Заболоцкая Ирина
Профилактика нарушений зрения у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Профилактика нарушений зрения у дошкольников»
Введение
Глаза так много могут рассказать о человеке,
Слова и жесты вовсе не нужны,
Не зря же говорили люди,
Глаза - есть зеркало его души.
Анастасия Ланская
Публикация «Профилактика нарушений зрения у дошкольников» размещена в разделах
В последнее время тревожное положение складывается со здоровьем детей. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков за последние десять лет количество дошкольников с хронической патологией увеличилось в два раза, а не имеющих отклонений в состоянии здоровья снизилось в три раза. Первое место занимают заболевания костно-мышечной системы; плоскостопие, нарушения осанки, второе - нервно-психические расстройства, болезни органов пищеварения и дыхания и, в том числе, аномалии развития зрения. Нарушение зрения сегодня занимает одно из центральных мест в перечне отклонений в состоянии здоровья населения. Число детей с плохим зрением, как показывает статистика, растет с каждым годом. Факторов, ведущих к значительному снижению зрения, великое множество. Это и инфекции, и травмы, плохая экология, малоподвижный образ жизни, несбалансированность питания, чрезмерные нагрузки на глаза (компьютерные игры, телевизор, форсированное обучение детей грамоте с использованием мелкого шрифта и другие подобные занятия).
«Глаза - окошко в сердце»,- говорят в народе, и это действительно так. Только здоровые глаза могут быть чистыми и ясными. Глядя в глаза, мы не только узнаем о мыслях и чувствах человека, но и видим его состояние здоровья. Яркие лучистые глаза - признак хорошего здоровья.
Взрослый человек в очках практически не вызывает никаких эмоций - настолько привычным для нас стало это явление. А если вот ребенок в очках, да еще с толстыми линзами, вряд ли кого оставит безучастным.
Здоровье детей - это особая проблема. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников являются стратегической задачей государства и регламентируются законом РФ «Об образовании» (ст. 51). Задачи профилактики и коррекции нарушений зрения у детей ставятся и реализуются в соответствии с СанПиН 2.4.1.1249 от 2003г. (подпункт 2.3). Работая по теме «Профилактика нарушений зрения у дошкольников», провела опрос детей, в ходе которого выяснилось, что практически все дети на вопрос «Как беречь глаза?», ответили «Капать лекарства». После проведения опроса и изучения ответов детей я сделала вывод о том, что не все дети обладают достаточными знаниями о глазах и о важности сохранения и укрепления зрения. На некоторые вопросы дети затруднялись дать ответ, а те ответы, которые звучали, были однообразные и неполные. Понимая важность проблемы сохранения и укрепления зрения детей в современных условиях, учитывая тот небольшой объем знаний, умений и навыков, которыми владеют дети, изучив методическую литературу по вопросам сохранения зрения у детей, я решила начать работу по изучению глаз с детьми дошкольного возраста.
Целью моей работы является: развитие у дошкольников представлений о значении зрения и понимания того, как важно заботиться о глазах, чтобы сохранить свое здоровье.
Исходя из цели работы, определены задачи:
1. Формировать у детей представления о глазах и способах сохранения зрения;
2. Развивать практические приемы и навыки, направленные на сохранение и укрепление зрения в повседневной жизни.
3. Воспитывать бережное отношение к своему зрению.
Зрение - самая ценная и самая хрупкая из систем человеческого организма. При нарушениях зрения у ребенка страдает визуальное восприятие окружающего мира - основа познания окружающей действительности. Снижается двигательная и познавательная активность, что может привести к задержке психофизического развития. Ребенок не рождается с «готовым» зрением, зрительные функции формируются постепенно, «оттачиваются» в процессе накопления жизненного опыта. Поэтому в детском возрасте развитию зрения должно быть уделено особое внимание.
Глава 1. Развитие зрительной системы у детей.
П. Скрипец, детский офтальмохирург, кандидат медицинских наук, Московского НИИ педиатрии и детской хирургии говорит о том, что процесс формирования органа зрения условно делится на несколько этапов. (3.№1).
Первый, и самый важный, - закладка и внутриутробное развитие зрительной системы.
Следующий этап- младенчество (от 0 до 1 года)В это время активно развиваются участки коры головного мозга, в которых находятся центры зрения, получающие информацию об окружающем мире. «Оттачивается» одновременное движение глаз, нарабатывается опыт зрительного восприятия, пополняется «библиотека» зрительных образов.
После 1 года острота зрения позволяет ребёнку интересоваться предметами на значительном удалении. Получая мощные зрительные стимулы, малыш начинает испытывать выраженную потребность движения к заинтересовавшим его объектам, пытается встать на ноги, делает первые шаги.
Ко второму году малыш пытается произносить отдельные слова и несложные предложения. В этом ему помогает зрительный опыт восприятия окружающих взрослых в процессе речи. Младенец внимательно изучает мимику мамы при произношении звуков и потом пытается самостоятельно воспроизвести что-то подобное.
В 3 года ребёнок при умелой постановке вопроса способен самостоятельно отвечать, что и как он видит. Поэтому взрослые могут легко контролировать развитие зрения ребёнка, обращая его внимание на различные объекты окружающего мира. В возрасте 3 лет ребёнок должен без ошибки узнавать предметы размером около 10 см с расстояния 5-6 м
С 4 лет орган зрения испытывает нагрузки, соизмеримые со школьными (занятия лепкой, рисованием, конструированием в детском саду, в группах дошкольной подготовки) .
Вот почему так важно в этот период не перегружать зрительные мышцы, делать частые перерывы в занятиях (их длительность не должна превышать 20-30 минут с перерывами не менее 15 минут) ; ограничивать просмотр телепрограмм одним часом в день с промежуточным интервалом 15-20 минут; по возможности следует отказаться от электронных игр с маленьким экраном – мелкие детали вынуждают сильно и длительно напрягать зрительные мышцы для рассмотрения. Даже 30-40-минутное занятие может привести к спазму зрительных мышц на несколько часов, а иногда и дней. Постоянные зрительные нагрузки и длительное существование зрительного спазма могут спровоцировать развитие близорукости.
К 6-7 годам зрение ребёнка достигает уровня взрослого человека. Это означает: острота зрения соответствует так называемой 1, 0, когда глаза хорошо различают предметы как вдали, так и на близком расстоянии. Косвенным, но весьма убедительным показателем является то, что среди учащихся, поступающих в первый класс, от 15 до 20% детей имеют остроту зрения ниже 1,0. И совершенно очевидно, что аномалия зрения у этих детей приобретена не в школе, а появилась уже в дошкольном возрасте. Эти данные говорят о необходимости самого пристального внимания к зрению детей и максимального расширения профилактических мероприятий. Начинать их следует с дошкольного возраста, когда еще можно способствовать правильному возрастному развитию зрения. После 7 лет зрительная система ребенка начинает испытывать повышенные нагрузки, связанные с учебой в школе. Именно в этот период начинают развиваться заболевания, не замеченные и не предотвращенные ранее: близорукость и другие болезни глаз. Но бороться с ними уже сложнее, так как потеряно драгоценное время, поэтому для получения хорошего результата будет затрачено намного больше усилий.
К сожалению, в детских садах обследование зрения проходит номинально (поэтому я затронула именно эту тему, а самостоятельно определить, есть ли у ребенка проблемы, практически невозможно. Ведь, если ребенок не испытывает резкой боли, ему зачастую просто не понять, что он плохо видит.
Как показывают исследования, после 12 лет проблемы со зрением, как правило, не поддаются терапии. Устранить близорукость подростку будет возможно только после 18 лет, когда молодой человек сможет пройти лазерную коррекцию зрения. Но зачем подвергаться лазерной коррекции и другим операциям, если проблемы можно избежать, начав профилактику в детстве.
1.1 Причины нарушения зрения у детей
Причин нарушений зрения у детей существует немало. Первой и самой главной из них является наследственность. Если у обоих родителей есть проблемы со зрением – их ребенок входит в группу повышенного риска. Поэтому, профилактика нарушений зрения у детей, рожденных такими родителями, должна проходить с особым вниманием.
Другой причиной развития заболеваний глаз может стать болезнь нарушения осанки - сколиоз. Привычная семейная картинка: пятилетний ребенок увлеченно играет на компьютере. Он устроился на стуле на коленках, облокотился одной рукой на стол, чтобы легче было дотянуться до клавиатуры, его спинка изогнута как буква S. Если ребенок сидит с «кривой» спиной, у него нарушается кровоснабжение головного мозга, которое, в свою очередь, провоцирует проблемы со зрением. Профилактику неправильных зрительных привычек у детей, следует начинать уже с 3-х лет (со второй младшей группы в детском саду).
Уже ни для кого не секрет, что длительный просмотр телевизора или сидение за компьютером способны стать причиной нарушений зрения у детей. Дело в том, что при взгляде на экран глазам ребенка приходится совершать большое количество мелких движений, которые просто утомляют мышцы его глаз, способствуя развитию близорукости и появлению других проблем со зрением. А если это происходит еще и при плохом освещении или на близком расстоянии – нагрузка на глаза увеличивается и близорукость развивается еще сильнее.
Причиной нарушений зрения у детей могут быть и частые инфекционные или воспалительные заболевания глаз. Это ячмени, конъюнктивиты и другие проблемы с глазами.
Кроме того, спровоцировать проблемы со зрением могут и разного рода неблагоприятные воздействия на глаза окружающей среды. Если ребенок будет долго смотреть на солнце, на искры сварки, постоянно подвергаться попаданию соринок и песка в глаза, терпеть микротравмы глаз, которые могут происходить ежедневно – велика вероятность, что в скором будущем у ребенка начнутся проблемы со зрением.
Недостаток витаминов, важных для зрения, в рационе тоже может причиной нарушений зрения у детей.
Есть и другие факторы, стимулирующие нарушение зрения у дошкольников :
Недостаточное освещение рабочего места (особенно при искусственном освещении)
Неприспособленная или плохо приспособленная мебель для занятий,
Очень важно, чтобы в домашней обстановке размеры мебели также соответствовали росту детей,
Неправильная посадка за столом, вредная привычка писать, рисовать, читать, склонив голову, сгорбившись.
Нельзя выделить одну какую-нибудь причину или какой-нибудь фактор, влияющий на развитие нарушений зрения. Можно только думать о преобладающем значении того или иного фактора в конкретных условиях. Исходя из этого положения, надо рассматривать нарушения зрения у детей как большую, сложную проблему.
1.2 Профилактика нарушений зрения у детей
Чтобы у детей не было проблем со зрением, достаточно выполнять несколько простых рекомендаций:
1. Организация занятий и их продолжительность. Как мы знаем, в детском саду основными занятиями дошкольника являются рисование, лепка, конструирование, позже - чтение, письмо, деятельность, требующая постоянного активного участия зрения. На занятиях надо обязательно следить за осанкой ребенка. Нужно избегать наклона головы близко к предмету работы, лучшее расстояние для зрительной деятельности 30-35 см.
Игровая деятельность тоже воздействует на зрение. Время игр, способствующих смотрению (шашки, мозаика) целесообразно уменьшить. Полезны для зрения игры с мячом.
2. Организация режима дня. Важным условием нормального роста и развития не только органа зрения, но и всего детского организма является соблюдение основных режимных моментов. Желательно, чтобы дети занимались как в первую, так и во вторую половину дня. Занятия за столом обязательно должны чередоваться с активными играми.
3. Правильное питание. В детском саду мы ежедневно помогаем детям понять, что здоровье зависит от правильного питания - еда должна быть не только вкусной, но и полезной, знакомим с продуктами, в которых содержатся витамины необходимые для глаз. Поддержать зрение детей помогут специальные витамины для глаз, здоровый сон и рациональное питание. Для профилактики нарушений зрения у детей необходимо употреблять мясо, рыбу, яйца, сливочное масло, орехи и пить много воды.
4. Правильно подобранная мебель, естественное, искусственное освещение весьма важны для охраны зрения детей.
5. Важное место в комплексе мер по профилактике нарушения зрения занимает физическая культура, подвижные игры на свежем воздухе, спорт, т. е. оптимальный объем двигательной активности. Я не зря начала с двигательной активности, поскольку физические упражнения способствуют как общему организму, так и повышению работоспособности глазных мышц, укреплению склеры глаза. Хочется привести аксиомы Йога Раманантата: «Всё, что полезно для тела, полезно и глазам»
Упражнения для тела благотворно действует на глаза, но глазам никогда не бывает достаточно только этих упражнений - им необходимы еще и свои собственные- упражнения для глаз.
Глава 2. Гимнастика для глаз
Исходя из выше сказанного, можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для современного дошкольника больше, чем врач. Но это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медработника. Просто свою деятельность воспитатель дошкольного учреждения должен построить так, чтобы обучение и воспитание детей в учреждении не наносило ущерба здоровью. Ведь только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть той образовательной программой, какую реализует дошкольное учреждение. А нарушение здоровья, как правило, приводит к трудностям в игровой деятельности и обучении. Практика научных наблюдений показывает общую закономерность- увеличение числа дошкольников с нарушением зрения от младших групп к старшим детского сада. Дошкольники, начиная со старшей группы, выполняют ежедневную, достаточно длительную работу, связанную с напряжением зрения. А зрительные напряжения могут способствовать развитию близорукости. Утомление глаз снижает работоспособность детей на занятиях, в игре. Особенно часто это происходит в осеннее - зимний период, в условиях укороченного светового дня. Укороченный световой день ведет к затруднению восприятия окружающего мира. Мышцы глаза находятся постоянно в напряжении. И в таких случаях одним из замечательных и доступных методов профилактики зрительных нарушений является зрительная гимнастика.
Зрительная гимнастика относится к технологиям сохранения и стимулирования здоровья наряду с динамическими паузами, пальчиковой и дыхательной гимнастикой, самомассажем. Что же такое зрительная гимнастика- это комплекс офтальмологических упражнений, способствующих снятию зрительного напряжения, укреплению глазных мышц и улучшающий кровоснабжение и обменные процессы в глазах. Цель зрительной гимнастики – включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот - расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка и профилактика глазных заболеваний. Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний, а также более быстрому восстановлению работоспособности и эффективному усвоению учебного материала. Основными ее принципами являются: расслабление мышц, уставших от концентрации зрения на мелких предметах, и тренировка мышц глазного яблока, достигаемая совершением комплекса вращательных и поступательных движений.
Многие родители считают, что их дети, имеющие 100% зрение, не находятся в зоне риска. Отнюдь! Гимнастика для глаз необходима даже людям, которые считают что их глаза в порядке. Зрение ребенка - хрупкий инструмент, который требует заботы, внимания. Если у ребенка уже существуют отклонения в зрении, зрительная гимнастика поможет не ухудшить ситуацию, а в некоторых случаях и скоррегировать проблемы. Задача педагогов дошкольного учреждения - познакомиться с простыми упражнениями для зрения и регулярно использовать их в своей работе.
Какие же признаки утомления в поведении ребенка подскажут воспитателю, что необходимо сделать зрительную гимнастику, динамическую паузу?
Нарушение координации, замедленность мелких движений
Длительные отвлечения, зевота
Бессмысленные манипуляции с предметами
Повышенная раздражительность
Нарушение недавно сформированных умений.
Появление первых признаков утомления отмечается, в зависимости от возраста детей, на разных этапах занятия:
Возраст детей Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
Время наступления утомления 3-5 минута 7-9 минута 10-12 минута 12-14 минута
Таким образом, по прошествии указанного временного промежутка, обязательно необходимо проводить физкультминутки в течение 2-3 минут, включающие упражнения на снятие общего напряжения, зрительного утомления, дыхательную гимнастику.
При использовании гимнастики для глаз, двигательных упражнений организм побуждается от «спячки», включаются дополнительные «резервы» для преодоления усталости, начинают работать «спящие» импульсы, заставляя мозг расслаблять глазодвигательных мышц. К тому же гимнастика для глаз положительно влияет на психоэмоциональное состояние человека,
2.1 Основоположники методов тренировки глаз
Многие из упражнений для глаз достаточно широко известны и находят отражение во многих публикациях и книгах. Первые упражнения для сохранения зрения были созданы задолго до нашей эры. Йоги, создавая комплексы для всего тела, не забыли и о наших глазах. Они точно знали, что для наилучшего результата нужна не только тренировка, но и полноценный отдых. Индийские йоги лечат глаза, глядя на солнце, звезды и луну.
Для улучшения зрения с давних времен использовали созерцание солнца и луны, что гораздо эффективней воздействовало на глаза, чем простое наблюдение горизонта. Солнечные лучи оживляют зрение, убыстряют циркуляцию крови, нейтрализуют инфекции, убивая микробы. Смотреть на солнце надо утром, когда оно не покрыто тучами, широко открытыми глазами, но ослабленными - ненапряженными- столь долго, как возможно или пока на глазах не появятся слезы. Лучше всего это упражнение выполнять на восходе или заходе. Нельзя смотреть на солнце в полдень. Созерцание солнца должно вводиться постепенно, начиная с 1-2 минут и до 10 минут в качестве предела. Это может значительно улучшить зрение.
Основоположником метода тренировки глаз с целью профилактики лечения расстройств зрения был американский офтальмолог Уильям Бейтс. Проведенные Бейтсом эксперименты позволили ему сделать два важных теоретических вывода, которые послужили основой разработки новых методов лечения нарушений зрения.
Во- первых, Уильям Бейтс