Светлана Лазарева
Программа дополнительного образования по познавательному развитию «Почемучки-исследователи» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Программа
дополнительного образования по познавательному развитию
«Почемучки-исследователи»
на 2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими задачи, содержание и формы организации педагогического процесса в дошкольной организации:
Закон Российской Федерации от 26.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Публикация «Программа дополнительного образования по познавательному развитию „Почемучки-исследователи“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, СанПиН 2.4.1.3049-13, утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва. Дата публикации: 19.07.2013;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «О введении ФГОС ДО»;
Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
Направленность дополнительной образовательной программы :
по содержанию: научно-техническая;
по функциональному предназначению: кружковая;
по форме организации: занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (а также игры-путешествия, игры-соревнования);
по времени реализации: годичная.
Занятия проводятся один раз в неделю.
Актуальность проблемы:
На современном этапе развития дошкольного образования формирование познавательного интереса - одна из актуальных проблем детского воспитания.
Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность. Исходя из этого, возникла необходимость создания условий для целенаправленной работы по поисково-познавательной деятельности старших дошкольников. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента: дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.
Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы. Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Детское экспериментирование направлено на развитие поисково-познавательной деятельности детей, что способствует развитию формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Цель программы :
Создание условий для формирования основ целостного мировосприятия ребенка старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования.
Задачи:
Обучающие:
Расширять и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей.
Формировать навыки постановки элементарных опытов и умение делать выводы на основе полученных результатов.
Развивающие :
Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.
Воспитывающие:
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Стимулировать желание детей экспериментировать.
Формировать коммуникативные навыки.
Основные принципы, заложенные в основу программы :
- творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих и исследовательских способностей детей);
- научности (научные сведения);
- доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
- поэтапности (приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
- динамичности (от самого простого к сложному);
- сравнений (разнообразие вариантов заданной темы);
- выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);
- преемственности (учет задач и новообразований следующего возрастного периода);
Методы и приемы организации опытно-экспериментальной деятельности:
эвристические беседы, дискуссии;
наблюдения за объектом;
просмотр адаптированных для детей научно - популярных фильмов;
постановка и решение вопросов проблемного характера;
моделирование (создание моделей об изменениях в живой и неживой природе);
проведение опытов и экспериментов;
фиксирование результатов: наблюдений, опытов, экспериментов;
использование художественного слова;
дидактические игры;
ситуация выбора.
Примерная структура детского экспериментирования:
Ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить.
Предлагает различные варианты ее решения.
Проверяет эти возможные решения, исходя из данных.
Делает выводы в соответствии с результатами проверки.
Применяет выводы к новым данным.
Делает обобщения.
Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей.
Роль педагога во время проведения занятия – экспериментирования:
Показать способ действия или дает косвенные указания к действиям ребенка.
Пробуждать любознательность, интерес детей к исследуемым предметам.
Стимулировать познавательную, самостоятельную поисковую активность.
Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования:
Предварительная работа (наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.
Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.
Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.
Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.
Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.
Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т. д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
Методы и приемы:
Приё мы организации: работа небольшими группами; создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу;
Приё мы активизации умственной активности: включение игровых упражнений; активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми; выполнение нетрадиционных заданий; решение проблемных ситуаций; моделирование и анализ заданных ситуаций.
Приё мы обучения: показ или демонстрация действия в сочетании с объяснением (выполняется с привлечением разных дидактических средств); инструкция для выполнения самостоятельных упражнений; пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок; вопросы к детям.
Форма занятий: занятие проводится с группой детей 1 раз в неделю (во 2-ой половине дня). Продолжительность ООД 25 минут (среда или четверг) с 15.30 по 16.00. Курс занятий рассчитан на 8 месяцев (с октября по май). В октябре и мае проводится диагностика.
Цикл занятий предназначен для детей 5 - 6 лет для всех детей группы. Занятия носят обучающий и развивающий характер, для поддержания интереса у детей используется игровая мотивация.
Содержание программы
№ п/п Тема Содержание Кол-во
занятий
Сентябрь 1 Диагностика Выявить уровень развития детей.
1
2 Вводное занятие.
подвести детей к пониманию причин разнообразия окружающего мира (теория) 1
3 Вводное занятие.
подвести детей к пониманию причин разнообразия окружающего мира (практика) 1
4 Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши — слышать, узнавать различные звуки; нос — определять запах; пальцы — определять форму, структуру поверхности; язык — определять на вкус). (теория) 1
Всего 4 занятия
№ п/п Тема Содержание Кол-во
занятий
Октябрь 1 Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши — слышать, узнавать различные звуки; нос — определять запах; пальцы — определять форму, структуру поверхности; язык — определять на вкус). 1
2 Почему все звучит? подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета. 1
3 Песочная страна выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка. 1
4 Песочная страна выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка. 1
5 Воздух повсюду. Воздух работает. Вертящаяся змейка обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость. дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т. д.) 1
Всего 5 занятий
Ноябрь 1 Опыты с водой. выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес). 1
2 Вода принимает форму. обнаружить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита. 1
3 Подушка из пены развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести). 1
4 Что растворяется в воде? показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ. 1
Всего 4 занятия
Декабрь 1 Опыты с водой. Капиллярные явления. показать, как вода может двигаться внутри растений. «Из стакана в стакан» 1
2 Замерзшая вода выявить, что лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. 1
3 Тающий лед определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится. 1
4 Тающий лед определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится. 1
Всего 4 занятия
Январь 1 Выращивание кристаллов. показать, как выращивать кристаллы из поваренной соли, сахара 1
2 Снежные цветы показать процесс образования снежинок. 1
3 Волшебные магниты.
знакомство со свойствами магнита: притягивать и отталкивать металлические предметы, знакомство с компасом. 1
Всего 3 занятия
Февраль 1 Фокусы с магнитами. выделить предметы, взаимодействующие с магнитом. 1
2 Электризация тел. (Опыты с расческами, шарами, танцующая фольга) рассказать о том, что все предметы имеют заряды и что они могут взаимодействовать между собой. 1
3 Все увидим, все узнаем познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением. 1
4 Что отражается в зеркале? познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать. 1
Всего 4 занятия
Март 1 Свет повсюду. показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер, искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча). 1
2 Свет и тень. познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы. 1
3 Солнечное и лунное затмение. познакомить с образованием тени от небесных тел. 1
4 Солнечные зайчики. понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). 1
Всего 4 занятия
Апрель 1 Юный физик. Постановка экспериментов 1
2 Юный физик Постановка экспериментов 1
3 Юный физик. Постановка экспериментов 1
4 Юный физик Постановка экспериментов 1
Всего 4 занятия
Май 1 Эксперименты на кухне
(Научи яйцо плавать) учить объяснять бытовые ситуации с точки зрения науки 1
2 Эксперименты на кухне
(Секретное письмо) учить объяснять бытовые ситуации с точки зрения науки 1
3 Эксперименты на кухне
(Куда исчез запах) учить объяснять бытовые ситуации с точки зрения науки 1
4 Обобщающее занятие 1
Всего 4 занятия
Всего 36 занятий
Планируемые результаты:
Предметные.
Теория:
Развитие познавательных способностей детей :
Проявляют любознательность к чему – то новому, неизвестному.
Стремятся установить взаимосвязь между предметами окружающего мира.
Разбираются в причинах наблюдаемых явлений.
Практика:
У детей сформированы умения и навыки самостоятельного проведения исследовательской, опытно-экспериментальной работы.
Метапредметные.
Познавательные :
Сформированы умения отвечать на вопросы, выдвигать гипотезы; подводить итог.
Происходит накопление умений и навыков самостоятельного поиска информации и материалов, необходимых для исследований по определенной тематике.
Дети начинают проявлять самостоятельность в обработке собранного материала, проявляют активность в разрешении проблемных ситуаций.
Коммуникативные:
Формируются коммуникативные навыки,
Умение слушать,
Воспринимать информацию,
Эффективно общаться и сотрудничать с детьми в коллективе.
Регулятивные:
Умение организовывать свое рабочее место,
Умение ставить цели,
Планировать свою деятельность.
Личностные:
Трудолюбие, бережливость и аккуратность,
Доброжелательное отношение к окружающим.