Юлия Егорова
Личностно-ориентированные технологии в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы
Личностно-ориентированные технологии в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога
Приёмы технологии подобраны на основе материалов других авторов
с учётом возможностей дошкольников в рамках КРО,
представлены самостоятельные разработки (мастер-класс)
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.
Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.
Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.
Сфера применения: личностно-ориентированные технологии применяю в рамках основной коррекционно-развивающей работы на индивидуальных и подгрупповых занятиях.
Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать специфику технологического подхода, которая заключается в том, чтобы воспитательно-образовательный процесс мог гарантировать достижение поставленных целей. В соответствии с этим в личностно-ориентированном подходе к обучению выделяются:
• постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с ориентацией на достижение результата;
• подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными целями и задачами;
• оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на достижение целей;
• заключительная оценка результата – уровень развития дошкольника.
Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.
Использование методов и приёмов в КРО
Психолого-педагогические приемы и методы работы по данной технологии: ролевые методы (ролевая гимнастика и психодрама, психогимнастические игры (этюды, ритмические игры, коммуникативные игры, игротерапия (элементы песочной терапии, арттерапии, психотерапевтические сказки и игры, релаксационные методы.
Ролевые методы
Ролевые методы, включающие в себя ролевую гимнастику и психодраму, обеспечивают состояние психологического здоровья, адекватное ролевое развитие. Ролевые методы проведения занятий предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу, проигрывание ролей, противоположных обычным и т. д.
Ролевая гимнастика в свою очередь, в соответствии с возрастом детей может быть представлена в виде ролевых действий на начальном этапе и ролевых образов в старшем дошкольном возрасте. Для младших дошкольников важно научиться включать в ролевые действия голоса (помяукать как испуганный котенок, а также пальчиковые игры.
Для старших дошкольников я чаще использую ролевые образы животных, сказочных персонажей, социальных и семейных ролей, неодушевленных предметов. Как правило, роль передается при помощи мимики и жестов, иногда озвучивается.
В основе психодраммы может быть разыгрывание расправы или победы над пугающим объектом. При этом используется смена ролей, с роли нападающего на роль жертвы, либо создается ситуация подвига и подключается эмоциональное сопереживание объектам нападения. Интересны и эффективны пальчиковые драматизации, разыгрываемые детьми только при помощи пальцев.
Данные приёмы я использую на индивидуальных занятиях с детьми с повышенной тревожностью и страхами, заниженной самооценкой, трудностями в общении, нарушениями поло-ролевой идентификации.
Психогимнастические игры
Психогимнастические игры, направленные на принятие своего имени, принятие своих качеств характера, принятие своего прошлого, настоящего и будущего, принятие своих прав и обязанностей.
Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений, игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон личности ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Смысл психогимнастики в том, чтобы научить детей выражать свои переживания, проблемы и негативные эмоции через движения, мимику и жесты.
Группы упражнений в психогимнастике направлены на развитие:
общения (вербальное и невербальное через мимику и пантомимику);
движения;
эмоций;
поведения.
Помимо использования психогимнастики в рамках коррекционно-развивающих занятий я осуществляю целенаправленную просветительскую деятельность для педагогов с целью закрепления у них имеющихся знаний и умения применять эти знания на практике.
МАСТЕР-КЛАСС для воспитателей ДОУ
Использование элементов психогимнастики в работе
с детьми дошкольного возраста
1. Психогимнастические этюды (выражаются через мимику)
Золушка (печаль)
Золушка возвращается с бала очень печальной: она больше не увидит принца, к тому же она потеряла свою туфельку…
Один дома (страх)
Мама-енотиха ушла добывать еду, крошка-енот остался один в норе. Страшно, слышны разные шорохи. Крошка-енот подумал: а вдруг на него кто-нибудь нападет, и мама не успеет прийти на помощь?
Новая кукла (радость)
Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.
Баба-Яга (гнев)
Баба-Яга поймала Аленушку и велела затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась – а Аленушки нет. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась; бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.
Фокус (удивление)
Мальчик очень удивился: он увидел как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было… Из чемодана выпрыгнула собака.
2. Этюд «Котята»
Для второго этюда необходимо рассчитаться на 1, 2, 3.
Распределяйте роли в тройках. У нас будут 2 котенка и хозяйка. Я читаю вам английскую народную песенку в переводе С. Я. Маршака, а вы действуете в соответствии со своей ролью.
Два маленьких котенка поссорились в углу.
Сердитая хозяйка взяла свою метлу
И вымела из кухни дерущихся котят,
Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.
А дело было ночью, зимою, в январе,
Два маленьких котенка озябли во дворе.
Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,
Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.
Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.
«Ну что, - она спросила – не ссоритесь теперь?»
Прошли они тихонько в свой угол на ночлег,
Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег,
И оба перед печкой заснули сладким сном.
А вьюга до рассвета шумела за окном.
3. Игра «Театр»
Психолог: «Представьте себе, что мы попали в театр. В театре сцена, актеры и зрители. Сейчас каждый из вас побудет актером и зрителем. Внимание актерам: у меня платок, попробуйте с помощью платка, а также различных движений и мимики (выражения лица) изобразить:
бабочку;
принцессу;
волшебника;
бабушку;
фокусника;
человека, у которого болит зуб;
морскую волну;
лису.
4. Игровое упражнение «Читаем стихи с разным настроением»
Психолог предлагает взять по одной карточке, на обратной стороне которой изображен мимический эталон (радости, грусти, гнева, удивления, страха и т. д.) и стихотворение. Каждый читает стихи в соответствии с настроением, изображенным на его картинке. Остальные отгадывают, какое чувство игрок пытался показать через интонацию, т. е. что у него изображено на карточке.
5. Релаксация «Волшебный сон»
Психолог включает тихую, спокойную музыку и произносит:
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко… ровно… глубоко…
Наши руки отдыхают.
Ноги тоже отдыхают.
Отдыхают…. Засыпают… (2 раза)
Шея не напряжена и расслаблена.
Губы чуть приоткрываются…
Всё чудесно расслабляется…
Дышится легко… ровно… глубоко…
Напряженье улетело…
И расслаблено все тело…
Греет солнышко сейчас,
Руки теплые у нас…
Жарче солнышко сейчас,
Ноги теплые у нас…
Дышится легко… ровно… глубоко…
Губы теплые и вялые,
Но нисколько не усталые…
Губы чуть приоткрываются…
Всё чудесно расслабляется…
Нам понятно, что такое
Состояние покоя…
Долгая пауза до конца музыки. По окончании музыки психолог продолжает:
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали…
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепко кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!
Информационный источник:
Чистякова М. И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова. – 2-е изд. - М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
Коммуникативные игры
Данные игры можно разделить на три группы, а именно: игры вербальные, невербальные и «мысленные картинки».
Вербальные игры представляют собой либо придумывание детьми окончания той или иной необычной ситуации, либо коллективное сочинение сказок или подбор различных ассоциаций к какому-либо слову.
Невербальные игры предполагают изображение детьми живого существа или неживого предмета.
«Мысленные картинки» – это придумывание картинки на свободную или определенную тему в соответствии со звуковым (музыка) и/или кинестетическим (предмет) раздражителями. Затем автор картинки «оживляет» свое произведение, распределяя определенные роли героев и предметов среди детей.
Информационные источники:
1. Карелина И. О. Эмоциональное развитие детей / И. О. Карелина. – Ярославль: Академия развития, 2006.
2. Клюева Н. В. Учим детей общению. Характер и коммуникабельность: Популярное пособие для родителей и педагогов / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. – Ярославль: Академия развития, 1997.
3. Лютова Е. К. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми
Весь комплекс игр по приёмам личностно-ориентированной технологии разработан и представлен мной в виде КАРТОТЕКИ социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми (игротерапия, сказкотерапия, проигрывание ситуаций, этюды, групповая дискуссия)
Игротерапия (элементы песочной терапии, арттерапии,
психотерапевтические сказки и игры)
Технология воздействия через сказки. Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней возможно всё, чего не бывает в жизни. На занятиях с использованием элементов сказкотерапии ребята учатся составлять словесные образы: вспоминают старые и придумывают новые, увеличивают свой образный репертуар, благодаря чему внутренний мир детей становится интереснее, богаче. Поскольку чувства бывают не только положительные, но и отрицательные, то и образы у детей рождаются не только радостные, но и пугающие. Одна из важных целей этих упражнений – преобразовать отрицательные образы в положительные. Здоровая нервная система возвращает ребенку здоровье.
Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей.
Арттерапия. Я использую только элементы данного направления. Применяю в КРО как индивидуально с ребёнком, так и на подгрупповых занятиях.
Песочная терапия. Применяю в индивидуальной работе с детьми с ОВЗ, детьми, имеющими трудности во взаимодействии с окружающими, личностные особенности (тревожность, страхи, замкнутость, неуверенность, низкая самооценка, нарушениями поведения.
Информационные источники:
1. Черняева С. А. Психотерапевтические сказки и игры. – СПб. : Речь, 2004.
2. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет: диагностика, занятия, рекомендации / авт. -сост. Н. Ф. Иванова. – Волгоград: Учитель, 2009.
3. Сапожникова О. Б., Гарнова Е. В. Песочная терапия в развитии дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2014.
Релаксационные методы
Релаксационные методы, включающие упражнения, основанные на методе активной нервно-мышечной релаксации, дыхательные упражнения и упражнения, основанные на визуально-кинестетической технике. Метод нервно-мышечной релаксации предполагает достижение состояния релаксации через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления мышц. Из дыхательных техник используются глубокое дыхание и ритмичное с задержкой.
Результаты, на которые направлены личностно-ориентированные технологии:
Результативность и эффективность работы с детьми можно выявить путем обследования перед началом и по окончанию курса занятий.
Для выявления результатов используется следующий инструментарий:
- оценка детей воспитателями, родителями (анкетирование, опросы);
- обследование детей психологом (изучение эмоционально-личностной сферы).
Результативность подгрупповой работы с детьми может быть оценена по таким показателям как:
• уровень тревожности детей;
• уровень эмоционального благополучия;
• уровень сформированности социально-коммуникативных навыков;
• уровень самооценки.
Возможные изменения в результате подгрупповой работы с детьми:
- осознание собственных эмоциональных состояний, умение дифференцировать эмоции окружающих, переводить эмоции в словесный план;
- сформированность у детей позитивного отношения к себе, уверенность в своих силах, повышение самооценки;
- снижение уровня тревожности, агрессивности, изживание страхов;
- овладение детьми простейшими навыками снятия психоэмоционального и мышечного напряжения.