Папки-передвижки

Программа кружка «Шашки»

Бурнакова Инга Гайратовна
Программа кружка «Шашки»

Содержание программы

РАЗДЕЛ I. ЦЕЛЕВОЙ…

Пояснительная записка…. 3

Цель и задачи …. 3

Условия реализации программы ….4

РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ…

Учебный план…. 5

Учебно-тематический план ….5-

Ожидаемые результаты

Критерии и формы оценки качества

РАЗДЕЛ III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ…

Материальное обеспечение рабочей программы

Методическое обеспечение

Список литературы …. .8

Приложение

РАЗДЕЛ I. ЦЕЛЕВОЙ

Пояснительная записка

Публикация «Программа кружка „Шашки“» размещена в разделах

Характеристика предмета, его значимость. Необходимость разработки и внедрения программы в образовательный процесс обоснована тем, что в нашей стране шашечная игра пользуется большой популярностью, правила просты и общедоступны. Родители воспитан-ников детского сада заинтересованы в обучении детей игре в шашки, но не всегда могут уделить детям время для игры. Литературы по обучению детей дошкольного возраста игре в шашки недостаточно. Конечно, и педагоги, и родители учат детей играть в шашки, но допускают, на мой взгляд, одну и ту же ошибку: с первых занятий учат ребят расставлять все шашки и показывают ходы. В результате чего дети усваивают основные правила игры: ход шашек и дамок, бой одной или нескольких шашек, но не умеют продумывать свои действия на несколько ходов вперед, плохо ориентируются на шашечной доске, не умеют читать диа-граммы, просчитывать комбинации партий. Поэтому, для последовательной и планомерной работы по основам шашечного искусства необходима программа дополнительного образова-ния, предполагающая реализацию цикла обучающих занятий.

Программа «Волшебные шашки» предполагает применение методики обучения игре в шашки на основе игровой мотивации дошкольников, разработанной в процессе авторского педагогического опыта. Во-первых, на занятие всегда приходит один и тот же герой – Филя, который готовит им сюрпризы, рассказывает сказки, загадывает загадки, обучает ребят игре. Во-вторых, несколько занятий посвящается знакомству с шашечной доской (показ, рассмат-ривание, рисование доски, составление доски из карточек-линий, изучение горизонтальных и вертикальных полей шашечной доски). В-третьих, обучение начинается с игры с использо-ванием одной шашки (как можно пройти на дамочное поле и не встретиться с шашкой со-перника). Постепенно добавляется 1-2 шашки и предлагаются различные задания, знаком-ство с диаграммами.

Актуальность У детей развивается познавательная активность, образное и аналитиче-ское мышление, пространственное воображение, расширяется кругозор. Ребенок может сам организовать партнеров по деятельности, усваивает основы культуры поведения в игре, ис-пользует деловую, познавательную и личностную формы общения. Играя, дети и взрослые познают окружающий мир, тренируют в нужном направлении детские эмоции и ряд других душевных качеств (умение сдерживаться, рассуждать при выборе нужного хода в сложив-шейся игровой ситуации). Игра позволяет ребенку осознать, что и в реальной жизни есть оп-ределенные правила, которые мы должны соблюдать. Немаловажным является то, что в игре происходит сплочение детского коллектива и эмоциональное сближение членов семьи. Можно смело сказать о плодотворном сотрудничестве: ребенок-сверстник – родитель – педа-гог.

Новизна и отличительные особенности от уже существующих программ является акцентирование внимания на подготовку детей старшего дошкольного возраста, начинаю-щих с «нуля», ориентация на изучение основ игры в шашки. Программа направлена на фор-мирование общей культуры дошкольников и развитие интереса к игре в шашки как к интел-лектуальному досугу, развитие интегративных качеств, обеспечивающих социальную ус-пешность, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение здоровья детей дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными требованиями к выпускнику детского сада.

Цель:

- раскрытие интеллектуального и волевого потенциала личности воспитанников в процессе обучения игре в шашки;

Задачи:

- раскрытие интеллектуального и волевого потенциала личности воспитанников в про-цессе обучения игре в шашки;

– обучить технике игры в шашки;

– познакомить детей с теорией шашечной игры.

активизировать мыслительную деятельность дошкольников: тренировка логического и стратегического мышления, памяти и наблюдательности;

развивать умственные способности: умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления;

– обучать умению ориентироваться на плоскости.

– воспитать отношение к шашкам как к серьезным и полезным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;

– воспитывать настойчивость, целеустремленность, уверенность и волю к победе;

– выработать у воспитанников умение применять полученные знания на практике

Планируемый результат освоения рабочей программы

- развитость умений анализировать, сравнивать, прогнозировать результаты деятельно-сти;

- повышение уровня развития развиваются пространственное воображение и мышле-ние;

- сформированный интерес к шашкам как спортивно – интеллектуальному досугу.

– развитость умений анализировать, сравнивать, прогнозировать результаты деятельно-сти;

– повышение уровня развития развиваются пространственное воображение и мышле-ние;

– сформированный интерес к шашкам как к спортивно-интеллектуальному досугу.

Форма подведения итогов реализации программы : выставка рисунков «Королевст-во шашек», шашечный турнир между сверстниками и родителями.

РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

Учебный план

Занятие – игра проводиться 1 раз в неделю, в пятницу, во второй половине дня. Организуется во время свободной самостоятельной или совместной деятельности детей. Продолжительность 30 минут.

Возраст Длительность за-нятия Кол – во в месяц Количество в год

Подготовительный 30 минут 4 занятия - игры 32 занятия - игры

Учебно – тематический план

Название темы Содержание подте-мы Количество теоре-тических занятий Количество прак-тических занятий

«По дороге знаний» 1.«По дороге зна-ний»

2. Сказка начинается «Королевство ша-шек

3. Художественно – эстетическая дея-тельность «Коро-левство шашек»

4.«Волшебные ни-точки сказочного королевства» - «Шашечные дороги»

5.«Задание умной совы» - «Шашечные дороги»

6. Встреча на лесной поляне – «Зайкины шашки».

5

1

«В гости к Умному Зайцу» 1 «В гостях у знато-ка шашек – Зайки

2.«Лесная школа умного зайца» - Центр

3.«Лесная школа умного зайца» - Бор-товые поля

4.«Лесная школа умного зайца» - «Дамка». Дамочные поля.

5.«Лесная школа умного зайца» - «Дамка». Дамочные поля.

6.«В гостях к друзь-ям» - «Как ходят шашки»

7.«В гостях к друзь-ям» - «Как ходят шашки»

8.«Правила хоро-шие, знать каждому положено» - Основ-ные правила шашеч-ной игры

9.«Правила хоро-шие, знать каждому положено» - Основ-ные правила шашеч-ной игры

10.«Лесная школа умного зайца» - Ос-новы шашечной иг-ры: ловушка и ко-роткие партии.

11.«Лесная школа умного зайца» - Ос-новы шашечной иг-ры: ловушка и ко-роткие партии.

12.«Лесная школа умного зайца» - Ос-новные приемы борьбы на шашеч-ной доске.

13. «Лесная школа умного зайца» - Ос-новные приемы борьбы на шашеч-ной доске.

14.«Лесная школа умного зайца» - Ос-новы шашечной иг-ры: как пройти в дамки.

14.«Лесная школа умного зайца» - Ос-новы шашечной иг-ры: как пройти в дамки.

16.«Этикет игрока» - правила поведения во время игры

17. «Этикет игрока» - правила поведения во время игры

6

11

«Лесной турнир» 1.«Веселый бой»

2. Викторина «Ко-рол евство шашек»

3.«Подготовка к со-ревнованиям между командами» «Под-готовка к соревно-ваниям между ко-мандами»

4.«Подготовка к со-ревнованиям между командами»

5.«Лесной турнир»

6.«Лесной турнир»

7.«Лесной турнир»

8. Игра в «Шашки» с родителями

9. Игра в «Шашки» с родителями

9

3 темы 32 подтемы 11 занятий 21 занятий

Календарно-тематическое планирование занятий

Месяц Под тема Содержание

Октябрь

«По дороге знаний» Знакомство с помещением, с историей возник-новения игры. Понятие о здоровом образе жиз-ни.

Сказка начинается «Королев-ство шашек» Познакомить с понятиями: шашечная доска и шашки. Расстановка шашек. Чтение и инцини-ровка дидактической сказки «Королевство ша-шек»

Художественно – эстетическая деятельность «Королевство шашек» Научить детей художественно – эстетическому развитию (рисованию) шашечной доски крас-ками.

«Волшебные ниточки сказоч-ного королевства» - «Шашеч-ные дороги» Знакомство с понятием вертикаль. Игра «Кто больше назовет предметов, расположенных вер-тикально». Например: дерево, стена, дома и. т. д. После этого найдите отличие от вертикали, рас-положенной на шашечной доске.

Ноябрь «Задание умной совы» - «Ша-шечные дороги» Познакомить с понятием «горизонталь». Игра «Кто больше назовет предметов расположенных горизонтально».

Встреча на лесной поляне – «Зайкины шашки». Познакомить с понятиями: Ходы шашек, тихий ход, ударный ход. Виды боя (взятия). Художе-ственно - эстетическая деятельность: «Королев-ство шашек». Выставка детских работ.

«В гостях у знатока шашек – Зайки». Практическое закрепление материала. Упраж-нение на выполнение ходов пешками. Трениро-вочное упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

«Лесная школа умного зайца» - Центр Знакомить с шашечным понятием центр, восемь полей: с3, с5, d6,d4,е5, f4,f6 считаются цен-тральными, но собственно центром являются поля с5, d4, е5, f4. Практическое закрепление материала. Упражнение на выполнение ходов пешками.

Декабрь «Лесная школа умного зайца» - Бортовые поля

Поля первой и последней горизонтали поля вер-тикалей. Все эти поля находятся с краю доски: справа, слева, внизу, и вверху. Шашки, зани-мающие эти поля называются бортовыми шаш-ками. Практическое закрепление материала. Уп-ражнение на выполнении ходов пешками.

«Лесная школа умного зайца» - «Дамка». Дамочные поля. Черные поля последней для соперника горизон-тали (для белых 8-й горизонтали – b8,d8,f8,h8 (отмечены знаком x); для черных 1-й горизонтали а1, с1, е1, g1 (отмечены знаком x) – поля превращения простой шашки в дамку.

«Лесная школа умного зайца» - «Дамка». Дамочные поля Черные поля последней для соперника горизон-тали (для белых 8-й горизонтали – b8,d8,f8,h8 (отмечены знаком x); для черных 1-й горизонтали а1, с1, е1, g1 (отмечены знаком x) – поля превращения простой шашки в дамку.

«В гостях к друзьям» - «Как ходят шашки»

Познакомить с правилами: шашка (простая) хо-дит по диагонали только вперед на одно поле, если оно не занято другой шашкой, ходить назад шашками запрещено. Практическое закрепление материала.

Январь

«В гостях к друзьям» - «Как ходят шашки Познакомить с правилами: шашка (простая) хо-дит по диагонали только вперед на одно поле, если оно не занято другой шашкой, ходить назад шашками запрещено. Практическое закрепление материала.

«Правила хорошие, знать каж-дому положено» - Основные правила шашечной игры. Познакомить с основными правилами: если шашка соперника стоит в плотную к вашей шашке (на соседнем по диагонали поле, а за ней есть свободное место, то вы обязаны сру-бить шашку соперника, если ваш ход. Срублен ная шашка убирается с доски после завершения хода. Ходить назад нельзя, а рубить можно. Практическое закрепление материала.

«Правила хорошие, знать каж-дому положено» - Основные правила шашечной игры Познакомить с основными правилами: если шашка соперника стоит в плотную к вашей шашке (на соседнем по диагонали поле, а за ней есть свободное место, то вы обязаны сру-бить шашку соперника, если ваш ход. Срублен ная шашка убирается с доски после завершения хода. Ходить назад нельзя, а рубить можно. Практическое закрепление материала.

«Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры: ло-вушка и короткие партии. Упражнения на выполнение ходов. Дидактиче-ские игры по маршруту и их взятия с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.

Февраль «Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры: ло-вушка и короткие партии. Познакомить с правилом: если после того,как вы срубили одну шашку, ваша шашка вновь оказывается перед шашкой соперника, которая

«Лесная школа умного зайца» - Основные приемы борьбы на шашечной доске. стоит с вашей на одной диагонали и за шашкой соперника есть свободное место, то и эта шашка должна быть срублена. Практическое закрепление материала.

«Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры: как пройти в дамки. Упражнения на выполнение ходов дамкой. Тре-нировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

«Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры: как пройти в дамки. Упражнения на выполнение ходов дамкой. Тре-нировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Март «Этикет игрока» - правила по-ведения во время игры

Познакомить с правилами поведения во время игры:

Правило № 1: перед началом игры соперники пожимают друг другу руки – желают хорошей игры и победы. После игры так же пожимают руки.

Правило№ 2: Взялся – ходи.

Правило№ 3: Во время игры нельзя разговари-вать с соперником или с соседями.

«Этикет игрока» - правила по-ведения во время игры

Познакомить с правилами поведения во время игры:

Правило № 1: перед началом игры соперники пожимают друг другу руки – желают хорошей игры и победы. После игры так же пожимают руки.

Правило№ 2: Взялся – ходи.

Правило№ 3: Во время игры нельзя разговари-вать с соперником или с соседями.

«Веселый бой» Стихотворение Юровский Е. М. «Перед боем шашки в ряд на земле своей стоят». Игра – со-ревнование «Кто быстрее расставит фигуры». Игра «Взятие шашки».

Викторина «Королевство ша-шек» Практическое закрепление материала. Дидакти-ческие игры «Кто быстрее построит на доске фигуры», «Ловушки» закрепление шашечных терминов: поле, центр, дамка, главная дорога, диагональ.

Апрель «Подготовка к соревнованиям между командами» Практическое закрепление материала.

«Подготовка к соревнованиям между командами» Практическое закрепление материала.

«Подготовка к соревнованиям между командами» Практическое закрепление материала.

«Лесной турнир» Практическое закрепление материала.

Май «Лесной турнир» Практическое закрепление материала.

«Лесной турнир» Практическое закрепление материала.

Игра в «Шашки» с родителями. Подведение итогов года. Соревнования между сверстниками и родителями.

Игра в «Шашки» с родителями Подведение итогов года. Соревнования между сверстниками и родителями.

Всего 32 занятия

Ожидаемые результаты

В ходе освоения программы дети могут приобрести знания и умения:

• Знают и выполняют правила техники безопасности

• Научились различным приемам работы с бумагой

• Знают геометрические понятия

• Научились следовать устным инструкциям

• Разовьют внимание, мышление, память, пространственное воображение, мелкую мо-торику,творческие способности и фантазию.

Оценка достижения детьми ожидаемых результатов проходит в естественной для ребенка игровой среде, по мере освоения тем программы.

Форма проведения: наблюдение, викторины, соревнования.

Публикации по теме:

Программа кружка «Звуковичок» 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование программы Дополнительная образовательная программа «Звуковичок» (далее - Программа) Руководитель программы.

Образовательная программа «Картина пластилином». Программа дополнительного кружка для детей 3–4 лет СОДЕРЖАНИЕ 1. Паспорт программы 3 2. Пояснительная записка 4 3. Учебно-тематический план 6 4. Содержание изучаемого курса 8 5. Методическое.

Программа кружка «Маленький горожанин» Нравственно-патриотическое воспитание названо одним из важнейших направлений в государстве «Программе развития и воспитания в системе образования.

Программа кружка «Занимательная математика» Программа кружка «Занимательная математика». Автор- составитель: воспитатель Храмова Ирина Вячеславовна. Пояснительная записка. Стремительно.

Программа танцевального кружка для детей 5–7 лет Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад п. Бира» Утверждаю Заведующий МКДОУ «Детский сад п. Бира».

Программа вокального кружка Пояснительная записка Музыка начинается с пения… Курт Закс (немецкий музыковед) Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности,.

Рабочая программа кружка кружка словесного творчества «У Лукоморья» муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида второй категории № 6 «Колосок» п. Гигант Сальского.

Рабочая программа по дополнительной образовательной деятельности кружка «Шашки» для детей 5–7 лет Пояснительная записка Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других.

Рабочая программа по дополнительной образовательной деятельности кружок «Русские шашки» для детей старшей группы МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД № 11 «ПОДСНЕЖНИК» ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ.

Программа кружковой работы по шахматам и шашкам. Учебный игры в шашки .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружка «Шашки»
Опубликовано: 1 ноября 2019 в 09:49
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД