Папки-передвижки

Личностно-ориентированные технологии в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога

Юлия Егорова
Личностно-ориентированные технологии в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы

Личностно-ориентированные технологии в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога

Приёмы технологии подобраны на основе материалов других авторов

с учётом возможностей дошкольников в рамках КРО,

представлены самостоятельные разработки (мастер-класс)

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.

Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

Сфера применения: личностно-ориентированные технологии применяю в рамках основной коррекционно-развивающей работы на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать специфику технологического подхода, которая заключается в том, чтобы воспитательно-образовательный процесс мог гарантировать достижение поставленных целей. В соответствии с этим в личностно-ориентированном подходе к обучению выделяются:

• постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с ориентацией на достижение результата;

• подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными целями и задачами;

• оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на достижение целей;

• заключительная оценка результата – уровень развития дошкольника.

Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.

Использование методов и приёмов в КРО

Психолого-педагогические приемы и методы работы по данной технологии: ролевые методы (ролевая гимнастика и психодрама, психогимнастические игры (этюды, ритмические игры, коммуникативные игры, игротерапия (элементы песочной терапии, арттерапии, психотерапевтические сказки и игры, релаксационные методы.

Ролевые методы

Ролевые методы, включающие в себя ролевую гимнастику и психодраму, обеспечивают состояние психологического здоровья, адекватное ролевое развитие. Ролевые методы проведения занятий предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу, проигрывание ролей, противоположных обычным и т. д.

Ролевая гимнастика в свою очередь, в соответствии с возрастом детей может быть представлена в виде ролевых действий на начальном этапе и ролевых образов в старшем дошкольном возрасте. Для младших дошкольников важно научиться включать в ролевые действия голоса (помяукать как испуганный котенок, а также пальчиковые игры.

Для старших дошкольников я чаще использую ролевые образы животных, сказочных персонажей, социальных и семейных ролей, неодушевленных предметов. Как правило, роль передается при помощи мимики и жестов, иногда озвучивается.

В основе психодраммы может быть разыгрывание расправы или победы над пугающим объектом. При этом используется смена ролей, с роли нападающего на роль жертвы, либо создается ситуация подвига и подключается эмоциональное сопереживание объектам нападения. Интересны и эффективны пальчиковые драматизации, разыгрываемые детьми только при помощи пальцев.

Данные приёмы я использую на индивидуальных занятиях с детьми с повышенной тревожностью и страхами, заниженной самооценкой, трудностями в общении, нарушениями поло-ролевой идентификации.

Психогимнастические игры

Психогимнастические игры, направленные на принятие своего имени, принятие своих качеств характера, принятие своего прошлого, настоящего и будущего, принятие своих прав и обязанностей.

Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений, игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон личности ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Смысл психогимнастики в том, чтобы научить детей выражать свои переживания, проблемы и негативные эмоции через движения, мимику и жесты.

Группы упражнений в психогимнастике направлены на развитие:

общения (вербальное и невербальное через мимику и пантомимику);

движения;

эмоций;

поведения.

Помимо использования психогимнастики в рамках коррекционно-развивающих занятий я осуществляю целенаправленную просветительскую деятельность для педагогов с целью закрепления у них имеющихся знаний и умения применять эти знания на практике.

МАСТЕР-КЛАСС для воспитателей ДОУ

Использование элементов психогимнастики в работе

с детьми дошкольного возраста

1. Психогимнастические этюды (выражаются через мимику)

Золушка (печаль)

Золушка возвращается с бала очень печальной: она больше не увидит принца, к тому же она потеряла свою туфельку…

Один дома (страх)

Мама-енотиха ушла добывать еду, крошка-енот остался один в норе. Страшно, слышны разные шорохи. Крошка-енот подумал: а вдруг на него кто-нибудь нападет, и мама не успеет прийти на помощь?

Новая кукла (радость)

Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.

Баба-Яга (гнев)

Баба-Яга поймала Аленушку и велела затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась – а Аленушки нет. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась; бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

Фокус (удивление)

Мальчик очень удивился: он увидел как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было… Из чемодана выпрыгнула собака.

2. Этюд «Котята»

Для второго этюда необходимо рассчитаться на 1, 2, 3.

Распределяйте роли в тройках. У нас будут 2 котенка и хозяйка. Я читаю вам английскую народную песенку в переводе С. Я. Маршака, а вы действуете в соответствии со своей ролью.

Два маленьких котенка поссорились в углу.

Сердитая хозяйка взяла свою метлу

И вымела из кухни дерущихся котят,

Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.

А дело было ночью, зимою, в январе,

Два маленьких котенка озябли во дворе.

Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,

Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.

Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.

«Ну что, - она спросила – не ссоритесь теперь?»

Прошли они тихонько в свой угол на ночлег,

Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег,

И оба перед печкой заснули сладким сном.

А вьюга до рассвета шумела за окном.

3. Игра «Театр»

Психолог: «Представьте себе, что мы попали в театр. В театре сцена, актеры и зрители. Сейчас каждый из вас побудет актером и зрителем. Внимание актерам: у меня платок, попробуйте с помощью платка, а также различных движений и мимики (выражения лица) изобразить:

бабочку;

принцессу;

волшебника;

бабушку;

фокусника;

человека, у которого болит зуб;

морскую волну;

лису.

4. Игровое упражнение «Читаем стихи с разным настроением»

Психолог предлагает взять по одной карточке, на обратной стороне которой изображен мимический эталон (радости, грусти, гнева, удивления, страха и т. д.) и стихотворение. Каждый читает стихи в соответствии с настроением, изображенным на его картинке. Остальные отгадывают, какое чувство игрок пытался показать через интонацию, т. е. что у него изображено на карточке.

5. Релаксация «Волшебный сон»

Психолог включает тихую, спокойную музыку и произносит:

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко… ровно… глубоко…

Наши руки отдыхают.

Ноги тоже отдыхают.

Отдыхают…. Засыпают… (2 раза)

Шея не напряжена и расслаблена.

Губы чуть приоткрываются…

Всё чудесно расслабляется…

Дышится легко… ровно… глубоко…

Напряженье улетело…

И расслаблено все тело…

Греет солнышко сейчас,

Руки теплые у нас…

Жарче солнышко сейчас,

Ноги теплые у нас…

Дышится легко… ровно… глубоко…

Губы теплые и вялые,

Но нисколько не усталые…

Губы чуть приоткрываются…

Всё чудесно расслабляется…

Нам понятно, что такое

Состояние покоя…

Долгая пауза до конца музыки. По окончании музыки психолог продолжает:

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали…

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепко кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать!

Информационный источник:

Чистякова М. И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова. – 2-е изд. - М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

Коммуникативные игры

Данные игры можно разделить на три группы, а именно: игры вербальные, невербальные и «мысленные картинки».

Вербальные игры представляют собой либо придумывание детьми окончания той или иной необычной ситуации, либо коллективное сочинение сказок или подбор различных ассоциаций к какому-либо слову.

Невербальные игры предполагают изображение детьми живого существа или неживого предмета.

«Мысленные картинки» – это придумывание картинки на свободную или определенную тему в соответствии со звуковым (музыка) и/или кинестетическим (предмет) раздражителями. Затем автор картинки «оживляет» свое произведение, распределяя определенные роли героев и предметов среди детей.

Информационные источники:

1. Карелина И. О. Эмоциональное развитие детей / И. О. Карелина. – Ярославль: Академия развития, 2006.

2. Клюева Н. В. Учим детей общению. Характер и коммуникабельность: Популярное пособие для родителей и педагогов / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. – Ярославль: Академия развития, 1997.

3. Лютова Е. К. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми

Весь комплекс игр по приёмам личностно-ориентированной технологии разработан и представлен мной в виде КАРТОТЕКИ социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми (игротерапия, сказкотерапия, проигрывание ситуаций, этюды, групповая дискуссия)

Игротерапия (элементы песочной терапии, арттерапии,

психотерапевтические сказки и игры)

Технология воздействия через сказки. Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней возможно всё, чего не бывает в жизни. На занятиях с использованием элементов сказкотерапии ребята учатся составлять словесные образы: вспоминают старые и придумывают новые, увеличивают свой образный репертуар, благодаря чему внутренний мир детей становится интереснее, богаче. Поскольку чувства бывают не только положительные, но и отрицательные, то и образы у детей рождаются не только радостные, но и пугающие. Одна из важных целей этих упражнений – преобразовать отрицательные образы в положительные. Здоровая нервная система возвращает ребенку здоровье.

Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей.

Арттерапия. Я использую только элементы данного направления. Применяю в КРО как индивидуально с ребёнком, так и на подгрупповых занятиях.

Песочная терапия. Применяю в индивидуальной работе с детьми с ОВЗ, детьми, имеющими трудности во взаимодействии с окружающими, личностные особенности (тревожность, страхи, замкнутость, неуверенность, низкая самооценка, нарушениями поведения.

Информационные источники:

1. Черняева С. А. Психотерапевтические сказки и игры. – СПб. : Речь, 2004.

2. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет: диагностика, занятия, рекомендации / авт. -сост. Н. Ф. Иванова. – Волгоград: Учитель, 2009.

3. Сапожникова О. Б., Гарнова Е. В. Песочная терапия в развитии дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2014.

Релаксационные методы

Релаксационные методы, включающие упражнения, основанные на методе активной нервно-мышечной релаксации, дыхательные упражнения и упражнения, основанные на визуально-кинестетической технике. Метод нервно-мышечной релаксации предполагает достижение состояния релаксации через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления мышц. Из дыхательных техник используются глубокое дыхание и ритмичное с задержкой.

Результаты, на которые направлены личностно-ориентированные технологии:

Результативность и эффективность работы с детьми можно выявить путем обследования перед началом и по окончанию курса занятий.

Для выявления результатов используется следующий инструментарий:

- оценка детей воспитателями, родителями (анкетирование, опросы);

- обследование детей психологом (изучение эмоционально-личностной сферы).

Результативность подгрупповой работы с детьми может быть оценена по таким показателям как:

• уровень тревожности детей;

• уровень эмоционального благополучия;

• уровень сформированности социально-коммуникативных навыков;

• уровень самооценки.

Возможные изменения в результате подгрупповой работы с детьми:

- осознание собственных эмоциональных состояний, умение дифференцировать эмоции окружающих, переводить эмоции в словесный план;

- сформированность у детей позитивного отношения к себе, уверенность в своих силах, повышение самооценки;

- снижение уровня тревожности, агрессивности, изживание страхов;

- овладение детьми простейшими навыками снятия психоэмоционального и мышечного напряжения.

Публикации по теме:

Использование элементов акватерапии как здоровьесберегающей технологии в адаптационный период в работе педагога-психологаИспользование элементов акватерапии как здоровьесберегающей технологии в адаптационный период в работе педагога-психолога «Использование элементов акватерапии как здоровьесберегающей технологии в адаптационный период в работе педагога-психолога» «Воде была.

Современные психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗСовременные психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ Выступление из опыта работы подготовила: Гатауллина С. Т., педагог-психолог МБДОУ Детский сад № 12 "Алтынчач" г. Дюртюли, Республика Башкортостан.

Аква-терапия как технология коррекционно — развивающей работы педагога-психологаАква-терапия как технология коррекционно — развивающей работы педагога-психолога "Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Личностно-ориентированные технологии в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога
Опубликовано: 27 января 2025 в 09:29
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Личностно-ориентированные технологии в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Егорова (УИ 3255864) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
29 января 2025 среда
Слава русским первооткрывателям!
Торжественное открытие акции ко Дню Победы!
Материалы для подготовки празднования 9 мая

День открытия 2025 года - Года защитника Отечества!
*
Развиваемся, играя!
Изучаем транспорт и машины!
Знакомимся с писателем и его героями!
31 января 2025 пятница
Тема дня: русская гжель.
Создаем коллективные коллажи и стенгазеты!

Челлендж Бумажная комната
Присоединяйтесь к челленджу!
*
Делаем украшения: бусы, кулоны, браслеты!
Разлинованы лошадки, словно школьные тетрадки.



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД