Наталья Адаева
Основы профессионально-педагогической позиции педагога в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
При рассмотрении качеств педагога как субъекта деятельности педагогического процесса как бы разграничивают профессионально – педагогические качества, которые могут быть очень близки к способностям, и собственно личностные. К важным профессиональным качествам педагога в условиях реализации стандарта дошкольного образования относятся: педагогическая эрудиция, педагогическое целеполагание, педагогическое (практическое и диагностическое) мышление, педагогическая интуиция, педагогическая импровизация, педагогическая наблюдательность, педагогический оптимизм, педагогическая находчивость, педагогическое предвидение и педагогическая рефлексия. То, что эти качества близки к понятию «способность», подтверждается А. К. Марковой, которая многие из них именно так и определяет. Например, «педагогическая наблюдательность. способность по выразительным движениям читать человека словно книгу» (перцептивные способности); «педагогическое целеполагание. это способность педагога вырабатывать сплав из целей общества и своих собственных и затем предлагать их для принятия и обсуждения воспитанникам». Существенно, что многие из этих качеств (способностей) соотнесены непосредственно с самой педагогической деятельностью.
Публикация «Основы профессионально-педагогической позиции педагога в условиях реализации ФГОС » размещена в разделах
Рассматривая профессионально – значимые качества педагога (педагогическую направленность, педагогическое целеполагание, педагогическое мышление, педагогическую рефлексию, педагогический такт, многие современнные педагоги соотносят их с двумя уровнями педагогических способностей : проективными и рефлексивно – перцептивными. Выделены более пятидесяти личностных свойств педагога, по Л. М. Митиной: вежливость, вдумчивость, взыскательность, впечатлительность, воспитанность, внимательность, выдержка и самообладание, гибкость поведения, гражданственность, гуманность, деловитость, дисциплинированность, доброта, добросовестность, доброжелательность, идейная убежденность, инициативность, искренность, коллективизм, политическая сознательность, наблюдательность, настойчивость, критичность, логичность, любовь к детям, ответственность, отзывчивость, организованность, общительность, порядочность, патриотизм, правдивость, педагогическая эрудиция, предусмотрительность, принципиальность, самостоятельность, самокритичность, скромность, справедливость, сообразительность, смелость, стремление к самосовершенствованию, тактичность, чувство нового, чувство собственного достоинства, чуткость, эмоциональность. Этот общий перечень свойств составляет психологический портрет идеального педагога. Стержнем его, его сердцевиной являются собственно личностные качества — направленность, уровень притязаний, самооценка, образ «Я».
Одним из основных профессионально значимых качеств личности педагога является «личностная направленность», которая является одним из важнейших субъективных факторов достижения вершины в профессионально – педагогической деятельности. Личностная направленность характеризуется интересами, склонностями, убеждениями; идеалами, в которых выражается мировоззрение человека. Расширяя понятие личностной направленности применительно к педагогической деятельности, необходимо включить в него еще и интерес к самим воспитанникам, к творчеству, к педагогической профессии, склонность заниматься ею, осознание своих способностей.
Педагогом может быть не всякий человек. Дело даже не в том, что педагог должен иметь соответствующее профессиональное образование, a в том, что он должен иметь хотя бы минимальные особые педагогические способности.
От педагога, от его личностных качеств, профессионального мастерства, от его способностей в конечном итоге многое зависит в судьбе детей.
Для успеха в деле воспитания и обучения педагог должен обладать определёнными профессионально значимыми качествами. Обычно указывают: научное мировоззрение, твердые убеждения и идеалы, высокий нравственный и общекультурный уровень; положительное отношение к педагогический деятельности, любовь к детям; профессиональные знания в области психологии, педагогики и методики своего предмета, соответствующие умения и навыки; педагогические способности.
Профессиональные способности соотносимы с профессиональными знаниями и умениями. Реальное выполнение труда невозможно без запаса профессиональных знаний (сведений о разных сторонах профессиональной деятельности, о способах их осуществления) и психологических знаний (знаний о структуре труда, о способностях, о мышлении). Из знаний специалист черпает эталоны для своего профессионального развития. Выполнение труда опирается также на профессиональные умения и навыки, то есть профессиональные действия, доведенные до определенного уровня автоматизма, они образуют «техники» в труде специалиста, что не мало важно в реализации ФГОС ДО в современных условиях.
Литература:
1. Виноградова, Н. И. Акмеология профессиональной деятельности педагогов дошкольного и начального общего образования / Н. И. Виноградова, А. И. Улзытуева, Н. М. Шибанова. – М. : ФЛИНТА: Наука, 2012. – 256 с.
2. Якушева, С. Д. Основы педагогического мастерства / С. Д. Якушева. – М. : Академия, 2013. – 420 с.