Оксана Ладыгина
Профориентационная работа в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Профориентация – есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социальной сети. Приобщаясь к ней, ребенок принимает мир взрослых с его проблемами, успехами, решениями. Посредством профориентационной работы удовлетворяются важнейшие социальные потребности: ребенок через игру знакомится с атрибутами разных профессий.
Публикация «Профориентационная работа в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями и трудом взрослых обоснована ФГОС ДО и входит в социально-коммуникативное развитие, определяющее содержание образовательной работы с детьми в этом направлении. Известно, что интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период.
В связи с этим в нашем ДОУ проводится определенная работа в этом направлении.
Для того, чтобы расширить кругозор старших дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу, уже на этапе дошкольного возраста, в нашем детском саду был разработан педагогический проект «В мире профессий».
Целью проекта является выстраивание в образовательном учреждении целенаправленной, систематизированной работы по ранней профессиональной ориентации детей.
К основным задачам работы с детьми 5-6 лет относятся:
- расширение и систематизация представления о труде взрослых, о материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;
- представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;
- формирование первоначальных представлений о труде как экономической категории, представлений о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;
- систематизация знаний о труде людей в разное время года;
- знакомство с трудом людей рабочих профессий : повара, каменщика, плотника, слесаря, штукатура-маляра и т. д.
К основным задачам работы с детьми 6-7 лет относятся:
- расширение и систематизация представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории);
- представления о современных профессиях, о профессиях, связанных со спецификой местных условий, о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека;
- формирование представления о видах производственного труда (шитье, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование, о связи результатов деятельности людей различных профессий.
Данная работа в нашем дошкольном учреждении организуется через следующие виды деятельности: совместную деятельность взрослого с детьми; через деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной (групповая, подгрупповая, индивидуальная деятельность с детьми); через образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (наблюдения, экскурсии, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, игровая деятельность: сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные игры и т. д. ; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями воспитанников; организацию взаимодействия с учреждениями социума; через реализацию проектов.
Творческой группой детского сада был разработан план профориентационной работы в ДОУ, в рамках которого была проведена работа с детьми, педагогами, родителями воспитанников ДОУ, с социумом.
Одним из доступных и действенных способов ознакомления детей с трудом взрослых являются наблюдения и экскурсии. В процессе наблюдений дети получают небольшое количество сведений, поэтому очень важно усложнять содержание представлений: увеличивать объем познавательного материала, изменять и углублять суть наблюдаемых объектов и явлений.
Воспитатели организовывали экскурсии в медицинский кабинет, в прачечную, на кухню, к дворникам, к педагогу-психологу, к помощникам воспитателя. Ведь эти работы являются для ребят близкими, потому что заботу садовских работников они ощущают ежедневно.
Педагогами ДОУ с детьми старшей и подготовительной групп были организованы экскурсии в библиотеку, в ДДТ, на ОАО «Метаклей», ОАО «Силуэт», ООО «Промкомбинат», в пожарную часть № 42 г. Карачева, в музей - с целью дальнейшего знакомства с профессиями людей.
Дети получили определенные знания о работе швеи, художника игрушек, рабочего, работников музея, работы педагогов в ДДТ.
Во время экскурсии воспитатели обращали внимание детей на самого работающего человека, его отношение к выполняемой работе, взаимоотношения с другими людьми. Рассказывали о тех качествах, которыми должен обладать представитель данной профессии.
Такое наблюдение за профессиональной деятельностью взрослого положительно влияет на поведение детей, их отношение к людям и вещам.
После возвращения в группу обязательно с воспитанниками обсуждали то, что увидели. Дети делились тем, что особенно запомнилось или понравилось. Любое обсуждение заканчивалось продуктивной деятельностью (рисованием отдельных сюжетов, конструированием, лепкой или аппликацией).
К праздникам Дня 23 февраля и на 8 марта воспитатели подготовили выставки на тему: «Мой папа на работе» и «Моя мама на работе», где на фото были сфотографированы мамы и папы на своей работе.
Большое внимание уделяется сюжетно-ролевым играм, так как самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в
нее нужно поиграть! В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, водителя, парикмахера, педагога и т. д.). В старшей группе игры усложняются. В играх показана работа различных учреждений (больницы, магазина, аптеки). У воспитанников совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, врача, милиционера, водителя, летчика).
Проводятся сюжетно-ролевые игры во всех возрастных группах. В группах оформлены игры «Магазин», «Почта», «Больница», «Парикмахерская», «Аптека» и др. Также дети много играют со строительным материалом и в свободное время строят гаражи, дома, дачи и обыгрывают постройки. Из конструктора- Лего дети делают самолеты и летают с ними; создают машины и прокатывают их и т. д.
Также с детьми проводились следующие мероприятия: беседы по ознакомлению с профессиями взрослых; заучивание стихотворений о профессиях : Е. Сенин «Военный», «Продавец», «Инженер», пословиц и поговорок о профессиях; чтение художественной литературы –книги о профессиях : «Мамины профессии» Настя Доброта, рассказы о профессиях Ольги Павловой; составление детьми рассказов на темы: «Моя будущая профессия», «Кем работают мои родители».
В нашем детском саду проводится и работа с педагогами, которая включает в себя: заседание творческой группы детского сада по разработке плана мероприятий ранней профориентации дошкольников; проведение консультаций на различные темы («Знакомство старших дошкольников с профессиями взрослых», «Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ» и т. д.); разрабатываются методические рекомендации: «Методы ознакомления дошкольников с миром профессий с учетом социального окружения». В вестибюле ДОУ для родителей оформлен «Уголок профориентации», а для детей составлена картотека «Загадки о профессиях»
А для родителей в ДОУ организуется анкетирование на тему: «Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии» ; педагогами даются рекомендации родителям «Как сформировать положительное отношение к труду у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с профессиями»; проводятся консультации для родителей «Знакомство с профессиями взрослых», раздаются памятки для родителей «Знакомство с профессиями»; оформлены папки-передвижки «Профессии людей»; готовятся фотоконкурсы среди родителей ДОУ «Профессии наших родителей».
Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него. Реализация модели ранней профессиональной ориентации дошкольников позволит расширить
информированность наших воспитанников о профессиях, поможет сформировать у них образ «Я – профессионал» и обеспечит преемственность в рамках непрерывного образования.
Работу по ранней профориентации необходимо проводить в системе с целью формирования у дошкольников эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставления ему возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности. Осуществить ориентацию детей на трудовую подготовку, повлиять на выбор востребованных профессий можно, если будут решены проблемы образовательной системы в целом. Важно научить ребёнка понимать, каким образом его мечта будет осуществимой, показать, что при выборе любой профессии нужно научиться приносить пользу себе и людям. Поэтому задача взрослых – поддержать мечту ребёнка и связать стремление к ней с желанием трудиться.
Заведующая МБДОУ детский сад № 7 «Аленка»
Ладыгина Оксана Владимировна, г. Карачев.