Алла Шалласуева
Программа дополнительного образования для детей 6–7 лет по художественно-эстетическому развитию «Юный фантазер»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа дополнительного образования
«Юный фантазер»
для детей
6-7 лет.
Оглавление
Пояснительная записка. 3
Актуальность. 5
Возрастные особенности. 6
Перспективное планирование дополнительной образовательной деятельности. 10
Список использованной литературы. 19
Пояснительная записка.
Публикация «Программа дополнительного образования для детей 6–7 лет по художественно-эстетическому развитию „Юный фантазер“» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Эстетическая деятельность - это духовно-практическая, эмоционально-рациональная активность человека, содержанием которой является построение индивидуальной картины мира через создание выразительных художественных образов, а целью - гармонизация своих отношений с миром, моделирование образа «Я», формирование «Я-концепции творца».
В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новизной, вариативностью, гибкостью, подвижностью. Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей.
Художественная деятельность - специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства.
Художественная деятельность - ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.
Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства в эстетической деятельности.
Цель:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
Задачи:
1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.
2. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
3. Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности.
4. Амплификация (обогащение) индивидуального художественно-эстетического опыта (эстетической апперцепции): «осмысленное чтение» - распредмечивание и опредмечивание художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии (носителем и выразителем эстетического выступает цельный художественный образ как универсальная категория); интерпретация художественного образа и содержания, заключённого в художественную форму.
5. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.
6. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
7. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.
8. Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я-концепции- творца».
Программа «Юный фантазер» рассчитана на 1 год (старший дошкольный возраст). Занятия проводятся 12 раз в месяц с сентября по май уч. года.
Методы, используемые в процессе дополнительного образования:
-беседа
-рассказ
-сказка
-загадки
-рассматривание иллюстраций
-показ образца выполнения последовательности работы
Форма занятий: тематическая совместная деятельность.
Критерии мониторинга:
1. Способен осмысливать связь между элементами творческого образа.
2. Свободно экспериментирует в творчестве, при этом не нарушая целостность образа.
3. Способен воспроизводить образы героев, сюжетов художественных произведений и т. д., увиденных им ранее.
4. Создает индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений.
5. Использует разные материалы и способы создания изображения.
Программа составлена с учетом межпредметных связей по разделам:
1 «Художественное творчество» Непосредственная художественная деятельность, совмещенная с фантазией детей.
2 «Музыкальное воспитание». Использование и изготовление украшений для праздников в группе и музыкальном зале. Развитие эстетического вкуса и восприятия. Ассоциирование поделок с конкретным праздником, мероприятием.
3 «Ознакомление с окружающим миром». Расширение кругозора в процессе наблюдений, экскурсий, в процессе непосредственной образовательной деятельности в ознакомлении с окружающими.
4 «Театрализованная деятельность». Изготовление иллюстраций и декораций для мини постановок. Зарисовывание и изготовление героев театрализованных постановок.
Формы подведения итогов дополнительной образовательной деятельности.
выставки лучших работ
альбом лучших работ
Актуальность.
В современном мире, где рядом с надеждами живёт тревога о судьбах человечества и планеты, наиболее прогрессивно мыслящие люди видят всю важность воспитания будущих поколений в духе гуманизма. Доктор философских наук, эстетик Е. М. Торшилова показывает, что приоритет общечеловеческих ценностей связан с таким более широким и более универсальным, чем идеология, пониманием человека и единства человеческого рода, которое в равной мере базируется на его биологическом, психофизиологическом и культурном единстве.
Актуальность этой проблемы выражается в том, что в условиях эстетического развития и эстетического воспитания, в отличие от других форм воспитания, задействованы все эти уровни развития человека как представителя рода.
Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. «Я убеждён, - пишет один из крупнейших представителей английской теоретической мысли Херберт Рид, - что никогда до сих пор в мировой истории художественное воспитание не было так важно, как теперь, и как оно будет важно для грядущих лет. Я не хочу сказать, что художественное воспитание разрешит все проблемы. Но я думаю, что мы не можем сохраниться как цивилизованная нация, не развивая в значительной мере эстетический элемент жизни».
Возрастные особенности детей 6-7 лет.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. ,
Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.
При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Перспективное планирование дополнительной образовательной деятельности
Кружок «Юный фантазер».
Программное содержание:
Сентябрь
1 «День Знаний» «Кляксография»
(3 часа)
1ч. - знакомство с материалом по тематике ДОД.
2ч. - знакомство с типом нетрадиционной техники рисования.
3ч. - изготовление поделки. Познакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксографии. Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание».
2 «Лето красное прошло» «Кляксография»
(3 часа)
1ч. - знакомство с материалом по тематике ДОД.
2ч. - знакомство с типом нетрадиционной техники рисования.
3ч. - изготовление поделки. Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая впечатления о лете.
3 «Полезные фрукты» Рисование тычком.
(3 часа)
1ч. - знакомство с материалом по тематике ДОД.
2ч. - знакомство с типом нетрадиционной техники рисования.
3ч. - изготовление поделки. Совершенствовать технику рисования акварельными красками (часто промачивать и смачивать кисть, свободно двигать ею во всех направлениях).
Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете.
4 «В садах созрели яблоки» Рисование тычком.
(3 часа)
1ч. - знакомство с материалом по тематике ДОД.
2ч. - знакомство с типом нетрадиционной техники рисования.
3ч. - изготовление поделки. Учить детей рисовать яблоки на ветке, закреплять умение детей наносить один слой краски на другой методом тычка; расширять знания о фруктах, о полезных свойствах продуктах; пробуждать интерес к природе, внимание к её сезонным изменениям.
Октябрь
1 «Осень» Отпечатывание сухих листьев
(3 часа)
1ч. - знакомство с материалом по тематике ДОД.
2ч. - знакомство с типом нетрадиционной техники рисования.
3ч. - изготовление поделки. Познакомить с техникой отпечатывания сухих листьев. Учить детей отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные деревья (большие, маленькие, высокие, низкие, стройные, прямые, искривленные).
2 «Осенний лес» Отпечатывание сухих листьев
(3 часа)
1ч. - знакомство с материалом по тематике ДОД.
2ч. - знакомство с типом нетрадиционной техники рисования.
3ч. - изготовление поделки. Учить по-разному изображать деревья, траву, листья. Закреплять приёмы работы карандашами. Развивать активность, творчество. Продолжать формировать умения радоваться красивым рисункам.
3 «День Народного Единства» Шаблонография
(3 часа)
1ч. - знакомство с материалом по тематике ДОД.
2ч. - знакомство с типом нетрадиционной техники рисования.
3ч. - изготовление поделки. Продолжать знакомить с техникой шаблонографии. Продолжать учить аккуратно обводить заготовленные шаблоны будущего рисунка.
4 «Спасская башня Кремля» Шаблонография
(3 часа)
1ч. - знакомство с материалом по тематике ДОД.
2ч. - знакомство с типом нетрадиционной техники рисования.
3ч. - изготовление поделки. Продолжать знакомить с техникой шаблонографии. Конструкцию башни, форму и пропорции частей. Закреплять способы соизмерения сторон одной части и разных частей. Развивать глазомер, зрительно-двигательные координации. Упражнять в создании первичного карандашного наброска. Формировать общественное представление, любви к Родине.
Ноябрь
1 «моя семья» Ниткография
(3 часа)
1ч. - знакомство с материалом по тематике ДОД.
2ч. - знакомство с типом нетрадиционной техники рисования.
3ч. - изготовление поделки. Познакомить детей с техникой рисования ниткографией. Учить детей определять особенность расположения узора в центре и по краям салфетки (листа, поощрять творческие находки и стремление детей к созданию самостоятельного решения образа.
2 «Платок для мамы» Ниткография
(3 часа)
1ч. - знакомство с материалом по тематике ДОД.
2ч. - знакомство с типом нетрадиционной техники рисования.
3ч. - изготовление поделки. Продолжать знакомить детей с техникой рисования ниткографией. Воспитывать любовь и уважение к родным.
3 «Я в мире человек» Оттиск поролоном
(3 часа)
1ч. - знакомство с материалом по тематике ДОД.
2ч. - знакомство с типом нетрадиционной техники рисования.
3ч. - изготовление поделки. Учить детей рисовать при помощи оттиска поролона соответствующего размера. Закреплять умение удачно располагать изображения на листе.
4 «Мой любимый дом» Оттиск поролоном
(3 часа)
1ч. - знакомство с материалом по тематике ДОД.
2ч. - знакомство с типом нетрадиционной техники рисования.
3ч. - изготовление поделки. Продолжать учить рисовать при помощи техники оттиска. Развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, умение самостоятельно придумывать сюжет. Формировать умение оценивать рисунки.
Декабрь
1 «Зимний лес» Оттиск смятой бумагой
(3 часа)
1ч. - знакомство с материалом по тематике ДОД.
2ч. - знакомство с типом нетрадиционной техники рисования.
3ч. - изготовление поделки. Познакомство с техникой рисования смятой бумагой. Расширить знания о видах и жанрах изобразительного искусства, о пейзаже; дать представления о летнем пейзаже; учить рисовать пейзаж при помощи смятой бумаги.
2 «Новый год» Оттиск смятой бумагой
(3 часа)
1ч. - знакомство с материалом по тематике ДОД.
2ч. - знакомство с типом нетрадиционной техники рисования.
3ч. - изготовление поделки. Продолжить знакомство с техникой рисования смятой бумагой. Учить придумывать содержание рисунка, уметь изображать предметы на переднем и дальнем плане, развивать воображение.
3 «Елочка» Техника граттаж
(3 часа)
1ч. - знакомство с материалом по тематике ДОД.
2ч. - знакомство с типом нетрадиционной техники рисования.
3ч. - изготовление поделки. Познакомить с новой техникой рисования «граттаж». Использовать различные способы рисования. Закрепить знания о свойствах различных изобразительных материалов. Учить рисовать, сочетая в рисунке разные материалы: восковые мелки, гуашь.
4 «Новогодняя ночь» Техника граттаж
(3 часа)
1ч. - знакомство с материалом по тематике ДОД.
2ч. - знакомство с типом нетрадиционной техники рисования.
3ч. - изготовление поделки. Учить детей умению отражать в рисунке признаки праздника – встречи нового года. Закрепить умение создавать композицию. Развивать образное восприятие, творчество.
Январь
1 «Зима» Свеча+акварель
(3 часа)
1ч. - знакомство с материалом по тематике ДОД.
2ч. - знакомство с типом нетрадиционной техники рисования.
3ч. - изготовление поделки. Закрепить умение детей рисовать в технике «свеча+акварель».
2 «Морозные узоры на окне» Свеча+акварель
(3 часа)
1ч. - знакомство с материалом по тематике ДОД.
2ч. - знакомство с типом нетрадиционной техники рисования.
3ч. - изготовление поделки. Закрепить умение детей рисовать в технике «свеча+акварель». Учить детей рисовать по представлению; рассматривать, придумывать и изображать морозные узоры; учить детей работать свечой (или белым восковым мелком).
Воспитывать эстетическое отношение, развивать творчество.
3 «Пурга» Рисование «по-мокрому» и «набрызгом»
(3 часа)
1ч. - знакомство с материалом по тематике ДОД.
2ч. - знакомство с типом нетрадиционной техники рисования.
3ч. - изготовление поделки. Закрепить умение рисовать «по – мокрому». Учить детей передавать образ ветреной снежной погоды в холодной гамме; закреплять знаний детей о цветообразовании; поощрять творческие находки и стремление детей к самостоятельному решению образа.
Февраль1 «Дружба» Монотипия предметная
(3 часа)
1ч. - знакомство с материалом по тематике ДОД.
2ч. - знакомство с типом нетрадиционной техники рисования.
3ч. - изготовление поделки. Закрепить умение рисовать в технике «монотипия». Обогатить содержание изобразительной деятельности детей в соответствии с задачами познавательного развития. Развивать декораторские навыки.
2 «Конфета для друга» Монотипия предметная
(3 часа)
1ч. - знакомство с материалом по тематике ДОД.
2ч. - знакомство с типом нетрадиционной техники рисования.
3ч. - изготовление поделки. Закрепить умение рисовать в технике «монотипия». Учить рисовать раппопортные узоры по всему пространству половины листа бумаги и отпечатывания узора на другую половину листа, путём складывания бумаги. Развитие чувства цвета, ритма, формы. Воспитывать дружеские качства.
3 «День Защитника Отечества» Пластилинография.
(3 часа)
1ч. - знакомство с материалом по тематике ДОД.
2ч. - знакомство с типом нетрадиционной техники рисования.
3ч. - изготовление поделки. Познакомить с техникой «пластилинографии» Показать разные интеграции рисования и лепки. Развивать композиционные умения (размещать «кораблики «в море» по всему листу бумаги).
4 «Военные корабли» Рисование «по-мокрому», отпечатывание поролоном, рисование ватными палочками. Пластилиногра-фия.
(3 часа)
1ч. - знакомство с материалом по тематике ДОД.
2ч. - знакомство с типом нетрадиционной техники рисования.
3ч. - изготовление поделки. Закреплять навыки рисования при помощи совмещения техник нетрадиционного рисования. Воспитывать гордость за свою страну, патриотизм
Март
1 «Международный женский день» Рисование на мятой бумаге
(3 часа)
1ч. - знакомство с материалом по тематике ДОД.
2ч. - знакомство с типом нетрадиционной техники рисования.
3ч. - изготовление поделки. Познакомить с рисованием на мятой бумаге. Формировать нравственные основы: внимание и любовь к близким, желание делать подарки.
2 «Мимоза» Рисование на мятой бумаге
(3 часа)
1ч. - знакомство с материалом по тематике ДОД.
2ч. - знакомство с типом нетрадиционной техники рисования.
3ч. - изготовление поделки. Учить рисовать цветы, расширить знания о цветах, развивать эстетическое отношение к окружающему миру.
3 «Хочу быть здоровым» Ниткография
(3 часа)
1ч. - знакомство с материалом по тематике ДОД.
2ч. - знакомство с типом нетрадиционной техники рисования.
3ч. - изготовление поделки. Познакомить детей с техникой рисования при помощи цветных нитей. Воспитывать уважение к труду; развивать творчество. Продолжать знакомить с полезными продуктами питания.
4 «Фруктовая сказка» Ниткография
(3 часа)
1ч. - знакомство с материалом по тематике ДОД.
2ч. - знакомство с типом нетрадиционной техники рисования.
3ч. - изготовление поделки. Продолжать знакомить с жанром натюрморта. Вызвать эмоциональную отзывчивость, удовольствие от восприятия картины.
Апрель
1 «Матрёшка» Нанесение узоров при помощи рисования пальчиками и ватными палочками.
(3 часа)
1ч. - знакомство с материалом по тематике ДОД.
2ч. - знакомство с типом нетрадиционной техники рисования.
3ч. - изготовление поделки. Ознакомить детей с историей рождения русской деревянной игрушкой; Развивать умение украшать силуэт Загорской матрешки.
2 «Русская сказка — по щучьему веленью.» Нанесение узоров при помощи рисования пальчиками и ватными палочками.
(3 часа)
1ч. - знакомство с материалом по тематике ДОД.
2ч. - знакомство с типом нетрадиционной техники рисования.
3ч. - изготовление поделки. Формировать эстетический вкус и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции разнообразных видов деятельности.
3 «Здравствуй весна» Рисование «по-мокрому»
(3 часа)
1ч. - знакомство с материалом по тематике ДОД.
2ч. - знакомство с типом нетрадиционной техники рисования.
3ч. - изготовление поделки. Создать условия для свободного экспериментирования с акварельными красками и разными художественными материалами.
4 «Весеннее небо» Рисование «по-мокрому»
(3 часа)
1ч. - знакомство с материалом по тематике ДОД.
2ч. - знакомство с типом нетрадиционной техники рисования.
3ч. - изготовление поделки. Учить изображать небо способом цветовой растяжки «по-мокрому». Создать условия для отражения в рисунке весенних впечатлений. Развивать творческое воображение.
Май 1 «День победы» Техника граттаж
(3 часа)
1ч. - знакомство с материалом по тематике ДОД.
2ч. - знакомство с типом нетрадиционной техники рисования.
3ч. - изготовление поделки. Продолжить знакомство с техникой граттаж. Учить детей отражать в рисунке впечатления от праздника Победы
2 «Праздничный салют» Граттаж
(3 часа)
1ч. - знакомство с материалом по тематике ДОД.
2ч. - знакомство с типом нетрадиционной техники рисования.
3ч. - изготовление поделки. Развивать художественное творчество, эстетическое восприятие. Закреплять умение сочетать в рисунке несколько материалов (восковые мелки, гуашь, стеку). Воспитывать чувство гордости за свою страну. Создавать композицию рисунка, располагая внизу – дома, а вверху – салют.
3 «Вена прощается с нами» «Кляксография»
(3 часа)
1ч. - знакомство с материалом по тематике ДОД.
2ч. - знакомство с типом нетрадиционной техники рисования.
3ч. - изготовление поделки. Продолжать знакомить с техникой кляксографии. Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая впечатления о весне.
4 «Здравствуй, лето!» Коллективная работа детей, созданная при помощи совмещения техник (фон листа – «рисование по мокрому», тампонирование; деревья – отпечатывание листьев; дома – шаблонография; и т. п.
(3 часа)
1ч. - знакомство с материалом по тематике ДОД.
2ч. - знакомство с типом нетрадиционной техники рисования.
3ч. - изготовление поделки. Закрепить навыки детей в рисовании при помощи нетрадиционных техник. Продолжать учить детей рисовать коллективно; учить детей применять знания о смещении цветов, о перспективе и т. д. ; учить детей рисовать пейзаж в правильном колористическом решении в соответствии с выбранным временем года.
Список использованной литературы:
•Аллаярова И. Е. «Симфония красок. Конспекты занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста/И. Е. Аллаярова. -М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2006.
•«Знакомство с народным изобразительно-прикладным искусством в ДОУ: Сценарий интеграционных занятий в подготовительных к школе группах» Авт. составитель А. Н. Чусовская. – М. : АРКТИ, 2011. – 72 С. (учимся творчеству).
•“Цветы для мамы”, З. Петрова;
•“1000 загадок”, Н. В. Ёлкина, Т. И. Тарабарина;
•Утробина К. К., Утробин Г. Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаём окружающий мир – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2007.-64 с.»
Програмно-методическое обеспечение
•Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования “От рождения до школы” под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой — М. : МОЗАИКА САИНЕЗ, 2014
•Парциальная программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Лыкова И. А. М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 200