

Коль будут знать,

чего бояться им.

Домокош Варга

Публикация «Консультация „Формирование навыков безопасного поведения детей на прогулке в детском саду“» размещена в разделах

Об актуальности темы безопасности можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу?

Очень важно каждого ребенка подготовить к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями. Необходимо дать детям знания о правильном поведении дома, на улице, в транспорте, в лесу и т. д.

Ребенок должен осознанно действовать в той или иной обстановке. У дошкольников обязательно нужно развивать самостоятельность и ответственность, чтобы в опасные моменты своей жизни они всегда могли адекватно действовать. Ведь столкнувшись с опасной ситуацией, дети начинают ее решать методом проб и ошибок. На это уходит время и не всегда достигается лучший результат. В опасной же ситуации ребенок должен уметь найти быстрое решение проблемы и желательно с наименьшим ущербом для здоровья. Нужно помочь ребенку вступить в мир готовым к любым неожиданностям.

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей в детском саду- дать каждому основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.

Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема для нас, воспитателей, представляется актуальной еще и потому, что каждый день, ежеминутно и ежесекундно, мы отвечаем за сохранение здоровья и благополучия каждого ребенка.

Дети дошкольного возраста любознательны, активно двигаются. Стремятся к самостоятельности и это нередко приводит к травмоопасным ситуациям. Поэтому в дошкольном возрасте важно создать условия в детском саду, которые помогут накапливать опыт безопасного поведения.

Задачи воспитания и развития детей :

1. Обогащение представлений детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми.

2. Ознакомление детей с простейшими способами безопасного поведения в разнообразных опасных ситуациях.

3. Формирование знаний о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

4. Развитие умений и навыков безопасного поведения у детей в разнообразных опасных ситуациях.

5. Закрепление умений и навыков безопасного поведения в условиях специально организованной и самостоятельной деятельности.

6. Развитие осознанности и произвольности в выполнении основных правил безопасного поведения в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми.

7. Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным ситуациям.

Главное, что мы должны сделать в своей работе— это воспитание у ребенка адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях.

Хотим мы этого или нет, но в силу некоторых возрастных особенностей ребенок еще не может обеспечить собственную безопасность. Это должны сделать мы, взрослые. Перечислю эти особенности.

Основные физиологические и психологические особенности

дошкольников.

1. Анатомо-физиологические особенности.

Из-за маленького роста у детей небольшой угол обзора, небольшое поле зрения,поэтому они не способны быстро перевести взгляд с близких объектов на дальние и наоборот. быстро оценить ситуацию.

2. Сложности в управлении поведением, импульсивность.

Эти особенности связаны с невысоким уровнем самоконтроля, в результате чего поступки нередко совершаются под влиянием эмоций.

3. Повышенная двигательная активности.

В сочетании с любопытством и при отсутствии контроля со стороны взрослых она может стать причиной попадания детей в опасные ситуации.

4. Эмоция страха.

Является причиной возникновения множества проблемных ситуаций. В страхогенной ситуации они теряются, впадают в состояние безысходности, незащищенности. Чем труднее ситуация. Тет сильнее в центральной нервной системе развивается торможение.

5. Реакции детей по сравнению со взрослыми замедленны. Например, у взрослого пешехода на то, чтобы оценить обстановку уходит примерно 1 секунда, ребенку для этого необходимо 3-4 секунды. Дети медленно и чаще неправильно принимают решение, так как теряются, не зная, что делать.

6. Дошкольникам трудно распределять и переключать внимание объекта на другой. Кроме того, они реагируют на те звуки, которые им интересны.

7. Дошкольники не способны запомнить или предвидеть все возможные риски техногенной, природной и социальной среды. Ребенок не понимает и не прогнозирует возможные последствия своего поведения, не видит потенциальную опасность.

8. Неадекватность самооценки, переоценка своих возможностей.

Желание выглядеть взрослее зачастую приводит к плачевным последствиям. Таким образом, можно сказать о том, что дошкольники зачастую не обладают возможностями, позволяющими оценить ситуацию, избежать или преодолеть ее последствия.

Прогулка имеет большое значение в плане формирования навыков безопасного поведения детей.

Исходя из своей практики, рассмотрю формы работы с детьми по формированию навыков безопасного поведения

1. В первую очередь, с детьми проводится вступительная беседа на тему: «Правила поведения на участке д/ сада во время прогулки», в ходе которой дети учатся соблюдать правила безопасного поведения на участке д/с. Они должны знать границы своего участка, им напоминается об опасностях, которые могут подстерегать их на участке.

Во время проведения наблюдений предметом особого рассмотрения становятся такие вопросы:

Зима.

-«Осторожно! Скользко!» – дети знакомятся с правилами безопасности в зимнее время-гололед. Они на практике определяют опасные ситуации, проговаривают правила, которые нужно соблюдать, чтобы не получить травму, помогают дворнику посыпать скользкие места песком.

На прогулке особое внимание уделяется вопросу:«Зимой на горке».

Дети учатся подчиняться правилам поведения при катании с горки : не толкаться,ждать своей очереди, спускаться осторожно.

В ходе проведения опытно-экспериментальной работы с сосулькой, обращается внимание на то, что сосульки могут быть опасны для человека, дети учатся предвидеть опасность, формируются навыки безопасного поведения.

Весна. Наблюдения за насекомыми, животными, растениями- продолжаем формировать элементарные представления о способах взаимодействия с данными объектами. Для примера рассматриваем вопрос: «Общение с незнакомыми животными».Детям разъясняем, что контакты с животными иногда могут быть опасными, поэтому нужно заботиться о своей безопасности.

2. Другим структурным компонентом прогулки является индивидуальная работа, дидактические игры. Они непродолжительны по времени, но и здесь формируются навыки безопасного поведения. При отработке с отдельными детьми физических упражнений, которые у них не получаются, обязательно еще раз проговариваются отдельные элементы, которые могут содержать в себе опасность. Есть часть упражнений, где просто необходимо соблюдать технику безопасности.

В рамках использования дидактических игр эффективными являются такие:

«Сгруппируйте опасные и безопасные предметы или объекты (на улице, в природе)»;

«Приведи пример того, что опасно, а что безопасно»;

«Как ты думаешь, что будет дальше, если мальчик (девочка) поступят так.»; и другие.

При проведении таких игр дети учатся запоминать свои действия в ходе игры и анализируют результаты. В д/игре формируются знания об источниках опасности, о мерах предосторожности, действиях в опасных ситуациях, формируются знания об оказании первой помощи.

3. Следующим компонентом прогулок являются подвижные игры. Формирование навыков безопасного поведения детей происходит при организации самих игр и при использовании спортивного инвентаря.

Примеры:

– Игры с мячом («Ловишки с мячом»)-детям объясняется, что догоняя, метиться нужно в туловище, а не в голову.

– Игры с бегом врассыпную. Предупреждаем, что бегаем,не наталкиваясь друг на друга, во избежания столкновений, падений. Для игр отбираем не поврежденный, а исправный инвентарь. П/игры уже сами по себе содержат движение, поэтому при их организации должно быть все четко продумано,чтобы избежать опасных ситуаций.

4. Особый интерес и удовольствие дети получают во время трудовой деятельности. Однако трудовая деятельность сопряжена с опасностью для здоровья детей, если используемый инвентарь и оборудование не соответствуют росту, физическим возможностям, оборудование не должно быть тяжелым и травмоопасным. Поэтому мы тщательно осматриваем оборудование перед выполнением трудового процесса, объясняем правила работы с тем или иным инструментом.

При всяком виде трудовой деятельности воспитатель должен помнить об охране их здоровья: не перегревать детей, вовремя заканчивать работу, следить, чтобы дети не поранили друг друга лопатой, граблями и т. д. .Процесс работы надо организовать так, чтобы обеспечить смену движений, чтобы дети отдыхали.

5. При организации самостоятельной деятельности детей особое внимание следует уделить той категории детей, которые отличаются наибольшей подвижностью, активностью. Такие дети должны в течение всей прогулки находиться под контролем со стороны воспитателя.

Предметом особого разговора должно стать проведение целевых прогулок, экскурсий. Они должны быть тщательно подготовлены, т. к. выход за пределы территории д/сада-это всегда неизведанное, а неизведанное всегда таит в себе определенную опасность.

Экскурсии к перекрестку, дороге, где проводятся беседы о правилах поведения на дороге и в транспорте, о правилах дорожного движения: переходить улицу можно только со взрослым, в строго отведенных местах и на зеленый сигнал светофора. Данный этап имеет большое значение в плане формирования навыков безопасного поведения детей.

Выводы: падения, ушибы, порезы, ссадины, травмы в большинстве своем происходят по прямой или косвенной вине взрослых. «Вакцина против травматизма-воспитание»,- так сказал один из известных ученых. Эта формула адресована, в первую очередь, нам, воспитателям. Воспитывая ребенка и прививая ему навыки безопасного поведения, взрослые ежеминутно должны помнить, что главное- это внушить ребенку уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать определенные правила поведения, он не попадет в опасную ситуацию, а если случиться такое, то найдет из нее выход. Нет большей заслуги, чем сбережение жизни детей, а самое трудное- это научить их беречь свою жизнь.

Публикации по теме:

Конспект родительского собрания «Безопасность детей на улицах города» Подготовка к родительскому собранию: • Воспитатель записывает ответы детей на магнитофон по правилам дорожного движения • Оформление карточек,.

Осенний декадник «Дорога требует дисциплины»Осенний декадник «Дорога требует дисциплины» В нашем детском саду № 1 "Лучик" в старшей группе «Фантазеры», в рамках проведения осеннего декадника «Дорога требует дисциплины» и в рамках.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Формирование навыков безопасного поведения детей на прогулке в детском саду»
Опубликовано: 4 марта 2015 в 10:04
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Формирование навыков безопасного поведения детей на прогулке в детском саду»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Ерышова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД