Степанова Кристина
Программа дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте и психологических механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в программу включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др., которые ребенок может освоить в игровых занятиях.
Публикация «Программа дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» май 2019
В программе представлены специальные игры и упражнения, на развитие тактильного восприятия с водой, на нанизывание, с пластилином, с краской, с бумагой, на выкладывание, которые помогут укрепить руки малышей, развивать движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.
Направления программы :
Оздоровительное направление предполагает регулирование деятельности группы для соблюдения режима, формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья детей, стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, сенсорно - перцептивных процессов.
Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности, воспитание ее с учетом фактора развития, воспитание ребенка с творческими способностями, развитие и коррекцию познавательных процессов (внимание, память, ассоциативность и гибкость мышления, словарный запас речи, воображение, воспитание умения выражать свои эмоции. Развитие и корректирование зрительных, слуховых и тактильных ощущений.
Образовательное направление обеспечивает усвоение систематизированных знаний; формирование сенсомоторных умений и навыков; развитие моторных способностей, предусматривая, в первую очередь, формирование отношения к активной деятельности, интереса и потребности в совершенствовании сенсорных навыков ребенка, внедрение в практику нетрадиционных методов и приемов, формирование представлений об окружающем мире.
Методы:
- Игровой метод (дидактические игры).
- Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
- Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
Формы организации деятельности:
- групповая;
- подгрупповая;
- индивидуальная.
Данная программа состоит из 39 занятий по 15 минут каждое. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю. Продолжительность программы составляет 10 месяцев для первого года обучения.
Предполагаемый результат:
- Дети различают и называют некоторые цвета спектра – красный, зеленый, синий, желтый;
- Различают и называют некоторые геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат);
- Используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка);
- Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть;
- Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.
Календарно-перспективное планирование программы
№ Тема, программное содержание
СЕНТЯБРЬ
1 «Пляшущие тени»
Цель: Развивать зрительные ощущения, формировать представление о свете и темноте.
2 «День и ночь»
Цель: Развивать зрительные ощущения, формировать представление о свете и темноте.
ОКТЯБРЬ 1 «Солнечный зайчик»
Цель: Развивать зрительные ощущения, формировать представление о свете и темноте.
2 «Фонарик»
Цель: Развивать зрительные ощущения, формировать представление о свете и темноте.
3 «Свеча»
Цель: Развивать зрительные ощущения, формировать представление о свете и темноте, полумраке.
4 «Цветная вода»
Цель: Знакомить детей с цветами.
НОЯБРЬ 1 «Цветные кубики»
Цель: Учит сравнивать по принципу «такой – не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов.
2 «Цветные парочки»
Цель: Учить различать по принципу «такой – не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов.
3 «Цветные палочки»
Цель: Учить различать по принципу «такой – не такой», сортировать предметы по цвету.
«Ниточки для шариков»
Цель: Учить различать по принципу «такой – не такой», знакомить с названиями цветов.
4 «Мишка и зайчик»
Цель: Развивать слуховое восприятие, восприятию на слух темпа звучания музыкальных инструментов.
«Кто там?»
Цель: Развивать речевой слух.
ДЕКАБРЬ 1 «Построим башню»
Цель: Учить различать по принципу «такой – не такой».
«Бегите ко мне»
Цель: Учить детей находить предмет определенного цвета по образцу (зрительное соотнесение, развивать внимание.
2 «Наряжаем кукол»
Цель: Учить подбирать по принципу «такой – не такой», находить предмет определенного цвета по образцу, знакомить с названиями цветов.
«Разложи по коробочкам»
Цель: Учить детей находить предмет определенного цвета по образцу, закреплять знание цветов.
3 «Постучим, погремим!»
Цель: Развивать слуховое восприятие, восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы.
«Тук-тук»
Цель: Развивать слуховое восприятие.
4 «Узнай по звуку»
Цель: Развивать слуховое восприятие, восприятие на слух звуков, которые издают различные звучащие предметы.
«Весёлый Петрушка»
Цель: Развивать слуховое восприятие, умение быстро реагировать на звук.
январь 1 «Четвёртый лишний»
Цель: Закреплять знание цветов.
«Разложи фигуры по местам»
Цель: Познакомить с плоскими геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, учить подбирать нужные формы разными методами.
2 «Весёлый поезд»
Цель: Познакомить с плоскими геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, учить подбирать нужные формы разными методами.
«Катится – не катится»
Цель: Познакомить с объёмными геометрическими телами – кубом, шаром.
3 «Фигуры играют в прятки»
Цель: Познакомить с объёмными геометрическими телами – кубом, шаром, учить подбирать нужные формы.
«Почтовый ящик»
Цель: Познакомить с геометрическими фигурами разной формы. учить подбирать нужные формы.
4 «Башни»
Цель: Познакомить с формой предметов, учить подбирать фигуры соответствующих форм.
«Найди пару по форме»
Цель: Учить подбирать нужные формы методом зрительного соотнесения.
ФЕВРАЛЬ 1 «Найди такую же фигуру»
Цель: Учить находить нужные формы методом зрительного соотнесения.
«Разложи фигурки по домикам»
Цель: Учить сортировать предметы в соответствии с их формой, подбирать нужные формы методом зрительного соотнесения.
2 «Спрячь в ладошке!»
Цель: Познакомить с понятием «величина»
«Накрой платком!»
Цель: Познакомить с величиной предметов, с понятием большой, маленький.
3 «Накрой шляпой!»
Цель: Знакомить с величиной посредством практических действий с предметами, с понятиями большой, маленький.
«Покормим кукол»
Цель: Знакомить с величиной посредством практических действий, с понятиями большой, маленький, средний по величине.
4 «Большие и маленькие кубики»
Цель: Обучать умению сравнивать предметы по величине методом зрительного соотнесения, сортировать предметы двух резко отличающихся размеров, учить понимать и использовать в речи понятия, большой, маленький, такой же, одинаковый по величине.
«Две коробки»
Цель: Закреплять знание о величине, умение сравнивать предметы по величине методом зрительного соотнесения.
МАРТ 1 «Вкладыши и башенки»
Цель: Знакомить детей с величиной в ходе практических действий со специальными игрушками, с понятием самый большой.
«Где моё место?»
Цель: Знакомить детей с величиной в ходе практических действий со специальными игрушками.
2 «Пирамидки»
Цель: Знакомить детей с величиной в ходе практических действий с игрушками, учить сравнивать предметы по величине методом наложения.
«Весёлые матрёшки»
Цель: закреплять знания о величине в ходе практических действий с игрушками (использование методов практического промеривания и зрительного соотнесения).
3 «Две башни»
Цель: Закреплять знания о величине предметов, познакомить с понятиями высокий, низкий, одинаковый по высоте.
«Два поезда»
Цель: Познакомить детей с таким свойством величины, как длина. с понятиями. длинный, короткий, одинаковый по длине, учить использовать знания о длине в ходе практический действий, развивать глазомер, сравнивая предметы по длине на расстоянии.
4 «Построй ворота»
Цель: Учить детей использовать знания о величине (высоте, ширине) предметов в ходе практический действий.
АПРЕЛЬ 1 «Собираем шишки»
Цель: Учить детей различать количество предметов, познакомить с понятиями мало, много.
«Грибы на полянке»
Цель: Учить детей различать количество предметов, обозначать количество словами: один, 3много, мало, ни одного.
2 «Песочница»
Цель: Учить детей определять количество сыпучего материала, познакомить с понятиями мало, много, больше меньше, столько же (одинаково).
«Бутылки»
Цель: Учить детей определять количество жидкостей в емкостях одинакового размера.
3 «Наполни кувшин»
Цель: Учить детей определять количество сыпучего материала, познакомить с понятиями мало, много.
4 «Картинки»
Цель: Учить умению различать количество предметов на картинках, закреплять понятия, служащие для обозначения количества, мало, много, поровну, один, ни одного.
«Найди свою игрушку»
Цель: Учить узнавать знакомые предметы среди других, развивать внимание и память.
МАЙ 1 «Найди своё место»
Цель: Учить узнавать знакомые предметы среди других, развивать внимание и память.
«Предметы и картинки»
Цель: Учить узнавать знакомые предметы на картинках, развивать внимание.
2 «Парные картинки»
Цель: Учить находить одинаковые изображения, развивать внимание.
3 «Собери картинку из кубиков»
Цель: Закреплять умение воспринимать целостное изображение предмета, составлять целостное изображение предмета из отдельных частей, развивать внимание.
4 «Собери целое»
Цель: Учить собирать целый предмет из отдельных частей, развивать мышление.