Касьянова Вера Ивановна
Оздоровительная программа. Программа здорового образа жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Программа здорового образа жизни.
Система работы детского сада по вопросам оздоровления детей дошкольного возраста.
МБДОУ МАЛО-ЛОЗОВСКИЙ Д/С.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Дошкольный возраст- это важный период, когда развиваются двигательные качества и навыки, закаливается организм, создается фундамент физического совершенствования человеческой личности, период, когда закладывается основы здоровья будущего взрослого человека.
Публикация «Оздоровительная программа, Программа здорового образа жизни» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
За последние годы состояние здоровья дошкольников ухудшилось: снизилось количество абсолютно здоровых и увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в здоровья и хронические заболевания.
Проанализировав состояние здоровья детей в нашем детском саду, мы попытались определить причины заболеваемости:
1. Ухудшающая экологическая и социально- экономическая ситуация страны в целом и семьи способствует понижению уровня здоровья детей.
2. В нашем регионе суровые климатические условия, резкие перепады температур, организм ребенка не успевает адаптироваться к погодным условиям.
3. Нарушена структура питания детей, что приводит к нарастанию числа зависящих от питания заболеваний.
4. Происходит замедление физического развития детей, что приводит: увеличилось количество детей с врожденной патологией нервной системы, со сниженным иммунным статусом организма.
5. Уровень санитарной грамотности родителей не отвечает современным требованиям.
6. Усиливается распространенность рискованных форм сексуального поведения, употребление наркотических и токсических веществ, алкоголизма и табакокурения, увеличилось количество «неблагополучных семей».
7. Низкое качество проведения физкультурных занятий, малая активность детей в течение дня. Сокращение длительности прогулок.
8. Отсутствие лечебно- профилактических мероприятий.
9. Недостаточная работа с родителями.
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ:
Совершенствовать физкультурно-оздоровительную работу с детьми. Оздоровление детей, приобщение к здоровому образу жизни.
ЗАДАЧИ:
1. Объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации оздоровительной работы.
2. Повысить функциональные и адаптационные возможности организма детей за счет внедрения здоровьесберегающих технологий.
3. Обеспечить квалифицированную диагностику состояния здоровья и развития детей с учетом современных научных подходов, мониторинга и оценки влияния оздоровительных технологий на организм ребенка.
4. Сохранение уровня позитивного здоровья за счет программных мероприятий. Создание условий для рациональной двигательной активности детей в повседневной жизни.
5. Развитие физических качеств, формирование двигательных умений и навыков.
6. Организация полноценного питания.
7. Осуществлять педагогическое и санитарное просвещение родителей по вопросам оздоровления детей из группы риска по заболеванию туберкулезом.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ :
1. научности (использование научно - обоснованных и апробированных программ, технологий и методик);
2. доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей);
3. активности (участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников);
4. сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью);
5. единства диагностики и коррекции
(правильная интерпретация результатов медицинской, педагогической, психофизической диагностики; планирование методов и способов коррекции, развития и оздоровления на основе полученных данных);
6. систематичности (реализация лечебно – оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, систематично);
7. целенаправленности (подчинение комплекса медико-педагогических воздействий четко определенной цели);
8. оптимальности и адресности (разумно сбалансированные величины психофизических нагрузок).
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1. Повышение уровня здоровья детей.
2. Овладение детьми навыками самооздоровления, здорового образа жизни.
3. Закрепление оздоровительных мер.
Специалисты, задействованные в решении задач: заведующая детским садом,воспитатели.
.Исходя, из цели были определены следующие задачи:
1. Способствовать преодолению сложившихся стереотипов в организации работы с детьми по физ. воспитанию.
2. Актуализировать потребность воспитателей в приобретении теоретических знаний в области инновационных методик физического воспитания.
3. Актуализировать потребность воспитателей в практическом овладении техники физических упражнений.
4. Побуждать воспитателей к созданию развивающего пространства.
5. Обучать воспитателей планированию работы с детьми по физ. воспитанию.
6. Обучать воспитателей способности отслеживать результаты работы с детьми,
7. Обогащать представления воспитателей о формах работы с родителями по физ. воспитанию.
Контроль.
• Систематический
• РАБОТА С ДЕТЬМИ.
Цель: Создание условий для рациональной двигательной активности детей в повседневной жизни. Развитие физических качеств, формирование двигательных умений и навыков.
Наблюдения за играми, продуктивной деятельностью.
Анализ и корректировка работ.
Специально организованное обучение.
Совместная деятельность детей.
Самостоятельная деятельность детей.
Полноценное и разностороннее физическое развитие и воспитание детей невозможно без правильно организованной двигательной деятельности. Чтобы это обеспечить. Мы создали определенную среду. В которой, ребенок имеет возможность удовлетворять свою потребность в движении:
• Пополнили спортивный инвентарь
• Летом на участке действует тропа здоровья (ходьба босиком по гальке, песку, траве, шишкам)
• На участке установили разнообразное оборудование позволяющее детям активно двигаться: бревно, дуги, колеса, качели, лесенки.
Деятельность детского сада по обеспечению сохранности физического и психологического здоровья детей конкретизируется в следующих разделах:
I раздел: Лечебно - профилактическая работа.
II раздел: Обеспечение психологической безопасности личности и укрепление
здоровья детей.
,/ Ш раздел: Оздоровительная направленность образовательного процесса.
I раздел: "Лечебно - профилактическая работа".
1.) Закаливающие мероприятия основываются на следующих принципах:
индивидуальный подход (учёт состояния здоровья и индивидуальных особенностей
ребёнка, перенесённых заболеваний, группы здоровья).
комплексное воздействие на организм ребёнка
систематичность, последовательность, вытекает из правила физиологии - слабые раздражители помогают деятельности функциональной системы, сильные -противодействуют, а сверхсильные - могут вызвать противоположный эффект.
постепенное расширение зон воздействия и увеличение времени проведения процедур;
учёт эффективности;
ведущий принцип, физиологически обоснованный, заключается в применении контрастного воздушного закаливания (холодные и тепловые t" воздействия).
Несложный физиологический анализ показывает, что в таком случае аппарат физической терморегуляции получает возможность более адекватного взаимодействия с постоянно изменяющейся t° окружающей среды. Потребность растущего организма в кислороде более чем в 2 раза превышает таковую у взрослых. Под влиянием воздушных ванн повышается тонус нервной системы, улучшается деятельность эндокринных желёз, сердечно-сосудистой системы. В крови возрастает количество эритроцитов и гемоглобина.
II раздел: "Обеспечение психологической безопасности личности и укрепление здоровья детей"
Задачи данного раздела:
• Создание условий для реализации потребности к двигательной активности в повседневной жизни.
• Выявление интересов, склонностей, способностей детей в двигательной активности.
• Совершенствование (формирование) двигательного анализатора и развитие резервных возможностей организма, т. е. повышение работоспособности.
• Нормализация деятельности отдельных отделов и функциональных систем, а также возможную коррекцию врождённых или приобретённых дефектов физического развития.
• Повышение тонуса коры головного мозга и создание положительных эмоций,
способствующих охране и укреплению психического здоровья.
• Создание предметно-развивающей среды для преодоления враждебности окружающей ребёнка среды (не ограничен доступ к игрушкам, продумано цветовое и световое оформление пространства, отсутствие необоснованных запросов и т. д.).
• Создание необходимых условий для реализации естественной потребности в движении. Жизненно важное значение имеют движения для развития физиологических систем растущего организма и эффективное оздоровительное влияние циклических упражнений, в первую очередь оздоровительного бега, на все функциональные системы, биохимические процессы и психические функции.
• Соблюдение режима проветривания и гигиенических требований.
• Отсутствие интелектуально-физических и психо-эмоциональных перегрузок через рационально построенный режим жизнедеятельности детей, разнообразие будней.
Однообразие будней, привычность ритма, отсутствие неожиданностей, жесткая регламентация деятельности - всё это рождает у детей комплекс не свободы и служит стрессовым фактором. Режим МБДОУ должен быть многовариантным, учитывающий все возможные нестандартные ситуации: плохую погоду; отсутствие достаточного количества персонала; карантины и периоды повышенной заболеваемости; каникулы. Такой режим принято называть гибким, так как в нём продумана система быстрого реагирования на внезапно изменившуюся ситуацию.
• Необходимая длительность пребывания ребёнка на свежем воздухе, закаливающие мероприятие.
III раздел: "Оздоровительная направленность образовательного процесса"
Комфортное для психологического состояния детей организация режимных моментов.
Работа с природным материалом: глиной, песком, водой. Это увлекает детей и отвлекает от неприятных эмоций.
Физическая нагрузка должна быть адекватной: возрасту, полу ребёнка, уровню физического развития, биологической зрелости, здоровью.
Необходимо сочетание двигательной активности с закаливающими мероприятиями.
Обязательных включений в комплекс физического воспитания элементов: дыхательной гимнастики, носового дыхания, упражнений для повышения выносливости кардио-респнраторной системы (медленный бег, ходьба, приседания.)
Повышение двигательной активности детей за счет:
а) количества физкультурных занятий - 3 в неделю
б) организация "дней здоровья";
в) прогулки в помещении в холодное время года.
Обеспечение максимальной подвижности в условиях группы.