Бурнакова Инга Гайратовна
Программа кружка «Шашки»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание программы
РАЗДЕЛ I. ЦЕЛЕВОЙ…
Пояснительная записка…. 3
Цель и задачи …. 3
Условия реализации программы ….4
РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ…
Учебный план…. 5
Учебно-тематический план ….5-
Ожидаемые результаты
Критерии и формы оценки качества
РАЗДЕЛ III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ…
Материальное обеспечение рабочей программы
Методическое обеспечение
Список литературы …. .8
Приложение
РАЗДЕЛ I. ЦЕЛЕВОЙ
Пояснительная записка
Публикация «Программа кружка „Шашки“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Шашки. Учимся играть в шашки
- Темочки
Характеристика предмета, его значимость. Необходимость разработки и внедрения программы в образовательный процесс обоснована тем, что в нашей стране шашечная игра пользуется большой популярностью, правила просты и общедоступны. Родители воспитан-ников детского сада заинтересованы в обучении детей игре в шашки, но не всегда могут уделить детям время для игры. Литературы по обучению детей дошкольного возраста игре в шашки недостаточно. Конечно, и педагоги, и родители учат детей играть в шашки, но допускают, на мой взгляд, одну и ту же ошибку: с первых занятий учат ребят расставлять все шашки и показывают ходы. В результате чего дети усваивают основные правила игры: ход шашек и дамок, бой одной или нескольких шашек, но не умеют продумывать свои действия на несколько ходов вперед, плохо ориентируются на шашечной доске, не умеют читать диа-граммы, просчитывать комбинации партий. Поэтому, для последовательной и планомерной работы по основам шашечного искусства необходима программа дополнительного образова-ния, предполагающая реализацию цикла обучающих занятий.
Программа «Волшебные шашки» предполагает применение методики обучения игре в шашки на основе игровой мотивации дошкольников, разработанной в процессе авторского педагогического опыта. Во-первых, на занятие всегда приходит один и тот же герой – Филя, который готовит им сюрпризы, рассказывает сказки, загадывает загадки, обучает ребят игре. Во-вторых, несколько занятий посвящается знакомству с шашечной доской (показ, рассмат-ривание, рисование доски, составление доски из карточек-линий, изучение горизонтальных и вертикальных полей шашечной доски). В-третьих, обучение начинается с игры с использо-ванием одной шашки (как можно пройти на дамочное поле и не встретиться с шашкой со-перника). Постепенно добавляется 1-2 шашки и предлагаются различные задания, знаком-ство с диаграммами.
Актуальность У детей развивается познавательная активность, образное и аналитиче-ское мышление, пространственное воображение, расширяется кругозор. Ребенок может сам организовать партнеров по деятельности, усваивает основы культуры поведения в игре, ис-пользует деловую, познавательную и личностную формы общения. Играя, дети и взрослые познают окружающий мир, тренируют в нужном направлении детские эмоции и ряд других душевных качеств (умение сдерживаться, рассуждать при выборе нужного хода в сложив-шейся игровой ситуации). Игра позволяет ребенку осознать, что и в реальной жизни есть оп-ределенные правила, которые мы должны соблюдать. Немаловажным является то, что в игре происходит сплочение детского коллектива и эмоциональное сближение членов семьи. Можно смело сказать о плодотворном сотрудничестве: ребенок-сверстник – родитель – педа-гог.
Новизна и отличительные особенности от уже существующих программ является акцентирование внимания на подготовку детей старшего дошкольного возраста, начинаю-щих с «нуля», ориентация на изучение основ игры в шашки. Программа направлена на фор-мирование общей культуры дошкольников и развитие интереса к игре в шашки как к интел-лектуальному досугу, развитие интегративных качеств, обеспечивающих социальную ус-пешность, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение здоровья детей дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными требованиями к выпускнику детского сада.
Цель:
- раскрытие интеллектуального и волевого потенциала личности воспитанников в процессе обучения игре в шашки;
Задачи:
- раскрытие интеллектуального и волевого потенциала личности воспитанников в про-цессе обучения игре в шашки;
– обучить технике игры в шашки;
– познакомить детей с теорией шашечной игры.
– активизировать мыслительную деятельность дошкольников: тренировка логического и стратегического мышления, памяти и наблюдательности;
– развивать умственные способности: умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления;
– обучать умению ориентироваться на плоскости.
– воспитать отношение к шашкам как к серьезным и полезным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
– воспитывать настойчивость, целеустремленность, уверенность и волю к победе;
– выработать у воспитанников умение применять полученные знания на практике
Планируемый результат освоения рабочей программы
- развитость умений анализировать, сравнивать, прогнозировать результаты деятельно-сти;
- повышение уровня развития развиваются пространственное воображение и мышле-ние;
- сформированный интерес к шашкам как спортивно – интеллектуальному досугу.
– развитость умений анализировать, сравнивать, прогнозировать результаты деятельно-сти;
– повышение уровня развития развиваются пространственное воображение и мышле-ние;
– сформированный интерес к шашкам как к спортивно-интеллектуальному досугу.
Форма подведения итогов реализации программы : выставка рисунков «Королевст-во шашек», шашечный турнир между сверстниками и родителями.
РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
Учебный план
Занятие – игра проводиться 1 раз в неделю, в пятницу, во второй половине дня. Организуется во время свободной самостоятельной или совместной деятельности детей. Продолжительность 30 минут.
Возраст Длительность за-нятия Кол – во в месяц Количество в год
Подготовительный 30 минут 4 занятия - игры 32 занятия - игры
Учебно – тематический план
Название темы Содержание подте-мы Количество теоре-тических занятий Количество прак-тических занятий
«По дороге знаний» 1.«По дороге зна-ний»
2. Сказка начинается «Королевство ша-шек
3. Художественно – эстетическая дея-тельность «Коро-левство шашек»
4.«Волшебные ни-точки сказочного королевства» - «Шашечные дороги»
5.«Задание умной совы» - «Шашечные дороги»
6. Встреча на лесной поляне – «Зайкины шашки».
5
1
«В гости к Умному Зайцу» 1 «В гостях у знато-ка шашек – Зайки
2.«Лесная школа умного зайца» - Центр
3.«Лесная школа умного зайца» - Бор-товые поля
4.«Лесная школа умного зайца» - «Дамка». Дамочные поля.
5.«Лесная школа умного зайца» - «Дамка». Дамочные поля.
6.«В гостях к друзь-ям» - «Как ходят шашки»
7.«В гостях к друзь-ям» - «Как ходят шашки»
8.«Правила хоро-шие, знать каждому положено» - Основ-ные правила шашеч-ной игры
9.«Правила хоро-шие, знать каждому положено» - Основ-ные правила шашеч-ной игры
10.«Лесная школа умного зайца» - Ос-новы шашечной иг-ры: ловушка и ко-роткие партии.
11.«Лесная школа умного зайца» - Ос-новы шашечной иг-ры: ловушка и ко-роткие партии.
12.«Лесная школа умного зайца» - Ос-новные приемы борьбы на шашеч-ной доске.
13. «Лесная школа умного зайца» - Ос-новные приемы борьбы на шашеч-ной доске.
14.«Лесная школа умного зайца» - Ос-новы шашечной иг-ры: как пройти в дамки.
14.«Лесная школа умного зайца» - Ос-новы шашечной иг-ры: как пройти в дамки.
16.«Этикет игрока» - правила поведения во время игры
17. «Этикет игрока» - правила поведения во время игры
6
11
«Лесной турнир» 1.«Веселый бой»
2. Викторина «Ко-рол евство шашек»
3.«Подготовка к со-ревнованиям между командами» «Под-готовка к соревно-ваниям между ко-мандами»
4.«Подготовка к со-ревнованиям между командами»
5.«Лесной турнир»
6.«Лесной турнир»
7.«Лесной турнир»
8. Игра в «Шашки» с родителями
9. Игра в «Шашки» с родителями
9
3 темы 32 подтемы 11 занятий 21 занятий
Календарно-тематическое планирование занятий
Месяц Под тема Содержание
Октябрь
«По дороге знаний» Знакомство с помещением, с историей возник-новения игры. Понятие о здоровом образе жиз-ни.
Сказка начинается «Королев-ство шашек» Познакомить с понятиями: шашечная доска и шашки. Расстановка шашек. Чтение и инцини-ровка дидактической сказки «Королевство ша-шек»
Художественно – эстетическая деятельность «Королевство шашек» Научить детей художественно – эстетическому развитию (рисованию) шашечной доски крас-ками.
«Волшебные ниточки сказоч-ного королевства» - «Шашеч-ные дороги» Знакомство с понятием вертикаль. Игра «Кто больше назовет предметов, расположенных вер-тикально». Например: дерево, стена, дома и. т. д. После этого найдите отличие от вертикали, рас-положенной на шашечной доске.
Ноябрь «Задание умной совы» - «Ша-шечные дороги» Познакомить с понятием «горизонталь». Игра «Кто больше назовет предметов расположенных горизонтально».
Встреча на лесной поляне – «Зайкины шашки». Познакомить с понятиями: Ходы шашек, тихий ход, ударный ход. Виды боя (взятия). Художе-ственно - эстетическая деятельность: «Королев-ство шашек». Выставка детских работ.
«В гостях у знатока шашек – Зайки». Практическое закрепление материала. Упраж-нение на выполнение ходов пешками. Трениро-вочное упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
«Лесная школа умного зайца» - Центр Знакомить с шашечным понятием центр, восемь полей: с3, с5, d6,d4,е5, f4,f6 считаются цен-тральными, но собственно центром являются поля с5, d4, е5, f4. Практическое закрепление материала. Упражнение на выполнение ходов пешками.
Декабрь «Лесная школа умного зайца» - Бортовые поля
Поля первой и последней горизонтали поля вер-тикалей. Все эти поля находятся с краю доски: справа, слева, внизу, и вверху. Шашки, зани-мающие эти поля называются бортовыми шаш-ками. Практическое закрепление материала. Уп-ражнение на выполнении ходов пешками.
«Лесная школа умного зайца» - «Дамка». Дамочные поля. Черные поля последней для соперника горизон-тали (для белых 8-й горизонтали – b8,d8,f8,h8 (отмечены знаком x); для черных 1-й горизонтали а1, с1, е1, g1 (отмечены знаком x) – поля превращения простой шашки в дамку.
«Лесная школа умного зайца» - «Дамка». Дамочные поля Черные поля последней для соперника горизон-тали (для белых 8-й горизонтали – b8,d8,f8,h8 (отмечены знаком x); для черных 1-й горизонтали а1, с1, е1, g1 (отмечены знаком x) – поля превращения простой шашки в дамку.
«В гостях к друзьям» - «Как ходят шашки»
Познакомить с правилами: шашка (простая) хо-дит по диагонали только вперед на одно поле, если оно не занято другой шашкой, ходить назад шашками запрещено. Практическое закрепление материала.
Январь
«В гостях к друзьям» - «Как ходят шашки Познакомить с правилами: шашка (простая) хо-дит по диагонали только вперед на одно поле, если оно не занято другой шашкой, ходить назад шашками запрещено. Практическое закрепление материала.
«Правила хорошие, знать каж-дому положено» - Основные правила шашечной игры. Познакомить с основными правилами: если шашка соперника стоит в плотную к вашей шашке (на соседнем по диагонали поле, а за ней есть свободное место, то вы обязаны сру-бить шашку соперника, если ваш ход. Срублен ная шашка убирается с доски после завершения хода. Ходить назад нельзя, а рубить можно. Практическое закрепление материала.
«Правила хорошие, знать каж-дому положено» - Основные правила шашечной игры Познакомить с основными правилами: если шашка соперника стоит в плотную к вашей шашке (на соседнем по диагонали поле, а за ней есть свободное место, то вы обязаны сру-бить шашку соперника, если ваш ход. Срублен ная шашка убирается с доски после завершения хода. Ходить назад нельзя, а рубить можно. Практическое закрепление материала.
«Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры: ло-вушка и короткие партии. Упражнения на выполнение ходов. Дидактиче-ские игры по маршруту и их взятия с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.
Февраль «Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры: ло-вушка и короткие партии. Познакомить с правилом: если после того,как вы срубили одну шашку, ваша шашка вновь оказывается перед шашкой соперника, которая
«Лесная школа умного зайца» - Основные приемы борьбы на шашечной доске. стоит с вашей на одной диагонали и за шашкой соперника есть свободное место, то и эта шашка должна быть срублена. Практическое закрепление материала.
«Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры: как пройти в дамки. Упражнения на выполнение ходов дамкой. Тре-нировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
«Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры: как пройти в дамки. Упражнения на выполнение ходов дамкой. Тре-нировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
Март «Этикет игрока» - правила по-ведения во время игры
Познакомить с правилами поведения во время игры:
Правило № 1: перед началом игры соперники пожимают друг другу руки – желают хорошей игры и победы. После игры так же пожимают руки.
Правило№ 2: Взялся – ходи.
Правило№ 3: Во время игры нельзя разговари-вать с соперником или с соседями.
«Этикет игрока» - правила по-ведения во время игры
Познакомить с правилами поведения во время игры:
Правило № 1: перед началом игры соперники пожимают друг другу руки – желают хорошей игры и победы. После игры так же пожимают руки.
Правило№ 2: Взялся – ходи.
Правило№ 3: Во время игры нельзя разговари-вать с соперником или с соседями.
«Веселый бой» Стихотворение Юровский Е. М. «Перед боем шашки в ряд на земле своей стоят». Игра – со-ревнование «Кто быстрее расставит фигуры». Игра «Взятие шашки».
Викторина «Королевство ша-шек» Практическое закрепление материала. Дидакти-ческие игры «Кто быстрее построит на доске фигуры», «Ловушки» закрепление шашечных терминов: поле, центр, дамка, главная дорога, диагональ.
Апрель «Подготовка к соревнованиям между командами» Практическое закрепление материала.
«Подготовка к соревнованиям между командами» Практическое закрепление материала.
«Подготовка к соревнованиям между командами» Практическое закрепление материала.
«Лесной турнир» Практическое закрепление материала.
Май «Лесной турнир» Практическое закрепление материала.
«Лесной турнир» Практическое закрепление материала.
Игра в «Шашки» с родителями. Подведение итогов года. Соревнования между сверстниками и родителями.
Игра в «Шашки» с родителями Подведение итогов года. Соревнования между сверстниками и родителями.
Всего 32 занятия
Ожидаемые результаты
В ходе освоения программы дети могут приобрести знания и умения:
• Знают и выполняют правила техники безопасности
• Научились различным приемам работы с бумагой
• Знают геометрические понятия
• Научились следовать устным инструкциям
• Разовьют внимание, мышление, память, пространственное воображение, мелкую мо-торику,творческие способности и фантазию.
Оценка достижения детьми ожидаемых результатов проходит в естественной для ребенка игровой среде, по мере освоения тем программы.
Форма проведения: наблюдение, викторины, соревнования.