Шамина Галина Евгеньевна
Программа дополнительного образования детей «Дельфинёнок» на 1 год обучения для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Структура программы
Пояснительная записка
Учебно- тематический план кружка
Содержание программы
Методические рекомендации к проведению занятий
Условия реализации программы
Требования к знаниям и умениям обучающихся
Оценка результатов обучения детей
Используемая и рекомендуемая литература
Приложения
Пояснительная записка
Публикация «Программа дополнительного образования детей „Дельфинёнок“ на 1 год обучения для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Дельфин
- Младшая группа
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Формирование здорового поколения - одна из главных стратегических задач развития страны. Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно – правовых документов: Законами РФ «Об образовании», Указом Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», «Конвенцией о правах ребенка», «Федеральные государственные требования» и др.
Одно из основных направлений работы образовательной деятельности МДОУ №458 является физкультурно-оздоровительное, ориентированное на эффективное физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка. В процессе решения этой задачи особое внимание уделяется усилению образовательного потенциала физической культуры через использование альтернативных методов и приёмов, дополняющих и обогащающих традиционные формы детской деятельности в условиях образовательного учреждения. Одна из них – это занятия плаванием. Плавание способствует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечно - сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата, служит одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки ребёнка.
Система обучения плаванию в МДОУ «Детский сад №458 "Золотая рыбка" общеразвивающего вида» рассчитана на 4 года.
К концу третьего года обучения выявляются дети, наиболее склонные к плаванию, которым становится «тесно» рядом с основной массой детей, а одного занятия в неделю – мало. Эти дети готовы воспринять и научиться большему, нежели предлагает «Программа …». Анкетирование родителей показало, что многие желали бы, чтоб их ребенок продолжал заниматься плаванием после окончания детского сада.
Поиск эффективных путей реализации данного направления с учётом современных требований привёл к организации дополнительных платных образовательных услуг по плаванию.
Для оказания дополнительных платных образовательных услуг по плаванию в МДОУ №458 организован физкультурно-оздоровительный кружок «Дельфинёнок».
Таким образом, в ДОУ функционирует кружок «Дельфиненок», предназначенный для дошкольников 6-7 летнего возраста и рассчитанный на 1 год обучения. При разработке программы использовались :
-современные программы обучения дошкольников плаванию
(Т. И. Осокина, Е. К. Воронова);
-литература, касающаяся различных аспектов содержания и методики
преподавания плавания (Н. Ж. Булгакова, Л. Ф. Еремеева,
Ю. Ф. Курамшин и др.);
-26-летний личный педагогический опыт.
Цель программы – Научить детей дошкольного возраста теоретическим и практическим навыкам плавания. Создать условия для гармоничного и психофизического развития с помощью одной из форм дополнительного образования по плаванию.
Задачи:
Оздоровительные:
* Укрепить здоровье детей, содействовать их гармоничному психофизическому развитию;
* Содействовать расширению адаптивных возможностей детского организма;
* Совершенствовать опорно-двигательный аппарат, формирование правильной осанки, повышение работоспособности организма.
Образовательные :
* Формировать теоретические и практические основы освоения водного пространства;
* Учить плавательным навыкам и умениям.
* Развивающие:
* Расширять спектр двигательных умений и навыков в воде;
* Развивать творческое самовыражение в игровых действиях в воде.
* Воспитательные:
* Воспитывать нравственно- волевые качества, настойчивость, смелость, выдержку, силу воли;
* Формировать устойчивый интерес к занятиям по плаванию, обеспечить эмоциональное благополучие при выполнении упражнений в водной среде.
Содержание и структура программы.
Содержание материала каждого занятия направлено на решение нескольких задач, которые взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга, объединяясь в одну общую. Содержание занятий строится в порядке возрастающей трудности, постепенного увеличения нагрузки, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Программа физкультурно-оздоровительного кружка «Дельфинёнок» реализуется в 4 этапа:
I этап (Октябрь)
* Ознакомить детей с водой и ее свойствами.
* Развить интерес и уверенность передвижения в воде.
* Формировать простейшие двигательные умения в воде.
II этап (Ноябрь - Декабрь)
* Развить силу крупных мышц, верхнего пояса, спины, нижнего пояса.
* Формировать навыки и умения держаться на поверхности воды достаточно уверенно.
* Формировать умение выполнять двигательные упражнения (вдох-выдох) самостоятельно.
* Формироввать умение концентрировать внимание и уверенность.
III этап (Январь - Март)
* Развить силу и координацию крупных мышц конечностей.
* Формировать умение овладения базовыми навыками стиля кроль, на груди, на спине.
* Формировать умение плыть на мелкой воде, а затем на глубине.
IV этап
* Закрепить навыки и умения держаться на воде.
* Закрепить навыки и умения плыть (стилем кроль).
* Формировать умения плыть произвольно (собачкой).
* Формировать умения элементарных прыжков в воду (подныривание).
Программа опирается на общепедагогические принципы:
* систематичности - занятия проводятся в определённой системе, регулярные занятия несравненно больший эффект, чем эпизодические;
* доступности, сознательности – формирование устойчивого интереса детей, как к процессу обучения, так и к конкретной задаче на каждом занятии;
* наглядности – создание у детей полного представления о разучиваемых движениях и способствование лучшему их усвоению;
* комплексности и интегрированности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса;
* личностной ориентации – учёт разноуровневого развития и состояния здоровья каждого воспитанника, умение адаптировать содержание к категориям разного возраста;
* сопровождения – систематическое наблюдение за развитием ребёнка и оказание ему своевременной помощи в случаях опережения и отставания в развитии.
Учебно-тематический план
№
Наименование темы:
Количество занятий:
теория
практика
всего
1.
Значение занятий плаванием для человека
1
1
2.
Период адаптации
3
3
3.
Теоретические сведения по каждому стилю плавания
3.1
Плавание способом «кроль на груди» и «кроль на спине»
0,5
17,5
18
3.2
Плавание в ластах
0,5
3,5
4
3.3
Плаванию способом «брасс»
0,5
7,5
8
3.4
Элементы прикладного плавания
0,5
3,5
4
3.5
Плавание способом «баттерфляй»
0,5
5,5
6
3.6
Повороты, спрыгивания
0,5
3,5
4
4.
Спортивные праздники, соревнования
6
6
5.
Аквааэробика (на каждом занятии)
6.
Занятия по «сухому плаванию»
18
18
Всего: 4 68 72
Содержание программы
№
Программное содержание
Игры, задания
№ занятия
I.
1. Теоретические сведения:
«Значение занятий плаванием для человека»
2. Адаптация после каникул:
- подвижные игры
- упражнения на лежание, всплывание:
- поплавок;
- звезда на спине, груди.
3. Скольжение:
- на груди;
- на спине.
4. Выдох в воду.
«Караси и карпы»
«Водолазы»
«Невод и рыбки»
«Салки-нырялки»
«Насос»
«Винт»
1- 4
II.
1. Теоретические сведения:
«Кроль на груди – самый быстрый способ плавания».
2. Обучение плаванию способом «кроль на груди», «кроль на спине» :
- скольжение на груди и спине с работой ног;
- движения ногами согласованно с дыханием;
- движения руками;
- движения руками согласованно с дыханием;
- плавание в полной координации;
3. Текущий контроль.
Аквааэробика
«Торпеды»
«Буксир»
«Сварим уху»
«Охотники и утки»
«Кипятильник»
Эстафета
5-22(18)
III.
1. Теоретические сведения:
«Использование ласт в плавании»
2. Обучение плаванию в ластах :
- плавание на груди;
- плавание на спине.
«Быстрые торпеды»
«Помоги товарищу»
Эстафеты
23-26 (4)
IV.
1. Теоретические сведения:
«Брасс - самый экономичный способ плавания»
2. Обучение плаванию способом «брасс» :
- движения ног;
- движения ног согласованно с дыханием;
- движения рук;
- движения рук согласованно с дыханием;
- плавание в полной координации.
3. Текущий контроль.
Аквааэробика
«Веселые лягушата»
«Как кто плавает»
«Зеркало»
Эстафета
27-34 (8)
V.
1. Теоретические сведения:
«Правила поведения на воде»
«Значение прикладного плавания в жизни человека»
2. Обучение элементам прикладного плавания:
- лежание на спине;
- плавание на боку;
- плавание любимым способом;
3. Текущий контроль.
«Не замерзни»
«Кто дольше под водой»
«Переправа»
«Дождись помощи»
«Доплыви до берега»
Эстафета
35-38(4)
VI.
1. Теоретические сведения:
«История возникновения способа»
2. Обучение плаванию способом «баттерфляй» :
-движения ногами;
- движения ногами согласованно с дыханием;
- движения руками;
- движения руками согласованно с дыханием;
- плавание в полной координации;
3. Текущий контроль.
Аквааэробика
«Как кто плавает»
«Русалочки»
«Путешествие»
Эстафета
39-44(6)
VII.
1. Теоретические сведения:
«Не зная броду, не суйся в воду»
2. Обучение прыжкам, нырянию, поворотам:
- спрыгивание с бортика из положения сидя;
- спрыгивание с бортика из положения стоя;
- ныряние в глубину;
- ныряние в длину;
- ныряние способом брасс;
- ныряние способом кроль;
- поворот боком толчком двух;
3. Текущий контроль.
«Ловцы жемчуга»
«Стая дельфинов»
«Дрессировка дельфинов»
«Кто дальше»
«Пингвины»
Эстафета
45-48(4)
VIII.
1. Праздники, развлечения на воде:
«Осень в гости к нам пришла»
«Игры с медвежонком Умкой»
«День Нептуна»
Тематическое развлечение (по усмотрению инструктора)-23 февраля,
8 марта и т. д.
2. Свободное плавание, любимые игры, занятия.
Согласно сценария
игры по желанию детей
4 сезонных мероприятия
3. Соревнования между воспитанниками группы.
4. Итоговый учет.
Эстафеты
Кроль на груди
Кроль на спине
49-50(2)
IX
«Сухое плавание» в спортивном зале:
- ОРУ;
-ОФП;
- специальные упражнения;
- подвижные игры;
- теоретические сведения
«Караси и карпы»,
«Белые медведи» и др.
Эстафеты
один раз
в неделю
(18 занятия)
Всего:
72
Методические рекомендации к проведению занятий
Обучение плаванию в ДОУ направлено на овладение детьми умениями и навыками, необходимыми для безопорного свободного лежания на воде, развития способности перемещаться в водной среде, не используя плавсредства, но не дает гарантии уверенных действий в открытом водоеме, в глубоком бассейне. Знакомясь с элементами прикладного плавания, посещая городской бассейн, ребенок учится принимать решение и действовать в необычных и неожиданных ситуациях (примерные игровые задания с элементами прикладного плавания смотри в приложении № 1)
Методика обучения плаванию опирается на общепедагогические принципы. Успех, может быть, достигнут лишь в том случае, если будут учтены особенности каждого ребенка.
На изучение каждого блока предполагается в среднем 8 занятий, но инструктор может вносить коррективы в зависимости от степени подготовленности детей.
Классификация занятий может быть различной: образовательной направленности, игровое, занятие-тренировка, занятие-зачет (примерный план-конспект занятия смотри в приложении № 2). Но так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей, игра в любой форме сопровождает каждое занятие (примерные игры смотри в приложении № 3).
Структура и содержание занятия в основном выглядит следующим образом :
I. Разминка на суше – общеразвивающие и специальные подготовительные упражнения, соответствующие задачам занятия – 3-5 минут; теоретические сведения.
II. В воде:
1. Подготовительные упражнения - лежание, дыхательные упражнения, различные передвижения, аквааэробика, подвижные игры – 5 -7минут.
2. Повторение пройденного материала – 3-5 минут.
3. Обучение новому действию, либо совершенствование ранее изученных – 7-10 минут.
4. Игры по желанию детей, контроль – 5 минут.
III. Свободное купание, индивидуальная работа -3-5 минут.
Данная структура, содержание и продолжительность имеет общий характер и может изменяться в зависимости от целей и задач занятия.
Недопустимо занятие, напоминающее тренировку в спортшколе.
Родители приглашаются на открытые занятия, праздники и развлечения на воде, то есть 4—6 раз в год, но могут посещать любое занятие по собственному усмотрению.
Условия реализации программы
Программа рассчитана на обучение и воспитание детей 6-7 лет (то есть после трех лет обучения плаванию).
Количество воспитанников в группе до 10 человек (по требованиям СанПина к малогабаритным бассейнам ДОУ, состав постоянный.
Срок реализации программы : 1 год.
Периодичность занятий: 2 раза в неделю по 30-35 минут в бассейне, 1 раз в неделю по 30-35 минут в спортивном зале (сухое плавание).
Особые условия: в целях качественного освоения программы, в зависимости от оснащения бассейна инвентарем, кроме плавающих и тонущих игрушек, рекомендуется иметь на каждого ребенка:
-доску для плавания;
-калабашку;
-ласты
Ожидаемые результаты в конце учебного года:
а) должны знать:
правила поведения на воде;
значение влияния плавания на организм человека;
основы закаливания;
значение прикладного плавания в жизни человека;
б) должны уметь:
свободно продержаться на воде в течение 1 минуты;
проплывать любым способом 50 метров;
проплывать способом «кроль на груди», «кроль на спине», «брасс» в полной координации 7 метров;
суметь проплыть некоторое расстояние способом «баттерфляй» в облегченном варианте;
увидеть, указать на ошибку товарищу и подсказать пути исправления, осуществлять самоконтроль;
самостоятельно организовать подвижные игры на воде;
по заданию инструктора предлагать игры либо игровые упражнения в зависимости от задач занятия;
придумывать собственные игры или игровые задания;
участвовать в праздниках, соревнованиях на воде.
Оценка результатов обучения детей
В целях оценки результативности занятий, индивидуализации процесса обучения, диагностирования и дальнейшего планирования, производится контроль:
предварительный – для отбора детей в группу;
оперативный – в рамках одного занятия;
текущий – после каждого этапа обучения
(например, таблица № 1)
итоговый – в середине и в конце года (таблица № 2).
сравнительный анализ допускается, но не рекомендуется, т. к. может привести к гонке за результатом
Таблица №1
Оценка плавания способом кроль на груди
№
Фамилия
имя ребенка
Контрольные упражнения
средний балл
движения ног
движения рук
движения ног согласованно с дыханием
движения рук согласованно с дыханием
плавание в полной координации
1.
Иванов Петя
5
4
5
5
5
4,8
Таблица № 2
Оценка результативности плавательных действий, необходимых для дальнейшего обучения плаванию
№
Фамилия
имя ребенка
Параметры
средний балл
выдох в воду 8 раз подряд
скольжение на груди
скольжение на спине
лежание на спине 1' поддерживая движениями рук и ног
плавание 10 м
1.
Иванов Петя
4
5
5
5
5
4,8
Уровни оценки:
Высокий – 5
Средний – 4
Низкий – 2-3
Итоги оценки анализируются и доводятся до сведения родителей.
Приложение № 1
Примерные игровые задания
с элементами прикладного плавания
«Не замерзни»
Потерпев крушение, корабль пошел ко дну. Вода очень холодная. Необходимо продержаться на воде, постоянно двигаясь, чтобы не замерзнуть, 30—60 сек. до прихода спасательной шлюпки.
«Дождись помощи»
Заплыв далеко от берега и почувствовав, что силы на исходе, ты должен продержаться на воде, лежа на спине, 30-60 сек. для восстановления сил в ожидании помощи.
«Доставь письмо»
Ребятам предлагается переплыть «реку», держа в руке над водой «письмо» так, чтобы оно не намокло.
Приложение № 2
Примерный план- конспект
игрового занятия «Растишка»
Количество детей : 8 – 10 человек
Инвентарь: ласты – по количеству детей, игрушка «оса», доска для плавания – по количеству детей.
Цель: оптимизировать адаптационный период; повторить ранее изученные действия в воде; настроить детей на дальнейшее обучение.
Задачи:
1. Учить плаванию в ластах.
2. Совершенствовать ранее изученные действия: лежание, скольжение, выдох в воду, движения ногами способом «кроль на груди».
3. Развивать чувство равновесия в воде, органы дыхания.
4. Воспитывать решительность, самостоятельность, внимательное отношение к товарищам.
Ход занятия:
I. Приветствие детей. Разминка суше:
1. «Вытягиваем позвоночник» - стоя у стены – пятки, ягодицы и затылок прижаты к стене – поднять прямые руки вверх, потянуться.
2. «Ножки плавают» -
а) в упоре сидя сзади на бортике, ноги вытянуты, носки натянуты – двигать ногами как при плавании способом «кроль на спине»;
б) лежа на животе на бортике, ноги вытянуты, носки натянуты – двигать ногами как при плавании способом «кроль на груди».
3. «Ловцы жемчуга» - сделать вдох, задержать дыхание на 5 – 10 минут.
4. Подготовительное упражнение к обучению плаванию в ластах – «Красим забор» - в упоре сидя сзади на бортике выполнять движения стопой, словно пальцы - это кисть маляра.
II. В воде:
1. Разминка: аквааэробика под песню «Море» музыка Мераба Парцхаладзе слова Нины Соловьевой.
2. Инструктор. Молодцы, дети. Вы подросли, научились выполнять сложные движения в воде. Сейчас вы смелые. Но я помню, как вы пришли сюда впервые – маленькие, робкие, многие боялись воды, и мы играли тогда в самые простые игры. Вы это помните?
Ответ детей.
Инструктор. Я предлагаю сегодня всем вспомнить, как вы росли. Итак, начинали мы с умывания.
Игра «Водичка – водичка, умой моё личико!» - 1 раз
Рано утром мы встаем,Чтобы глазки блестели,
Умываться все идем:Чтобы щечки краснели,
Водичка – водичка,Чтобы кусался зубок
Умой мое личико!И смеялся роток.
Дети набирают в руки воду и умываются под эти слова.
Инструктор. Умылись детки, и пошли гулять.
Игра «Солнышко и дождик» - 1 -2 раза
Инструктор. Солнышко согрело землю и на лужайку вылетела оса.
Игра «Оса» - 1 – 1,5 минуты
Описание. Инструктор выборочно пытается посадить осу на ребенка, ребенок в это время погружается в воду.
Инструктор. Солнышко согрело и море, и морская звезда расправила свои щупальца и лежит неподвижно.
Упражнение «Звезда» - 2 – 3 раза
На задержке дыхания дети ложатся на поверхность воды – подбородок прижать к груди, руки в стороны, ноги врозь.
Инструктор. Рядом со звездой мягко проскользил кальмар – оттолкнется щупальцами, вытянет их и скользит.
Упражнение «Скольжение» с доской 2 – 3 раза
И. п. - доска в вытянутых руках. Подбородок прижат к груди. Дети отталкиваются ногой от бортика, выполняют скольжение.
Инструктор. А капитаны в это время отправили в плавание свои корабли.
Упражнение «Торпеда» с доской 2 – 3 раза
Повторить предыдущее упражнение, но двигать ногами как при плавании «кроль на груди».
Инструктор. На корабле авария. Корабль получил пробоину и трюм наполняется водой. Включайте насосы, откачиваете воду!
Игра «Насос» - 1 -2 минуты
Дети стоят парами, взявшись за руки, лицом друг к другу. Поочередно приседая, они погружаются в воду с головой, производя выдох. Выполнять не менее 4 – 5 раз подряд.
Инструктор. Молодцы! Откачали воду. И теперь за работу возьмутся водолазы. А вы знаете, что водолазы работают в ластах.
3. Дети одевают ласты.
Упражнения в ластах – 5-6 минут
Сидя у бортика – «Красим забор» - поочередно правой и левой ногой, колени не сгибать.
Лежа на спине, держась за бортик – то же.
Лежа на груди, держась за бортик – то же.
Оттолкнувшись от бортика – проплыть до противоположного бортика. Сначала поперек, затем вдоль бассейна.
Инструктор. Молодцы! Хорошие водолазы из вас получатся! На следующем занятии мы посмотрим, кто из вас будет самым быстрым водолазом. А сейчас можно плавать свободно и показать, чему вы научились за лето.
Свободное плавание
III. Выход из воды. Подведение итогов.
Приложение № 3
Примерные игры на воде
«Примерь шляпу»
Цель: научить погружаться с головой в воду, открывать глаза в воде, ориентироваться под водой; развивать органы дыхания.
Описание:дети свободно занимают площадь бассейна; на воде лежат плавающие кольца 15-20 см. Выполнив вдох, дети подныривают под кольцо, стараясь одеть его на голову без помощи рук.
Вариант: кто выполнит задание быстрей, по сигналу инструктора.
Правила: не придерживать кольцо руками; не мешать товарищам.
Методические рекомендации: при разучивании игры кольцо должно располагаться непосредственно перед ребенком. Для усложнения – положить на расстояние 1—2 метров.
«Путешествие, или кто как плавает»
Цель: научить движениям ног и туловища способом «баттерфляй», совершенствовать ныряние.
Описание:дети «занимают свои места на корабле» - стоят вдоль бортика, разомкнувшись.
Инструктор: мы путешествуем в открытом океане. Посмотрите, как плывут дельфины – ныряют и выныривают.
Дети выполняют ныряние при помощи взмаха руками.
Инструктор: а сейчас наш корабль приближается к берегам Антарктиды. Посмотрите, как ныряют пингвины!
Из исходного положения руки вдоль туловища дети ныряют толчком двух.
Инструктор: наш корабль приближается к сказочному острову, где живут русалочки. У русалочки рыбий хвостик, поэтому она плавает не так, как вы. А как?
Дети выполняют движения как при плавании способом «баттерфляй» без выноса рук.
Вариант: Для показа можно выбрать ребенка с хорошим исполнением задания. Допустимо обсуждение выполнения.
Методические рекомендации. Все движения выполняются в одном направлении, по сигналу, не мешая товарищам, к противоположному бортику и обратно.
«Зеркало» (Т. И. Осокина)
Цель: развивать творческое воображение, самостоятельность в выборе игровых заданий, способность к оценке товарищей.
Описание:
Дети: Видим в зеркале друг друга:
«Эй, ребята, не зевай!».
Инструктор: То, что (Лена) нам покажет,
Дети: Будем дружно выполнять!
Указанный ребенок выполняет какое-либо плавательное действие. По команде остальные повторяют его «как отражение в зеркале».
Вариант: ребенок оценивает качество выполнения (авт.)
Правила: не мешать товарищам.
Методические рекомендации: Текст целесообразно повторять один раз, в дальнейшем – последние две строчки. Поощрять творчество детей.