Зоя Гаан
Программа дополнительного образования «Друзья разных стран и народов»
▼ Скачать + Заказать документы
тельного учреждения «Детский сад №43» ,
«Детский сад «Колосок»»
Программа
дополнительного образования дошкольников
«Друзья разных стран и народов»
с. Славгородское
Введение.
Отечественную систему воспитания, как и состояние российской педагогики в целом, сегодня принято характеризовать как кризисную и выделять в ней целый спектр актуальных проблем.
Публикация «Программа дополнительного образования „Друзья разных стран и народов“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
В первую очередь это проблема, связанная с поиском путей возрождения в российском обществе чувства истинного патриотизма как духовно-нравственной и социальной ценности. Чувство патриотизма немыслимо без национального самосознания, основанного на ощущении духовной связи с родным народом. Исторический опыт показывает, что незнание культуры своего народа, его прошлого и настоящего ведет к разрушению связи между поколениями – связи времен, что наносит непоправимый урон развитию человека и народа в целом. В силу этого остро ощущается потребностью возродить и развивать национальное самосознание всех, даже самых малых народов России. В этом смысл существования дошкольного развития, его деятельности в русле возрождения духовных традиций национального воспитания.
Российская Федерация – страна, в которой живут разные народы, народности, этнические и религиозные группы. Многие десятилетия воспитание основывалось на идее сближения, слияния наций и создания без национальной общности. Современное российское общество живет в условиях особо повышенной социальной тревожности, поскольку столкновения в быту, общественном транспорте, сфере торговли легко переносятся на межнациональные отношения. Взрыв национальной розни побуждает проанализировать истоки подобных явлений, осознать их причины – и не только социально-экономические, но и педагогические. В силу этого особую актуальность приобретает проблема формирования культуры межнационального общения как действенного средства по достижению согласия между людьми, представителями разных наций и народностей с дошкольного возраста.
Реальностью современного российского общества становится тот факт, что все больше наций и национальностей заявляют о полной самостоятельности, а Россию наполняют беженцы из всех республик бывшего Союза. Одновременно наблюдаются рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой свойственны максимализм и стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. В этих условиях первостепенное значение приобретают проблемы формирования этики поведения детей в многонациональной среде, воспитание межнациональной толерантности. На решение этой задачи должна быть направлена деятельность всех социальных институтах и в первую очередь дошкольных учреждениях. Именно в дошкольном сообществе у ребенка могут и должны формироваться гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.
Основными компонентами содержания регионально-этнической направленности воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении выступают: воспитание и обучение на родном языке; ознакомление с культурой родного края и приобщение к народным традициям; формирование знаний о своей национальной принадлежности; учет региональных (природных, географических, производственных и т. д., этнических особенностей; использование средств народного воспитания (устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство и т. д.).
Цель: формирование у всех участников образовательного процесса навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных национальностей, культур, вероисповеданий, любви к родному краю, городу.
Задачи:
1. воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
2. формировать у дошкольников толерантность и широту мышления, уважение к своим правам и правам других людей;
3. знакомить дошкольников с культурой своего народа и народов ближайшего окружения;
4. прививать чувства любви к родному краю, городу;
5. развивать в воспитанниках желание трудиться, созидать на благо города, края и страны в целом.
Программа реализуется в течение учебного года и включает содержание по всем возрастным группам.
Ожидаемые результаты:
1. созданы необходимые условия для развития индивидуальных способностей, базовых компетенций ребёнка, творческой сферы в интересной для него деятельности на основе многообразия используемых культурных практик;
2. сформирована у дошкольников готовность к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения;
3. развиты представления о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий.
Содержание программы
1 блок - знакомство детей с устным народным творчеством;
2 блок – знакомство детей с бытом; национальным костюмом; национальной кухней;
3 блок – использование фольклора в развитии двигательной активности детей;
4 блок – знакомство детей с народным искусством;
5 блок - знакомство детей с народными календарно - обрядовыми праздниками.
1. Младший дошкольный возраст – русское народное творчество
2. Средний дошкольный возраст – русское народное творчество; немецкое народное творчество.
3. Старший дошкольный возраст - русское народное творчество; украинское народное творчество; немецкое народное творчество; казахское народное творчество; татарского народного творчества.
4. Подготовительная группа - русское народное творчество; немецкое народное творчество; казахское народное творчество и татарское народное творчество, и знакомство с народами мира (Африка, Англия, Америка, Франция, Германия)
Примерное комплексно-тематическое планирование
Младший дошкольный возраст – русское народное творчество
1 блок - знакомство детей с устным народным творчеством
№ п/п Тема занятия Содержание
1 «Котик-коток» Заучивание потешки «Пошел котик во лесок».Проведение игр «В поясок», «Салки-догонялки»
2 «В гости к Хозяюшке» Знакомство с потешками про кота. Проведение игр «Кот Васька», «Огуречик,Огуречик».
3 «Ладушки в гостях у бабушки» Использование прибауток, потешек.
Проведение игры «10 внучат». Загадывание загадок о кошке и петушке
4 «Вот и люди спят» Знакомство и разучивание потешки, дид. /игра «Кто пришел, кто ушел»
5 «Сказка про матрешек» Речевая, двигательная игра с матрешкой, загадывание загадок.
6 «В гостях у сказки» Игра-викторина по русским народным сказкам, с использованием иллюстративного материала
2 блок – знакомство детей с бытом; национальным костюмом; национальной кухней
№ п/п Тема занятия Содержание
1 «В гостях у бабушки» Знакомство с русской избой (печь, посуда, утварь)
2 «Бабушкин сундучок» Знакомство с русским народным костюмом
3 «Ладушки-оладушки, мы были у бабушки» Знакомство с традиционными русскими блюдами
3 блок Использование фольклора в развитии двигательной активности детей.
№ п/п Тема занятия Содержание
1 «Зайка беленький сидит» Использование на занятии загадок о зайце и ёлке, потешек, колыбельной песни.
Проведение русской народной игры «Салки-догонялки»
2 «Волшебный бубен» Проведение русских народных игр «Пчелы и ласточка», «Зайка» и «Утица»
3
«Кот Васька – именинник» Проведение русских народных
Игр «Заинька», «Воробей», «Птички», «Кот и мыши»
4 «Пастух и стадо» Проведение русской народной игры «Пастух и стадо»
5 «В гости к солнышку» Использование на занятии закличек. Проведение русской народной игры «Солнышко – вёдрышко»
6 «Волк и козлята» Проведение игры «Волк и козлята» (по мотивам русской народной сказки) и русской народной игры «Салки-догонялки». Хоровод под русскую народную мелодию.
4 блок- знакомство детей с народным искусством
№ п/п Тема занятия Содержание
1 Домотнанные половики Знакомство детей с домотканными половиками и
техникой их изготовления. Повторение выученных ранее русских народных песенок и потешек. Проведение русской народной игры «Жмурки».
2 Русская матрешка Знакомство с русской народной игрушкой – матрешкой. Использование песен, плясок. Проведение игр.
5 блок - знакомство детей с народными календарно - обрядовыми праздниками
№ п/п Тема занятия Содержание
1 «Кузминки-
об осени одни поминки» Рассказ Хозяйки о народных приметах и об обычаях, связанных с днем Кузьмы и Демьяна. Разыгрывание содержания песен «Во кузнеце», «Чики-чикалочки»,
«Ай, тари, тари, тари».Использование плясок, загадывание загадок.
2 Пасха Инсценирование сказки «Курочка Ряба» и игры с яйцом («Прокати яйцо с горки»,проведение игры «Солнышко-ведрышко»
Средний дошкольный возраст – русское народное творчество;
немецкое народное творчество
1 блок - знакомство детей с устным народным творчеством
№ п/п Тема занятия Содержание
1 «У бабушки в деревне» Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных.
2 «Жихарка» Разыгрывание представления по мотивам русской народной сказки «Жихарка». Узнавание знакомых сказок по отдельным фразам из них.
3 «Кто же в гости к нам пришел?» Знакомство с небылицами. Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц.
4 Башмак св. Николауса Знакомство с обычаями отмечать рождество в Германии и у российских немцев.
5 «Пасха в Германии»
Подготовка выставки посвящённой пасхе в Германии. Нарисовать главные атрибуты пасхи (корзинку с яйцами и пасхального зайчика)
6 Знакомство с немецкими сказочниками Сказки братьев Гримм – «Горшочек каши», «Уголёк, соломинка и боб», «Розочка и Беляночка».
2 блок – знакомство детей с бытом; национальным костюмом; национальной кухней.
№ п/п Тема занятия Содержание
1 «Рассматривание картинок, фотографий» Знакомство с орудием труда (соха, коса, серп, корыто). Знакомство с русским народным промыслом - ткание половичков, льняные рубахи.
2 «Бременские музыканты» Знакомство с культурой немецкого народа (костюм, быт).
3 «Горшочек
каши» Знакомство с традиционными немецкими блюдами и русскими.
3 блок – использование фольклора в развитии двигательной активности детей.
№ п/п Тема занятия Содержание
1 «Гуси-лебеди» Использование на занятии сюжета р. н. сказки «Гуси-лебеди». Проведение р. н. игры «Баба Яга»
2 «Мы кормушку мастерили» Использование на занятии закличек, потешек, загадок. Проведение р. н. игры «Гори,гори ясно», «Воробей», «Птички».Хороводные игры
3 «Заюшкина избушка» Использование на занятии сюжета р. н. сказки «Заюшкина избушка». Проведение р. н. игры «Салки-догонялки»
4 «Пасхальный заяц» Знакомство с немецкими национальными играми: «Пасхальный заяц», «Найди вещь», «Весёлый сказочник», «Угадай кто я?», «Гордиев узел», «Официант с метлой».
5 «Лиса в саду» Знакомство с немецкими народными играми «Лиса в саду», «Белочка», «Игры с веревочкой».
6 «Цветы» (Германия) Использование подвижных игр «Цветы», «3-13-30»
4 блок - знакомство детей с народным искусством
№ п/п Тема занятия Содержание
1 «Весёлая ярмарка» Знакомство детей с дымковской игрушкой, техникой её изготовления. Лепка детьми игрушек
по типу дымковской. Использование на занятиях русских народных костюмов.
2 «Роспись силуэтов дымковской игрушки» Продолжение работы по ознакомлению детейс дымковской игрушкой. Использование на занятии рус. нар. костюмов. Чтение стихов о дымковских игрушках, придумывание о них загадок. Роспись гуашью силуэтов дымковских игрушек.
3 «Разноцветная дымка» Продолжение работы по ознакомлению детей с дымковской игрушкой. Чтение потешек о дымковских игрушках. Слушание рус. нар. песни «Пошла Млада за водой». Аппликация дымковских узоров.
4 «День святого Валентина» Рассматривание и изготовление валентинок
5 блок - знакомство детей с народными календарно - обрядовыми праздниками
№ п/п Тема занятия Содержание
1 Знакомство детей с рождественскими колядками и новогодними песнями. Рассказ воспитателя о рождественских песнях – колядках, об обычае на Святки рядиться, чтобы изменить свою внешность. Проведение рус. народ. игры «Скакалка».
2 Пасха Инсценирование сказки «Курочка Ряба» и игры с яйцом («Прокати яйцо с горки»,проведение игры «Солнышко-ведрышко»
3
Масленица Рассказ воспитателя о Масленице. проведение р. н. игры «Гори, гори ясно»
4 День дураков (нем) Шутками и насмешки. Рисование юморесток
5
Праздник урожая
(нем) «День благодарения» Гирлянда благодарения.
Старший дошкольный возраст
русское народное творчество; украинское народное творчество; немецкое народное творчество; казахское народное творчество
1 блок - знакомство детей с устным народным творчеством
№ п/п Тема занятия Содержание
1 «В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу». Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве. загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта.
2 «У бабушки -загадушки» Знакомство с потешками. отгадывание загадок. проведение р. н. игр»У дядюшки Трифона», «Горелки», «Золотые ворота».
3 «Жихарка» Ззагадывание загадок о предметах народного быта. Разыгрывание представления по мотивам укр. нар. сказки «Жихарка». Повторение знакомых и заучивание новых пословиц о дружбе и смелости. Определение в сказке «Жихарка» элементов, характерных для русских народных сказок.
4 Казах.
«В гостях у Аппы» Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о казахском народном быте и гостеприимстве. Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта.
5 Татар.
«В гостях у Эби» Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о татарском народном быте и гостеприимстве. Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта.
6 "Город мастеров"
Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.
Закрепить в памяти детей названия предметов быта казахского народа, элементов орнамента; пословиц и поговорок о труде на русском и казахском языках.
2 блок – знакомство детей с бытом; национальным костюмом; национальной кухней.
№ п/п Тема занятия Содержание
1 Почему вещи попадают в музей. Вещь как отражение человека Расширять знания детей о назначении музеев.
Рассматривание слайдов «Какие разные музеи»
Показать детям значение вещей в итории развития разных видов промышленности.
2 «Путешествие по ленте времени (от древности до наших дней). Рассматривание иллюстраций строений в разные исторические эпохи. Просмотр мультфильма «Гора Самоцветов»
3 «Национальная одежда».
Знакомство с национальной одеждой. Дид. игра «Выбери одежду» : из предложенных элементов одежды выбрать характерные для Германии/России (команда России облачает капитана в национальную немецкую одежду, команда Германии облачает своего капитана в национальную русскую одежду).
4 «Ремесла древних казахов» Познакомить детей с кожевенным искусством. Рассматривать иллюстрации с изображением панно из кожи, одежды, посуды и т. д.
5 Ювелирное искусство Познакомить детей с ювелирными изделиями, которыми украшали женщин, лошадей и их упряжки.
6 «Казахский Дастархан»
Предложить детям знакомство с множеством видов мучных изделий. (самса - пирожки с мясом, пуктермет - пирожки с субпродуктами, каусырма - особого рода чебуреки.)
3 блок – использование фольклора в развитии двигательной активности детей.
№ п/п Тема занятия Содержание
1
Татарские народные игры для детей «Серый волк», «Тимербай»,
«Перехватчики» - знакомство с татарскими народными играми.
2 Игры с матрешками Использование на занятиях русского народного костюма, проведение р. н. игр «Ловишки», «Салки с мячом», «Жаворонок»
3 Час развлечений. Казахские националь-
ны е игры Знакомство с национальными казахскими играми, их историей; коррекция физических возможностей: ловкости, меткости, координации движений.
4 Праздик «Мы живем на крестьянском дворе» Национальные подвижные игры немецкого народа «Поросята», «Жил-был кролик» и т. д.
5 Праздник «Аламан байга». Знакомство с национальными видами спорта
6 Хороводные игры «Мы живем одной семьей» Проведение хороводных игр разных народов
4 блок - знакомство детей с народным искусством
№ п/п Тема занятия Содержание
1 «Сия прялка изрядна- хозяюшка обрядна» Рассказ воспитателя о прялке. Знакомство с городецкой росписью. Проведение р. н. игры «Прялица».
2 «Этот волшебный завиток» Рассказ детей об основных элементах хохломской росписи. Пословицы и поговорки о мастерах и мастерстве. Оформление выставки рисунков.
3 Мотивы растительных узоров Знакомство с народным украинским орнаментом, украшение рушника, салфеток, фартука.
4 «Татарский палас" Расширять представление детей о быте татарского народа;
-учить украшать коврики элементами татарского орнамента;
-закрепить навык наклеивания, осваивать работу с ножницами
5 Орнаментальное
искусство немцев Знакомство с одним из самых популярных сюжетов декоративно-
прикладного искусства
немцев - лебеди.
6 «Ковёр – самолет» Сравнение орнамента ковровых изделий казахского и татарского народов.
5 блок - знакомство детей с народными календарно- обрядовыми праздниками
№ п/п Тема занятия Содержание
1 «Пришла Коляда-отваряй ворота» Пение колядок, проведение народных игр «Скакалка», «Прялица».
2 «В гости к Терешечке» Знакомство с р. н. праздником «Капустница»
3
«Шилдехана»,
«Бесик тойи». Обыгрывание обрядов казахского народа, связанных с появлением ребенка в семье.
4 «День св. Люции св. Ламберга» Изготовление фонариков. Шествие с фонарями.
Обряды осеннего цикла
5
«Сабантуй» Знакомство с народным татарским праздником плуга и земли (весна)
Подготовительная к школе группа
русское народное творчество; немецкое народное творчество; казахское народное творчество и татарское народное творчество,
знакомство с народами мира
(Африка, Англия, Америка, Франция, Германия)
1блок - знакомство детей с устным народным творчеством
№ п/п Тема занятия Содержание
1 «В гости к хозяюшке» Загадывание загадок об избе и предметах быта. Проведение р. н. игры «Заря - заряница»
2 “Кто гостей не любить звать, тому радости не знать» Знакомство с татарскими пословицами и поговорками, характеризующие гостеприимство (“Кто гостей не любить звать, тому радости не знать”- татарская народная пословица;); одобряющие дружбу людей( “Нет друга, так ищи, а найдешь,так береги”- русская народная пословица, “С другом жить – никогда не тужить”- татарская народная пословица.
3 «Сравни сказку» Детей подводим к пониманию того, что разные народы в сказках одинаково оценивают поступки персонажей, одинаково выражают свое отношение к ним. Так, при сравнении татарской народной сказки “Падчерица” с русской народной сказкой “Крошечка- Хаврошечка” устанавливаем с детьми общее в этих сказках: падчерицы награждаются за добро, вежливость, трудолюбие, а мамины дочки наказываются за леность, грубость, жестокость.
4 Знакомство с творчеством немецких писателей (братья Гримм) Чтение сказок братьев Гримм, просмотр мультфильмов по их сказкам.
5 «Орел в голубином гнезде» Чтение английской н. с.
Беседа по вопросам.
6 Сказки Шарля Перро
Знакомство со сказками французского писателя
«Синяя борода, Рике с хохолком, Ослиная шкура и Пряничный домик»
2 блок – знакомство детей с бытом; национальным костюмом; национальной кухней.
№ п/п Тема занятия Содержание
1 «Русский валенок» Знакомство с элементом русской национальной одеждой и обувью. (прошлое и настоящее)
2 «Казахская юрта» Расширение знаний детей о быте казахского народа. (сравнение с русской избой)
3 «Шатобриан» Знакомство с французской кухней
4 «Хот-дог»-откуда он пришёл? Знакомство с американской кухней
5 «Поридж».или овсянка Знакомство с английской кухней
6 «Все народы в гости к нам» Фестиваль национальной кухни народов мира.
3 блок – использование фольклора в развитии двигательной активности детей.
№ п/п Тема занятия Содержание
1 «Деревянные ложки» Проведение р. н. игры «Ручеек»
2 «Иван царевич и жар птица» Использование на занятии р. н. сказок, пословиц, проведение р. н. игр «Петушиный бой», «Два Мороза», «Водяной»
3 «Помогай другу везде, не оставляй его в беде» Использование на занятии мотивов р. н. сказок, пословиц, загадок, проведение р. н. игры «Бабка Ежка», «Ерыкалище».
4 Оксак-карга (Татарстан) Знакомство детей с татарской народной игрой.
5 Африканские салки по кругу (Танзания) Познакомить детей с африканской народной игрой.
6 «Schuster» (Сапожник)
Знакомство детей с немецкой игрой, разучивание игрового диалога, правила игры.
4 блок - знакомство детей с народным искусством
№ п/п Тема занятия Содержание
1 «Волшебная птица» Продолжение работы по ознакомлению детей с образцами вышивки и кружев. Исполнение р. н. песни «Уж я сеяла, сеяла ленок»
2 «В гостях у хозяюшки» Роспись силуэтов дымковских игрушек – барышни, коня, курочки, собачки, кота.
3 Русская матрешка. История возникновения матрешки. Рисование детьми семеновской матрешки по образцу. Заучивание стихотворения о матрешках.
4 «Тюбетейка» Конструирование из бумаги национальных головных уборов.
5 «Африканские браслеты» Знакомство с украшениями народов Африки. Конструирование из бросового материала «Браслеты».
6 Аппликация «Лондонский зоопарк» Знакомство с обитателями лондонского зоопарка.
Мониторинг освоения программы
№ п/п Содержание мониторинга Сроки проведения Ответственные
1 Фестиваль национальных культур Май
Музыкальные руководители, воспитатели
2 Наблюдение за использованием изученного материала в повседневной жизни В течение года Воспитатели
3 Выставки продуктов творческой деятельности дошкольников Январь, май Воспитатели
Материально-техническое обеспечение
1. ТСО.
2. Наглядные пособия.
3. ИКТ программы.
4. Костюмы, декорации.
5. Музыкальные инструменты.
6. Предметы декоративно-прикладного искусства.
7. Предметы быта народов, заявленных в программе.
8. Дидактический материал для ручного труда и творческой деятельности.
Используемая литература:
1. Абдулкаримов, Г. Г. Об опыте работы по формированию у детей этнической толерантности [Текст]/ Г. Г. Абдулкаримов // Дополнительное образование. – 2002. – № 2.
2. Абсалямова, А. Г. Этика межнационального общения детей в поликультурной группе /А. Г. Абсалямова, Ю. С. Горбачева. - Уфа: Творчество, 1997.
3. Амонашвили, Ш. А. Созидая человека [Текст]/Ш. А. Амонашвили. – М. : Педагогика,1982.
4. Асмолов, А. Историческая культура и педагогика толерантности [Текст] / А. Асмолов. – М. : Мемориал. 2001.- №24.- С. 61-63.
5. Бателаан, П. Межкультурное образование - больше, чем долг [Текст]/П. Бателаан. – М. :Просвещение, 2002. – С. 243.
6. Демиденко, Ю. Воспитываем терпимость [Текст]/ Ю. Демиденко, О. Куликова // Школьный психолог. – 2002. – № 15. – С. 4.
7. Дерманова, И. Б. Психологический практикум. Межличностные отношения: метод. рекомендации [Текст]/ И. Б. Дерманова, Е. В. Сидоренко. – СПб. :Питер, 2001.
8. Дмитриев, Г. Д. Многокультурное образование [Текст]/Г. Д. Дмитриев. - М. : Народное образование, 1999.
9. Дробижева, Л. М. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества [Текст]/Л. М. Дробижева. – М. : Педагогика,1994.
10. Затеева Е. В. Родной край// Е. В. Затеева. - АКИПКРО,2002г.
11. Затеева Е. В. «От родного порога» Программа - руководство по воспитанию детей на традициях культуры русскоязычного населения Алтайского края // Е. В. Затеева. - АКИПКРО,2002г.
12. Копченова, Е. Е. Что стоит за агрессивностью дошкольников [Текст] / Е. Е. Копченова// Психолог в детском саду. - 1999. - № 1. - С. 64 - 66.
13. Люсиер, Г. К позитивным результатам через культурное разнообразие класса [Текст]/Г. К. Люсиер// Новые ценности образования. -2004.- № 4. - С. 20-24.
14. Природа Алтайского края «Времена года» к программе Т. В. Шпотовой, составитель: Корытко В. В. ,Барнаул, 2005г.
15. Парамонова, Л. Дошкольник в мире диалога: Воспитание толерантности [Текст] /Л. Парамонова, Т. Алиева, А. Арушанова// Дошкольное воспитание / М-во общего и проф. образования РФ. - 1999. -№ 5. - С. 70 - 73.
16. Снежкова, И. А. К проблеме изучения этнического самосознания у детей и юношества [Текст]/И. А. Снежкова// Советская этнография – 1982. - № 1 - С. 80 - 88.
17. Суслова, Э. Воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей [Текст]/ Э. Суслова // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 1. - С. 82 – 91.
18. Суслова, Э. Рекомендации по темам: "Воспитание у детей этики межнационального общения" [Текст]/Э. Суслова // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 1. - С. 26.
19. Суслова, Э. Формирование любви к Родине, начал гражданственности и этики межнационального общения взаимосвязаны" [Текст]/Э. Суслова// Дошкольное воспитание. - 1999. - № 1. - С. 25.
20. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие: Пер. с нем. : в 4-х томах. Т. 1. [Текст]/ К. Фопель. – М. : Генезис, 2003. – 160 с.
21. Юрина, Н. Уроки нежности и сострадания : (Книга в жизни вашего ребенка) [Текст]/Н. Юрина// Воспитание дошкольников. – 2005. - №2. – С. 16.