Оксана Иванова
Программа «Радужный мир»
▼ Скачать + Заказать документы
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Радужный мир»
НАПРАВЛЕННОСТЬ: ПСИХОЛОГИЯ
Уровень программы : развивающий
Возраст обучающихся: 3 - 7 лет
Срок реализации программы : 1 год
Составитель - разработчик:
Иванова Оксана Станиславовна
педагог дополнительного образования
Пояснительная записка
Новизна
Публикация «Программа „Радужный мир“» размещена в разделах
- Радуга, радужные идеи
- Разноцветная неделя. Проекты, тематические недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2019
Данная Программа представляет собой психологические занятия, с помощью различных Арт- техник, обучающих детей способам снятия эмоционального и психологического напряжения, тревожности, раскрытия творческого потенциала, поиска самовыражения, самопознания себя и своего внутреннего мира. Программа включает в себя три основных раздела: «Я и мой мир», «Эмоции и чувства», «Социальные навыки».
В процессе освоения Программы дети изучат основы работы с творческим материалом: красками, глиной, пластилином, природным материалом, песком, метафорическими ассоциативными картами, познакомятся с музыкой и музыкальными инструментами.
Содержание программы ориентировано на эмоциональное развитие ребёнка, уверенности в себе, чувстве защищённости.
Новизна данной программы заключается в использовании Арт-техник, как способа психологической работы с детьми. Дети научатся прислушиваться к себе, понимать себя и окружающих людей, выражать свои эмоции, управлять ими, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Актуальность Программы
Данная Программа предоставляет возможность детям с разными интересами и способностями раскрыть свой творческий потенциал и развить воображение. Это возможно благодаря тому, что в процессе занятий каждый ребенок начинает понимать, что он уникален и неповторим, а также осваивает разнообразные виды творческой деятельности (глина, краски, сочинение сказок и историй).
Особенностью данной Программы также является возможность осознанно воспринимать свои эмоции и чувства. В рамках освоения Программы дети знакомятся с языком эмоций, проявлением собственных чувств и переживаний.
Педагогическая целесообразность
В процессе реализации Программы творческие способности детей имеют возможность раскрыть свой потенциал. Результатом коллективной или авторской работы могут стать творческие выставки. Широкий спектр возможностей занятий позволяет в рамках создания творческих работ обучаться способам поведения в отношении со сверстниками.
Цель и задачи Программы :
Цель - эмоциональное благополучие ребёнка, уверенность в себе, чувство защищённости, жизненные успехи.
Задачи:
Развивающие:
- осознание своих характерных особенностей и предпочтений;
- осознание своих эмоций и чувств;
- раскрытие потенциала и возможностей;
- развитие воображения;
- развитие творческих способностей;
- развитие памяти, внимания, мелкой моторики;
- развитие образно - логического мышления;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие инициативности, креативности, любознательности;
- воспитание способности к самопознанию и саморазвитию;
- воспитание усидчивости, терпения, самостоятельности.
Ожидаемые результаты:
• позитивные изменения в психологическом состоянии детей, позитивная картина мира и образ Я, осознание внутренних ресурсов;
• развитие моторных способностей детей, через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на их психофизиологические функции;
• развитие фантазии и воображения;
• желание придумывания сюжета истории;
• объяснение результата своей работы;
• снижение эмоциональной тревожности;
• повышение самооценки;
• развитие коммуникативных навыков;
• развитие самосознания;
• улучшение детско-родительских отношений;
• закрепление положительных поведенческих реакций.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный (тематический) план
Старший возраст (5-7 лет)
1. Здравствуй Я 1 Выполнение задания. Рассказ.
2. Здравствуй осенняя сказка 1 Выполнение задания. Рассказ.
3. Фантазия в красках 1 Выполнение задания. Рассказ.
4. Создание мира 1 Выполнение задания. Рассказ.
5. Встреча миров 1 Выполнение задания. Рассказ.
6. Радуга. 1 Выполнение задания. Рассказ.
7. Осеннее настроение 1 Выполнение задания. Рассказ.
8. Выбери свою карту 1 Выполнение задания. Рассказ.
9 Цвет настроения 1 Выполнение задания. Рассказ.
10. Волшебные краски 1 Выполнение задания. Рассказ.
11. Продолжи рисунок 1 Выполнение задания. Рассказ.
12. Тайна в круге 1 Выполнение задания. Рассказ.
13. Я – цветок 1 Выполнение задания. Рассказ.
14. Сказка про меня 1 Выполнение задания. Рассказ.
15. Мой друг 1 Выполнение задания. Рассказ.
16. Из черного цвета 1 Выполнение задания. Рассказ.
17. Снежные узоры 1 Выполнение задания. Рассказ.
18. Семья и настроение 1 Выполнение задания. Рассказ.
19. Мой остров 1 Выполнение задания. Рассказ.
20. Ниточка, за ниточкой 1 Выполнение задания. Рассказ.
21. Пластилиновая фантазия 1 Выполнение задания. Рассказ.
22. Сказка Теремок 1 Выполнение задания. Рассказ.
23. Сказочный оркестр 1 Выполнение задания. Рассказ.
24. Моя планета 1 Выполнение задания. Рассказ.
25. Продолжение «Моя планета» 1 Выполнение задания. Рассказ.
26. Мое любимое животное 1 Выполнение задания. Рассказ.
27. Дискотека 1 Выполнение задания. Рассказ.
28. Я шар 1 Выполнение задания. Рассказ.
29. Моя семья 1 Выполнение задания. Рассказ.
30. Мое любимое место 1 Выполнение задания. Рассказ.
31. Остров везения 1 Выполнение задания. Рассказ.
32. Нарисуй динозавра 1 Выполнение задания. Рассказ.
33. Человечек 1 Выполнение задания. Рассказ.
34. Веселое приведение 1 Выполнение задания. Рассказ.
35. Зеркало 1 Выполнение задания. Рассказ.
36. Несуществующее животное 1 Выполнение задания. Рассказ.
37. Шар, куб 1 Выполнение задания. Рассказ.
38. Скульптура 1 Выполнение задания. Рассказ.
39. Одна картина на двоих 1 Выполнение задания. Рассказ.
40. Круг, треугольник 1 Выполнение задания. Рассказ.
41. Тайные следы и линии 1 Выполнение задания. Рассказ.
42. Тайные следы и линии продолжение 1 Выполнение задания. Рассказ.
43. Заветное желание 1 Выполнение задания. Рассказ.
44. Заветное желание продолжение 1 Выполнение задания. Рассказ.
45. Дерево, дом 1 Выполнение задания. Рассказ.
46. Песочная фея 1 Выполнение задания. Рассказ.
47. Спасение - кто живет в пустыне 1 Выполнение задания. Рассказ.
48. Строим город 1 Выполнение задания. Рассказ.
49. Звезда 1 Выполнение задания. Рассказ.
50. Вулкан 1 Выполнение задания. Рассказ.
51. Фантан 1 Выполнение задания. Рассказ.
52. Пещера 1 Выполнение задания. Рассказ.
53. Волшебные линии 1 Выполнение задания. Рассказ.
54. Таинственные незнакомцы 1 Выполнение задания. Рассказ.
55. Я – дизайнер 1 Выполнение задания. Рассказ.
56. Война и мир 1 Выполнение задания. Рассказ.
57. Шпионы и мирные жители 1 Выполнение задания. Рассказ.
58. Стихии. Огонь - вода 1 Выполнение задания. Рассказ.
59. Песочные фантазии 1 Выполнение задания. Рассказ.
60. Расследование. Тайные следы 1 Выполнение задания. Рассказ.
61. Итоговое занятие
Волшебная палочка 1 Открытое занятие. Выполнение задания. Рассказ.
итого 61
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный (тематический) план
Младший возраст (3-5 лет)
1. Здравствуй мир 1 Выполнение задания. Рассказ.
2. Волшебная сказка 1 Рассказ
3. Фантазия на стекле 1 Выполнение работы. Обьяснение.
4. Мой мир 1 Выполнение работы. История.
5. Миры 1 Выполнение задания. Рассказ.
6. Радость 1 Выполнение задания. Рассказ.
7. Радостная сказка 1 Выполнение задания. Рассказ.
8. Грустная сказка 1 Выполнение задания. Рассказ.
9 Цвет грустного настроения 1 Выполнение задания. Рассказ.
10. Цвет радостного настроения 1 Выполнение задания. Рассказ.
11. Волшебный рисунок 1 Выполнение задания. Рассказ.
12. Сказочный круг 1 Выполнение задания. Рассказ.
13. Я – сказочный герой 1 Выполнение задания. Рассказ.
14. Несуществующее животное 1 Выполнение задания. Рассказ.
15. Зимнее настроение 1 Выполнение задания. Рассказ.
16. Сказочный концерт 1 Выполнение задания. Рассказ.
17. Картина с секретом 1 Выполнение задания. Рассказ.
18. Белая сказка 1 Выполнение задания. Рассказ.
19. Необитаемый остров 1 Выполнение задания. Рассказ.
20. Волшебная линия 1 Выполнение задания. Рассказ.
21. Сказка Репка 1 Выполнение задания. Сказка.
22. Пенная фантазия 1 Выполнение задания. Рассказ.
23. Веселый оркестр 1 Выполнение задания. Рассказ.
24. Танец «Мое любимое животное» 1 Выполнение задания. Обьяснение.
25. Коллаж «Мой мир» 1 Выполнение задания.
26. Продолжение «Мой мир» 1 Выполнение задания. Рассказ.
27. Продолжение «Мой мир» 1 Выполнение задания. Рассказ.
28. «Моя семья» 1 Выполнение задания. Рассказ.
29. Мое любимое животное в красках 1 Выполнение задания. История.
30. Любимое место дома 1 Выполнение задания. Обьяснение.
31. Мой дом 1 Выполнение задания. Рассказ.
32. Человечек 1 Выполнение задания. Рассказ.
33. Веселый День рожденья 1 Выполнение задания. История.
34. Зеркало 1 Выполнение задания. Рассказ.
35. Солнце 1 Выполнение задания. Рассказ.
36. Ладошки 1 Выполнение задания. Рассказ.
37. Подарок маме 1 Выполнение задания. Рассказ.
38. Зверек 1 Выполнение задания. Рассказ.
39. Шарик 1 Выполнение задания. Рассказ.
40. Волшебные картинки 1 Выполнение задания. Рассказ.
41. Волшебные следы 1 Выполнение задания. Рассказ.
42. Желания 1 Выполнение задания. Рассказ.
43. Прятки 1 Выполнение задания. Рассказ.
44. Шарики 1 Выполнение задания. Рассказ.
45. Домики 1 Выполнение задания. Рассказ.
46. Цветочный сад 1 Выполнение задания. Рассказ.
47. Посадили репку 1 Выполнение задания. Рассказ.
48. Город на песке 1 Выполнение задания. Рассказ.
49. Жила-была девочка 1 Выполнение задания. История.
50. Заборчик 1 Выполнение задания. Рассказ.
51. Песочные фантазии 1 Выполнение задания. Рассказ.
52. Зайчик 1 Выполнение задания. Рассказ.
53. Необыкновенное чудо 1 Выполнение задания. Рассказ.
54. Таинственные фигуры 1 Выполнение задания. Рассказ.
55. Песочная фея 1 Выполнение задания. Рассказ.
56. Спасатели 1 Выполнение задания. История.
57. Строим город 1 Выполнение задания. История.
58. Костер 1 Выполнение задания. Рассказ.
59. Река 1 Выполнение задания. Рассказ.
60. Пещера 1 Выполнение задания. Рассказ.
61. Итоговое занятие. Отпечатки 1 Открытое занятие. Выполнение задания. Рассказ.
итого 61
Содержание
учебного (тематического) плана
Старший возраст (5-7 лет)
Занятие 1
«Здравствуй Я»
Знакомство с правилами группы. Установление межличностных контактов в группе. Знакомство с изобразительной техникой каракули.
Цель: Знакомство участников группы между собой и с педагогом, создание благоприятной атмосферы в группе.
Занятие 2
«Здравствуй осенняя сказка». Работа с сухими листьями.
Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие смекалки, воображения, стимулирование положительных эмоций.
Занятие 3
«Фантазия в красках». Групповое рисование ватными полочками
Цель: благодаря «раскачивания» двигательных и функциональных стереотипов создать почву для общего укрепления эмоциональной сферы, уменьшение зависимости от стереотипов, повышение настроения, развитие воображения, налаживание коммуникации, объединение.
Занятие 4
«Создание мира». Знакомство с глиной.
Цель: способствовать умению передавать настроение, снятие эмоционального напряжения, развитие творческого самовыражения.
Занятие 5
«Встреча миров». Групповая работа. Работа с глиной
Цель: развитие творческого воображения, мелкой моторики, снятие эмоционального напряжения, развитие межличностного общения.
Занятие 6
Я и мои эмоции. Часть 1. Доброта. Гнев. Театр «Радуга»
Цель: на вербальном и эмоциональном уровне показать ребенку что такое хорошо, что такое плохо, примерить на себя роли обидчика и обиженного, сильного и слабого, развивать умение высказывать свое мнение по проблеме.
Занятие 7
Я и мои эмоции. Часть 2. Радость. Грусть. «Осеннее настроение»
Цель: обучение ребенка выражать собственные эмоции, угадывать чувства и настроения окружающих, обучение навыкам саморегуляции.
Занятие 8
Я и мои эмоции. Часть 3. «Тайна во мне». «Выбери свою карту». Знакомство с метафорическими ассоциативными картами.
Цель: установление доверительных отношений, снижение уровня тревоги у детей, запуск процесса самораскрытия.
Занятие 9
Я и мои эмоции. Обида. Злость. Часть 4. «Цвет настроения». Работа с красками.
Цель: обучение ребенка выражать собственные эмоции, различать положительные и отрицательные эмоции, угадывать чувства и настроения окружающих, обучение навыкам саморегуляции, выплеск негативных эмоций, коррекция детских обид.
Занятие 10
Я и мои эмоции. Часть 4. Гармония. «Волшебные краски»
Цель: раскрытие потенциальных возможностей детей, эффективным методом взаимодействия в группе, развитие положительных эмоциональных переживаний, творческое саморазвитие.
Занятие 11
Создание группового рисунка. «Продолжи рисунок». Работа с карандашами.
Цель: раскрытие потенциальных возможностей детей, эффективным методом взаимодействия в группе, развитие положительных эмоциональных переживаний, творческое саморазвитие.
Занятие 12
Создание мандалы. «Тайна в круге». Работа с красками.
Цель: творческое самовыражение, развитие невербального общения, возможность выхода энергии, развитие активности, общей моторики, релаксация, переход от активных действий к успокоению.
Занятие 13
«Я –цветок». Работа с красками.
Цель: творческое самовыражение, развитие невербального общения, возможность выхода энергии, развитие активности, общей моторики, релаксация, переход от активных действий к успокоению.
Занятие 14
Театр. Маски. «Сказка про меня»
Цель: развитие творческого восприятия, мелкой моторики, развитие памяти, эмоциональная разгрузка.
Занятие 15
«Тренируем свои эмоции». Игра «Мой друг»
Цель: развитие саморегуляции, умения контролировать свои эмоции, снятие напряжения.
Занятие 16
Тренинг эффективного межличностного взаимодействия. «Из черного цвета». Работа с восковыми мелками.
Цель занятия - развитие адекватного восприятия других людей, снятие внутренних запретов на свои эмоциональные проявления
Занятие 17
«Подружись со страхами». Работа с красками. «Снежные узоры»
Цель: коррекция страхов, агрессии, снятие напряжения, развитие творческого воображения, гармонизация эмоционального состояния.
Занятие 18
«Я и моя семья». Игра. «Семья и настроение».
Цель: выявить своеобразие эмоционального благополучия ребенка в семье, зафиксировать позитивное отношение к родителям, осознание родственных чувств, чувства безопасности.
Занятие 19
«Мой остров». Межличностное взаимодействие. Работа с карандашами.
Цель: создание положительного эмоционального состояния, дружественной атмосферы, формирование социального доверия, сплоченности, принадлежности к группе.
Занятие 20
«Ниточка за ниточкой» Социально – психологическое развитие. Работа с красками.
Цель: формировать осознание последствий реакции в конфликтных или напряженных ситуациях, формировать чувство эмпатии, дружественного отношения друг к другу.
Занятие 21
«Пластилиновая фантазия». Эмоционально личностное развитие.
Цель: развивать самоощущение, принятие себя таким, какой ты есть, развивать ощущение внутренней сосредоточенности.
Занятие 22
Сказка» Теремок». Погружение в сказку. Работа в группе. Группообразование.
Цель: налаживание межличностного взаимодействия, развитие умения высказываться и слушать своего собеседника.
Занятие 23
Музыкальная импровизация. «Сказочный оркестр»
Цель: творческое самовыражение, формирование чувства своего эмоционального состояния, формирование чувства защищенности, покоя.
Занятие 24
Коллаж. «Моя планета».
Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие в ребенке ощущения свободы; развитие воображения, умения расслабляться.
Занятие 25
Продолжение работы «Моя планета»
Цель: развитие самопознания через психологическую сказку, развитие творческого восприятия.
Занятие 26
Музыкальное занятие. «Мое любимое животное»
Цель: побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний, развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров.
Занятие 27
Музыкальное занятие. Дискотека. «Танцуют все».
Цель: побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний, развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров.
Занятие 28
Танцевально-двигательное занятие «Я – шар»
Цель: понимание понятия «дистанция», выход негативных эмоции, с помощью танцевально-двигательной активности, развитие эмпатии по отношению к другим людям.
Занятие 29
«Моя сказочная семья»
Цель: Формированием образного мышления, осознание и выражение своих чувств, развитие воображения.
Занятие 30
«Мое любимое место». Работа с карандашами
Цель: формирование у детей умения распознавать свои эмоции, овладевать и управлять ими;
Занятие 31
«Остров везения». Работа с природным материалом.
Цель: подведение итогов выполненной работы, формирование у детей умения распознавать свои эмоции, овладевать и управлять ими;
Занятие 32
«Нарисуй динозавра». Работа с красками.
Цель: продолжение знакомства участников группы с изобразительной техникой монотипия, развитие у детей индивидуальности.
Занятие 33
«Человечек». Работа с глиной.
Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие смекалки, воображения, стимулирование положительных эмоций.
Занятие 34
«Веселое приведение». Групповое рисование пальчиковыми красками.
Цель: благодаря совместному воображению создать почву для общего укрепления эмоциональной сферы, повышение настроения, развитие фантазии, объединение.
Занятие 35
«Зеркало» Танцевально-двигательное занятие.
Цель: способствовать умению передавать настроение, снятие эмоционального напряжения, развитие творческого самовыражения.
Занятие 36
«Несуществующее животное». Работа с глиной.
Цель: развитие творческого воображения, мелкой моторики, снятие эмоционального напряжения, развитие межличностного общения.
Занятие 37
«Шар. Куб.». Работа с глиной.
Цель: на вербальном и эмоциональном уровне показать ребенку что такое шар, что такое куб, примерить на себя, что ближе, развивать умение высказывать свое мнение по проблеме.
Занятие 38
«Скульптура». Работа с фольгой.
Цель: познакомить детей с новым материалом фольгой и интересными ощущениями, обучение ребенка развивать воображение, чувства и настроение, обучение навыкам саморегуляции.
Занятие 39
«Одна скульптура на двоих». Работа с глиной.
Цель: раскрытие потенциальных возможностей детей, эффективным методом взаимодействия в группе, развитие положительных эмоциональных переживаний, творческое саморазвитие.
Занятие 40
«Круг. Треугольник». Работа с красками.
Цель: развитие творческого воображения, мелкой моторики, снятие эмоционального напряжения, обучение навыкам саморегуляции.
Занятие 41
«Тайные следы и линии». Работа с манкой.
Цель: Знакомство с новым материалом, с манкой, раскрытие потенциальных возможностей детей, своими ощущениями, эффективным методом развитие положительных эмоциональных переживаний, творческое саморазвитие.
Занятие 42
Продолжение занятия «Тайные следы и линии»
Цель: раскрытие потенциальных возможностей детей, эффективным методом взаимодействия в группе, развитие положительных эмоциональных переживаний, творческое саморазвитие.
Занятие 43
«Заветное желание». Работа с красками.
Цели: творческое самовыражение, развитие невербального общения, возможность выхода энергии, накопившейся за время занятия, развитие активности, общей моторики, релаксация, переход от активных действий к успокоению.
Занятие 44
Продолжение занятие «Заветное желание»
Цель: творческое самовыражение, развитие невербального общения, возможность выхода энергии, накопившейся за время занятия, развитие активности, общей моторики, релаксация, переход от активных действий к успокоению.
Занятие 45
«Дерево, дом». Работа с манкой.
Цель: развитие саморегуляции, умения контролировать свои эмоции, снятие напряжения.
Занятие 46
«Песочная фея». Работа с кинетическим песком.
Цель занятия - развитие адекватного восприятия других людей, снятие внутренних запретов на свои эмоциональные проявления
Занятие 47
Спасение. Кто живет в пустыне».Работа с кинетическим песком.
Цель: развитие положительных качеств, снятие напряжения, развитие творческого воображения, гармонизация эмоционального состояния.
Занятие 48
«Строим город». Работа с кинетическим песком.
Цель: творческое самовыражение, развитие невербального общения, возможность выхода энергии, развитие активности, общей моторики, релаксация, переход от активных действий к успокоению.
Занятие 49
«Звезда». Работа с карандашами.
Цель: создание положительного эмоционального состояния, дружественной атмосферы, формирование социального доверия, сплоченности, принадлежности к группе.
Занятие 50
«Вулкан». Работа с карандашами, с восковыми мелками.
Цель: формировать осознание последствий реакции в конфликтных или напряженных ситуациях, формировать чувство эмпатии, дружественного отношения друг к другу.
Занятие 51
«Фантан». Работа с карандашами.
Цель: развивать самоощущение, принятие себя таким, какой ты есть, развивать ощущение внутренней сосредоточенности.
Занятие 52
«Пещера». Работа с кинетическим песком. Работа со страхами.
Цель: налаживание межличностного взаимодействия, развитие умения высказываться и слушать своего собеседника.
Занятие 53
«Волшебные линии». Работа с кинетическим песком.
Цель: творческое самовыражение, формирование чувства своего эмоционального состояния, формирование чувства защищенности, покоя.
Занятие 54
«Таинственые незнакомцы». Работа с кинетическим песком.
Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие в ребенке ощущения свободы; развитие воображения, умения расслабляться.
Занятие 55
«Я - дизайнер». Работа с кинетическим песком и природным материалом.
Цель: развитие самопознания через психологическую сказку, развитие творческого восприятия.
Занятие 56
«Война и мир». Работа с кинетическим песком.
Цель: побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний, развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров.
Занятие 57
«Шпионы и мирные жители». Работа с кинетическим песком.
Цель: развитие творческого мышления, терпения, аккуратности.
Занятие 58
«Стихии. Огонь. Вода». Работа с красками.
Цель: Формированием образного мышления, осознание и выражение своих чувств, развитие воображения.
Занятие 59
«Песочные фантазии». Работа с кинетическим песком.
Цель: Формированием образного мышления, осознание и выражение своих чувств, развитие воображения.
Занятие 60
«Тайные следы». Работа с кинетическим песком
Цель: Сформировать понятие невербального общения, научиться общению при помощи мимики и жестов.
Занятие 61
«Волшебная палочка». Итоговая работа с красками.
Цель: подведение итогов выполненной работы, формирование у детей умения распознавать свои эмоции, овладевать и управлять ими;
Формы контроля и оценочные материалы
Для подведения итогов обучения по Программе, используются разнообразные формы и средства контроля:
выставки творческих работ; встречи с родителями;
В занятия включены элементы: изобразительной, цветовой техники, лепки из глины, музыкальной классики, сказки, танцевально-двигательной техники, игры, что во многом повышает эффективность овладения детьми разными формами и средствами общения, открытого отношения к окружающему миру, выражению активной познавательной позиции, инициативности и независимости в суждениях, для полноценного развития эмоционального интеллекта.