НАДЕЖДА СОРОКИНА
Программа дополнительного образования детей художественно-творческой деятельности технической направленности «Фантазёры»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор-составитель программы :
старший воспитатель Сорокина Н. А.
возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации программы : 1 год
Пояснительная записка.
В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.
Публикация «Программа дополнительного образования детей художественно-творческой деятельности технической направленности „Фантазёры“» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного образа и самостоятельному созданию выразительного образа. Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста.
Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания оригинального образа адекватными выразительными средствами. Движение от простого образа- представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы социальной и духовной культуры.
Бумага – универсальный материал для художественного творчества. Красочная, разнообразная по своим свойствам, доступная в обработке детям любого возраста, она используется во многих художественных техниках. Конструируя из бумаги, ребёнок учится не только различать внешние качества предмета, образа (форму, величину, строение и пр.); у него развивается познавательные и практические действия.
В конструировании ребёнок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии он осуществляет и анализ и синтез).
В деятельности, направленной на достижение определённой цели, соревнуются не только сама эта деятельность, но и зрительное восприятие ребёнком окружающего мира. Оно становится более целенаправленным. Создаётся также предпосылка для приобретения способности уже в дошкольном возрасте производить более глубокий зрительный анализ модели и предмета. Таким образом, формируется способность сравнивать, производить зрительный анализ, включая в процесс восприятия процессы мышления.
Художетвенная техника создания аппликаций и объёмных игрушек из узких полос бумаги, скрученных в виде спиралек и склеенных между собой (квилинг, не только интересна и доступна детям, но и очень полезна для развития мелкой моторики руки и творческих способностей. Изображениями в этой технике (изящными цветами, диковинными узорами, сказочными персонажами, зверями, рыбками и птичками) можно украшать открытки, альбомы, шкатулки, рамочки для фотографий.
Дети дошкольного возраста очень охотно выполняют изделия в технике квилинга, несмотря на то, что на начальном этапе обучения процесс бумагокручения кажется довольно сложным. Но уже после выполнения нескольких работ ребёнок достаточно легко справляется с накручиванием бумажной полоски на инструмент и увлекается превращением заготовки в ту или иную форму, а затем и в различные изображения.
Для успешной организации занятий по обучению художественной технике квиллинг необходимо учитывать возрастные особенности детей : прежде всего, надо позаботится о том, чтобы поделка была практически значима для ребёнка и он мог её использовать в качестве сувенира или игрушки.
Кроме того, работа не должна быть особенно сложной, утомляющей малыша, для этого первые поделки должны состоять из небольшого количества деталей или можно предложить ребёнку вырезать из бумаги отдельные детали.
Удачной формой организации занятий по созданию аппликаций, детали которой выполняются в технике квиллинг, является коллективная работа.
Программа имеет художественно-эстетическую и конструктивную направленность и разработана на основе пособия для воспитателя детского сада З. В. Лиштван «Конструирование», А. Н. Малышевой и Н. В. Ермолаевой «Аппликация в детском саду» и И. В. Новиковой «Квиллинг. Бумажные поделки в детском саду. Удивительные вещи – своими руками».
Автор программы – старший воспитатель Сорокина Н. А.
Цель и задачи программы :
Целью программы является саморазвитие и развитие качеств личности ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность, обеспечивающую социальную адаптацию ребёнка и развитию его конструктивных способностей.
Основные задачи:
Развитие художественно-творческих и конструктивных способностей ребёнка.
Формирование осознания значимости собственной личности за счёт оценки результатов продуктивной деятельности.
Формирование навыков общения, умения работать в коллективе.
Развитие зрительного восприятия (цвет, величина, форма, пространственные представления).
Формирование функции руки опорной, указывающей, отталкивающей, хватательной как основы манипулятивной деятельности.
Развитие сенсомоторики – согласованности движений руки и глаза.
Развитие внимания, памяти, речи.
Развитие мышления через формирование умений планировать свою деятельность.
Коррекция эмоционально-волевой сферы и поведения: развитие ответственности, самостоятельности, настойчивости, самоконтроля и самооценки.
Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
Формирование способности сравнивать, производить зрительный анализ, включая в процесс восприятия процессы мышления.
Расширение представления детей о материальной, духовной культуре русского народа, роли искусства в жизни человека.
Дидактические принципы построения и реализации
Программы :
Общепедагогические принципы: культурособразности, сезонности, систематичности и последовательности, цикличности, оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса, природособразности, принцип интереса.
Специфические принципы: эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом, взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности, интеграции различных видов художественной деятельности, взаимосвязи обобщённых представлений и общественных способов действий, направленных на создание выразительных художественных образов.
Методы:
Метод эстетического убеждения и выбора, направленные на формирование эстетического вкуса;
Метод разнообразной художественной практики;
Метод создания игровых творческих ситуаций, пробуждающих интерес к продуктивной деятельности.
Срок реализации программы – 1 год
Возраст детей : 6-7 лет.
Формы и режим занятий:Программа предполагает проводить занятия- 2 раза в неделю – 60 часов в год.
Занятия проходят с октября по май с новогодними каникулами.
Наполняемость группы от 12 до 20 человек. Форма организации обучения – групповая. Наряду с групповой формой работы осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к обучаемым.
Продолжительность занятий: 2 раза в неделю по 25-30 минут.
В результате обучения и развития по программе ребё нок должен уметь :
-организовывать своё рабочее место;
- планировать собственную деятельность;
- сопоставлять явление природы, окружающей жизни, быта с их изображением в искусстве;
- уметь переносить свои впечатления об окружающем мире в художественную деятельность;
- работать в коллективе сверстников.
В аппликации:
-самостоятельно выбирать способы создания выразительного образа, овладеть ленточным способом получения многофигурных симметричных изображений, способом вырезания из бумаги, сложенной несколько раз по диагонали, использовать в работе бросовый и природный материал.
В конструировании из бумаги и дополнительных материалов.
Название конструктивной деятельности происходит от латинского слова constructio-построение.
Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, бросового материала и природного материала) разнообразные игровые поделки. Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности ребенка.
Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов является более сложным видом конструирования в детском саду.
-освоение детьми новых способов работы: складывание квадратного листа бумаги на шестнадцать маленьких квадратиков; изготовление выкройки разных игрушек; деление листа бумаги по диагонали; черчение круга с помощью шнурка и карандаша; изготовление игрушки путём складывания листа бумаги в разных направлениях; изготовление бумажных объёмных форм, которыми на занятии и в играх дети пользуются как готовыми деталями для создания объёмных игрушек (автомашин, ёлочных игрушек и др.); устойчивое крепление вращающихся колёс у объёмных игрушек. Накапливание детьми опыта изготовления разных игрушек из новых форм, умение видеть на выкройке объёмную поделку и находить в окружающем предметы, у которых основная часть похожа на новую форму, освоение процесса заготовки выкройки, из которой потом делают игрушку. Дети учатся контролировать свои действия: хорошо ли сделаны сгибы; точно ли по сгибам сделаны надрезы; правильно ли наклеены детали; нужные ли части выкройки намазаны клеем; в ходе работы находить ошибку и исправлять её.При определении программного содержания занятия следует опираться на имеющийся опыт детей, постоянно усложняя учебные задания, развивая способность самостоятельно решать посильные конструктивные задачи.
В квиллинге:
Накручивание бумажной полоски на инструмент и превращение заготовки в ту или иную форму, а затем и в различные изображения. Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.
Ожидаемые результаты работы
Решение задач данной программы поможет детям овладеть основными приемами в технике «бумажная пластика» : разрывать и сминать бумагу, накручивать полоски бумаги, согласовывать свои усилия и действия, передавать образ предмета, явления окружающего мира. Освоению навыков работы с клеем, и самое главное разовьют умелость рук, мелкую моторику, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.
Дети будут знать:
- о разнообразии бумаги, из которой можно делать поделки;
- о свойствах и качествах различной бумаги;
- о способах соединения деталей между собой;
- о технике безопасности во время работы с ножницами, клеем.
Дети будут уметь:
- работать различными приемами с бумагой;
- планировать свою работу;
- договариваться между собой при выполнении коллективной работы;
- создавать индивидуальные работы;
- анализировать, определять соответствие форм, цвета, размеров, цвета, местоположения частей.
Итогом в реализации программы является выставки детских работ в детском саду;
дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам); составление альбома лучших работ.
Примерный перечень занятий по программе «Фантазёры».
№ Вид деятельности Название НОД
1. Конструирование из бумаги Тема: Осенний лес
Цели: Познакомить детей с понятием объемной аппликации. Изготовить коллективную объемную аппликацию на листе бумаги
2. Объёмная аппликация. Тема: Зонтик
Цели: Изготовление зонтика способом объемной аппликации. Наблюдение за погодой, соотношение ее с временем года.
3. Квиллинг Просмотр презентации «Чудо квиллинг».Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы. Дети самостоятельно размечают лист бумаги и вырезают полоски для работы разного цвета.
4. Объёмная аппликация. Тема: Ёжик
Цели: Создать объемную аппликацию ежика, используя способ изготовления астры. Закрепить навык складывания бумаги «юбочкой», нарезание краешков «лучиками», развивать воображение, мелкую мускулатуру рук
5. Конструирование из бумаги Тема: Матрешка
Цели: Закрепить навык складывания бумаги способом «гармошки». Научить делать матрешку.
Воспитывать интерес к бумажной пластике. Привлекать детей к изготовлению украшений к празднику. Знакомить с традициями русского народа
6. Квиллинг Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы. (2 занятие) Дети самостоятельно размечают лист бумаги и вырезают полоски для работы разного цвета
7. Объёмная аппликация. Тема: Осенняя ветка
Цели: Познакомить детей с новым видом объемной аппликации, объединяющим два способа складывания бумаги: «книжкой» и «гармошкой». Развитие воображения через воспитание наблюдательности.
8. Конструирование из бумаги Тема: Дары осени – фрукты
Цели: Научить делать аппликацию с фруктами. Способствовать развитию мелкой мускулатуры рук. Воспитывать интерес к бумажной пластике.
9. Квиллинг Тема: «Берёзки»
Основные формы “завитки”.Дети с помощью взрослого, а затем самостоятельно выполняют форму «завиток». Конструируют из этой формы.
10. Объёмная аппликация. Тема: Астры
Цели: Изготовление цветка астры. Закрепить способ многослойности Учить детей складывать бумагу, ножницами придавать нужную форму, формировать из деталей объемную аппликацию. Развивать цветовое восприятие.
11. Конструирование из бумаги Тема: Звезда
Цели: Научить детей делать из бумаги звездочку. Способствовать развитию навыков конструирования.
12. Квиллинг Основные формы «глаз», «лист». Дети самостоятельно выполняют формы «глаз», «завиток». Конструируют из этих форм.
13. Конструирование из бумаги Тема: Веточка ели
Цели: Изготовление веточки ели. Создание праздничного настроения и украшение группы к празднику.
14. Объёмная аппликация. Тема: Ёлка
Цели: Научить детей склеивать из цветной бумаги объемную елку. Развивать пространственное восприятие, поддерживать интерес к бумажной пластике.
15. Квиллинг Основные формы «полукруг», «стрела». Дети самостоятельно выполняют формы «полукруг», «стрела». Конструируют из этих форм.
16. Объё мная аппликация Тема: Ёлочные игрушки из «гармошки»
Цели: Показать детям, как из обычной цветной бумаги сделать необычные игрушки на елку. Воспитывать культуру общения, навыки сотрудничества. Развивать мелкую мускулатуру рук.
17. Конструирование из бумаги Тема: Карнавальные очки
Снежинки
Цели: Склеивание очков и снежинок Воспитывать интерес к бумажной пластике. Наклеить снежинки на окна к празднику из полосок.
18. Квиллинг Тема: Белая берёза. Дети упражняются в приёме накручивания узкой длинной полоски на карандаш или палочку. Используют получившиеся спиральки для выполнения объёмной аппликации.
19. Объё мная аппликация Тема: Снеговик и елочка
Цели: Изготовление снеговика и елочки, закрепление способов склеивания из полосок и шаров. Создание праздничного настроения и украшение группы к празднику.
20. Конструирование из бумаги Тема: Снежинка
Цели: Научить детей делить круг на 6 и 12 частей, вырезать снежинку. Познакомить с новым способом аппликации
21. Квиллинг Тема: Золотая рыбка. Дети знакомятся с техникой квиллинг способом выполнения приёма "таблетка". Упражняются в накручивании "таблетки" и использовании их в коллективной аппликации.
22. Объё мная аппликация Тема: Снегурочка
Цели: Создать объемную аппликацию «Снегурочка» используя бумагу и вату. Показать детям новый способ аппликации. Способствовать развитию у детей воображения, умения использовать в аппликации дополнительный материал.
23. Конструирование из бумаги Тема: Рождественская звезда
Цели: Научить детей делать из бумаги звездочку. Способствовать развитию навыков конструирования.
24. Квиллинг Тема: Бусы для куклы. Дети продолжают упражняться в выполнении приёма квиллинга "таблетка" .Накручивают полоски на зубочистки и используют полученные заготовки в аппликации и в объёмных поделках.
25. Объё мная аппликация Тема: Зимняя сказка
Цели: Помочь детям, используя приобретенные навыки работы с бумагой, создать то, что они задумали. Развивать у детей самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа
26. Конструирование из бумаги Тема: БарашекУчить детей обрывать кусочки белых салфеток и скатывать шарики в комочки, аккуратно намазывать небольшой участок формы клеем и приклеивать их на подготовленную основу.
27. Квиллинг Тема: Основные формы «полукруг», «стрела». Дети самостоятельно выполняют формы «полукруг», «стрела». Подготавливают эти формы для будущих композиций.
28. Объё мная аппликация Тема: Алые паруса
Цели: Научить детей с помощью аппликации создавать корабль с объемными парусами. Познакомить детей с различными видами морских кораблей. Способствовать развитию навыков конструирования.
29. Конструирование из бумаги Тема: Сердечки ко дню Валентина Закреплять способ конструирования - изготовление поделок из полосок; учить детей правильно отбирать длину полосок в соответствии с предназначением поделки;
30. Квиллинг Тема: Открытка – валентинка. (1-ое занятие)Дети самостоятельно разрабатывают дизайн своей открытки. Выполняют необходимые заготовки.
31. Квиллинг Тема: Открытка – валентинка. (2 занятие) Дети продолжают выполнять необходимые заготовки.
Собирают открытку.
32. Конструирование из бумаги Тема: Коллективная работа «Тюльпаны на клумбе» Изучить складывать из бумаги цветок тюльпана на основе простого квадрата;
33. Конструирование из бумаги Тема: Мимоза для мамыЗакреплять умение складывать из бумаги цветок тюльпана на основе простого квадрата;
34. Квиллинг Тема: Открытка для мамы. (1 занятие) Дети разрабатывают дизайн открытки. Делают эскиз.
35. Квиллинг Тема: Открытка для мамы. (2 занятие) Дети собирают открытку. Работа выполняется индивидуально.
36. Квиллинг Тема: Открытка для мамы. (3 занятие) Дети собирают открытку. Работа выполняется индивидуально.
37. Конструирование из бумаги Тема: Автобус. Упражнять детей в умении сгибать бумагу разной формы пополам, вчетверо. Вырезать нужные детали, формировать поделку.
38. Конструирование из бумаги Тема: Коробочка. Совершенствовать умение детей делать игрушки по готовой выкройке, аккуратно надрезая, складывая и склеивая её; воспитывать внимательное отношение к товарищам.
39. Конструирование из бумаги Тема: Сказочный домик. закреплять ранее полученные умения работать с бумагой, передавая в ней сказочный образ домика.
40. Конструирование из бумаги Тема: Стол и стул. Показать детям новый способ использования коробочек; учить делать по образцу воспитателя предмет; учить разрезать поделку для изготовления ножек стула.
41. Квиллинг Цикл творческих работ. Коллективные работы с использованием техники квиллинга. Дети разрабатывают дизайн задуманной работы. Делают эскиз. Самостоятельное выполнение необходимых заготовок.
42. Квиллинг Цикл творческих работ. Коллективные работы с использованием техники квиллинга. Дети разрабатывают дизайн задуманной работы. Делают эскиз. Самостоятельное выполнение необходимых заготовок.
43. Квиллинг Цикл творческих работ. Коллективные работы с использованием техники квиллинга. Дети разрабатывают дизайн задуманной работы. Делают эскиз. Самостоятельное выполнение необходимых заготовок.
44. Конструирование из бумаги Тема: Подснежники
Цели: Изготовить корзину с подснежниками. Способствовать формированию навыков деления круга на 6 частей и использование это при изготовлении поделок, Воспитывать старательность, аккуратность.
45. Конструирование из бумаги Тема: Букет из веток вербы и березы в воде
Цели: Создать букет из веток вербы и березы. Напомнить способ придания бумаге формы листочка. Учить детей создавать композицию из кусочков бумаги. Развивать моторику пальцев. Способствовать развитию навыков конструирования, воображения.
46. Объё мная аппликация Тема: Экзотические рыбки. Дети учатся вырезать на глаз простые по форме предметы, аккуратно наклеивать элементы аппликации. располагая их в определённом порядке.
47. Объё мная аппликация Тема: Мимоза
Цели: Создать открытку с весенним цветком – мимозой. Напомнить детям способ скатывания бумаги. Сформировать навыки детей из кусочков бумаги скатывать шарики, составлять композицию. Вызвать желание сделать красивый подарок для мамы.
48. Конструирование из бумаги Тема: Мать - и - мачеха
Цели: Научить делать из бумаги цветок мать-и – мачехи. Закрепить умение скатывать и скручивать бумагу, развивать мелкую мускулатуру рук.
49. Объё мная аппликация Тема: Букет сирени
Цели: Научить детей из бумаги делать объемную аппликацию сирени. Учить детей оформлять свою работу красиво, развивать эстетический вкус фантазию. Развивать любовь к природе, желание передавать ее красоту в аппликации
50. Объё мная аппликация Тема: Терем-теремок. Повторить с детьми все изученные приёмы, дать возможность проявить фантазию, самостоятельность, вызывать у ребёнка желание продолжать заниматься, создавать новое.
51. Объё мная аппликация Тема: Нарциссы в вазе
Цели: Сделать панно «Нарциссы в хрустальной вазе». Развивать у детей эстетическое восприятие, учить видеть красоту цветов, передавать их путем аппликации.
52. Конструирование из бумаги Тема: Гвоздика
Цели: Научить детей делать из бумаги гвоздики. Развивать у детей интерес к окружающему, наблюдательность, закреплять умения вырезать различные формы.
Литература:
З. В. Лиштван "Конструирование"- пособие для воспитателя детского сада.
А. Н. Малышева, Н. В. Ермолаева "Аппликация в детском саду"-в помощь воспитателям и родителям.
Н. В. Новикова "Квиллинг. Бумажные поделки в детском саду".в помощь воспитателям и родителям.