Елена Мидюкова
Программа «Бодрячок»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Пояснительная записка
Ходьба и движение способствуют игре мозга и работе мысли.
Жан-Жак Руссо
Одним из актуальных социальных вопросов в настоящее время является охрана и укрепление здоровья подрастающего поколения. Как для отдельного человека, так и для общества в целом самое дорогое богатство – здоровье. В основе здоровья лежит способность организма приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды. Фундамент здоровья и формирования тела закладывается уже в дошкольном возрасте. Целенаправленное развитие функциональных возможностей детского организма обеспечивает повышение его устойчивости к неблагоприятным воздействиям.
Публикация «Программа „Бодрячок“» размещена в разделах
Общеизвестно, что основы здоровья человека закладываются в детстве, поэтому сущность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ состоит в том, чтобы для каждого ребенка дошкольного возраста выбрать подходящую форму двигательной активности. Ведь именно она является основным фактором, определяющим уровень обменных процессов в организме и, соответственно, состояние мышечной и сердечно-сосудистой систем.
Главной целью физического воспитания в дошкольном учреждении является удовлетворение естественной биологической потребности детей в движении, достижение оптимального уровня здоровья и всестороннего двигательного развития. А достижение этой цели невозможно без постоянного поиска новых эффективных и разнообразных форм физкультурно-оздоровительной работы.
Наиболее целесообразны и полезны занятия с использованием тренажеров для детей старшего дошкольного возраста. К этому времени дети достаточно хорошо владеют сложными видами движений и способами их выполнения. В этом возрасте интенсивно развивается опорно-двигательный аппарат, повышаются адаптационные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем к физическим нагрузкам. Старшие дошкольники обладают хорошей способностью адаптироваться к физическим нагрузкам разного характера, оказывающим тренирующее воздействие. Вместе с тем переносимые физические нагрузки должны находиться в зоне «умеренного напряжения». Рассматриваемый возрастной период в жизни детей 5-7 лет наиболее благоприятен для развития координационных и скоростно-силовых способностей, силы, выносливости и гибкости.
Новизна программы
Быстроразвивающиеся технологии, современные условия жизни и образования предъявляют высокие требования к уровню психофизического состояния дошкольников, к их общекультурной готовности, особенно в период подготовки к школьному обучению. В связи с этим активизируется поиск новых эффективных подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей средствами физической культуры, которые могли бы не только повышать физическую подготовленность, но и одновременно развивать умственные познавательные способности. Поэтому в качестве одной из эффективных и современных форм физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении являются занятия с использованием тренажеров. В дошкольном учреждении используются тренажеры от простейших до тренажеров сложного устройства.
Цель данной программы – сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, создание условий для удовлетворения их естественной потребности в движении и дозирование физической нагрузки с учётом состояния здоровья и функциональных возможностей организма ребёнка.
Задачи программы :
• Обеспечить тренировку всех систем и функций организма ребёнка (сердечно-сосудистой, дыхательной систем, обменных и терморегуляционных процессов) через специально организованные оптимальные для данного возраста физические нагрузки.
• Укреплять мышечный тонус в двигательной активности.
• Укрепить мышечный тонус ребёнка путём интенсификации его двигательной активности и постепенного увеличения физической нагрузки на скелетную мускулатуру.
• Удовлетворять естественную потребность ребёнка в разных формах двига-тельной активности.
• Развитие общей выносливости организма ребёнка и его физических качеств.
• Научить детей определённым двигательным умениям и навыкам, а также приемам страховки при работе с тренажерами.
Основные принципы программы :
• Учёт индивидуальных особенностей детей, показатели их развития, уровня развития физических качеств, рекомендации врачей;
• Занятия строятся с постепенным увеличением нагрузки за счёт увеличения дозировки и интенсивности работы на тренажёрах;
• Занятия носят систематический характер (проводятся раз в неделю);
• Тренажёры регулируются, что позволяет использовать их в роботе с детьми разной физической подготовки.
Программа составлена с учетом возрастных и психологических особенностей до-школьников. При реализации программы должны решаться проблемы тренировки сердечно сосудистой, дыхательной и зрительной систем, следовательно, дать должный эффект в укреплении здоровья каждого отдельного индивидуума. Следует отказаться от жесткой методики проведения физкультурных занятий, от их однообразия. Нормативы физической подготовленности должны учитывать уровень физического развития детей, запас их сил, состояния здоровья.
Сроки реализации программы : 1 год
Предполагаемые результаты реализации программы :
• Осознанное отношение к собственному здоровью
• Овладение доступными способами его укрепления
• Формирование потребности в ежедневной двигательной активности
• Овладение основными двигательными действиями
• Развитие психофизических качеств и способностей: координации, ловкости, быстроты, гибкости, силы, общей выносливости.
2. Учебно-тематический план
№ п/п Тематика Всего часов Теория Практика
1. Здоровье 2 часа Беседа «Здоровье в порядке» Работа на тренажерах по методу круговой тренировки
2. Правила дыхания 2 часа Беседа «Шаги возду-ха в организме» Работа на тренажерах по методу круговой тренировки
3. Сердце 2 часа Беседа «Сердце- наш мотор» Работа на тренажерах по методу круговой тренировки
4. Зрение 2 часа Беседа «Зрение – ор-ган познания» Работа на тренажерах по методу круговой тренировки
5. Зубы 2 часа Беседа «Зубы- самые твердые части тела» Работа на тренажерах по методу круговой тренировки
6. Сила воли 2 часа Беседа «Сила воли» Работа на тренажерах по методу круговой тренировки
7. Второе дыхание 2 часа Беседа «Второе ды-хание» Работа на тренажерах по методу круговой тренировки
8. Движение 2 часа Беседа «Движение - это жизнь» Работа на тренажерах по методу круговой тренировки
9. О, спорт- ты мир! 2 часа Беседа «Победи свой страх» Работа на тренажерах по методу круговой тренировки
Всего 18 часов в год
3. Структура и содержание дополнительной образовательной программы
Весь период обучения дошкольников работе на тренажерах можно разделить на три этапа:
На первом этапе обучения проводится ознакомление с тренажерами, а также первоначальное разучивание упражнения с ними. Это необходимо для того, чтобы создать у детей правильное представление о движении в целом и на тренажере в частности. С этой целью используется показ, объяснение и практическое апробирование тренажера самими детьми. Таким образом, у детей образуется связь между зрительным образом, словами, обозначающими технику выполнения движения, и мышечными ощущениями.
На втором этапе упражнение на тренажере разучивается углубленно – уделяется внимание технике выполнения упражнения.
На третьем этапе происходит закрепление навыка выполнения упражнений на тренажерах и совершенствование техники выполнения.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю и используется при организации кружковой работы. Общее количество учебных занятий в год – 28. Общая длительность занятий по физической культуре на тренажёрах составляет 30-35 минут. В основу организации физкультурных занятий с тренажерами положен индивидуально-дифференцированный подход к детям (проводятся по подгруппам).
Структура занятия
№ содержание время примечания
1.
Разминка
3 мин
Включает подготовительные уп-ражнения, различные виды ходьбы и бега
2. Общеразвивающие упражнения 10 мин
3.
Релаксационные упражнения 3 мин
Включает упражнения, прово-димые между тренажерами и в конце занятия
4.
Основные виды движений, ра-бота на тренажерах 10 мин
5. Подвижные игры 4 мин
Итого 30 мин
Вводная часть – разминка, целью которой является подготовка организма ребенка к более интенсивной работе в основной части занятия. Ее содержание соответствует содержанию традиционного физкультурного занятия: различные виды ходьбы, бега, корригирующие упражнения и т. д. Ей отводится до 3-5 минут.
Основная часть включает комплекс общеразвивающих упражнений, упражнения на тренажерах и подвижную игру. После выполнения общеразвивающих упражнений дошкольники приступают к выполнению упражнений непосредственно на тренажерах. Способ организации детей – круговая тренировка, которая достаточно эффективна для данного вида занятий. Для проведения круговой тренировки организуются так называемые станции – несколько групп тренажеров в количестве от 4-х до 8 и общим количеством тренажеров на них в соответствии с количеством детей в группе. Сущность круговой тренировки заключается в том, что каждый ребенок упражняется последовательно на каждом виде тренажеров, причем сложность движений и степень нагрузки предлагается каждому ребенку в зависимости от его инди-видуальных особенностей и физических возможностей, т. е. предлагается выполнить определенное количество повторений упражнения или дается временной коридор для выполнения данного задания. От занятия к занятию число повторений увеличивается, а временной коридор удлиняется. Так, на первом занятии дети выполняют упражнение минимальное количество раз и минимальное время – 1 минута, а на каждом последующем занятии время выполнения увеличивается и доводится до 2 минут на каждой «станции» – тренажере. По сигналу дети одновременно приступают к упражнениям на своих местах. По истечении определенного времени по сигналу дети переходят к смене «станций», тем самым определяя временную продолжительность выполняемого упражнения.
По окончании выполнения каждого задания на «станциях», во избежание пере-утомления, все дети выполняют дыхательные упражнения, элементы зрительной гимнастики, самомассажа, пальчиковой гимнастики, психогимнастические этюды, а также упражнения на релаксацию (приложение 1, которые разучивались на предыдущих занятиях и поэтому уже хорошо знакомы детям и могут проводиться ими самостоятельно.
Дети продолжают переходить от одного упражнения на тренажерах («станциях») к другому, передвигаются по кругу, выполняя, таким образом, все предложенные педагогом упражнения.
После завершения круговой тренировки организуется подвижная игра, которая подбирается с учетом степени нагрузки, полученной детьми, а также с учетом их пожеланий. Подвижные игры для детей с нарушением зрения имеют огромное значение не только как средство сохранных функций, навыков ориентировки в пространстве, совершенствования движений. В процессе игры ребенок учится добиваться успеха, подчинять свои желания правилам игры. Эффективное решение задач игры способствует преодолению дефектов зрения, его компенсации. Специальных подвижных игр для детей с глазной патологией нет. Но нужно учитывать ряд противопоказаний по выполнению отдельных движений, упражнений, которые отмечались выше
Третьей, заключительной части занятия на тренажерах отводится не более 3-4 минут. Она включает элементы зрительной и дыхательной гимнастики, самомассажа, упражнения-релаксации, игровые упражнения для формирования правильной осанки, укрепления свода стопы, игр и упражнений для развития творческих способностей детей.
Помимо круговой тренировки в занятии используются традиционные способы организации дошкольников для выполнения основных движений на физкультурном занятии: фронтальный и поточный, предполагающие выполнение одного движения или упражнения всеми детьми одновременно или поочередное выполнение нескольких движений друг за другом.
Содержание образовательной работы с детьми
Содержание программы включает семь блоков. Деление на блоки обусловлено тем, что от блока к блоку происходит постепенное усложнение упражнений на тренажерах – от самых простых к более сложным. Вместе с тем разнообразятся виды движений за счет введения новых тренажеров и времени работы на них.
Каждый блок включает четыре занятия. На первых двух занятиях каждого блока детей знакомят с четырьмя новыми упражнениями на каждом из занятий; на третьем совершенствуют навыки выполнения всех восьми упражнений, на четвертом занятии закрепляют выполнение всего комплекса упражнений. Задачи занятий, поставленных в каждом блоке, совпадают.
Задачи занятий:
1-е занятие:
• Познакомить детей с упражнениями определённого комплекса
• Познакомить с техникой выполнения упражнений на определённых тренажёрах, используя метод круговой тренировки
2-е занятие:
• Закреплять умение выполнять упражнения комплекса
• Разучить упражнения на тренажёрах, с которыми работали на предыдущем занятии.
3-е занятие:
• Закреплять навыки выполнения всего комплекса упражнений
• Закреплять навык выполнения упражнений на тренажёрах
4-е занятие:
• Совершенствовать умение выполнять комплекс упражнений.
• Совершенствовать навык выполнения упражнений на тренажёрах
Помимо этого, на каждом занятии реализуются и общие задачи, такие как совершенствование опорно-двигательного аппарата, функциональных возможностей всех органов и систем, развитие мышления, глазных мышц, воображения, воспитание положительных моральных качеств и взаимоотношений.
Перспективный план работы
Месяц Блок Содержание занятий
I часть II часть
III часть
Октябрь 1 Разновидности ходьбы и бега. Работа на тренажерах по методу круговой тренировки. Под-вижная игра «Конь- огонь»
Пальчиковая гимна-стика «Блины»
Разновидности ходьбы и бега. Работа на тренажерах по методу круговой тренировки. Под-вижная игра «Раз, два, три - стоп»
Пальчиковая гим-настика «Котик»
Разновидности ходьбы и бега. Работа на тренажерах по методу круговой тренировки. Под-вижная игра «Не ос-тавайся на полу»
Пальчиковая гим-настика «Замок»
Разновидности ходьбы и бега. Работа на тренажерах по методу круговой тренировки. Под-вижная игра «Удоч-ка» Пальчиковая гим-настика «Капуста»
Блок Месяц Комплекс упражнений
1 Октябрь - «Ловец шарика»
- Отбивание мяча об пол одной рукой
- Кувырок вперед на мате
- Прыжки на скакалке на двух ногах
- «Самолет» с гантелями стоя
Месяц Блок Содержание занятий
I часть II часть
III часть
Ноябрь 2 Разновидности ходь-бы и бега. Работа на тренажерах по методу круговой тре-нировки. Подвижная иг-ра «Карусель».
Пальчиковая гимна-стика «Очки»
Разновидности ходь-бы и бега. Работа на тренажерах по методу круговой тренировки. Под-вижная игра «Краски»
Пальчиковая гимна-стика «Вышли паль-чики гулять»
Разновидности ходь-бы и бега. Работа на тренажерах по методу круговой тренировки. Под-вижная игра «Совуш-ка»
Пальчиковая гимнастика «Капуста»
Разновидности ходь-бы. Работа на тренажерах по методу круговой тренировки. Под-вижная игра «Ловиш-ка с ленточками»
Пальчиковая гимна-стика «Этот паль-чик»
Блок Месяц Комплекс упражнений
2 Ноябрь - Отжимания от пола
- Приседания с палкой на плечах
- Поднимание туловища из положения лежа на спине
- Прокатывание ролика ногами из положения сидя, руки в упоре сзади
- Перекаты с одной ноги на другую из положения выпад на правой ноге боком
Месяц Блок Содержание занятий
I часть II часть III часть
Декабрь 3 Разновидности ходьбы и бега. Работа на тренажерах по методу круговой тренировки. Подвиж-ная игра «Охотник и зайцы»
Пальчиковая гимна-стика «Шарик»
Разновидности ходьбы и бега. Работа на тренаже-рах по методу кру-говой тренировки. Подвижная игра «Салки с мячом»
Пальчиковая гимна-стика «Похлопаем в ладоши»
Разновидности ходьбы и бега. Работа на тренаже-рах по методу кру-говой тренировки. Подвижная игра «Ры-баки и рыбки»
Пальчиковая гимна-стика «Мышь»
Разновидности ходьбы и бега. Работа на тренаже-рах по методу круговой тренировки. Под-вижная игра «Перелет птиц» Пальчиковая гим-настика «Семья»
Блок Месяц Комплекс упражнений
3 Декабрь - Прыжки на фитболе
- Прокатывание ролла перед собой, лежа на животе
- «Добрая» - «злая» кошка
- Сжимание пальцев ног (в «кулак»)
- «Уголок»
Месяц Блок Содержание занятий
I часть
II часть III часть
Январь 4 Разновидности ходьбы и бега. Работа на тренаже-рах по методу круговой тренировки. Подвижная игра «Ловля обезьян»
Пальчиковая гим-настика «Стол»
Разновидности ходьбы и бега. Работа на трена-жерах по методу круговой тренировки. Подвижная игра «Мороз-Красный нос»
Пальчиковая гим-настика «Флажки»
Разновидности ходьбы и бега. Работа на трена-жерах по методу круговой тренировки. Подвижная игра «Удочка»
Пальчиковая гим-настика «Мальчик- пальчик»
Разновидности ходьбы и бега. Работа на трена-жерах по методу круговой тренировки. Подвижная игра «Хитрая лиса» Пальчиковая гим-настика «Фонари-ки»
Блок Месяц Комплекс упражнений
4 Январь - Вращение гимнастической палки вперед- назад прямыми руками
- Бросание малого мяча об стену одной рукой, ловля двумя руками после отскока от пола
- «Кенгуру» (прыжки с зажатым мячом между ног)
- Удержание равновесия «Статуя»
- «Ножницы»
Месяц Блок Содержание занятий
I часть
II часть III часть
Февраль 5 Разновидности ходьбы и бега. Работа на тренажерах по методу круговой тренировки. Подвижная игра «Волк во рву»
Пальчиковая гимнастика «Улитка»
Разновидности ходьбы и бега. Работа на тренаже-рах по методу кру-говой тренировки. Подвижная игра «Найди себе пару»
Пальчиковая гимнастика «Зайка»
Разновидности ходьбы и бега. Работа на тренаже-рах по методу круговой тренировки. Подвижная игра «Го-релки»
Пальчиковая гимна-стика «Апельсин»
Разновидности ходьбы и бега. Работа на трена-жерах по методу круговой тренировки. Подвижная игра «Са-молёты» Пальчиковая гимна-стика «За грибами»
Блок Месяц Комплекс упражнений
5 Февраль - Поднимание и опускание прямых ног из положения лежа, руки в упоре на локтях
- Прыжки «лягушка»
- Бросание малого мяча вверх одной рукой, ловля двумя руками
- «Змея» (лежа на спине, руки в стороны на полу, ноги прямые вместе подняты. Махи ногами в стороны)
- Сесть – встать «по- турецки» из положения ноги скрестно
Месяц Блок Содержание занятий
I часть
II часть III часть
Март 6 Разновидности ходьбы и бега. Работа на тренажерах по методу круговой тренировки. Подвижная игра «Перемени пред-мет»
Пальчиковая гимнастика «Сосулька»
Разновидности ходь-бы и бега. Работа на тренажерах по методу круговой тренировки. Подвиж-ная игра «Ловишки с мячом»
Пальчиковая гимна-стика «Ножницы»
Разновидности ходьбы и бега. Работа на тренаже-рах по методу круговой тренировки.
Подвижная игра «Мы-весёлые ребята»
Пальчиковая гимнастика «Цветы»
Разновидности ходьбы и бега. Работа на тренаже-рах по методу кру-говой тренировки. Подвижная игра «Хитрая лиса» Пальчиковая гимнастика «Вышли зайки на лужок»
Блок Месяц Комплекс упражнений
6 Март - «Мост» из положения лежа на спине
- Разведение прямых рук в стороны с гантелями
- Отведение правой (левой) ноги в противоположную сторону из положения лежа на животе, руки в стороны, плечи от пола не отрывать
- «Ловец мячика» ногами (маленький мяч)
- Перекаты вперед- назад на спине в группировке
Месяц Блок Содержание занятий
I часть
II часть III часть
Апрель 7 Разновидности ходьбы и бега. Работа на тренажерах по методу круговой тре-нировки. Подвижная игра «Мы- весёлые ребята»
Пальчиковая гимна-стика «Огуречик»
Разновидности ходьбы и бега. Работа на тренаже-рах по методу кру-говой тренировки. Подвижная игра «Пе-релёт птиц»
Пальчиковая гимна-стика «Пароход»
Разновидности ходьбы и бега. Работа на тренаже-рах по методу круговой тренировки. Подвижная игра «Ловишка с ленточками»
Пальчиковая гимна-стика «Лодочка»
Разновидности ходьбы и бега. Работа на тренаже-рах по методу круговой тренировки. Подвижная игра «Караси и щука» Пальчиковая гимна-стика «Еж»
Блок Месяц Комплекс упражнений
7 Апрель - Переложи гантелю из одной руки в другую
- «Перекати бревно» (лежа на животе, руки над головой на полу, перекат на спину и обратно, ноги вместе)
- «Лодочка»
- «Воздушный велосипед»
- Прокатывание «ежиков» стопами
4. Условия реализации дополнительной образовательной программы
Материально-техническое оснащение реализации программы
В настоящее время в дошкольных учреждениях используются тренажеры, укреп-ляющие разные группы мышц (простые и сложные).
Занятия с тренажерами должны оказывать тренирующее воздействие на организм. Известно, что тренирующий эффект может достигаться при среднем уровне частоты сердечных сокращений (ЧСС) 140 – 160 ударов в минуту у детей 5 – 7 лет. Верхняя граница изменения ЧСС находится в пределах 160 – 180 ударов в минуту. Как правило, нагрузки при этом должны быть кратковременными (длительность непрерывной работы – 2-3 минуты).
Занятие тренировочного типа с тренажерами позволяют детям овладеть комплексом упражнений, способствующих укреплению мышц рук, плечевого пояса, брюшного пресса, спины, ног и развитию силы, быстроты движений, ловкости, гибкости и общей выносливости. Кроме того, эти занятия значительно повышают эмоциональный тонус, активизируют познавательную деятельность, воспитывают выдержку, решительность, смелость, любознательность, воображение, формируют умение бережно обращаться с пособиями, управлять своим поведением и обращаться со сверстниками.
5. Методическое обеспечение реализации программы
Перечень литературы:
1. Бондаренко Т. М. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми 6-7 лет в ДОУ: Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернерев – Воронеж: ИП Лакоценина Н. А., 2012. – 224с.
2. Подвижные тематические игры для дошкольников / сост. Т. В. Лисина, Г. В. Морозова. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 128с.
3. Полтавцева Н. В., Стожарова М. Ю., Краснова Р. С., Гаврилова И. А. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни. – М. : ТЦ Сфера, 2013. – 128с.
4. Сулим Е. В. физкультурные занятия для детей 5-7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 224с.
5. Шорыгина Т. А. Спортивные сказки. Беседы с детьми о спорте и здоровье. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 64с.
Контроль реализации программы
Педагогический анализ умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговый – в мае.
В качестве показателей физической подготовленности выступают определенные двигательные качества и способности ребенка, такие как ловкость (координационные способности, гибкость, силовые качества. Уровень развития двигательных качеств оценивается с помощью диагностических тестов на физическую подготовленность.
Название психофизического качества Тесты для определения психофизиче-ских качеств
Обследование уровня развития основ-ных движений
Бег Бег на 10м
Бег на 30 м
Прыжки Прыжок в длину с места
Метание Метание мешочка с песком на даль-ность
Бросание набивного мяча весом 1 кг из-за головы
Обследование уровня развития физиче-ских качеств
Определение силы мышц спины Тест «Самолет»
Определение силы мышц живота Поднимание туловища из положения лежа на спине
Определение силы мышц рук и плече-вого пояса Тест «Обезьянки»
Определение гибкости Тест «Отодвинь кубик»
Наклон вперед из положения стоя
Определение координационных способностей Тест на сохранение равновесия «Ста-туя»
Тесты для определения скоростно-силовых качеств
- Бег на 10 м
- Бег на 30 м
- Прыжок в длину с места
- Бросок набивного мяча весом 1 кг из-за головы двумя руками стоя
Тесты для определения ловкости и координационных способностей
- Сохранение равновесия
- Наклон вперед из положения стоя или «Отодвинь кубик дальше»
- Определение силы мышц спины
- Определение силы мышц живота
- Определение силы мышц рук и плечевого пояса
6. Список литературы
1. Бабенкова Е. А., Федоровская О. М. Игры, которые лечат. Для детей от 5 до 7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2013. – 64с.
2. Бондаренко Т. М. Физкультурно- оздоровительная работа с детьми 5 – 6 лет в ДОУ: Практическое пособие для старших воспитателей и редагогов ДОУ, родителей, гувернеров – Воронеж: ИП Лакоценина Н. А., 2012. – 216с.
3. Бондаренко Т. М. Физкультурно- оздоровительная работа с детьми 6 - 7 лет в ДОУ: Практическое пособие для старших воспитателей и редагогов ДОУ, родителей, гувернеров – Воронеж: ИП Лакоценина Н. А., 2012. – 224с.