Наталия Терехова
Управление профессиональным ростом педагога как одно из условий обеспечения качества образования в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый человек обладает потенциалом двигаться в
естественном положительном направлении.
Каждому педагогу присуще чувство собственной
ценности, достоинства и способность направлять
свою жизнь и двигаться в направлении самоактуализации,
личностного и профессионального роста.
В. Э. Пахальян.
Публикация «Управление профессиональным ростом педагога как одно из условий обеспечения качества образования в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
В период глубоких социально – экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и система дошкольного образования и воспитания. Развитие системы дошкольного образования характеризуется повышением его качества в соответствии с планируемыми целями, обозначенными в национальной доктрине российского образования. Её преобразование и развитие в значительной степени определяется тем, насколько эффективно осуществляется управление всеми её звеньями и, в первую очередь, внедрение в практику ДОУ новейших научно – педагогических достижений в области управления. Направленность всей системы внутриорганизационного управления на конечный результат предполагает особую мотивационно – целевую ориентацию руководителей ДОУ, новый подход к информационному обеспечению, педагогическому анализу, планированию, организации, контролю и регулированию всей деятельности. Используемые управляющие механизмы обеспечивают перевод дошкольного учреждения из функционирующего режима - в развивающий. У педагогов должна быть сформирована профессиональная готовность к осуществлению высокоэффективного педагогического процесса, а в ДОУ - созданы оптимальные условия для проявления высокой культуры педагогической деятельности. Педагог инновационного ДОУ должен обладать компетентностью, креативностью, готовностью к использованию и созданию инноваций, умением вести опытно – экспериментальную работу.
Под культурой педагогической деятельности понимается профессиональная деятельность педагога, направленная на достижение максимально возможных результатов в обучении, воспитании и развитии детей. Требование времени таково, что повышение квалификации педагогов является условием профессионального и личностного роста, залогом их успешной профессиональной деятельности.
В современных условиях требуется педагог с новым педагогическим мышлением, основами рефлексивной культуры, ориентированный на реализацию личностной парадигмы в педагогической деятельности, усиливается необходимость реорганизации методической службы. Необходима такая модель управления, которая будет способствовать адаптации и развитию творческого потенциала педагога.
Система непрерывного профессионального образования призвана предоставить каждому человеку институциональную возможность формировать индивидуальную образовательную траекторию и получать ту профессиональную подготовку, которая требуется ему для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста.
Реформирование образования на современном этапе развития общества напрямую связано с изменением образа педагога. Чтобы выполнить заказ государства на качественное образование, необходим педагог, который может не только создать условия для раскрытия способностей ребенка, но и помочь выстроить ему свой образовательный маршрут.
Современному педагогу необходимо умение управлять самим собой. Только в этом случае из него формируется умение управлять образовательным процессом для достижения поставленной образовательной цели. Умение управлять собой проявляется при условии, что педагог стремиться к непрерывному профессиональному развитию, занимается самоанализом, правильно расставляет приоритеты, если он последователен в поступках, владеет искусством общения, управляет своими эмоциями, учится на ошибках, пользуется опытом своих коллег, посещая учебные занятия, трансформирует их достижения в своей деятельности, не боится неудач. Требовательность к себе, вера в свои способности, качества современного педагога, которые позволяют ему жить настоящим и думать о будущем.
Профессиональное обучение педагога постоянно меняется: обновляется содержание, во многих видах деятельности используются интерактивные технологии. Тем не менее, актуальным становится вопрос: в каком направлении повышать свою квалификацию – в том, что важно работодателю, или в том, что важно для самого педагога? Нововведения в современных социально-экономических условиях затрагивают интересы всех субъектов образовательного процесса – государства, общества, личности. Педагоги в своем творчестве не должны быть самодостаточными, или даже замкнутыми. Для управления важно, чтобы саморазвитие педагогических кадров было зависимо и оказывало влияние на вектор общего развития образовательной организации.
Профессиональное развитие педагогических кадров – фактор положительной обратной связи в управлении качеством образования на уровне муниципального образования и образовательных организаций. Управление процессом профессионального развития педагогических кадров должно рассматриваться как отдельная задача в рамках функции управления кадровым развитием образовательной организации.
Анализ факторов и условий эффективности управления, влияющих на профессиональное становление и саморазвитие педагогов в практике, показал, что назрела необходимость в создании модели управления, адаптированной на возможности и потребности воспитанников и педагогов. Следовательно, педагогической и одновременно управленческой задачей, адаптированной на интересы конкретной личности, является поиск оптимального решения, соглашения, которое охватывает все стороны жизнедеятельности образовательной организации: дидактическую, управленческую, методическую, связанные с принятием решений.
Эффективность профессионального развития педагогов зависит от создания среды, состоящей из нескольких подуровней:
1) внутренней готовности личности к саморазвитию;
2) способности к самоопределению в деятельности;
3) общение через непрерывное самообразование;
4) развитие рефлексивных способностей, побуждающих к инновационной деятельности, целенаправленной системы управленческих влияний.
Интегрированная совокупность всех подуровней будет являться комплексом предпосылок, факторов и условий профессионального становления педагогов. Осознание ценностей самообразования, овладение в достаточной мере психолого-педагогическими знаниями и способами их применения, способствует профессиональному становлению педагогов.
Исследуя роли управления в профессиональном развитии педагогов, выявили, что одним из факторов саморазвития личности педагога может служить практика внутриорганизационного управления, которая усилит накопление опыта самоопределения в деятельности, общении, самопознании. В своем подходе к проектированию модели внутриорганизационного управления необходимо, прежде всего, обратить внимание на определение функционального состава:
1) создание управляемой и управляющей подсистем на основе построения модели, ориентированной на потребности участников процесса;
2) обеспечение оптимального функционирования внутриорганизационного управления в результате координации деятельности, включения педагогов в процесс соуправления и самоуправления через созданные составляющие внутриорганизационного управления;
3) развитие составляющих внутриоранизационного управления на основе рефлексии результатов педагогического мониторинга.
При разработке модели внутриорганизационного управления необходимо ставить задачи вовлечения всех педагогов в развитие образовательной организации, выявлять успехи и неудачи в обучении и воспитании; заниматься поиском возможных путей устранения неудач и закрепления позитивного опыта.
В связи с тем, что ФГОС содержит требования к кадровым условиям, целью любой образовательной организации является: создание условий для развития кадрового потенциала педагогов и повышения качества образования в ДОУ, связанным с выполнением возложенных на него функций и достижением целей перспективного развития учреждения.
Процесс формирования и развития коллектива образовательного учреждения поэтапно от собеседования при приеме на работу до формирования коллектива единомышленников, работающих в едином русле, и при этом имеющих стремление к личному профессиональному самосовершенствованию идет постепенно.
Чрезвычайно важным на сегодняшний день является способность педагога прогнозировать результаты своего педагогического труда, умение реализовать на практике обновленные требования к содержанию и качеству образования, а также способность воплощать свои педагогические ожидания. Сегодня требования образовательных стандартов представляют возможность каждому педагогу для профессиональной самореализации, реализации современных траекторий в образовательном процессе на основе многообразия концепций.
Одной из задач эффективности кадровой политики является степень обученности педагогов.
Реализация ФГОС дошкольного образования, в первую очередь, требует от всех участников образовательных отношений правильного, адекватного понимания и позитивного отношения к подходам и идеологии его реализации.
Для управления профессионально-личностным ростом педагога необходимо:
1. Информационно-аналитическое сопровождение через повышение профессиональной компетентности в вопросах организации планирования и деятельности в соответствии с ФГОС
2. Формирование новых ценностно-смысловых установок и эффективной мотивации
3. Направление педагогов на повышение квалификации для получения более высоких квалификационных категорий.
4. Организация профессионального общения педагогов через Интернет, участие в работе видеоконференций, сетевых сообществах
5. Разработка индивидуальных программ самообразования.
В образовательной организации должны быть созданы условия, которые побуждают каждого педагога к самообразованию, приучают к самоанализу и самооценке.
Весь путь становления педагог пройдет только при наличии постоянного стремления к профессиональному росту. Мероприятия для профессионального становления необходимо внедрять в образовательный процесс, начиная с момента прихода в образовательную организацию и продолжая в течение всего рабочего периода.
Таким образом, для того чтобы приблизить свой реальный образ к идеалу, нужно уметь управлять собственным развитием. Прежде всего, это означает умение взять на себя ответственность за собственную жизнь и профессиональную деятельность, выстроить такую профессиональную образовательную стратегию, которая бы учитывала индивидуальные особенности, возможности, запросы, удовлетворяла потребность в образовании, повышении квалификации в выбранной сфере, интеллектуальном, физическом, духовном развитии.
Задача руководства образовательной организации – постоянно мотивировать педагога и создавать благоприятные условия для его творческого, личностно-профессионального роста.