Татьяна Михайловна Белевич
Профилактика оптической дисграфии
▼ Скачать + Заказать документы
Этот вид дисграфии обусловлен несформированностью зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.
При оптической дисграфии наблюдаются следующие виды нарушения письма:
а) искаженное воспроизведение букв на письме (неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы); неправильное слияние; нарушение почерка;
б) замены и смешение графически сходных букв.
Публикация «Профилактика оптической дисграфии» размещена в разделах
Так, при оптической дисграфии чаще всего смешиваются либо буквы, отличающиеся одним элементом (П-Т, Л-М, И-Ш, либо состоящие из одинаковых или сходных элементов, но различно расположенных в пространстве;
в) зеркальное письмо.
Существует литеральная дисграфия и вербальная.
Литеральная дисграфия - трудности в воспроизведении изолированных букв.
Вербальная - изолированно буквы воспроизводятся нормально, а в письме существуют замены, смешения, искажения, контекстуальные влияния соседних букв на воспроизведение зрительного образа буквы.
Как видим, этот вид дисграфии не зависит от уровня устной речи, в её основе лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений, т. е. представления о величине, форме, размере предметов, их расположения в пространстве) и зрительного анализа и синтеза. В анамнезе у почти всех детей с оптичекой дисграфией приобретенная родовая травма, смещение позвонков, нарушение конфигурации сосудов, а следовательно, в мозг не поступает достаточное количество кислорода. Страдает затылочная область мозга, поэтому затруднено формирование зрительно-пространственного анализа и синтеза.
Самым простым способом выявления предпосылок оптической дисграфи является выяснение сформированности у ребенка зрительно-пространственных представлений, проверка понимания им значений предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу:
а) это действия с двумя предметами (положи карандаш на коробку и т. д., простые предлоги, за тем более сложные (из-за, из-под, около);
б) ориентировка в левой и правой стороне пространства:
- показ на себе
- в пространстве (что слева от тебя, что справа)
- расположение предметов относительно друг друга;
в) умение сравнивать (чем отличаются рисунки)
г) выполнение по образцу (сделай так же, сложи по образцу)
Трудность выполнения ребенком старшего дошкольного возраста будут свидетельствовать о том, что у ребенка не сформировались зрительно-пространственные представления, зрительный анализ и синтез, а значит есть предпосылки оптической дисграфии.