Наталья Ефименко
Программа физкультурно-оздоровительного проекта «Солнышко стартует»
▼ Скачать + Заказать документы
ГБОУ ТРОЦ «Солышко»
Программа физкультурно - оздоровительной работы
с детьми инвалидами и детьми с ограничениями жизнедеятельности
«Солнышко стартует!»
За последние двадцать лет численность детей-инвалидов в России увеличилась в 12 раз. В стране около 0,6 млн. семей с детьми-инвалидами и, согласно прогнозам, уже в ближайшие десять лет число их достигнет 1,2 – 1,5 млн. Исследование возрастного состава детей-инвалидов показывает, что самой многочисленной является возрастная группа 10 – 14 лет (47%); на втором месте – дети 5 – 9 лет (29%); на третьем – дети в возрасте 0 – 4 года (14%).Дети от 15 до 18 лет составляют 10% [Государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации». Министерство труда и социального развития РФ. Москва 2006 г. ]. Увеличение численности детей-инвалидов до 14 лет происходит по мере выявления у них заболеваний, приводящих к ограниченным возможностям. Уменьшение их численности в возрасте 15 лет и старше можно объяснить тем, что при оформлении инвалидности используются уже более жесткие критерии.
Публикация «Программа физкультурно-оздоровительного проекта „Солнышко стартует“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа инструкторов по физической культуре
- Солнце, солнышко
- Солнышко. Проекты
- Спорт, физическое воспитание. Проекты
- Физкультура. Программы рабочие и дополнительные
- Темочки
Основные причины роста численности детей-инвалидов в России вызваны неблагоприятными социально-экономическими условиями, с которыми связано: снижение уровня жизни населения и его качественного состояния; ухудшение экологической обстановки; ухудшение условий труда; резкое сокращение потенциала здоровья новорожденных; ухудшение репродуктивного здоровья родителей; утрата культуры здорового образа жизни.
Как считают специалисты, реабилитация детей-инвалидов должна начинаться на самых ранних стадиях болезни, осуществляться непрерывно до достижения в минимально возможные сроки максимального восстановления или компенсации нарушенных функций. В индивидуальных комплексных программах реабилитации детей-инвалидов должны быть отражены не только основные аспекты реабилитации (медицинский, психологический, педагогический, социальный, социально-бытовой, но и реабилитационные меры, их объем, сроки проведения и контроля. Для их реабилитации должна широко применяться спортивно-оздоровительная работа.
Физическая культура и спорт инвалидов способствуют полному раскрытию физических возможностей, позволяют испытать чувство радости, полноты жизни. Человек, имеющий отклонения в физическом развитии, с помощью спорта получает возможность самореализоваться, совершенствоваться как личность, расширить социальные контакты. Занятия по физической культуре направлены на коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепление здоровья, на выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков. В контексте данного проекта развитие двигательной сферы детей рассматривается как:
-источник здоровья, радостных эмоций и переживаний;
-средство разгрузки нервной системы, разрядки умственного и психологического напряжения;
-средство формирования физических качеств (ловкость, быстрота, координация движений, глазомер и т. д);
- развитие координации движений, равновесия, умения ориентироваться в пространстве, и волевых черт характера (настойчивость, выносливость, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца);
- средство повышения работоспособности, а следовательно и важный фактор общей подготовки ребёнка к учебной деятельности.
Все это позволит повысить уровень адаптивной работы и обеспечит успешную социализацию и полноценное участие в жизни общества детей с ограниченными возможностями.
Спорт открывает перед ребенком новые горизонты, учит стойкости и выносливости, заставляет их радоваться жизни, преодолевать страхи и болезни. Возникла мысль к привлечению таких детей к спортивным мероприятиям
Цель и задачи программы
Цель программы : коррекция физического развития детей с особыми образовательными потребностями, реабилитация двигательных функций организма,
реабилитация и социальная адаптация детей - инвалидов средствами физической культуры и спорта, создание условий для занятий физической культурой и спортом, формирование у них потребности в этих занятиях.
Задачи:
Оздоровительные:
• сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
• способствовать развитию опорно-двигательного аппарата;
• создавать условия для удовлетворения естественной потребности детей в движении.
Образовательные:
• формировать у детей представление о здоровом образе жизни;
• развивать выразительность двигательных действий;
• формировать у детей элементарные знания и представления о разных видах движений и способах их выполнения;
• формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки в играх-эстафетах, подвижных играх и основных движениях.
Коррекционно-развивающие:
• корригировать эмоционально-волевую сферу;
• развивать пространственную ориентировку на спортивной площадке.
Воспитательные:
• развивать у детей интерес к играм-эстафетам и физическим упражнениям с использованием разных предметов;
• формирование у детей умения играть дружно, согласовывая свои действия с действиями других; побуждать детей к самостоятельности и умению проявлять активность в играх и упражнениях.
Содержание программы.
Физическая реабилитация — составная часть социальной и профессиональной реабилитации, система мероприятий по восстановлению или компенсации физических возможностей и интеллектуальных способностей, повышению функционального состояния организма, улучшению физических качеств, психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма человека средствами и методами физической культуры, элементов спорта и спортивной подготовки. Ведущее место среди средств физической реабилитации отводится физическим упражнениям, так как двигательная активность - важнейшее условие формирования здорового образа жизни, основа правильного построения медицинской реабилитации, а применение их (физических упражнений) — всегда педагогический, образовательный процесс. В результате спортивно-оздоровительной работы механизмы регуляции нормализуются, совершенствуются, повышая адаптационные возможности организма больного к динамически изменяющимся условиям среды. С одной стороны, оформляются и укрепляются новые или совершенствуются уже существующие двигательные навыки, с другой — развиваются и совершенствуются различные физические качества (сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость, и др., которые определяют физическую работоспособность организма. Никакие другие средства и методы реабилитации не в состоянии заменить физические упражнения. Только в результате их воздействия мы в состоянии восстановить и совершенствовать физическую работоспособность ребенка-инвалида, которая, как правило, заметно снижается при патологических процессах.
Средства физической реабилитации можно подразделить на активные, пассивные и психорегулирующие. К активным средствам относятся все формы физической культуры: разнообразные физические упражнения, элементы спорта и спортивной подготовки, ходьба, бег и другие циклические упражнения и виды спорта, трудотерапия и др. ; к пассивным - массаж, физиотерапия, естественные и переформированные природные факторы; к психорегулирующим - аутогенная тренировка, мышечная релаксация и др.
Компоненты методики физической реабилитации:
1. Используемые средства физического воспитания: ОРУ, направленные на развитие крупных мышечных групп; ОРУ, направленные на развитие мелких мышечных групп; циклические упражнения (бег, ходьба); ациклические упражнения; звуко -речевые упражнения (методика Картушиной); дыхательные упражнения (методика Стрельниковой); подвижные игры (игры средней и малой подвижности); упражнения с предметами и на предметах (фитбол, гимнастические палки, мячи, ленты и т. д.); элементы хореографии (хореографические этюды ритмических танцев, хореография рук).
2. Используемые методы: равномерный (занимающиеся выполняют физические упражнения непрерывно с относительно постоянной интенсивностью); повторный (многократное выполнение упражнения через интервалы отдыха, в течение которых происходит достаточно полное восстановление работоспособности); игровой (упорядоченная игровая двигательная деятельность в соответствии с образным или условным «сюжетом», в котором предусматривается достижение определенной цели многими дозволенными способами, в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуации).
3. Формы проведения занятий: групповая (5-7 детей); малогрупповая (2-3 человека); индивидуальная. В зависимости от рекомендаций врача, диагноза ребенка и его состояния занятия проводятся 4, 2 или 1 раз в неделю.
Одной из форм групповых занятий являются спортивные праздники: Паралимпийские игры «Солнышко стартует» (проводятся 2 раза в год) и спортивные тематические праздники «День космонавтики», «День победы», «День Семьи», «Красный, желтый, зеленый» и т. д., отличительными особенностями которых являются положительное психоэмоциональное состояние, желание общаться и работать в команде, удовольствие, получаемое в процессе соревнований.
4. Игровые методы - используется разработанная картотека игр: дыхательная гимнастика, игровой самомассаж, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, музыкально – игровая гимнастика, творческие игры, словесные игры, психогимнастика, русские народные игры.
В основе программы лежат научно обоснованные оздоровительные методики, адаптированные к определенному возрасту: музыкальная психорегуляция М. Лазарева, методы коррекции зрения В. Базарного; психогимнастические этюды М. И. Чистяковой; дыхательная гимнастика; программа оздоровления дошкольников М. Ю. Картушина «Зеленый огонек здоровья» (методика игрового обучения,психогимнастические этюды М. Чистяковой и др.
Ожидаемые результаты
В результате реализации данной программы ожидается : повышение физического здоровья детей-инвалидов; возможность приобщения их к физкультурной и спортивной жизни; реабилитация и социализация не только детей-инвалидов, но и их семей; социальная интеграция детей-инвалидов в среду здоровых сверстников; приобретение детьми-инвалидами навыков и умений, необходимых для самостоятельной жизни в обществе.
В результате можно заметить, что общество испытывает постоянную потребность формировать необходимые в жизни человека двигательные навыки, развивать до оптимальных уровней его физические способности в интересах труда, обороны, активного отдыха и других видов деятельности. Все эти потребности общества удовлетворяет такой вид активной деятельности, как физическая культура и спорт, особенно людей, имеющих отклонения в физическом здоровье. Предполагаем, что проведение работы по воспитанию у детей - инвалидов стойкого интереса к физическим упражнениям посредством спортивных праздников с эстетическими и эмоционально насыщенными видами двигательной деятельности, с использованием упражнений игрового и неигрового характера с разнообразным инвентарем мобилизует важнейшие адаптационные ресурсы.
Надеемся, что результаты работы программы покажут улучшение психоэмоционального и физического состояния ребенка-инвалида и его семьи, которое является самым значимым мотивом для достижения социальной гармонии.
Итоги:
1. Повышение физического и психического здоровья детей-инвалидов, возможностей приобщения их к физкультурной и спортивной жизни, реабилитация и социализация не только детей-инвалидов, но и их семей, облегчение их социальной адаптации.
2. Пропаганда оптимизма среди детей-инвалидов.
3. Преодоление одиночества и чувства неполноценности у ребят.