Надежда Боевец
Программа «Пластилинография»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: Программа направлена на развитие мелкой моторики у детей посредством пластилинографии – техники рисования картин пластилином.
Цель программы : развивать ручную умелость у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Задачи программы :
- учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии;
- учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание);
- учить работать на заданном пространстве;
Публикация «Программа „Пластилинография“» размещена в разделах
- Пластилинография, пластилин
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
- учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию;
- учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета;
- привитие навыков аккуратной работы с пластилином;
- воспитание отзывчивости, доброты, умения сочувствовать персонажам, желания помогать им;
- воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах;
- развитие мелкой моторики, координации движения рук, глазомера;
- развитие изобразительной деятельности у детей;
- развитие сюжетно – игрового замысла.
- развитие интереса к процессу и результатам работы;
- развитие интереса к коллективной работе.
Срок реализации – 3 года.
Продолжительность: 1 раз в неделю; всего - 108 часов.
Возрастная категория детей: дети дошкольного возраста (4 – 7 лет).
Ожидаемым результатом работы по развитию мелкой моторики у детей посредством пластилинографии будет хорошее развитие умелости рук, укрепление силы рук, движения обеих рук станут более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому будет способствовать хорошая мышечная нагрузка на пальчики.
Учебно-тематическое планирование
(первый год обучения)
Месяц (м М (М) неделяи Тема Содержание Кол-во часов
Сентябрь 1 Диагностика
2 Зонтики Знакомство с новым видом художественного творчества «Пластилинографией»; обучение приемам раскатывания, надавливания, размазывания; обучение правильной постановке пальца, возможности работы на ограниченном пространстве.
1
3 Осенние листья Продолжение знакомства с техникой «Пластилинография»; приемам раскатывания, надавливания, размазывания. 1
4 Фрукты и овощи Обучение работе пластилином на плоскости; освоение приемам раскатывания, размазывания; закрепление умения называния фруктов и овощей, названий цветов, характерных осени. 1
Октябрь 1 Золотая осень Знакомство с жанром изобразительного искусства «Пейзаж»;
обучение приему отщипывания, закрепление приемов раскатывания, надавливания, сплющивания. 1
2 Грибочек Формирование знаний о грибах, их строении; продолжение освоения приемов раскатывания, надавливания, сплющивания. 1
3 Грозди рябины Обучение приемам раскатывания маленьких шариков с использованием одного пальчика; жгутиков, при работе на доске двумя указательными пальцами; надавливания, расплющивания. Закрепление умения называния деревьев. 1
4 Лукошко с грибами (коллектив) Обучение работать сообща, не ссориться, создавать общую картину; закрепление умения выполнять приемы раскатывания жгутиков, шариков, колбасок; надавливания, размазывания. 1
Ноябрь 1 Виноград на тарелке Обучение красиво располагать узор на тарелке; знакомство с понятием «Натюрморт», закрепление приемов раскатывания, надавливания, размазывания. 1
2 Веселый горошек Обучение оформлению панно выпуклыми предметами наматывая жгутики на карандаш; закрепление приемов раскатывания, сплющивания. 1
3 Домашние заготовки Обобщение знаний о фруктах и овощах, о способах и заготовках на зиму; развитие композиционных умений, с равномерным расположением элементы по всему силуэту; закрепление приемов раскатывания, сплющивания, надавливания. 1
4 Лепка на баночках Обучение оформлению баночек посредством пластилинографии с использованием приемов раскатывания, сплющивания, надавливания. 1
Декабрь 1 Панно «Зима» (коллектив-ная) Обучение выполнению коллективной композиции (работать дружно, сообща) с закреплением приемов раскатывания, размазывания, отщипывания, сплющивания; продолжение знакомства с пейзажем (использовать цветов, характерных времени года «зима»). 1
2 Снеговик Обучение приемов раскатывания больших шаров двумя ладошками, маленьких шариков — указательным пальцем; надавливания; с использованием стека; обучение самостоятельному дополнению изображений. 1
3 Новогодние подвески Создание композиции (на подвеске) из отдельных деталей с использованием приёмов скатывания и расплющивания пластичного материала, придавая ему определенную форму, оттягивая и прищипывая детали. 1
4 Новогодняя елочка Оформление новогодней ёлочной игрушки с использованием приёмов гладкого намазывания, раскатывания, сплющивания, надавливания, применения стека; придание изображению реалистичности изображения. 1
Январь 1 Зайчонок Обучение передаче особенностей строения тела животного с использованием ранее полученных навыков; скатывание, расплющивание объемной формы, сглаживание границ соединения частей. 1
2 Лисичка Закрепление умения передачи особенностей строения тела животного с использованием ранее полученных навыков; скатывание, расплющивание объемной формы, сглаживание границ соединения частей. 1
3 Медвежата Закрепление умения передачи особенностей строения тела животного с использованием ранее полученных навыков; скатывание, расплющивание объемной формы, сглаживание границ соединения частей. 1
4 Ежик в лесу Обучение умению заполнять налепами рисунок в определенной последовательности, совершенствуя навык раскатывания, сплющивания. 1
Февраль 1 Колобок
Продолжение освоения приема раскатывания длинных жгутиков двумя указательными пальцами, заполняя рисунок, закручивая жгутики по спирали. 1
2 Теремок Обучение заполнению рисунка шариками с выбором нужного цвета, совершенствуя прием раскатывания маленьких шариков одним указательным пальцем. 1
3 Сорока -белобока Обучение умению передачи особенностей строения тела птицы с использованием ранее полученных навыков; скатывание, расплющивание объемной формы, сглаживание границ соединения частей, применением стека. 1
4 Петушок - золотой гребешок Закрепление умения передачи особенностей строения тела птицы с использованием приёмов раскатывания шариков разной величины, раскатывания жгутиков с применением
стека. 1
Март 1 Черепашка Закрепление умения передачи особенностей строения тела животного с использованием приёмов раскатывания шариков разной величины, раскатывания жгутиков с применением
стека. 1
2 Крабик Закрепление умения передачи особенностей строения тела животного, совершенствуя приемы раскатывания больших и маленьких шариков, используя прием сплющивания, оттягивая, используя стеку. 1
3 Рыбки Обучение умению передачи особенностей строения тела рыбы, используя приемы раскатывания длинных жгутиков и маленьких шариков, сплющивания, размазывания, дополняя работу различным материалом (бусинки, пайетки, ракушки, камушки). 1
4 Кашалотик - кашалот Обучение умению передачи особенностей строения тела рыбы, используя приемы раскатывания, сплющивания, оттягивания элементов, с оформлением изделия различными материалами (бусинки, пайетки, ракушки, камушки). 1
Апрель 1 Подснежни
ки Обучение умению передачи строения цветка, используя приемы раскатывания, сплющивания, размазывания; формирование умения создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета. 1
2 Фиалки Обучение умению передачи строения цветка, используя приемы раскатывания, сплющивания, размазывания, стека; формирование умения создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета; расширение знаний о многообразии видов и форм растительного мира.
Обучение создавать композицию из отдельных частей, добиваясь целостности восприятия работы. 1
3 Одуванчики Обучение умению передачи строения цветка, используя приемы раскатывания, сплющивания, размазывания, стека; формирование умения создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета; расширение знаний о многообразии видов и форм растительного мира.
Закрепление умения создавать композицию из отдельных частей, добиваясь целостности восприятия работы. 1
4 Пасхальные яички Знакомство с православным праздником «Светлая Пасха», традициями празднования.
Украшение формы яичка цветами-налепами, используя имеющиеся навыки и умения. 1
Май 1 Бабочка — красавица Обучение умению передачи строения насекомого, используя изученные приемы; знакомство с симметрией рисунка на
примере бабочки, ознакомление с новым видом образования пластилиновых жгутиков, используя шприц и горячую воду. 1
2 Божья коровка Выполнение объемной работы с использованием приемов раскатывания, придавливания, размазывания. 1
3 Гусеничка
(коллектив-ная) Украшение панно, создание сюжета с использованием приемов в работе с пластичным материалом; обучение работать коллективно. 1
4 Весеннее панно (коллектив-ная) Украшение панно (закрепление знаний о весне, насекомых, цветах, создание сюжета с использованием приемов в работе с пластичным материалом; обучение работать коллективно. 1
Всего часов 36
Второй год обучения
месяц неделя Название Задачи Кол-во часов
Сентябрь
1 Диагностика
2 Осенние деревья Обучение приемам работы в технике «пластилинография» : лепить отдельные детали - придавливать, примазывать, разглаживать границы соединения частей, использовать для работы разнофактурный материал.
Продолжение знакомства с жанром изобразительного искусства-пейзажем, вызывание у детей эмоционального, радостного отношения к яркой осенней природе средствами художественного слова, музыки, произведений живописи. 1
3 Разные деревья Обучение передаче в работе характерных особенностей внешнего строения разных деревьев посредством пластилинографии, способствуя расширению знаний о многообразии растительного мира, укреплению познавательного интереса к природе. 1
4 Подарки осени Закрепление понятия «натюрморт», знаний о колорите осени, полученных в процессе наблюдений за природой в осенний период времени. Обучение приему «вливания одного цвета в другой», оформляя композицию из разных объектов, объединенных единым содержанием. 1
Октябрь
Октябрь
1 Яблонька Обучение умению передачи строения дерева, отщипывая небольшие кусочки пластилина и скатывая маленькие шарики круговыми движениями пальцев, закрепляя умение расплющивать шарики на всей поверхности силуэта (кроны дерева). 1
2 Матрешка Знакомство с историей создания русской матрёшки.
Обучение умению отражать характерные особенности оформления матрешки в нетрадиционной технике - пластилинографии. Закрепление понимания взаимосвязи декоративно-прикладного искусства и русского фольклора. 1
3 Звездочки Обучение передаче образа звездного неба посредством пластилинографии, закрепляя навыки раскатывания комочка прямым движением, сгибания в дугу, сплющивания концов предмета.
Обучение делить готовую форму на мелкие части при помощи стеки и скатывать из них шарики кругообразным движением на плоскости, стимулируя активную работу пальцев. 1
4 Чудо-хохлома Обучение оформлению объемной плоскости элементами узора хохломской росписи при выполнении работы в технике «пластилинография». 1
Ноябрь
1 Натюрморт
из чайной посуды Формирование эстетического отношения к бытовым предметам и их художественному изображению в натюрморте при выполнении работы в технике «пластилинография», учить располагать элементы узора на поверхности предмета, соединять части изделия, заглаживая места скрепления. 1
2 Мы делили апельсин Закрепление умения передавать в работе форму, строение, характерные части фруктов, умения раскатывать пластилин между ладонями прямыми и округлыми движениями, оттягивая пальцами нужные части предметов. 1
3 Самолет Обучение составлению на плоскости предмета, состоящего из нескольких частей, с точной передачей формы предмета, его строения, частей. Закрепление умения детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней, дополнять изображение характерными деталями (окошками-иллюминаторами, используя знакомые приемы работы: раскатывание, сплющивание. 1
4 Веселый клоун Знакомство с жанром изобразительного искусства «портрет». Обучение выполнению изображения клоуна в нетрадиционной технике исполнения - пластилинографии. 1
Декабрь
1
Чебурашка Обучение созданию целостности объекта из отдельных деталей на плоскости в полуобъеме при помощи пластилина, с использованием имеющихся навыков: придавливания деталей к основе, примазывания, приглаживания границ соединения отдельных частей. 1
2 Снеговик Создание образа с применением умений и навыков.
Стимулирование интереса к экспериментированию в работе; включению в оформление работы «бросового» материала для создания необычных поверхностей в изображаемом объекте. 1
3 Снегурочка Закрепление умения использовать в работе нетрадиционную технику изображения - пластилинографию, добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала. Развитие образного мышления, умения создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей (новогодний праздник, художественное слово, иллюстрации) 1
4 Новогодняя елочка Создание образа с применением умений и навыков.
1
Январь 1 Ежик Обучение выполнять коллективную композицию, восстанавливать последовательность выполняемых действий, действовать по образцу и слову.
Закрепление умения получать новый цвет путём слияния двух других. 1
2 Крош 1
3 Нюша 1
4 Бараш 1
аль-март
1
Мишка
Обучение умению создавать сложные лепные композиции,
используя разнообразные приё мы: выполнение декоративных налепов разной формы, оттягивание деталей от общей формы плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой, приёма «вливания одного цвета в другой».
Формирование интереса к произведениям Агнии Барто. 1
Бычок 1
2
Самолет 1
Зайка 1
3
Лошадка 1
Матрос 1
4
Слон 1
Кот в машине 1
1 Фиалки Обучение созданию композиции из отдельных деталей, добиваясь целостности восприятия работы. 1
2 Мак Обучение созданию композиции из отдельных деталей с использованием в работе возможности пластичного материала : скатывать и расплющивать пластилин, придавать ему определённую форму, оттягивать и прищипывать некоторые части объекта, работать стекой. 1
3 Розы Изготовление композиции из цветов и листьев, используя приёмы скатывания, расплющивания, защипывания готовой формы по спирали, располагая элементы на горизонтальной поверхности, сохраняя объем. 1
4 Подсолнух Создание образа с применением изученных умений и навыков. 1
Май 1
Полевые цветы Создание образа с применением умений и навыков; поощрение инициативы и самостоятельности детей в построении композиции работы и внесение дополнений в рисунок по теме работы. 1
2 Земляника 1 Создание образа с применением изученных умений и навыков. 1
3 Яблоня в цвету Создание образа с применением изученных умений и навыков. 1
4 Диагностика
Всего часов 36
(третий год обучения)
Месяц (м М (М) неделя Тема Содержание Кол-во часов
Сентябрь 1 Диагностика 1
2 Математические раскраски Обучение счету с сопоставлением цвета и результата. Закрепление умения выполнять работы в нетрадиционной технике «пластилинографию» с использованием приемов отщипывания, раскатывания. 2
3-4 Во саду ли, в огороде Изготовление композиции, с применением приема раскатывания жгутика двумя пальцами.
Закрепление названий овощей и фруктов. 2
Октябрь 1-2 Осень на ладошке Оформление композиции из разных объектов (листьев, объединенных одним содержанием, с использованием приемов: вливание одного цвета в другой, размазывание.
2
3-4 Пластили-новая хохлома Знакомство с народными промыслами, закрепление знаний о цветовой гамме и элементах хохломской росписи при выполнении работы в технике «пластилинография» на плоскости. 2
Ноябрь 1-2 Попрыгунья-стрекоза и Муравей Выполнение коллективной композиции с использованием приемов отщипывания, размазывания и раскатывания.
Знакомство с басней И. Крылова «Стрекоза и Муравей». 2
3-4 Баночки- заготовочки Совершенствование навыка выполнения сложных лепных композиций на объемном предмете. 2
Декабрь 1-2 Белые страницы Изготовление композиции в технике «мозаичная пластилинография» с применением приемов раскатывания, надавливания. 2
3-4 Мастерская Деда Мороза Украшение новогодней игрушки путём изготовления жгутиков из шприца. 2
Январь 2 Зимушка- зима Изготовление композиции в технике «мозаичная пластилинография» с применением приемов отщипывания, размазывания.
1
3-4 Зимние сны о лете 2
Февраль 1-2 Валентинки Оформление сердечка в технике «пластилинография» любыми способами: размазывание, налепы, жгутики, мозаика. 2
3-4 На защите Родины Оформление работы в технике пластилинография, приём – на выбор. 2
Март 1-2 Девочки-матрешки Обучение выполнению композиции в миниатюре, с использованием приемов размазывания, раскатывания, налепов. 2
3-4 Звенит капель, бегут ручьи Закрепление знаний, умений, навыков работы в технике «пластилинография» в жанре изобразительного искусства – пейзаж. 2
Апрель 1-2 Открытый космос Оформление круглого панно в технике пластилинография, с использованием приемов раскатывания, налепов (жгутики, шарики). 2
3-4 Земля – наш дом родной Знакомство с энциклопедическими данными о планете Земля. Выполнение коллективной композиции на большом
круглом панно с использованием известных приемов. 2
Май 1-2 Победный май Выполнение коллективной композиции ( цветы на выбор: сирень, яблоня в цвету, гвоздика) 2
3 Летнее настроение Выполнение коллективной композиции с использованием известных приёмов (на выбор) 1
4 Диагностическое обследование 1
Всего часов 36