Лидия Тарасова
Профилактика дисграфии. Изучение трудных букв при обучении грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
При изучении букв перед ребенком возникают многие трудности. Он долгое время не может запомнить - в какую сторону «смотрит» буква, и воспроизводит букву в зеркальном изображении. Некоторые маленькие печатные буквы совсем не такие, как большие, и поэтому ребёнку труднее их запомнить.
Любой педагог знает, что даже самый сложный материал, легко запоминается детьми в игре, через сказку, через яркие образы и ассоциации.
Публикация «Профилактика дисграфии, Изучение трудных букв при обучении грамоте» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
При изучении каждой буквы, можно найти для неё яркий, запоминающий образ с помощью предметов, понятий и волшебных превращений. Волшебные превращения из одной буквы в другую надо сопровождать «волшебными» звуками музыки и волшебной палочкой. Такая яркая картинка навсегда остаётся в памяти.
Используем самый известный метод педагогики - от простого, к сложному. Наиболее простая и легко запоминаемая буква – О. От этой буквы легко перейти к букве С, а от буквы С – к букве Э.
Буквы О, С, Э
Оля угостила Серёжу любимой баранкой. Она их любит, потому что баранка – это Олина буква – О. Серёжа поблагодарил ее, откусил баранку, и она превратилась в Серёжину букву С.
Этот пример запомниться наиболее ярко, если в группе есть дети с именами Оля и Серёжа. Детей угощаем настоящими большими, слегка вытянутыми, баранками. Обращаем внимание Оли на её имя и формой баранки. Предлагаем Серёже тоже превратить баранку в свою букву С. Как правило, ребёнок сам догадается надкусить баранку. Если мальчик не догадается, спросить у других детей –как можно превратить баранку в виде буквы О, в букву С? (Слайд 2)
Превратить букву С в букву Э можно с помощью анимации, (слайд 3). Обязательно обратить внимание детей, что буква С превратится в Э только тогда, когда перевернётся и будет «смотреть» в обратную сторону. Дайте ребенку конкретный ориентир, в какую сторону теперь смотрит буква и кому она показывала язык. Например,- к двери, когда заходил Артём. Тогда у ребенка отложится в памяти именно эта картинка. Так ребёнок легко запомнит правильный образ буквы, и уже никогда не будет воспроизводить её в зеркальном изображении.
Закрепить правильное положение букв можно с помощью простых упражнений «Найди правильную букву», (слайд 4).
Печатные большие буквы Ш, Е, Ё
Букву Ш превращаем в буквы Е,Ё (слайд 5).
Превращение буквы О в маленькие печатные буквы е, ё
Многие печатные буквы пишутся так же, как большие. За исключением 4 букв: а, б, е, ё. Эти буквы вызывают особые сложности, дети их труднее запоминают.
Буквы запоминаем с помощью пластилиновых фокусов. Это ещё одно волшебное превращение букв.
Дети делают из зелёного пластилина букву О. Затем - фокус: надрезаем кружок, и поворачиваем часть буквы в нужном направлении. Получилась буква е. Ножичком для пластилина надрезаем концы, как у веток ели. Связываем образ буквы с елью. (Слайд 6)
Для буквы ё – лепим игрушки (ёлка).
Букву б тоже лепим из пластилина (слайд 7).
Буква а сложная для запоминания. Предварительно показываю серию картинок, как змея может проглотить яйцо целиком. Теперь легко запомнить букву. (Слайд 7)
Кроме волшебных превращений одной буквы в другую и лепки букв из пластилина, для вызывания яркого образа, я рассказываю весёлые истории о буквах.
Буквы Р, Б, В, Ы Ъ, Ь, Я, Ф
«Буквы Р, Б, В, Ы Ъ, Ь все с животиками, очень солидные, важные буквы. Они считают, что делают всегда всё правильно, всегда правы. Поэтому и животики свои направили в правую сторону.
Только одна буква не захотела быть такой, как все. Она считала себя самой важной. Взяла и отвернулась, назло всем, НАОБОРОТ – влево. Да ещё и ножку туда же направила. Она везде себя выставляла – Я! Я! Так и называется эта буква- Я. А за то, что она себя везде ставила первой, много хвасталась, её наказали- поставили в алфавите самой последней. (Показать алфавит).
У буквы Ф нет никаких животиков. Это физкультурник Федя. Покажи, как он стоит». (Ребёнок стоит прямо, руки согнул на пояснице, чтобы получилась буква Ф).
Дети часто путают буквы Ц - Щ, Б- В. Яркий образ этих букв создаём из поделок. (Слайд 8)
Таким образом – каждую, даже самую трудную тему, можно превратить в занимательную игру. Перечисленные методы и приёмы позволяют:
• разумно сочетать традиционные и современные средства, а так же методы коррекционного обучения;
• стимулируют детей к учебной деятельности, повышается интерес детей к изучаемому материалу;
• развивают тактильные ощущения, общую и мелкую моторику;
• повышают качество коррекционной работы, значительно облегчают деятельность учителя, учителя-логопеда или воспитателя.