Зубкова Лилия Олеговна
Программа дополнительного образования «Занимательное плетение» (бисероплетение)
▼ Скачать + Заказать документы
Фантазии полёт и рук творенье,
С восторгом я держу в своих руках…
Не знает, к счастью, красота старенья,
Любовь к прекрасному живёт в веках.
Зинаида Митрофановна Торопчина
(Из книги Л. Божко «Бисер. Уроки мастерства»)
Пояснительная записка
Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. Оно сохраняет свое значение и в наши дни. Такие занятия вызывают у дошкольников большой интерес.
Публикация «Программа дополнительного образования „Занимательное плетение“ (бисероплетение)» размещена в разделах
- Бисер, бисероплетение
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
Тема кружковой работы является актуальной, так как работа с различными материалами (бусины, бисер, пластилин и т. д.) успокаивает, снимает напряжение, агрессию и тревогу, позволяет себя вести естественно и непринужденно. Занятие бисером доступно и полезно для маленьких и неумелых рук. По желанию ребенка бисер и бусинки, словно элементы конструктора, могут превратиться в веселую игрушку, нарядное украшение или новогодний сувенир. Поделка из бисера даже в неумелых руках всегда выглядит ярко, эффектно. О пользе этого увлекательного процесса и говорить не приходится. Ведь подобные занятия успокаивают, развивают воображение, способствуют развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе, учат сосредоточенности и усердию, развивают мелкую моторику, координацию движений, гибкость пальцев, что напрямую связано с речевым и умственным развитием.
Бисероплетение так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
Глава I. Обоснование программы
Программа дополнительного образования «Занимательное плетение» разработана в соответствии с рекомендациями к составлению программ дополнительного образования детей (Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2016 №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», в соответствии с ФГОС ДО и «Основной образовательной программой МАДОУ АР детский сад «Сибирячок» (далее - Программа). Программа рассчитана на детей 5-7 лет для кружка по развитию творческих способностей в процессе освоение бисерного искусства.
Программа «Занимательное плетение», являясь прикладной, носит практико – ориентировочный характер и направлена на овладение старшими дошкольниками основных приёмов бисероплетения, даёт возможность проявить себя как личность и раскрыть свой внутренний мир.
Актуальность программы по бисероплетению - создание условий для развития личности ребенка, развитие мотивации к познанию и творчеству, приобщение к общечеловеческим ценностям, для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укрепление психического и физического здоровья детей, взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Программа способствует развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения, правильного представления о взаимосвязи «Природа - Человек - Предметная среда».
Программа составлена на основе знаний возрастных, физических, психолого-педагогических особенностей детей старшего дошкольного возраста. Работа с детьми строится на основе уважительного, искреннего, тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.
Программа построена так, чтобы дать старшему дошкольнику представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. У дошкольников формируется представление о декоративно – прикладном искусстве, развивается эстетический вкус. Дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, формируют культуру творческой личности (развитие природных задатков, творческого потенциала, развивают художественный вкус). У старших дошкольников ещё недостаточно развита мелкая моторика рук, слабо развит глазомер, нет необходимой координации движений. Данные обстоятельства требуют от педагога индивидуального подхода к ребёнку. Программа построена таким образом, чтобы ребенок занял позицию «я хочу сделать это сам». Для заинтересованности старших дошкольников в работе используется разработка эскиза и схемы изделия самим ребенком.
Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ, презентации фотовыставок этапов изготовления поделок.
Цель программы :
создать условия для творческого развития личности старшего дошкольника, воспитание эмоциональной культуры ребенка через освоение им бисерного искусства;
раскрыть перед детьми социальную роль изобразительного, декоративно – прикладного и народного искусства;
формировать художественную культуру старших дошкольников как часть культуры духовной, приобщение детей к национальным и общечеловеческим ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.
Задачи программы
Образовательные :
углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения;
формирование знаний по основам композиции, цветоведения и освоения техники бисероплетения.
Воспитательные:
привитие интереса к работе с бисером и побудить желание совершенствования в данном направлении декоративно – прикладного творчества;
привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работ, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.
Развивающие:
развитие образного мышления, моторных навыков, внимания, фантазии, творческих способностей;
формирование эстетического художественного вкуса.
Программа способствует :
повышению внутренней мотивации ребенка;
появлению уверенности в своих силах, умению находить варианты решения при изготовлении изделий из бус, бисер, рубки;
возникает желание добиться планируемого результата;
развитию мелкой моторики, развитию тонких и точных движений пальцев рук.
В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «23» ноября 2009 г. № 655) программа :
соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей;
предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Принцип творчества (развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах);
Принцип индивидуально-личностного подхода (учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка);
Принцип культуросообразности (знакомство с историей бисера, с рукоделием разных народов);
Принцип разноуровневости (выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей).
Интеграция образовательных областей :
Образовательная область «Коммуникация» - овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
Образовательная область «Познание» - развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей, развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.
Образовательная область «Социализация» - освоение первоначальных представлений социального характера и включения детей;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
- развитие игровой деятельности детей.
Образовательная область «Чтение художественной литературы» -
- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Образовательная область «Труд» - формирование положительного отношения к труду, - развитие трудовой деятельности;
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Образовательная область «Музыка» - развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.
Глава II.
Организация и содержание программы
Срок реализации программы : 1 год обучения
Возраст детей: старший дошкольный возраст (5 - 7 лет)
Режим непосредственной образовательной деятельности :
- 1 раз в неделю;
- 30 минут непосредственная образовательная деятельность;
- вторая половина дня.
Ожидаемые результаты:
По окончании года обучения старшие дошкольники узнают:
- историю возникновения бисера, что такое бисероплетение;
- название и назначение материалов (бусина, бисер, стеклярус, рубка);
- название и назначение ручных инструментов (кусачки, ножницы);
- правила безопасности труда при работе с бисером.
По окончании обучения старшие дошкольники научатся:
- организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом, поддерживать порядок во время работы;
- соблюдать правила личной и общей безопасности во время бисероплетения;
- под руководством педагога проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по эскизу, схеме, образцу;
- самостоятельно подбирать цветовую гамму изделия, материал и детали для работы.
Методы организации непосредственной образовательной деятельности :
- наглядный
- исследовательский
- практический
- объяснительно-иллюстративный
- проблемно-поисковый.
Структура непосредственной образовательной деятельности :
Непосредственная образовательная деятельность проводится с детьми старшего дошкольного возраста с октября по апрель включительно и проводится 1 раз в неделю, по 30 минут. Дети сидят за столами по 2 человека.
Каждое НОД включает в себя:
- напоминание правил личной и общей безопасности во время бисероплетения;
- комплексы гимнастик для глаз;
- комплексы пальчиковой гимнастики;
- музыкальное сопровождение.
Глава III
Примерный план непосредственной образовательной деятельности
№ Тема Количество занятий Теория Практика
«Красивые бусинки»
1 История маленькой бусинки. 4 1 0
2 Введение в программу бисероплетения. 0.5 0.5
3 Изготовление бус. 0 1
5 Выставка работ. Фотоколлаж. 0.5 0.5
«Осеннее дерево»
5 Разработка эскиза и схемы дерева, подбор материала. Обучение низанию пайоток. 4 0.5 0.5
6 Изготовление больших и малых веток. 0 1
7 Формирование кроны и ствола. 0 1
8 Оформление «Осеннего дерева». 0 1
«Украсим елочку красивыми бусами»
9 Разработка эскиза и схемы.
Подбор материала. 4 0.5 0.5
10 Низание крупного, среднего бисера для бус. 0 1
11 Низание мелкого бисера. 0 1
12 Выставка работ. 0 1
«Елочка из бисера»
13 Разработка эскиза и схемы панно. Подбор материала. 4 1 0
14 Плетение елочки. 0 1
15 Оформление панно. 0 1
16 Выставка Панно. Фотоколлаж. 0.5 0.5
«Звездочка»
17 Разработка эскиза и схемы звезды, подбор материала. 4 1 0
18 Уточнить технику безопасного поведения, правила пользования. 0.5 0.5
19 Плетение звездочки. 0 1
20 Выставка. Фотоколлаж. 0.5 0.5
«Весна»
21 Разработка эскиза и схемы панно, подбор материала. Уточнить технику параллельного плетения. 4 1 0
22 Плетение листьев. Формирование ветки. 0 1
23 Плетение паутины, стрекозы, паука. 0 1
24 Выставка панно. Фотоколлаж. 0.5 0.5
«Насекомые»
25 Разработка эскиза, схемы насекомых, подбор материала. Уточнение техники параллельного плетения. 4 1 0
26 Плетение осы, бабочки, стрекозы. 0 1
27 Плетение жучков, цветка. 0 1
28 Фотоколлаж. 0.5 0.5
Итого 28
Примерный тематический план непосредственной образовательной деятельности
Месяц
№
Тема занятия
Оборудование
Октябрь 1 История маленькой бусинки. Леска, бисер и бусины желтого, красного, зеленого цвета, ножницы, листы бумаги для схем и эскизов, простой и цветные карандаши, схемы бус, образцы изделий.
2 Введение в программу бисероплетения.
3 Изготовление бус.
4 Выставка работ. Фотоколлаж.
Ноябрь
5 Разработка эскиза и схемы дерева, подбор материала. Обучение низанию пайоток. Проволока, пайотки желтого цвета в форме листьев, ножницы, листы бумаги для схем и эскизов, простой и цветные карандаши, подставка для дерева, схемы, образец изделия.
6 Изготовление больших и малых веток.
7 Формирование кроны и ствола.
8 Оформление «Осеннего дерева».
Декабрь
9 Разработка эскиза и схемы панно.
Подбор материала. Бисер зеленого, белого, разноцветного цветов, проволока, ножницы, цветной картон, клей, листы бумаги для схем и эскизов, простой и цветные карандаши, схемы, образец изделия.
10 Низание крупного и среднего бисера для бус.
11 Низание мелкого бисера.
12 Выставка работ.
Январь 13 Разработка эскиза и схемы панно. Подбор материала. Бисер белого, оранжевого, желтого, красного цвета, проволока, листы бумаги для эскизов и схем, простой и цветные карандаши.
14 Плетение елочки.
15 Оформление панно.
16 Выставка Панно. Фотоколлаж.
Февраль 17 Разработка эскиза и схемы панно, подбор материала. Бисер белого, золотого, желтого, серого, черного цвета, проволока, клей, листы бумаги для эскиза и схем формат А- 4, ножницы, простой и цветные карандаши, рамка деревянная формат А -4, схемы, образец изделия.
18 Уточнить технику безопасного поведения, правила пользования.
19 Плетение звездочки.
20 Выставка панно. Фотоколлаж.
Март 21 Разработка эскиза и схемы панно, подбор материала. Уточнить технику параллельного плетения. Бисер зеленого, коричневого, черного, белого, желтого, розового, красного, цвета, проволока, клей, ножницы, листы бумаги для разработки эскиза схем, простой и цветные карандаши, рамка деревянная формат А 4, схемы, образец изделия.
22 Плетение листьев. Формирование ветки.
23 Плетение паутины, стрекозы, паука.
24 Выставка панно. Фотоколлаж.
Апрель 25 Разработка эскиза, схемы насекомых, подбор материала. Уточнение техники параллельного плетения. Бисер желтого, черного, белого, красного, розового, синего, белого прозрачного цвета, проволока, рамка формата А 4, ножницы, клей, листы бумаги для разработки эскиза и схемы, простой и цветные карандаши, схемы, образец изделия.
26 Плетение осы, бабочки, стрекозы.
27 Плетение жучков, цветка.
28 Фотоколлаж.
Список литературы:
Аполозова Л. М. Бисероплетение. – М, 2010.
Божко Л. А. Бисер. Изд. «Мартин», 2011.
Бондарева Н. А. Рукоделия из бисера. - Ростов-на-Дону, 2010.
Крайнева И. Н. Мир бисера. Изд. «Литера», 1999.
Магина А. Изделия из бисера : колье, серьги, игрушки. -М. -СПб,2013.
Мартынова Л. Фигурки из бисера. Изд. «Культура и традициции», 2014.
Новикова И. В., Базулина Л. В., Бисер. Ярославль «Академия развития»,2014.
Стародуб К. И., Исакова Э. Ю. Сказочный мир бисера. Плетение на проволоке. -Ростов-на-Дону, 2014.
Ткаченко Т. Б., Стародуб К. И. Плетение на проволоке. -Ростов-на-Дону, 2014.
https://infourok.ru/avtorskaya-programma-kruzhka-biseropletenie-v-detskom-sadu-1543699.html