Получи документы

Профориентационная работа в дошкольном образовательном учреждении

Оксана Ладыгина
Профориентационная работа в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы

Профориентация – есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социальной сети. Приобщаясь к ней, ребенок принимает мир взрослых с его проблемами, успехами, решениями. Посредством профориентационной работы удовлетворяются важнейшие социальные потребности: ребенок через игру знакомится с атрибутами разных профессий.

Публикация «Профориентационная работа в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями и трудом взрослых обоснована ФГОС ДО и входит в социально-коммуникативное развитие, определяющее содержание образовательной работы с детьми в этом направлении. Известно, что интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период.

В связи с этим в нашем ДОУ проводится определенная работа в этом направлении.

Для того, чтобы расширить кругозор старших дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу, уже на этапе дошкольного возраста, в нашем детском саду был разработан педагогический проект «В мире профессий».

Целью проекта является выстраивание в образовательном учреждении целенаправленной, систематизированной работы по ранней профессиональной ориентации детей.

К основным задачам работы с детьми 5-6 лет относятся:

- расширение и систематизация представления о труде взрослых, о материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;

- представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;

- формирование первоначальных представлений о труде как экономической категории, представлений о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;

- систематизация знаний о труде людей в разное время года;

- знакомство с трудом людей рабочих профессий : повара, каменщика, плотника, слесаря, штукатура-маляра и т. д.

К основным задачам работы с детьми 6-7 лет относятся:

- расширение и систематизация представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории);

- представления о современных профессиях, о профессиях, связанных со спецификой местных условий, о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека;

- формирование представления о видах производственного труда (шитье, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование, о связи результатов деятельности людей различных профессий.

Данная работа в нашем дошкольном учреждении организуется через следующие виды деятельности: совместную деятельность взрослого с детьми; через деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной (групповая, подгрупповая, индивидуальная деятельность с детьми); через образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (наблюдения, экскурсии, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, игровая деятельность: сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные игры и т. д. ; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями воспитанников; организацию взаимодействия с учреждениями социума; через реализацию проектов.

Творческой группой детского сада был разработан план профориентационной работы в ДОУ, в рамках которого была проведена работа с детьми, педагогами, родителями воспитанников ДОУ, с социумом.

Одним из доступных и действенных способов ознакомления детей с трудом взрослых являются наблюдения и экскурсии. В процессе наблюдений дети получают небольшое количество сведений, поэтому очень важно усложнять содержание представлений: увеличивать объем познавательного материала, изменять и углублять суть наблюдаемых объектов и явлений.

Воспитатели организовывали экскурсии в медицинский кабинет, в прачечную, на кухню, к дворникам, к педагогу-психологу, к помощникам воспитателя. Ведь эти работы являются для ребят близкими, потому что заботу садовских работников они ощущают ежедневно.

Педагогами ДОУ с детьми старшей и подготовительной групп были организованы экскурсии в библиотеку, в ДДТ, на ОАО «Метаклей», ОАО «Силуэт», ООО «Промкомбинат», в пожарную часть № 42 г. Карачева, в музей - с целью дальнейшего знакомства с профессиями людей.

Дети получили определенные знания о работе швеи, художника игрушек, рабочего, работников музея, работы педагогов в ДДТ.

Во время экскурсии воспитатели обращали внимание детей на самого работающего человека, его отношение к выполняемой работе, взаимоотношения с другими людьми. Рассказывали о тех качествах, которыми должен обладать представитель данной профессии.

Такое наблюдение за профессиональной деятельностью взрослого положительно влияет на поведение детей, их отношение к людям и вещам.

После возвращения в группу обязательно с воспитанниками обсуждали то, что увидели. Дети делились тем, что особенно запомнилось или понравилось. Любое обсуждение заканчивалось продуктивной деятельностью (рисованием отдельных сюжетов, конструированием, лепкой или аппликацией).

К праздникам Дня 23 февраля и на 8 марта воспитатели подготовили выставки на тему: «Мой папа на работе» и «Моя мама на работе», где на фото были сфотографированы мамы и папы на своей работе.

Большое внимание уделяется сюжетно-ролевым играм, так как самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в

нее нужно поиграть! В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, водителя, парикмахера, педагога и т. д.). В старшей группе игры усложняются. В играх показана работа различных учреждений (больницы, магазина, аптеки). У воспитанников совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, врача, милиционера, водителя, летчика).

Проводятся сюжетно-ролевые игры во всех возрастных группах. В группах оформлены игры «Магазин», «Почта», «Больница», «Парикмахерская», «Аптека» и др. Также дети много играют со строительным материалом и в свободное время строят гаражи, дома, дачи и обыгрывают постройки. Из конструктора- Лего дети делают самолеты и летают с ними; создают машины и прокатывают их и т. д.

Также с детьми проводились следующие мероприятия: беседы по ознакомлению с профессиями взрослых; заучивание стихотворений о профессиях : Е. Сенин «Военный», «Продавец», «Инженер», пословиц и поговорок о профессиях; чтение художественной литературы –книги о профессиях : «Мамины профессии» Настя Доброта, рассказы о профессиях Ольги Павловой; составление детьми рассказов на темы: «Моя будущая профессия», «Кем работают мои родители».

В нашем детском саду проводится и работа с педагогами, которая включает в себя: заседание творческой группы детского сада по разработке плана мероприятий ранней профориентации дошкольников; проведение консультаций на различные темы («Знакомство старших дошкольников с профессиями взрослых», «Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ» и т. д.); разрабатываются методические рекомендации: «Методы ознакомления дошкольников с миром профессий с учетом социального окружения». В вестибюле ДОУ для родителей оформлен «Уголок профориентации», а для детей составлена картотека «Загадки о профессиях»

А для родителей в ДОУ организуется анкетирование на тему: «Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии» ; педагогами даются рекомендации родителям «Как сформировать положительное отношение к труду у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с профессиями»; проводятся консультации для родителей «Знакомство с профессиями взрослых», раздаются памятки для родителей «Знакомство с профессиями»; оформлены папки-передвижки «Профессии людей»; готовятся фотоконкурсы среди родителей ДОУ «Профессии наших родителей».

Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него. Реализация модели ранней профессиональной ориентации дошкольников позволит расширить

информированность наших воспитанников о профессиях, поможет сформировать у них образ «Я – профессионал» и обеспечит преемственность в рамках непрерывного образования.

Работу по ранней профориентации необходимо проводить в системе с целью формирования у дошкольников эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставления ему возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности. Осуществить ориентацию детей на трудовую подготовку, повлиять на выбор востребованных профессий можно, если будут решены проблемы образовательной системы в целом. Важно научить ребёнка понимать, каким образом его мечта будет осуществимой, показать, что при выборе любой профессии нужно научиться приносить пользу себе и людям. Поэтому задача взрослых – поддержать мечту ребёнка и связать стремление к ней с желанием трудиться.

Заведующая МБДОУ детский сад № 7 «Аленка»

Ладыгина Оксана Владимировна, г. Карачев.

Публикации по теме:

Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении; современные методические рекомендации Тема: «Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении; современные методические рекомендации». Введение С древних времен.

Характеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учрежденииХарактеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учреждении В нашем районе есть терем-теремок, вокруг него проходит много дорог : «Там пешеходы ходят разные, соблюдая правила важные». А начиналось.

Из опыта работы по формированию правильной осанки у детей в дошкольном образовательном учреждении У ребенка в дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья, проявляются определенные черты характера, приобретаются.

Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении»Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении» Изменения в системе образования открывает много возможностей для оснащения детских дошкольных учреждений всевозможными играми и пособиями,.

Мини-музей «Игры — забавы», как условие плавной адаптации ребенка в дошкольном учреждении. Одним из важных факторов организации адаптационного периода детей является создание предметно-развивающей среды в группе. Предметно-развивающая.

Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы)Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы) Содержание: 1. Введение. 2. Актуальность. 3. Задачи сенсорной зоны. 4. Организация сенсорной зоны. 5. Тренажеры для глаз. 6. Заключение.

Педагогический совет «Трудовое воспитание в дошкольном учреждении» Педагогический совет «Трудовое воспитание в дошкольном учреждении». Цель: систематизация работы педагогического коллектива по трудовому.

Песочная терапия в дошкольном учрежденииПесочная терапия в дошкольном учреждении Песочная терапия в дошкольном учреждении. Керимова Амина Александровна МБДОУ «Детский сад № 247», Воспитатель. г. Нижний Новгород. С.

Психологическая поддержка участников образовательного процесса в дошкольном учрежденииПсихологическая поддержка участников образовательного процесса в дошкольном учреждении семинар-практикум «Психологическое здоровье участников образовательного процесса и успешность работы дошкольного учреждения», который состоял.

Социальное движение буккроссинг в детском образовательном учрежденииСоциальное движение буккроссинг в детском образовательном учреждении Буккроссинг в "Дюймовочке" «Буккроссинг шагает по планете, Участвуют и взрослые и дети!" Однажды утром, придя в детский сад «Дюймовочка»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профориентационная работа в дошкольном образовательном учреждении
Опубликовано: 28 января 2020 в 12:04
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Профориентационная работа в дошкольном образовательном учреждении» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Ладыгина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД