Папки-передвижки

Программа «Логовичок» в ДОУ

Зиля Кутлиярова
Программа «Логовичок» в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

1. Пояснительная записка

В последнее время проблема развития обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Детей с нарушениями речи с каждым годом становится все больше и им следует вовремя оказывать помощь, исправлять дефекты звукопроизношения. Это в свою очередь влияет на качественную подготовку дошкольников к школе, так как в дальнейшем они могут испытывать определенные трудности в овладении письмом и чтением. Таким образом, вовремя оказанная помощь в исправлении дефектов звукопроизношения – одна из важнейших задач современного дошкольного образования.

Публикация «Программа „Логовичок“ в ДОУ» размещена в разделах

Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По словам известного педагога Э. Жака-Далькроза: «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма».

Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому в детском саду необходимо проводить занятия логоритмикой.

Логоритмическое занятие - является сочетанием пения, движения и речи. Следовательно, такое занятие позволяет закрепить правильное звукопроизношение и звуковосприятие, необходимые для успешного обучения в школе.

Актуальность программы определяется тем, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи воспитанников вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками.

Новизна программы логоритмики состоит в том, что в нашем дошкольном образовательном учреждении такие занятия еще не проводились. Кроме того, логоритмические занятия программы включают в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм воспитанника, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладению структурой слова, расширению словарного запаса детей дошкольного возраста.

Цель и задачи реализации рабочей программы

Цель - коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии воспитанников посредством сочетания музыки и движений.

Задачи:

Образовательные:

- формировать двигательные умения и навыки;

- формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии с данным образом.

Развивающие:

- развивать пространственные представления;

- развивать координацию, переключаемость движений.

Воспитательные:

- воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;

- совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.

Коррекционные:

- развивать речевое дыхание;

- развивать артикуляционный аппарат;

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать грамматический строй и связную речь;

- формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память.

Первый год обучения (средняя группа, воспитанники 4-5 лет)

Цель: Создание благоприятных условий, установление контакта с каждым воспитанником с целью выявления его двигательных и музыкальных возможностей.

Задачи:

- закреплять артикуляции звуков в определенной последовательности;

- формировать умения двигаться в соответствии с текстом, ориентироваться в пространстве;

- научить воспитанников правильно выполнять оздоровительные упражнения, самомассаж;

- развивать музыкальные и творческие способности воспитанников;

- развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков, темпа, ритма речи;

- развивать правильное дыхание;

- развивать общую и мелкую моторику, умение напрягать и расслаблять мышцы;

- развивать зрительное, слуховое и двигательное внимание, память.

- воспитывать у воспитанников доброжелательное отношение к окружающим людям, бережное отношение к природе, животным.

Второй год обучения (старшая группа, воспитанники 5-6 лет)

Цель: Развитие коммуникативных навыков воспитанников.

Задачи:

- закреплять артикуляции звуков в определенной последовательности, тренировать умение дифференцировать парные согласные;

- учить воспитанников точно выполнять движения в соответствии с текстом;

- научить основным принципам дыхательной гимнастики по А. Стрельниковой, развивать правильное диафрагмальное дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру;

- закреплять умение воспитанников выполнять здоровье-сберегающие упражнения, в том числе и на формирование правильной осанки;

- развивать координацию движений, ориентирование в пространстве;

- развивать музыкальные и творческие способности, умение импровизировать в различных видах музыкальной деятельности;

- развивать певческие навыки воспитанников, укреплять голосовой аппарат;

- развивать артикуляционную, общую и пальцевую моторику;

- развивать фонематический слух, слуховое, зрительное внимание, память;

- формировать у воспитанников привычки к здоровому образу жизни, чувство ответственности за свое здоровье, бережное отношение к окружающему миру;

- воспитывать нравственно-патриотические чувства, уважение к традициям своего народа.

Уровень сложности программы : стартовый.

Направленность программы : социально-педагогическая.

Категория учащихся: воспитанники разновозрастной средней и разновозрастной старшей группы МАДОУ д/с «Чебурашка» (4 – 6 лет).

Объем и срок освоения программы : Курс обучения рассчитан на 34 занятия, по 4 занятия в месяц, с сентября по май включительно, в учебном году – первый год обучения и во второй год обучения. Общее количество за 2 года обучения 68 занятий.

Форма обучения – очная, групповая.

Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста, участвующих в реализации рабочей программы :

Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической.

Речевые игры и ролевые стихи являются основой для развития просодических компонентов речи: ритмичности, мелодики, интонационной выразительности, кроме того, они оказывают благоприятное воздействие на состояние вербальной памяти и продуктивности запоминания.

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Хорошо развитая речь помогает ему легко вступать в общение с окружающим его миром, понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами, способствует развитию мыслительных функций и успешному обучению в школе. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания, для полноценного формирования личности ребёнка.

Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще далек от свободного пользования словами. Словарь все еще недостаточно богат прилагательными, наречиями, глаголами, да и слова, близкие по смыслу, они могут подобрать в недостаточном количестве и не всегда удачно. Ошибки в употреблении слов возможны и при пересказах сказок, когда ребенок вкладывает в слово неправильное значение. В рассказах детей иногда наблюдаются неточности в употреблении союзов, предлогов (например, вместо предлога между, используются слова в середине).

Однако в речи детей все еще встречаются грамматические ошибки: неправильное согласование существительных с прилагательными в косвенных падежах, неправильное образование формы родительного падежа множественного числа некоторых существительных («грушев», вместо груш, изменение по падежам несклоняемых существительных («На «пианине» стоят часы»).

В диалогической (разговорной) речи ребенок в соответствии с вопросом и темой разговора использует как краткие, так и развернутые ответы.

В общении со сверстниками и взрослыми дети не всегда пользуются умеренной громкостью голоса, но по мере необходимости многие способны говорить громче и тише. В повседневном общении дети стараются пользоваться умеренным темпом, но при пересказах их речь часто бывает замедленна за счет длительных необоснованных задержек, пауз. Однако в моменты эмоционального подъема, находясь под впечатлением просмотренного фильма, прочитанной сказки, ребенок в процессе высказывания часто не в состоянии проконтролировать свою речь и говорит громче и быстрее обычного.

Не все дети имеют достаточно развитый фонематический слух, они недостаточно четко различают звонкие и глухие согласные, например, при выделении слога или слова со звуком «с» из группы слогов или слов, дети называют и такие, в которых есть звук «з» (или даже звук «ш»). Смешивают дети твердые и мягкие согласные, шипящие и свистящие: с и ш, ж и з, звуки с и ц, щ и ч, ц и ч.

В старшем дошкольном возрасте источником получения музыкальных впечатлений становится не только педагог, но и сам большой мир музыки. Возрастные возможности детей, уровень их художественной культуры позволяют устанавливать связи музыки с литературой, живописью, театром. С помощью педагога искусство становится для ребенка целостным способом познания мира и самореализации. Интегративный подход к организации взаимодействия детей с искусством позволяет каждому ребенку выражать свои эмоции и чувства более близкими для него средствами: звуками, красками, движениями, словом.

Развивается музыкальное мышление, ребенок анализирует и оценивает сложное музыкальное произведение, может сравнивать, обобщать. В этом возрасте у ребенка сформирована потребность в пении. Можно отметить такие положительные особенности пения: голос становится звонче, характерен диапазон в пределах РЕ – СИ первой октавы, налаживается вокально-слуховая координация, дети могут петь как напевно, так и отрывисто. Они способны петь на одном дыхании целые фразы песни. Певческая дикция у большинства детей правильная, в то же время голос ребенка остается довольно хрупким, поскольку продолжается формирование вокальных связок.

Занятия по логоритмике проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня, и находятся в тесной связи с другими средствами комплексного коррекционного воздействия. Их продолжительность составляет 20 мин. Как правило, в одном занятии сочетаются игры разной направленности, и частая смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес детей к происходящему, способствует установлению ими причинно-следственных связей между предметами и явлениями действительности. Содержание занятия напрямую связано с изучаемой лексической темой, задачами логопедической коррекции. Структура занятия: подготовительная, основная и заключительная части.

Условия реализации программы : группа формируется на основе желаний родителей (законных представителей).

Планируемые результаты освоения программы первого года обучения:

О положительной динамике, достигнутой в ходе коррекционно-развивающего процесса средствами логопедической ритмики свидетельствуют, следующие показатели:

- Сформированность знаний по лексическим темам.

- Сформированность умений выполнять движения в соответствии со словами.

- Сформированность правильного речевого и физиологического дыхания.

- Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки.

- Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды на напряжение и расслабление мышц тела.

- Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении.

- Улучшение показателей слухового, зрительного, двигательного внимания, памяти.

- Положительные результаты диагностик музыкальных и творческих способностей воспитанников в соответствии с возрастом дошкольников (внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере и содержании музыкальных произведений, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки, танцевальные и общеразвивающие движения).

- Улучшение результатов диагностик развития речи.

- Воспитание бережного отношения к природе, животным.

- Воспитание потребности в здоровом образе жизни, заботе о своем здоровье и здоровье окружающих.

Планируемые результаты освоения программы второго года обучения:

О положительной динамике, достигнутой в ходе коррекционно-развивающего процесса средствами логопедической ритмики свидетельствуют, следующие показатели:

- Сформированность знаний, расширение словарного запаса по лексическим темам, умение самостоятельно составлять небольшие рассказы на определенную тему, придумывать необычные окончания знакомых сказок, песен.

- Сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ.

- Сформированность модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения правильно брать дыхание во время пения.

- Сформированность произносительных навыков, подвижности артикуляционного аппарата.

- Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, чистоговорках.

- Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и тела, психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма.

- Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега.

- Способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений.

- Положительные результаты диагностик музыкальных и творческих способностей воспитанников в соответствии с возрастом дошкольников (внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере и содержании музыкальных произведений, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки, танцевальные и общеразвивающие движения).

- Улучшение результатов диагностик развития речи, в том числе и диалогической.

- Воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к культуре и традициям народов России, родного края, труду людей.

- Воспитание потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.

2. Содержание программы

2.1. Учебный план (первый год обучения)

2.2. Календарный учебный график (первый год обучения)

Содержание:

Подготовительная часть длится 3-4 минуты. Используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса.

Основная часть занимает 12-14 минут, включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на детских музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры, а также следующие виды упражнений:

- Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.

- Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям воспитанники лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.

- Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для воспитанников с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.

- Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. На логоритмических занятиях совместно с логопедом ДОУ и по рекомендации врача-педиатра используются:

o упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания;

o выработка продолжительного речевого выдоха;

o тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.

- Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но и развивающие певческие навыки дошкольников.

- Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание воспитанников, способность быстро реагировать на смену деятельности.

- Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У воспитанников развивается фонематический слух и слуховое внимание.

- Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.

- Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта, что позволяет воспитанникам лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.

- Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у воспитанников с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.

- Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.

- Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с воспитанниками изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.

- Театральные этюды. Очень часто у воспитанников с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек, пластичность и выразительность движений воспитанников, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.

- Коммуникативные игры формируют у воспитанников умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.

- Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют воспитанников в координации движений, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают воспитанников выполнять правила игры.

Заключительная часть занимает 2-3 минуты. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения.

3. Организационно-педагогические условия

3.1. Кадровые условия

Автор – составитель программы : педагог первой квалификационной категории, имеющий высшее профессиональное образование по квалификации «Специальное (дефектологическое) образование», стаж работы 4 года.

3.2. Материально – технические условия

Занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе проходят в групповом помещении средней группы.

Технические средства обучения:

1. Музыкальный центр

2. Компьютер (ноутбук)

3. Музыкальные инструменты

4. CD, DVD диски, флешки

Учебно-наглядные пособия:

1. Плакаты

2. Схемы

3. Иллюстрации

4. Игрушки

5. Дидактические игры

6. Детские музыкальные инструменты

3.3. Учебно-методические условия:

Настоящая программа составлена для воспитанников дошкольного возраста 4 – 6 лет (разновозрастная средняя, разновозрастная старшая группы) и разработана на основе обязательного минимума содержания по музыкальному воспитанию для ДОУ («Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой) с учётом обновления по парциальным программам «Топ-хлоп, малыши» (Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста) авторы Т. Н. Сауко, А. И. Буренина, «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (с 4 до 7 лет)» Н. В. Нищевой.

Программа по логоритмике базируется на основных положениях программ и методических пособий:

по логопедии :

- Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева с учётом коррекционно-развивающей работы для детей с недоразвитием речи (с 5 - 7 лет) по методике М. Ю. Картушиной.

- Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова, А. В. Лагутина. 2008 год

- Программа Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада» с приоритетным осуществлением коррекции физического и (или) психического развития детей с тяжелыми нарушениями речи.

- Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой. (Гном и_Д, 2000 г.)

по логоритмике :

- Методические пособия по логоритмике М. Ю. Картушиной, М. Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой.

- Воронова А. Е. «Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие» - М. : ТЦ Сфера, 2006

- Картушина М. Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет»- М. : ТЦ Сфера, 2008

- Картушина М. Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет»- М. : ТЦ Сфера, 2008

- Лапшина А. Е. «Логоритмика : диагностика, коррекционно-развивающие аспекты. (Методические рекомендации)»- Красноярск, 1997.

- Касицина М. А. «Коррекционная ритмика»

- Е. Железнова «Веселая логоритмика»

по оздоровлению детей:

- Программа оздоровления детей «Зеленый огонек здоровья» М. Ю. Картушиной;

- Методические рекомендации к программе «Детский сад 2100» по физическому воспитанию дошкольников «Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика» Н. А. Фомина. -М. : Баллас, 2005;

- Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет Л. И. Пензулаева. -М. : Владос, 2002.

Публикации по теме:

Программа кружка «Звуковичок» 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование программы Дополнительная образовательная программа «Звуковичок» (далее - Программа) Руководитель программы.

Образовательная программа «Картина пластилином». Программа дополнительного кружка для детей 3–4 лет СОДЕРЖАНИЕ 1. Паспорт программы 3 2. Пояснительная записка 4 3. Учебно-тематический план 6 4. Содержание изучаемого курса 8 5. Методическое.

Программа дидактических игр Пояснительная записка Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия младшего дошкольного возраста.

Программа «Хочу все знать» программа для детей дошкольного возраст 3–5 лет Пояснительная записка Программа разработана для детей младшего дошкольного возраста от 3-5 лет и направлена на реабилитацию дошкольников,.

Программа по туризму Муниципальное учреждение дополнительного образования Новоспасский Центр детского творчества МО «Новоспасский район» Ульяновской области.

Программа «Радужный мир» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Радужный мир» НАПРАВЛЕННОСТЬ: ПСИХОЛОГИЯ Уровень программы: развивающий Возраст.

Программа «Удивительный фетр» Пояснительная записка Актуальность данной программы в том, что на современном этапе есть необходимость в развитии творческих способностей,.

Программа вокального кружка Пояснительная записка Музыка начинается с пения… Курт Закс (немецкий музыковед) Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности,.

Программа «Элемент самопознания» I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Пояснительная записка Фундамент личностных качеств ребенка - это его отношение к самому себе. Интеллектуальное развитие.

Рабочая программа «Оригами» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад № 22» «Карамелька» Утверждено: Приказ.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Программа «Логовичок» в ДОУ
Опубликовано: 13 ноября 2019 в 13:05
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа «Логовичок» в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Зиля Кутлиярова (УИ 1108403) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД