михаил
Программа по туризму
Муниципальное учреждение дополнительного образования
Новоспасский Центр детского творчества
МО «Новоспасский район» Ульяновской области
Утверждаю
Директор УДО ЦДТ
Зимина М. Н.
«___»___2017 г.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Юный турист»
на 3 года обучения
возраст детей 11-15 лет
1год – 144 часа
Программу разработал
педагог дополнительного
образования
1 категории
Сарбаев Михаил Юрьевич
с педагогическим стажем
7 лет
Публикация «Программа по туризму» размещена в разделах
Программа рассмотрена
и утверждена на заседании
педсовета УДО ЦДТ
Протокол № ___ от___201__ г.
Пояснительная записка
Программа «Юный турист» составлена на основе рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации программы в системе дополнительного образования детей с возможностью внесения изменений и дополнений.
В программе представлено содержание оздоровительно – познавательной деятельности с обучающимися. В настоящее время активно – оздоровительное направление деятельности не получает должного развития, поскольку из-за ведомственной разобщенности и отсутствие целевых установок на использование активного досуга нет стройной программы взаимосогласованных действий.
Создание такой программы предполагает решение целого комплекса проблем взаимодействия человека с природой:
- оздоровление детей на занятиях в условиях природной среды;
- формирование координационных функций;
- развитие творческой и исполнительской активности учащихся;
При этом адаптация организма ребенка к физическим нагрузкам предполагает необходимость их строгого дозирования по объему, продолжительности и напряженности в соответствии с полом и возрастом, а так же индивидуальным уровнем функционального и биологического развития занимающихся.
Содержание программы составлено с учетом принципов концентрического освоения окружающей деятельности, цикличности проведения оздоровительно – познавательной, спортивно- туристической деятельности.
Группа учащихся набирается в зависимости от состояния здоровья ребенка. Занятия проводятся в группе, так как дети должны «работать» в слаженном коллективе.
Продолжительность освоения программы 3 года.
Занимающиеся 1-2 – го года непосредственно знакомятся с окружающим их миром – своей семьей, своим классом, школой, населенным пунктом, ближайшей зеленой зоной (лесом, рекой); у них формируется начальные навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире. Участвуют в соревнованиях спортивно- туристической направленности. Совершают экскурсии, мини – походы.
Занимающиеся 3 – го года, расширяют зону познания окружающего мира, знакомятся с зелеными массивами района и области, участвуют в одно – двухдневных походах, в походах более сложных степеней по району и области, участвуют в соревнованиях спортивно- туристической направленности, закрепляют и совершенствуют навыки здорового образа жизни, охраны окружающей природной среды и безопасности жизнедеятельности.
Предполагается, что большая часть занятий будет проводиться на открытом воздухе.
Цель программы :
Обучение, воспитание, развитие и оздоровление учащихся в процессе занятий туризмом, формирование устойчивого интереса к туризму.
Задачи программы :
Познавательная - Расширить кругозор детей, вовлечением в изучение мира с помощью личного знакомства с ним в туристских походах и путешествиях, привить исследовательские навыки, навыки наблюдения и описания, общения и взаимопомощи;
Развивающая - Развить личную и социальную активность учащихся, научить взаимопомощи и ответственности за других, навыкам самообслуживания без присутствия родителей;
Обучающая - Научить детей составлять план путешествия, участвовать в его организации, подводить итоги путешествия, ориентироваться на местности по карте и компасу, совершать пешие походы; Получить начальные навыки преодоления препятствий и участия в соревнованиях, освоить бивуачные навыки и навыки самообслуживания в походных условиях;
Мотивационная - Научить созданию комфортной обстановки в микроколлективе в условиях автономного существования группы, создать условия доброжелательности и взаимопомощи. Развить у детей мотивацию к продолжению деятельности в туризме;
Социально-педагогическая - Сформировать у детей общественную активность и положительное восприятие социума и своего значения для его развития, воспитать толерантность;
Эстетическая - Развить умение ценить красоту природы, ответственное отношение к ее сохранению, культуру поведения;
Оздоровительная - Сформировать потребность в здоровом образе жизни, знании своих физических возможностей, гигиенические навыки вне цивилизации.
Ожидаемые результаты по итогам обучения.
Учащиеся за период обучения должны:
• овладеть туристской терминологией.
• приобрести первичные туристско-бытовые умения и навыки;
• сформировать представление о спортивно- туристической деятельности;
• повысить уровень коммуникативной культуры;
• сформировать коллектив, способный к слаженным действиям по обеспечению жизнедеятельности на природе в однодневном походе в любое время года;
• участвовать в соревнованиях.
Календарно учебный график 1 – ого года обучения
№ Наименование тем и разделов
Дата Количество часов
Всего Теория Практика контроль
1. Введение 2 2 -
1.1 Оздоровительная роль туризма 1 1 -
1.2 Правила поведения юных туристов 1 1 -
2. Азбука туристско-бытовых навыков юного туриста 25 11 14
2.1 Основы безопасности в природной среде 2 2 -
2.2 Основы безопасности дома и в школе 2 2 -
2.3 Личное снаряжение и уход за ним 2 2 -
2.4 Питьевой режим на туристской прогулке 2 2 -
2.5 Групповое снаряжение и уход за ним 2 2
2.6 Индивидуальный и групповой ремонтный набор 2 2
2.7 Организация биваков и охрана природы 3 1 2
2.8 Туристская группа на прогулке 10 10
3. Азбука топографии 19 5 14
3.1 Мой дом, моя школа, школьный двор 2 1 1
3.2 План местности 4 2 4
3.3 Условные знаки 11 2 9
4. Туристское и экскурсионное ориентирование 32 14 18
4.1 Ориентирование по сторонам горизонта 6 2 4
4.2 Ориентирование на местности 14 4 10
4.3 Виды туристского ориентирования 5 3 2
4.4 Экскурсионное ориентирование 7 4 3
5. Личная гигиена и первая доврачебная помощь 20 8 12
5.1 Личная гигиена юного туриста 2 1 1
5.2 Оказание первой доврачебной помощи 6 2 4
5.3 Обработка ранок, ссадин и наложение простейших повязок 4 1 3
5.4 Индивидуальная и групповая медицинская аптечки 3 1 2
5.5 Способы транспортировки пострадавшего 5 1 4
6. Азбука спортивно – оздоровительного туризма 28 6 22
6.1 Пешеходный туризм 16 4 12
6.2 Полоса препятствий пешеходного туризма 12 2 10
7. Общая спортивно – оздоровительная физическая подготовка 10 1 9
7.1 Общая физическая подготовка и оздоровление организма 8 1 7
7.2 Психолого – педагогическая и врачебно – медицинская диагностика физкультурного и физического развития и тестирование занимающихся 2 - 2
7.3 Зачетный летний поход 8 8
Итого: 144
44 82 18