Любовь Варлачева
Программа дополнительного образования по формированию навыков безопасного поведения для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
«Берегись бед, пока их нет»
Пояснительная записка
Безопасность ребенка – главное, о чем переживают родители. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно всё время водить их за руку, удерживать возле себя. Именно поэтому еще в детском саду необходимо воспитывать у ребенка правила безопасного поведения.
Публикация «Программа дополнительного образования по формированию навыков безопасного поведения для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2015
Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять беспрекословно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснить детям подробно, а затем следить за их выполнением.
Цель:
Сформировать представление воспитанников об элементарных правилах здорового образа жизни, важности их соблюдения для здоровья человека; об опасных и безопасных ситуациях для здоровья, а также их предупреждении.
Задачи:
1. Ознакомление детей с простейшими способами безопасного поведения в разнообразных опасных ситуациях.
2. Развитие осознанности и произвольности в выполнении основных правил безопасного поведения в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми.
3. Обогащение представлений детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми.
4. Формирование знаний о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
Новизна программы
Существует множество программ, направленных на формирование представлений об элементарных правилах безопасного поведения. Новизна данной программы заключается в подборе материалов для организации дополнительной образовательной деятельности воспитанников в ДОУ, ориентированной на обогащение знаний по правилам безопасного поведения в различных ситуациях.
Взаимодействие с родителями
Каждая воспитательная или образовательная задача требует тесного контакта с семьей и полного взаимопонимания родителей и педагога. На протяжении всего дошкольного возраста взрослые должны помочь ребенку сформировать представление о том, как вести себя, чтобы не попасть в не приятную ситуацию. Для этого мы решаем следующие задачи:
1. объединить усилия для развития и воспитания детей
2. повышать педагогическую культуру родителей
3. установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника
4. создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки
Организация дополнительной воспитательно-образовательной деятельности
Программа рассчитана на 1 год, для воспитанников 4-5 лет. Она состоит из 36 часов, продолжительностью 20 минут.
Формы работы
1. Фронтальные и подгрупповые занятия
2. Индивидуальные беседы
3. Тематические беседы
4. Тематические прогулки
5. Выставки
6. Участие в конкурсах
Ожидаемый результат
• сформированы простейшие представления о том, как вести себя в различных опасных ситуациях, в быту, в природе, на улице, в общении с незнакомыми людьми
• повысился уровень познавательного развития
• развиты умения работать в группе, навыки коммуникативного общения
Программа кружка «Берегись бед, пока их нет» состоит из следующих разделов:
1. Правила дорожного движения.
2. Встреча с незнакомцем.
3. Пожарная безопасность.
4. Безопасность дома или все об опасных предметах.
5. Опасные ситуации в лесу и на реке.
6. Будь здоров!
Краткое содержание разделов:
Правила дорожного движения.
Цель: Продолжать знакомить воспитанников с правилами дорожного движения. Подвести к осознанию необходимости соблюдения правил дорожного движения. Формировать навыки безопасного поведения на улице.
Содержание работы: тематические беседы, рассматривание иллюстраций, изготовление макетов, атрибутов для игр, наблюдение на прогулке, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций.
Встреча с незнакомцем.
Цель: Дать детям понятие о незнакомых людях, какие опасности подстерегают их при контакте с незнакомцами. Выработать у детей навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях.
Содержание работы: тематические беседы, рассматривание иллюстраций, наблюдение на прогулке, обыгрывание ситуаций.
Пожарная безопасность.
Цель: познакомить детей с правилами пожарной безопасности, учить осторожному обращению с огнем.
Содержание работы: тематические беседы, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов, презентаций, обыгрывание ситуаций, изготовление атрибутов к играм.
Безопасность дома или все об опасных предметах.
Цель: Продолжать знакомить детей с предметами домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для них.
Содержание работы: тематические беседы, рассматривание иллюстраций, изготовление макетов, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций.
Опасные ситуации в лесу и на реке.
Цель: Развивать у детей основы экологической культуры. Формировать бережное отношение к природе. Довести до сведения детей правила безопасного поведения на природе (река, лед, лес).
Содержание работы: тематические беседы, рассматривание иллюстраций, изготовление макетов, атрибутов для игр, наблюдение на прогулке, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций.
Будь здоров!
Цель: Формировать потребность в здоровьесбережении, воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
Содержание работы: тематические беседы, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов, презентаций, знакомство с новыми подвижными играми, упражнениями, пальчиковой гимнастикой.
Дидактический материал
1. Картотека подвижных игр
2. Картотека дидактических игр по темам:
Правила дорожного движения.
Пожарная безопасность.
Безопасность дома или все об опасных предметах.
3. Серия сюжетных картинок по темам:
• Правила дорожного движения.
• Встреча с незнакомцем.
• Пожарная безопасность.
• Безопасность дома или все об опасных предметах.
• Опасные ситуации в лесу и на реке.
• Будь здоров!
Использованная литература
1. Авдеева Н. Н. Безопасность : учеб. пособие М. : Просвещение, 1998
2. Белая К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников М. : Просвещение, 1998
3. Вдовиченко Л. А. Ребенок на улице: цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста по обучению правилам безопасного поведения на дороге и Правилам дорожного движения. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2008.-97 с.
4. Гарнышева Т. И. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011.-128 с.
5. Данилова Т. И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения. – СПб., издательство «Детство-пресс», 2009.-208 с.
6. Ильин А. А. Первые действия в экстремальной ситуации. – М. : Эксмо, 2003
7. Нефедова К. П. Бытовые электроприборы. Какие они? / Пособие для воспитателей, гувернеров, родителей. – М. : Гном и Д, 2007
8. Полынова В. К., Дмитренко З. С. Основы безопасности и жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы, Игры – СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2010.-240 с.
9. Энциклопедия для детей. Личная безопасность. Меры предосторожности в повседневной жизни. Поведение в экстремальных ситуациях. – М. : Аванта, 2001
10. Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье: метод. Пособие М. :ТЦ Сфера, 2005. -64 с.