Ирина Машкур
«Волшебные ручки». Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
«Лучшей игрушкой для ребёнка будет та,
которую он создал своими руками»
Джон Локк
Программа «Волшебные ручки» создана на основе практических занятий с детьми дошкольного возраста и детьми с ограниченными возможностями. Может быть применяться как в дошкольных организациях с инклюзивным образованием, так и в начальных классах школ для детей с ограниченными возможностями.
Публикация «„Волшебные ручки“, Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Бросовый материал даёт возможность детям чувствовать себя независимыми от взрослых, так как его можно использовать по своему усмотрению, а главное – этот материал всегда можно найти, он разнообразен, развивает детскую фантазию и воображение. Использование бросового материала приучает ребёнка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старания, а в дальнейшем станет уважать и труд других людей.
Работая с разнообразными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить, правильно разговаривать.
Благодаря использованию различного бросового материала, знакомства детей с ограниченными возможностями с его качествами на ощупь, у детей развивается мелкая моторика рук, и, соответственно речь. В совместной работе детей с ограниченными возможностями и детей массовых групп, развивается чувство заботы, уважения друг к другу. Дети с ограниченными возможностями чувствуют себя не ущемлёнными, востребованными обществу. Они с огромным удовольствием выполняют совместно различные поделки, затем используют их в повседневной жизни.
Ещё Сухомлинский В. А. писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В программу включены методики изготовления различных поделок из разнообразного «бросового материала», предназначенные для
- игр;
-украшения интерьера группы, детского сада, дома;
-использования в виде подарков.
Программа предназначена для детей в группах общего развития 6-7 лет и индивидуальных занятий с детьми с ограниченными возможностями. (2часа в неделю – всего:72часа)
Программа предусматривает множество нетрадиционных форм работы с детьми и родителями.
Занимательные занятия, разработанные с учётом актуального развития дошкольников, побуждают детей к самостоятельному поиску способов действий, проявляют творчество. Дидактический материал (рисунки, схемы, модели и др.) используется в ходе игр, занятий; развивает у дошкольников два типа активности : собственную активность и активность, стимулируемую взрослым.
Работа по изготовлению поделок
будет строиться в три этапа:
1этап: знакомство с бросовым материалом (виды, свойства);
2 этап: воплощение замысла в рисунке и составление схем для изготовления поделок (помощь взрослых);
3 этап: практическое применение полученных навыков и умений (изготовление поделок)
Так как материал относится к категории «бросового», при его подборе предъявляются определё нные ТРЕБОВАНИЯ:
- должен быть безопасным для детей (не токсичным, не вызывающим аллергию);
- тщательно промытым и высушенным;
- доступным в обработке (вырезываться, протыкаться, склеиваться и т. д.)
Если работа требует сложных манипуляций в подготовительной стадии, например проколоть отверстия нагретым шилом, необходимо, чтобы эту предварительную работу выполнил взрослый
Характеристика разделов программы :
1 раздел: Дети знакомятся с новым видом творчества – «Дизайн»;
2 раздел: Учатся придумывать разнообразные поделки из «бросового материала», изображать на бумаге свою «задумку», рисовать схему к своей поделке;
3 раздел: На основе своих зарисовок, схем изготавливают поделки, затем их обыгрывают
Тема: «Волшебные ручки»
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста мотивации труда, развитие мелкой моторики рук. Развивать личность детей на основе воображения, бережного отношения к окружающим предметам, чувство независимости от старших. Воспитывать культуру труда, общения со сверстниками и взрослыми.
Актуальность темы: Использование «бытовых отходов» приучает ребёнка к бережливости, уважению к труду старших, развитию творческого воображения, а главное – отвлечению детей от компьютерных игр, сохранность зрения, независимости и развитию речи благодаря развитию мелкой моторики рук.
Огромную ценность имеет общение и работа в парах детей с ограниченными возможностями с детьми общего развития. Они становятся отзывчивыми, уважительными по отношению друг к другу.
У многих родителей нет возможности приобретать дорогостоящие игрушки для своих детей. А, если эти игрушки дети делают сами или вместе со своими родителями своими руками, это их очень сближает.
Идея программы : Программа позволяет близко познакомить детей со свойствами разных «бросовых материалов», с изготовлением различных игрушек, сувениров, помогает сблизить взрослого и ребёнка как традиционными, так и не традиционными способами.
Замысел программы : Путём обследования различных «бросовых материалов» добиваться от детей бережного отношения с игрушками; внимательного отношения родителей к своим детям.
Объект программы :
- дети дошкольного возраста общего развития и дети с ограниченными возможностями;
- семьи детей, посещающие дошкольное учреждение;
- педагогический коллектив;
- общественные организации города.
Основные принципы программы :
1 принцип участия: привлечение всех участников педагогического процесса, социум к непосредственному и сознательному участию в целенаправленной деятельности по созданию детских поделок, планированию оптимальной нагрузки (2часа в неделю – всего – 72 часов, современной трудовой деятельности детей.
2 принцип: реализация конституционных прав на получение образования, выполнение государственных гарантий, направленных на трудовое образование детей.
3 принцип комплексного сквозного подхода: заключается в преемственности между возрастными различиями и видами детской деятельности.
Основные направления программы :
- систематический анализ выполняемой работы;
- знакомство со свойствами различных «бросовых материалов»;
- умение составлять и пользоваться схемами по изготовлению поделок;
- организация выставок – поделок детей и родителей;
- развитие творческих способностей детей;
- изучение передового педагогического опыта, социального опыта по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста;
- обобщение своего опыта через издание методических брошюр, открытых показов.
Задачи программы :
- создать программно-методическое обеспечение педагогического процесса в ДОУ, соответствующее современным требованиям дидактики и возрастным особенностям детей;
- разработка концептуальных походов к формированию трудовой культуры;
- создание условий для работы с «бросовым материалом»;
- улучшение знаний о свойствах различных «бросовых материалах».
Ожидаемый результат:
- осознанное отношение детей и родителей к созданию нового вида творчества у детей;
- повышение уровня знаний о бережном отношении к различным предметам;
- умение самостоятельно изображать различные игрушки, сувениры, предметы обихода;
- помочь детям с ограниченными возможностями развивать мелкую моторику рук, чувствовать себя не отделёнными от общества.
План работы по программе
«Волшебные ручки»
№
мероприятия Срок выполне-
ния
Ответственный
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Изучение методической литературы
Сбор необходимого материала для изготовления поделок, сувениров
Составление перспективного плана занятий на учебный год
Консультации для родителей по программе «Детские руки, не знающие скуки»
Составление анкет – опросников для родителей
Проведение семинаров, открытых показов для родителей и сотрудников
Привлечение родителей к совместной работе по детскому дизайну
Обобщение опыта – издание методического пособия по развитию детского творчества, мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
На протя-жении всего учебного года
Сентябрь-май
Август
На протя-жении всего учебного года
Сентябрь
На протя-жении всего учебного года
На протя-жении всего учебного года
По мере накопле-ния материала воспитатели
воспитатели,
родители
воспитатели
воспитатели,
родители
воспитатели
воспитатели,
родители
воспитатели
воспитатели
Тематический план работы
по программе «Волшебные ручки»
№ Тема занятия Количество часов
1.
2.
3.
4-5.
6-7.
8.
9-10.
11.
12-13.
14.
15.
16.
17.
18.
19-20.
21-22.
23
24.
25.
26.
27.
28-29.
30.
31.
32.
33-34.
35.
36.
37.
38-39.
40.
41.
4243.
44.
45-46.
47-48.
49-50.
51-52.
53-56.
57-58.
59-60.
61-62.
63-64.
65-66.
67.
68-69.
70-71.
72.
Что такое «Дизайн»
«Из чего состоит наш мир»
«Откуда берутся игрушки»
«Бумажная страна»
«Горят огни рябины красной»
«Знакомьтесь, это картон»
«Домик для Зайца»
(по сказке «Заюшкина избушка»)
«Лошадка»
«Цыплёнок»
«Часы»
«Яблочко»
«Червячок»
«Автомобиль»
«Волшебные нитки»
«Гномик»
«Цыплёнок»
«Кукла»
«Ткани от Матроскина»
«Платье для куклы Тани»
«Ваза с цветами»
«Лёгкая пластмасса»
«Шкатулка для драгоценностей»
«Ракета»
«Карета для золушки»
«Смешной рисунок»
«Паутина»
«Пчёлка»
«Яблоко»
«Ваза для цветов»
«Цветик-Семицветик»
«Из этих предметов запомни только это…»
«Лёгкая пластмасса»
«Паучок»
«Кузовок»
«Игрушка-ловушка»
«Подсолнух»
«Улитка и божья коровка»
«Аквариум»
«Пано»
«Украшение для Пано»
«Панно «Веточки лозы» (слива, арбуз)
«Стрекоза»
«Гусеница»
«Человечек»
«В мире металла»
«Робот»
«Гоночный автомобиль»
«Подарок другу»
Всего: 72 часа
1
1
1
2
2
1
2
1
2
1
1
1
1
1
2
2
1
1
1
1
1
2
1
1
1
2
1
1
1
2
1
1
2
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
2
2
1
Литература:
1. .Брыкина Е. К. Творчество детей в работе с различными материалами. - М: Педагогическое
общество России, 2012г
2. Детская энциклопедия для ленивых. – Совместное производство журнала «MASSMEDLA»
и фирмы «САШКО»
3. Сайкина Е. Г. Фирилеева Ж. Е. Физкульт-привет минуткам и паузам! – Санкт-Петербург;
«Детство Пресс», 2010
4. Давыдова Г. Н. Детский дизайн (поделки из бросового материала,Москва, 2013г
5. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы,Творческий центр, москва,2011г
6. Комарова Т. С. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М. 2010г
7. Шорыгина Т. А. Насекомые. Какие они? – М. : Издательство ГНОМ и Д. 2013г
8. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М, : Гуманитарный
издательский центр ВЛАДОС. 2013г