Татьяна Ильинская
Программа дополнительного образования «Кружок «Познаем себя»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа дополнительного образования кружка
«Познаем себя»
(для детей старшего дошкольного возраста, срок реализации - 1 год)
Пояснительная записка
Направленность данной программы предполагает накопление естественно - научных знаний о строении человека и заботе о своем организме. Для этого надо дать детям в доступной для них форме элементарные знания, закрепить их.
Публикация «Программа дополнительного образования „Кружок „Познаем себя“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2019
Старший дошкольный возраст - это пора множественных вопросов, в том числе касающихся и собственного организма: «Почему выпал зуб?», «Зачем чистить зубы?», «Как не заболеть зимой?». К тому же, ребенок попадает в разные жизненные ситуации, где он может просто растеряться. Для того, чтобы этого избежать нужно дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых человеком нормах поведения, научить осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками сохранения своего здоровья, развивая у дошкольников самостоятельность и ответственность.
Поддержать интерес детей к познанию своего организма помогут беседы, развивающие игры, практическая деятельность, художественная литература. Все это доступно дошкольникам, поможет развить их познавательные интересы. В результате целенаправленной работы дети получат информацию о строении организма, о том, что помогает сохранить здоровье и избежать ситуаций, приносящих вред человеку.
Цель: формирование у детей элементарных знаний о человеческом организме и бережном отношении к своему здоровью.
Задачи:
познакомить детей со строением тела человека (кости, мышцы, органы);
уточнить знания личной гигиены, что идет на пользу, а что во вред организму
научить заботиться о своем здоровье, избегая ситуаций, которые вредят здоровью.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 2 раза в месяц по 25 – 30мин.
Программа строится на основе следующих принципов:
Понимание дошкольного детства как самоценного периода в жизни ребенка. Это период активного освоения социального пространства, когда преобладает чувственное познание мира, пора закладки «фундамента» для дальнейшего развития. В это время происходит приобретение знаний об окружающем мире, формирование нравственных навыков и привычек, усвоение общечеловеческих ценностей.
Соответствие форм и методов обучения психофизиологическим особенностям возраста, т. е. построение образовательного процесса строиться на адекватных старшему возрасту формах работы с детьми: игре, игровых и проблемных ситуациях, творческих заданиях.
Опора на личностно-ориентированный подход к воспитанию и развитию ребенка, способствовать умению самостоятельно принимать решения, думать раньше, чем действовать, действовать всегда правильно, без внешнего принуждения, уважать выбор и решение личности, считаться с ее позицией, взглядами, оценками и принятыми решениями.
Ориентация на зону ближайшего развития ребенка. "Обучение только тогда хорошо, – писал Л. С. Выготский, – когда оно идет впереди развития". Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития.
Системность и цикличность в содержании обучения, т. е. носит подчеркнуто комплексный характер, требующий одновременного осуществления задач умственного, физического, нравственного, эстетического воспитания в органически слитом процессе.
Методы и приемы:
познавательные рассказы воспитателя;
коллективное обсуждение;
проблемные вопросы;
дидактические игры;
подбор познавательной и художественной литературы соответствующей тематики;
игровые приемы.
В конце года проводятся игры: «Назови и расскажи», «Что? Где? Когда?». Эти игры помогают оценить уровень понимания детьми материала по валеологии. Итоговые беседы «Здоровье и болезнь», «Витамины и полезные продукты» помогут уточнить знания детей о личной гигиене, научат избегать опасных для здоровья ситуаций.
Итак, в течение года дети получат элементарные знания о строении своего организма, необходимые навыки ухода за своим телом и поддержанием своего здоровья.
Тема: «Зубы»
Цель: знакомство со строением зубов, их функцией, уточнение знаний правил сохранения здоровых зубов.
Овладение элементарными навыками сохранения своего здоровья
Материал: макет зубов, развивающая игра «Игры в папке. Валеология, или Здоровый малыш. Зубы, зрение, слух». Часть 1.
Тема: «Зрение»
Цель: ознакомление детей со строением глаз, их значением в жизни человека.
Научить детей беречь глаза.
Материал: схема строения глаза, игра «Здоровый малыш».
Тема : Игра «Что? Где? Когда?»
Цель: закрепление знаний детей о строении скелета, функциях мышц и других органов человека.
Материал: два игровых стола, два колокольчика, дети делятся на две команды.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
«Азбука здоровья» М. : Русское энциклопедическое товарищество, 2004.
Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стиркина Р. Б. «Безопасность» Учебное пособие, Москва, ACT, 1998 г.
Зайцев Г. «Уроки Мойдодыра», С-Пб: «Акцидент», 1997 г.
Картушина М. Ю. «Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-4 лет» - М. : ТЦ СФЕРА,2005.
Шорыгина Т. А. "Беседы о здоровье: Методическое пособие" - М. ; ТЦ Сфера, 2008.
Фролова Е. С., Цветкова Е. С. «Познай себя» учебно-методическое пособие, «Нюанс», Ярославль, 1996 г.