Папки-передвижки

Профилактика компьютерной и телевизионной зависимости у детей дошкольного возраста

Чуркина Лариса
Профилактика компьютерной и телевизионной зависимости у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

В современном мире телевиденье и компьютер воспринимается как неотъемлемая часть нашей жизни. Дети растут и развиваются в компьютер-ный век, и сейчас трудно найти ребенка, не интересующегося современными гаджетами. С всеобщей компьютеризацией и глобальным подключением к мировой сети Интернет возникла новая проблема – компьютерная зависимость.

Публикация «Профилактика компьютерной и телевизионной зависимости у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Термин компьютерная зависимость появился еще в 1990 году. Данной проблемой занимались такие ученые как: А. В. Беляева, Коул, С. Л. Новоселова, Ш. Текл, К. Янг. Психологи классифицируют эту вредную привычку как разновидность эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами.

В своих исследованиях В. В. Абраменкова, Ю. Д. Бабаева, Ю. М. Евстигнеева, условно делят компьютерную зависимость на 4 степени :

1-я степень - увлеченность на стадии освоения. Это первый месяц по-сле приобретения нового гаджета, происходит овладение новой забавой. В этот период «застревание» обычно не превышает одного месяца, затем интерес идет на убыль. Происходит нормализация временного режима. Ес-ли же выхода из данной стадии не происходит, то возможен переход на вторую степень.

2-я степень – состояние возможной зависимости. Характеризуется сильной погруженностью в игру, время, проведенное с гаджетом более трех часов в день. Происходит снижение познавательной мотивации, нежелание помогать родителям. Наблюдается повышение эмоционального тонуса во время игры, негативное реагирование на любые препятствия, мешающие играть. Иногда нарушается сон.

3-я степень - выраженная зависимость. Дошкольник не контролирует себя, эмоционально неустойчив, в случае необходимости прервать игру нервничает, реагирует эмоционально или не реагирует никак. Равнодушен к вещам, которые раньше были дороги. Характерна повышенная тревожность и возбудимость, рассеянность, рассредоточение внимания вне игровой деятельности. Регресс познавательных процессов, угасание интереса к общению, полная замена друзей компьютером. Опасность перехода в 4-ю стадию, если ребенок не получает помощи в течение длительного времени, а пребывание за компьютером превышает пять ча-сов в сутки.

4-я степень - клиническая зависимость. Серьезные отклонения от нор-мы в поведении, реакциях, неадекватная эмоциональность (заторможенность или импульсивность, истеричность, резкая смена эмоций, отсутствие эмоционального и поведенческого самоконтроля. Наблюдается потеря аппетита и интереса к жизни.

Е. А. Антипова описала последствия компьютерной зависимости для физического здоровья дошкольника :

нарушения функций глаз: ухудшение зрения, синдром «сухого глаза»;

нарушение опорно-двигательного аппарата: искривление позвоночника, нарушения осанки;

пищеварительной системы: нарушение питания, гастрит;

общее истощение организма: хроническая усталость вследствие дефицита сна и отдыха, но эйфория и возбужденность, вызванные пребыванием за компьютером, могут скрывать усталость, что приводит к еще большему утомлению организма.

Основной мерой предотвращения компьютерной зависимости является профилактика :

• Так как первопричиной ухода ребенка из реального мира является неудовлетворенность существующей действительностью, необходимо в первую очередь выяснить, что же побудило ребенка уйти «в компьютер».

• Как правило, дети подражают образу жизни родителей. И если последние сами являются заложниками телеэкрана, телевизор присутствует в их жизни в «фоновом» режиме, то начинать необходимо прежде всего со взрослых!

• В процессе музыкального воспитания учить детей анализировать песни (лучше всего начать с песен, предпочитаемых детьми, развивая тем самым человека, способного критически мыслить, а не просто воспринимать всю ту информацию, которая поступает через СМИ.)

• Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии.

Дети должны знать определенные правила: сколько им смотреть теле-визор, и какие программы, а родители должны строго следить за со-блюдением этих правил. А лучше всего смотреть телепередачи вместе с детьми, обсуждать их, высказывать свое неодобрение, если герой ведет себя агрессивно.

• Не практикуйте запрет играть в гаджеты и смотреть мультики как наказа-ние. В этом случае наказание – это лишение чего-то, что очень важно и дорого ребенку, запрещая гаджеты в результате плохого поведения, вы тем самым закрепляете в сознании ребенка, что гаджет – очень ценная для него вещь.

• Хороший результат дает чтение перед сном. Ведь известно, что именно последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те 8 часов, когда человек спит, он находится под впечатлением этих событий.

• Родители должны, помогать детям в выборе телепередач и ограничивать их времяпровождения у телевизора. Общее время просмотра телепередач детьми до 7 лет не должно превышать 6-7 часов в неделю. Старайтесь, чтобы ребенок не смотрел телевизор более получаса подряд; беседовать со своими детьми на тему "Телевидение. Опасность. Дети", то есть попытаться объяснить ребёнку, почему существуют запретные телепередачи, и почему телевизор нельзя смотреть долго (вредно для здоровья и т. д.) ;

• Формировать у ребёнка самостоятельный выбор в области позитивного телепросмотра.

• Поднимайте самооценку ребенка. Найдите ребенку занятие, в котором он будет успешен. Его наградные листы, удачные поделки, медали необходимо выставлять на витрине, чтобы гости семьи видели его успехи.

• Дети нуждаются в самовыражении. За не имением других средств выражения своих мыслей и энергии они обращаются к компьютерным играм, которые создают иллюзию реальности безграничных возможностей. Такая иллюзия оказывает разрушительное действие на пси-хику ребенка и нарушает его связь с родителями и сверстниками.

• Поощряйте дружбу ребенка с другими детьми. Приглашайте в гости его друзей и его отпускайте в гости к друзьям.

• Родителям придется ознакомиться с популярными у их детей играми. Дети часто думают, что родители запрещают им играть потому, что не понимают, насколько это увлекательно. В этом случае мнение родителя, который знает игру, будет гораздо весомей, чем мнение родителя, который "не читал, но осуждаю".

Компьютер следует устанавливать в таком месте, где вы будете видеть, чем занимается ребенок. Если удастся найти такое место для компьютера, где вы мимоходом, не привлекая к себе внимания, можете увидеть, какая страничка открыта, это будет ненавязчиво, но в то же время эффективно.

• Ребенку все же лучше не покупать отдельный компьютер. Пусть играет на папином. Тогда у вас в любое время будет веская причина сказать "достаточно" — компьютер нужен папе.

• Лишая ребенка желаемого количества времени в интернете, всегда предлагайте альтернативу. Это, в первую очередь, работа по дому, кружки по интересам, спортивные секции.

• Используйте будильник, чтобы ограничить время пребывания ребенка в Сети — это важно для профилактики компьютерной зависимости.

• Используйте технические способы защиты компьютера : функции родительского контроля в операционной системе, антивирус и спам-фильтр.

• Если вы видите у ребенка признаки компьютерной зависимости, не обост-ряйте ситуацию, отведите его к психотерапевту.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что при правильном под-боре компьютерных игр, программ и телепередач, в умеренных количествах не приносят никакого вреда, а могут оказаться полезными для развития познавательных процессов и важных навыков у ребенка, таких как внимательности, усидчивости, сообразительности.

Публикации по теме:

Конспект занятия с использованием компьютерной презентации «На птичьем дворе» «На птичьем дворе» (с использованием компьютерной презентации) Цель: Продолжать знакомить детей с домашними птицами. Задачи: Развивать.

Опыт работы «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» Воспитатель Котлярова Татьяна Павловна Цель: Создание условий для.

Консультация для родителей «Как правильно воспитывать ребёнка в зависимости от его темперамента?» Консультация для родителей "Как правильно воспитывать ребёнка в зависимости от его темперамента?" Дорогие родители! Знаете ли Вы, какой.

Консультация для родителей «Профилактика аллергии у детей дошкольного возраста во время цветения»Консультация для родителей «Профилактика аллергии у детей дошкольного возраста во время цветения» Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию консультацию для родителей «Профилактика аллергии у детей дошкольного возраста во время цветения».

Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста» Помимо детского сада я работаю в МБУЗ ЦГБ г. Азова инструктором-методистом по лечебной физической культуре (ЛФК). Каждый день я сталкиваюсь.

Познавательное занятие «Что мы знаем о погоде» по типу телевизионной игры «Такси» Познавательное занятие «Что мы знаем о погоде» по типу телевизионной игры «Такси» Цель: обобщение знаний детей о прогнозировании погоды.

Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Профилактика нарушения зрения у детей Причины нарушения зрения у детей: 1. наследственность (родители малыша имеют различные нарушения зрения); 2. частые болезни ребенка; 3.

Теоретические подходы к проблеме игровой компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста Молниеносное развитие компьютерных технологий внесло существенные изменения в человеческую жизнь. Они активно применяются не только в качестве.

Встреча клуба заинтересованных родителей «Ранняя профилактика игровой компьютерной зависимости»Встреча клуба заинтересованных родителей «Ранняя профилактика игровой компьютерной зависимости» Цель: ранняя профилактика игровой компьютерной зависимости воспитанников ДОО через взаимодействие с родителями. Задачи:- повысить информированность.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Профилактика компьютерной и телевизионной зависимости у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 15 ноября 2022 в 11:18
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Профилактика компьютерной и телевизионной зависимости у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Чуркина Лариса (УИ 1315998) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД