Оксана Карпухина
Рабочая программа дополнительного образования для детей школьного возраста с умственной отсталостью (содержание)
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание первого года обучения с детьми
с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
(от 7 – 10 лет)
Диагностическое обследование
Проводится в ходе занятий, режимных моментов, прогулках, через беседы, практическую деятельность.
Игровая деятельность (23ч)
Знакомство с игрушками, предметами и действиями с ними. Знакомство детей с сюжетными, дидактическими и подвижными играми.
Публикация «Рабочая программа дополнительного образования для детей школьного возраста с умственной отсталостью (содержание)» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
Формирование у детей интереса к участию в играх.
Предметно - отобразительные игры (6ч)
Воспитываем у детей интерес и эмоционально-положительное отношение к предложенным предметам и сюжетно-образным игрушкам (куклы, игрушечные животные, бытовая и транспортная игрушка).
Учим сооружать простые постройки из строительного материала (кубики, кирпичики, изображающие знакомые предметы : кубик на кубик (башня, составлять ряд из кубиков (поезд, дорога).
Показываем и объясняем детям назначение игрушек (на стульчике кукла будет сидеть, из тарелки кукла будет есть). Учим находить игрушки по просьбе взрослого, показывать и называть.
Учим выполнять игровые действия совместно с взрослым, по подражанию. Предлагаем для игры необходимые предметы, проводим показ бытовых ситуаций с участием игрушек, побуждаем детей повторять за взрослым действия с сюжетной игрушкой (покормить собачку, уложить мишку спать).
Формируем операционально-техническую сторону игры: действовать двумя руками (захватывать, удерживать, приближать, поворачивать игрушку в процессе раздевания, одевания, совмещать части предмета и т. п.). Развиваем координацию движений обеих рук, зрительно-моторную координацию, учим прослеживать взглядом за движениями руки, за игрушкой. Развиваем звукоподражания гулению, плачу куклы, подражание характерным для машин звукам.
Дидактические игры (6 ч)
Развиваем положительное отношение к предметам и действиям с ними. Знакомим детей с дидактическими игрушками, формируем интерес к ним, желание играть с ними (матрешки, пирамиды, вкладыши, цветные столбики).
Учим выполнять задания на соотнесение предметов по величине (большой, маленький) или по форме (шар, куб). Учим группировать однородные предметы по одному признаку (величина, форма, цвет).
Подвижные игры (11ч)
Воспитываем у детей навыки правильного поведения во время проведения подвижных игр. Развиваем умение использовать пространство и находиться в нем вместе с другими, ориентироваться в пространстве комнаты, двигаться, не мешая другим участникам игры.
Развиваем понимание просьб-команд, отражающих основные движения и действия, направления движения. Учим выполнять движения по подражанию.
Изобразительная деятельность (15 ч)
Лепка (5ч)
Знакомим детей с пластилином с основными правилами работы : разминание пластической массы перед началом работы; лепка только на специальной дощечке, засучив рукава; складывание готовых изделий или заготовок на специальную дощечку или подставку; вытирание рук специальной ветошью; мытье рук после лепки.
Демонстрируем детям приемы изображения, лепим различные поделки. После обследования муляжей или настоящих овощей, фруктов лепим («Большая и маленькая морковка», «Огурец и свекла», «Грибы», «Угощение для кукол») скульптурным способом (из целого куска пластилина, персонажей знакомых сказок («Рыбка»).
Воспитываем интерес, эмоциональное и игровое отношение к поделкам и формируем у детей желание самим участвовать в процессе лепки. Проводим игры на развитие внимания, воображения в начале и в конце занятия, Вызываем потребность в речевом общении. Вырабатываем у детей умение узнавать предметы на ощупь (игра «Волшебный мешочек»; количество и сложность формы предметов зависит от возможностей каждого ребенка).
Рисование (5ч)
Знакомство детей с изображениями, выполненными различными средствами — фломастерами, красками, карандашами, мелками. Формирование у детей представления о рисунке как об изображении реальных объектов и явлений природы.
Наблюдения за сезонными изменениями в природе.
Обучение детей правильно сидеть за столом при рисовании. Обучение детей обследовать форму предмета перед его изображением. Обучение детей умению действовать с изобразительными средствами — рисовать карандашами, фломастерами, мелками прямые и прерывистые линии, горизонтальные и вертикальные.
Обучение детей правильно держать кисточку при рисовании прерывистых и волнистых линий («На яблоне поспели яблоки», «Красивые цветы», «Цветные шары круглой и овальной формы», «Сказочное дерево», «Рыбки плавают в аквариуме»). Проводим специальные игры и упражнения, направленные на ознакомление детей с цветом, формой, величиной, на развитие зрительно-двигательной координации («Катится - не катится», «Собери все большие шарики», «Найди бабочке цветок», «Домино»).
Аппликация (5 ч)
Формирование у детей представления об аппликации как об изображении реальных объектов и явлений природы.
Правила и атрибуты, необходимые при выполнении аппликаций: клей, заготовка для аппликации, бумага для аппликации, кисточка, подставка для кисточки, тряпочка.
Формирование у детей интереса к процессу выполнения аппликации. Обучение детей правильно пользоваться кисточкой, наносить на заготовку клей, переворачивать заготовку, снимать излишки клея, прижимать заготовку салфеткой, придерживать заготовку одной рукой, действовать другой рукой. Учим детей раскладывать готовые формы контрастных цветов по всему листу бумаги, по линии. Учим узнавать в аппликации реальные предметы, подкладывать формы к предмету, находя его в ряде других (не более трех предметов) и в пространстве группы («Красные флажки», «Укрась салфеточку», «Лодки плывут по реке», «Большой дом», «Корзина грибов»).
Выполнение коллективной аппликации совместно с педагогом («Новогодняя елочка»). Учим подбирать в процессе подготовительных игр и упражнений предметы по цвету, форме, величине («Найди такой же», «Найди пару», «У кого такое?», «Красивые узоры»).
Конструирование (9 ч)
Формирование у детей интереса и эмоциональных реакций на конструктивную деятельность.
Знакомство детей с возможностью использования для простых построек деревянных деталей, плоских палочек («Заборчик», «Дорожка», «Лесенка»). Привлечение детей к совместным действиям с педагогом для создания простых построек; использование их в игре, сопровождаемой речевыми комментариями: «Вот строим домик для ежика. Открой дверь, туда ежик войдет. Вот так, вошел. Теперь закрой дверь, ежик там будет жить. Ежик хочет выйти погулять, открой ему дверь».
Воспитание у детей интереса к выполнению коллективных построек и совместной игре с ними (коллективная постройка улицы из готовых домиков). Воспитание оценочного отношения к постройкам.
Формирование у детей интереса и эмоциональных реакций на конструктивную деятельность.
Знакомство детей с возможностью использования для простых построек деревянных деталей, плоских палочек («Заборчик», «Дорожка», «Лесенка»). Привлечение детей к совместным действиям с педагогом для создания простых построек; использование их в игре, сопровождаемой речевыми комментариями: «Вот строим домик для ежика. Открой дверь, туда ежик войдет. Вот так, вошел. Теперь закрой дверь, ежик там будет жить. Ежик хочет выйти погулять, открой ему дверь».
Воспитание у детей интереса к выполнению коллективных построек и совместной игре с ними (коллективная постройка улицы из готовых домиков). Воспитание оценочного отношения к постройкам.
Обучение детей узнавать и называть знакомые постройки, созданные педагогом. Обучение детей создавать конструкции в разных условиях — на полу и на столе.
Выполнение простейшей постройки из деревянного конструктора по подражанию и показу педагога. Формирование у детей умения действовать по подражанию, указательному жесту и показу педагога, понимать простейшую речевую инструкцию, связанную с процессом постройки: «Возьми кубик», «Поставь кубик на кирпичик», «Принеси много кирпичиков для дорожки («Башня для мышки», «Гараж для машины», «Дорожка для Мишки»).
Обучение детей строить из палочек («Домик», «Дорожка», «Заборчик»).
Учим подбирать в процессе подготовительных игр и упражнений предметы по цвету, форме, величине («Найди такой же», «Найди пару», «У кого такое?», «Красивые узоры»).
Ручной труд (9 ч)
Оригами (7ч)
Формирование у детей интереса к работе с бумагой.
Организация рабочего места для занятий ручным трудом. Бумага, её виды и свойства (бумага белая, цветная и др., ее можно складывать пополам по прямой линии, сгибать, склеивать, рвать, мять).
Правила безопасности при работе с ножницами.
Складывание бумажных фигур пополам (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, складывание бумаги по диагонали, складывание бумаги до намеченной линии по образцу.
Изготовление поделок – оригами («Конверт», «Лисичка», «Собачка», «Птичка»).Поделки из природного и бросового материала (2 ч)
Презентация поделок из природного материала. Воспитание у детей интереса к работе с природным материалом.
Организация рабочего места для занятий ручным трудом. Формирование умения работать аккуратно, и доводить начатую работу до конца, убирать рабочее место после завершения работы.
Практические работы.
Экскурсия в лес, сбор природного материала (шишки, кусочки коры деревьев, зелёные веточки, сухие веточки, мох). Сортировка природного материала по коробочкам (по фактуре, величине, другим свойствам).
Выполнение поделок из природного материала («Птичка», «Цветы», «Утка»).
Чтение художественной литературы (12 ч)
Знакомство детей с детскими книжками. Воспитание у детей интереса к слушанию сказок, стихотворений. Учить детей отвечать на вопросы прочитанной сказки.
Сказки К. Ушинского («Репка», «Колобок», «Теремок»). Сказка М. Булатова «Кот, петух и лиса». Стихотворение А. Барто «Девочка - чумазая». Стихотворение К. Чуковского «Телефон». Стихотворение С. Маршак «Мяч».
Содержание второго года обученияс детьми
с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
(от 10 – 13 лет)
Игровая деятельность (22ч)
Знакомство с игрушками, предметами и действиями с ними. Знакомство детей с сюжетными, дидактическими и подвижными играми.
Формирование у детей интереса к участию в играх.
Предметно- отобразительные игры (6ч)
Воспитываем у детей интерес к предложенным игрушкам и играм. Содействуем стремлению детей продолжительно и целенаправленно играть с игрушкой. Учим играть рядом, способствуем возникновению и укреплению доброжелательных отношений между детьми во время игр. Продолжаем приучать детей бережно относиться к игрушкам, адекватно использовать их в игровой деятельности.
Привлекаем детей к осуществлению действий с сюжетной игрушкой. Учим выполнять игровые действия с предметами и игрушками совместно с педагогом, по подражанию, по словесной просьбе; стимулируем к продолжению игрового действия
Учим последовательно связывать в смысловую цепочку два-три игровых действия, отражающих реальные жизненные ситуации (раздеть куклу, уложить спать, покачать; нагрузить тележку кубиками, отвезти, выгрузить, построить дом). Для развития игры используем наводящие вопросы, выразительные жесты: Кукла поела. Что она будет делать дальше? Надо вытереть рот. Где салфетка? Дай кукле салфетку. Вытри кукле рот.
Учим детей принимать участие в коллективных играх под руководством воспитателя на темы повседневной жизни: жизнь семьи, детского сада, поездка на транспорте («Едем на автобусе»).
Дидактические игры (6ч)
В процессе игр с дидактическими игрушками знакомим детей со свойствами и качествами разных предметов. Учим ориентироваться на эти свойства при выполнении игровых задач. Учим различать и соотносить предметы по цвету («Посадим грибочки»)
Выделять и отличать формы предметов, соотносить объемный предмет с его плоскостным изображением («Геометрическое лото»). Различать предметы по величине, устанавливать относительность величин («Отгадай, кто в каком домике живет»). Формируем целостный образ предметов (игры с использованием разрезных картинок).
Формируем у детей умение действовать по правилам, взаимодействовать друг с другом в процессе коллективных дидактических игр.
Подвижные игры (10ч)
Поддерживаем желание детей играть в подвижные игры, активизируем их с помощью разных игровых упражнений. Развиваем умение слушать взрослого, который ведет игру, действовать по определенному сигналу, звуковому или световому, ориентироваться в пространстве комнаты, двигаться, не натыкаясь на других участников игры.
Используем подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями, объединяя детей сначала в небольшие группки, а потом включая в игру всех одновременно. Учим детей правильному использованию разных каталок, колясок, больших автомобилей и т. д., включаем их в свободную игровую деятельность. Постепенно вводим игры с более сложными правилами и сменой видов движений, с выполнением ролей.
Изобразительная деятельность (16ч)
Лепка (5ч)
Продолжаем формировать у детей интерес, положительное отношение к лепке, привлекаем их внимание к ее выполнению, заинтересовываем в результате работы. Активизируем игровые мотивы деятельности, учим обыгрывать лепные поделки в свободной деятельности. Закрепляем представления о свойствах пластической массы (пластилин, глина, соленое тесто) и способах лепки.
Учим детей обследовать предметы перед лепкой (ощупывание, разглядывание,
анализировать натуру (целостное восприятие предмета, вычленение основных частей определение их соотношения).
После предварительного обследования учим лепить несложные предметы из двух частей («Уточка», «Утка с утятами» Коллективная работа, «Птичка», «Вылепи, какое хочешь игрушечное животное», «Мы слепили снеговиков»).
Рисование (6 ч)
Продолжаем формировать интерес, эмоциональное отношение к результату и процессу
деятельности.
Учим рисовать после предварительного обследования предметы. Развиваем интерес к
произведениям декоративно-прикладного искусства, учим воспринимать красоту предметов
народного творчества (хакасские и русские игрушки из глины, соломы; керамика; роспись по
дереву и ткани).
Учим наблюдать за действиями педагога по украшению предметов округлой формы узором
из точек, мазков, черточек, штрихов («Наша нарядная елка», «Красивая птичка», «Расцвели
красивые цветы», «Мое любимое солнышко», «Нарисуй картину про весну»).
Аппликация (5 ч)
Поддерживаем и углубляем интерес детей к данному виду деятельности, поощряем желание детей заниматься аппликацией.
Продолжаем учить выкладывать на листе бумаги приготовленные педагогом заготовки разной формы, величины, цвета, раскладывать их в определенной последовательности, а затем наклеивать их на бумагу. Закрепляем в речи детей пассивный и активный словарь, названия изобразительных средств для аппликации (клей, кисть бумага, клеенка, заготовка, образец, салфетка, основные правила работы сними.
Учим детей составлять узор из трех – четырех одинаковых элементов в горизонтальной полосе; составлять узор по образцу с последующим наклеиванием («Бусы на елку», «В магазин привезли красивые пирамидки», «Автобус», «Красивый букет в подарок», «Волшебный сад» (коллективная работа).
Проводим специальные игры и упражнения на развитие умения подбирать предметы по форме, величине, цвету, чередовать предметы по одному признаку.
Конструирование (9ч)
Продолжаем знакомить детей с основными деталями строительных наборов (кубик, брусок, кирпичик, учим выделять, различать их из числа других, показывать и использовать их в своей деятельности.
Учим строить по подражанию и по образцу однотипные конструкции («Высокая башенка, «Ворота»). Приучаем придавать конструкциям устойчивость, используя ранее полученные конструктивные умения (накладывания, приставления, прикладывания).
Продолжаем учить детей воспринимать форму, величину, пространственное расположение элементов в конструкции, употреблять в речи слова – обозначения свойств и качеств, местоположение предметов (большой, маленький, длинный, короткий, внизу, вверху, рядом, около). Побуждаем детей к созданию вариативных конструкций на одну тему, добавляя другие детали или надстраивая постройки в высоту, длину («Длинный и короткий поезда»).
Учим детей строить по образцу простые конструкции («Диван для медвежонка», «Мебель для куклы Кати»).
Учим располагать кирпичики горизонтально и вертикально в ряд, ставить их плотно друг другу, на определенном расстоянии, соединять два элемента третьим (два кирпичика и брусок, два кубика и кирпичика).
Ручной труд (10ч)
Оригами (7ч)
Формирование детей интереса к работе с бумагой.
Организация рабочего места для занятий ручным трудом. Бумага, ее виды и свойства (бумага белая, цветная и др., ее можно складывать пополам по прямой линии, сгибать, склеивать, рвать, мять).
Правила безопасности при работе с ножницами.
Складывание бумажных фигур пополам (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, складывание бумаги по диагонали, складывание до намеченной линии по образцу.
Изготовление поделок – оригами («Лягушка», «Кошка», «Лодка», «Самолет»).
Поделки из природного и бросового материала (3ч)
Презентация поделок из природного материала. Воспитание у детей интереса к работе с природным материалом. Организация рабочего места для занятий ручным трудом. Формирование умения работать аккуратно, и доводить начатую работу до конца, убирать рабочее место после завершения работы.
Экскурсия в лес, сбор природного материала (шишки, кусочки коры деревьев, зелёные веточки, сухие веточки, мох).
Сортировка природного материала по коробочкам (по фактуре, величине, другим свойствам).
Выполнение поделки из природного материала(«Осенний лес», «Зайчикна полянке», «Грибы»).
Чтение художественной литературы (11ч)
Знакомство детей с детскими книжками,
Воспитание у детей интереса к слушанию сказок, стихотворений.
Учить детей отвечать на вопросы прочитанной сказки.
Сказка С. Маршака «Сказка о глупом мышонке». Детский фольклор «Ежик и лиса» Сказка В. Сутеев «Три медведя». Рассказ Е. Чарушин «Кто как живет?». Стихотворение А. Барто «Смотри солнышко в окошко».
Содержание программы третьего года обучения для детей с умеренной и тяжелой степенью УО (13 – 16лет)
Игровая деятельность (16 часов)
Сюжетно - ролевые игры (6 часов)
Воспитываем интерес к сюжетным играм, поощряем стремление действовать с игрушками, формируем умение играть рядом.
Учим детей переходить от игры к совместным игровым действиям, от кратковременного взаимодействия к продолжительному, к созданию игровых групп. Приучаем уважительно относиться к играм других детей, воспитываем доброжелательное отношение друг к другу. Формируем навыки общения в процессе совместных игр (обмениваться игрушками, оказывать помощь).
Продолжаем учить выполнять игровые действия совместно со взрослым, по подражанию, по словесной просьбе; стимулируем речевую активность в процессе игр, вызываем потребность в общении (использование речевых и неречевых средств).
Стимулируем желание детей конструировать из строительного материала, использовать созданные постройки в сюжетно-ролевой игре (шофер привозит машину в гараж, кукла идет к врачу).
Дидактические игры (4 часа)
Учим воспроизводить целостный образ предмета при выполнении игровых задач (лото и разрезные картинки; «Домашние животные»).
Подвижные игры (6 часов)
Учим детей действовать по определенному сигналу, выполнять действия в соответствии с правилами игры. Воспитываем умение слушать ведущего взрослого, понимать и соблюдать правила игры.
В подвижных играх с элементами сюжета исполнять роли при помощи характерных для персонажа движений.
Изобразительная деятельность (22 ч)
Лепка (8 ч)
Продолжаем формировать у детей интерес, положительное отношение к лепке, привлекаем их внимание к ее выполнению, заинтересовываем в результате работы. Активизируем игровые мотивы деятельности, учим обыгрывать лепные поделки в свободной деятельности. Закрепляем представления о свойствах пластической массы (пластилин, глина, соленое тесто) и способах лепки.
Учим детей обследовать предметы перед лепкой (ощупывание, разглядывание,
анализировать натуру (целостное восприятие предмета, вычленение основных частей определение их соотношения).
После предварительного обследования учим лепить несложные предметы из двух частей.
Рисование (11 ч)
Продолжаем формировать интерес, эмоциональное отношение к результату и процессу
деятельности.
Учим рисовать после предварительного обследования предметы. Развиваем интерес к
произведениям декоративно-прикладного искусства, учим воспринимать красоту предметов
народного творчества (хакасские и русские игрушки из глины, соломы; керамика; роспись по
дереву и ткани).
Учим наблюдать за действиями педагога по украшению предметов округлой формы узором
из точек, мазков, черточек, штрихов.
Аппликация (3ч)
Поддерживаем и углубляем интерес детей к данному виду деятельности, поощряем желание детей заниматься аппликацией.
Продолжаем учить выкладывать на листе бумаги приготовленные педагогом заготовки разной формы, величины, цвета, раскладывать их в определенной последовательности, а затем наклеивать их на бумагу. Закрепляем в речи детей пассивный и активный словарь, названия изобразительных средств для аппликации (клей, кисть бумага, клеенка, заготовка, образец, салфетка, основные правила работы сними.
Учим детей составлять узор из трех – четырех одинаковых элементов в горизонтальной полосе; составлять узор по образцу с последующим наклеиванием.
Проводим специальные игры и упражнения на развитие умения подбирать предметы по форме, величине, цвету, чередовать предметы по одному признаку.
Конструирование (6ч)
Продолжаем знакомить детей с основными деталями строительных наборов (кубик, брусок, кирпичик, учим выделять, различать их из числа других, показывать и использовать их в своей деятельности.
Учим строить по подражанию и по образцу однотипные конструкции. Приучаем придавать конструкциям устойчивость, используя ранее полученные конструктивные умения (накладывания, приставления, прикладывания).
Продолжаем учить детей воспринимать форму, величину, пространственное расположение элементов в конструкции, употреблять в речи слова – обозначения свойств и качеств, местоположение предметов (большой, маленький, длинный, короткий, внизу, вверху, рядом, около). Побуждаем детей к созданию вариативных конструкций на одну тему, добавляя другие детали или надстраивая постройки в высоту, длину.
Учим детей строить по образцу простые конструкции.
Учим располагать кирпичики горизонтально и вертикально в ряд, ставить их плотно друг другу, на определенном расстоянии, соединять два элемента третьим (два кирпичика и брусок, два кубика и кирпичика).
Ручной труд (14ч)
Оригами (9ч)
Формирование детей интереса к работе с бумагой.
Организация рабочего места для занятий ручным трудом. Бумага, ее виды и свойства (бумага белая, цветная и др., ее можно складывать пополам по прямой линии, сгибать, склеивать, рвать, мять).
Правила безопасности при работе с ножницами.
Складывание бумажных фигур пополам (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, складывание бумаги по диагонали, складывание до намеченной линии по образцу.
Изготовление поделок – оригами.
Поделки из природного и бросового материала (5ч)
Презентация поделок из природного материала. Воспитание у детей интереса к работе с природным материалом. Организация рабочего места для занятий ручным трудом. Формирование умения работать аккуратно, и доводить начатую работу до конца, убирать рабочее место после завершения работы.
Экскурсия в лес, сбор природного материала (шишки, кусочки коры деревьев, зелёные веточки, сухие веточки, мох).
Сортировка природного материала по коробочкам (по фактуре, величине, другим свойствам).
Выполнение поделки из природного материала.
Чтение художественной литературы (10 часов)
Знакомство детей с детской литературой. Воспитание у детей интереса и эмоционального отклика к слушанию сказок, рассказов, стихотворений. Продолжать учить детей отвечать на вопросы прочитанного.