Наталья Кирилина
Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Изучение и коррекция специфических нарушений письменной речи у детей в настоящее время – одна из основных проблем учителей-логопедов и учителей начальных классов. С каждым годом в начальном звене увеличивается число детей дисграфиков и дислексиков, имеющих в связи со спецификой речевого расстройства серьезные трудности в усвоении школьной программы.
Публикация «Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Оптическая дисграфия связана с трудностью зрительного различения буквенных знаков. В ее основе лежит несформированность зрительно-пространственных представлений в дошкольном возрасте, которые необходимо развить у ребенка для преодоления данного вида дисграфии.
Ошибки, характерные для оптической дисграфии :
- ребенок недописывает элементы букв;
- добавляет лишние элементы;
- неправильно располагает элементы букв в пространстве по отношению друг к другу;
- пишет зеркальное изображение букв.
Вопросу профилактики дисграфии необходимо уделять особое внимание, поскольку именно путь ее предупреждения должен стать самым основным в решении данной проблемы. Как отмечает Т. Г. Визель, уже в дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предвидеть, кому из детей в дальнейшем «угрожает» появление дисграфии.
К методам профилактики оптической дисграфии относят :
• формирование зрительного гнозиса:
- узнай предмет по контуру, недорисованные предметы, перечеркнутые изображения; выделить изображения, наложенные друг на друга; соотнести предметные картинки с геометрическими фигурами;
- дорисовать незаконченные контуры и симметричные изображения; составить разрезные картинки.
Для этого вида работ можно использовать пособие М. М. Евдокимовой «Волшебный карандаш».
• формирование буквенного гнозиса:
- найди заданную букву среди других: игры «Найди букву», «Буква сломалась», «Выложи букву»;
- определить букву в неправильном положении; обвести контур буквы, заштриховать ее, «заполнить» букву точками, волнистыми и круговыми линиями, полуовалами, петлями; дописать букву; найти в тексте и подчеркнуть заданную букву;
- составить печатные буквы из разных элементов: счетных палочек, шнурка, пластмассовых пробок, каштанов, морских камешков, гороха, пластилина; использование сухих бассейнов, где внутри спрятаны пластмассовые буквы. Упражнения «Выложи букву», «Вылепи букву и придумай с ней слово», «Вырежи из частей и наклей».
Материал для данной работы можно найти в рабочих тетрадях серии «Школа для дошколят» : «Учимся писать», «Штриховка», тренажер-пропись «Готовим руку к письму», «Прописи буквы».
• уточнение пространственного расположения букв:
- написать заданные буквы справа/ слева от вертикальной линии, найти букву в ряду похожих;
- реконструировать (преобразовывать) букву, дописать (достроить) недостающие элементы буквы;
- соотнести зрительный образ буквы с каким-либо сходным предметом, упражнять в тактильном ощупывание, узнавание рельефных букв, сделанных, из наждачной бумаги, картона, семян. Упражнения «Объемные буквы», «Узнай на ощупь», «На что похоже?».
Образцы разных видов рисунков, штриховок и заданий по конструированию можно взять из рабочей тетради Л. М. Граба «Развиваем графические навыки», а также из альбома упражнений О. С. Гомзяка «Я буду писать правильно» для детей с общим недоразвитием речи.
В каждом упражнении или задании для профилактики дисграфии должны быть предусмотрены следующие виды работы: заучивание стихотворений, отгадывание загадок. Рисование отгадок штрихом, в виде точечных, мозаичных рисунков, использование метода пластилинографии (рисование пластилином). Параллельно необходимо проводить работу по развитию мелкой моторики рук и графомоторных навыков у детей. Систематические занятия принесут положительный эффект и будут способствовать успешному обучению ребенка в школе.
Список литературы:
1. Крупенчук О. И. Учим буквы. - СПб. : Издательский дом «Литера», 2004.- 64с. : ил. - (Готовимся к школе).
2. Мазанова Е. В. Логопедия. Оптическая дисграфия. - М., 2007.- 124 с.
3. Якунина В. А. Логопедические упражнения для профилактики дисграфии // Логопед 2014. -№1. - С. 86-93.