Пермякова Татьяна Геннадьевна
Эссе «Самообразование как профессиональное хобби»
▼ Скачать + Заказать документы
Прежде всего, надо понять, что такое самообразование. Самообразование - это процесс добровольной и осознанной познавательной деятельности, которая проводится по индивидуальному желанию и мотивируется личными побуждениями. План самообразования уникален для каждого. Человек, занимающийся профессиональным и личностным развитием, полностью контролирует весь процесс – от сроков и содержания до результатов и их эффективности.
Публикация «Эссе „Самообразование как профессиональное хобби“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
Эмоциональная сфера является важнейшей, более того – неотъемлемой составляющей общего эмоционального развития детей дошкольного возраста. Актуальность проблемы эмоционального развития дошкольников в целом, а также развития у них такого качества, как эмоциональная идентификация, обусловлено тем, что на это существует социальный заказ общества системе дошкольного образования.
Недавно вступивший в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) определяет, что дошкольное образование призвано обеспечивать развитие личности детей в различных направлениях, таких как социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие и т. д.
Наряду с перечисленными направлениями в новом ФГОС ДО подчеркивается необходимость развития у детей социального и эмоционального интеллекта, их эмоциональной отзывчивости, а также таких душевных качеств, сопряженных с эмоциями, как сочувствие, сопереживание. Иначе говоря, ФГОС ДО подразумевает комплексное развитие эмоциональной сферы дошкольников.
При этом через весь текст ФГОС ДО проходит мысль о том, что развитие различных сфер личности дошкольников невозможно без развития эмоциональной сферы, без формирования у них эмоционального и морально-нравственного благополучия, позитивного отношения к себе, окружающим людям и миру в целом. И хотя эмоциональное развитие дошкольников в современном ФГОС ДО не выделено в самостоятельное направление педагогической деятельности, тем не менее, как подчеркивается специалистами, все предусмотренные стандартом направления развития детей так или иначе опосредуют собой развитие эмоциональной сферы дошкольника.
Эмоциональная сфера личности ребенка включает в себя эмоции и чувства. Познавая окружающую действительность, ребенок так или иначе относится к предметам, явлениям, событиям, другим людям и к самому себе. Это отношение находит свое выражение в эмоциях и чувствах, им переживаемых, и они являются очень разнообразными.
Сущность чувств и эмоций исследована в работах известных отечественных психологов, таких как В. В. Бойко, В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтера, Б. И. Додонова, Е. П. Ильина и др. Эти и другие авторы неоднократно подчеркивали, что развитие эмоциональной сферы детей осуществляется под воздействием воспитания и обучения, а также в процессе приобретения индивидуального жизненного опыта. По этим причинам становление эмоций у дошкольников неотделимо от вопросов психологии и педагогики.
В последнее время на фоне активного реформирования системы дошкольного воспитания (роста сети альтернативных дошкольных учреждений, появления новых программ и технологий воспитания и обучения дошкольников и т. п., развитию эмоциональной сферы детей не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от их интеллектуального развития. Вместе с тем, как указывали еще Л. С. Выготский и А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить подлинное эмоциональное благополучие ребенка в жизни и успешное выполнение им различных форм деятельности.
Важнейшим вопросом в процессе развития эмоциональной сферы дошкольников сегодня многими исследователями признается вопрос о развитии такого качества, как эмоциональная идентификация. Оно выступает в качестве диагностического показателя уровня развития эмоциональной отзывчивости у детей, служит предпосылкой для формирования эмпатии – важнейшего психологического качества развитой личности.
В самом общем понимании способность к эмоциональной идентификации представляет собой способность личности идентифицировать (воспринимать, распознавать, характеризовать, описывать) эмоции, чувства, переживания, испытываемые другими людьми, а также собственные эмоции и чувства.
На развитие способности ребенка к эмоциональной идентификации влияют различные факторы, прежде всего, собственный уникальный эмоциональный опыт, который формируется во взаимоотношениях с другими людьми. Чем богаче и разнообразнее этот опыт, тем более будет развита способность ребенка к идентификации эмоций.
Для детей важную роль в формировании эмоционального опыта, а соответственно и способности к эмоциональной идентификации играет характер взаимоотношений и переживания эмоций родителями. Как правило, в семьях, где родители более экспрессивны и склонны к яркому выражению широкого спектра эмоций, способности к эмоциональной идентификации у детей оказываются более развитыми.
По мере взросления детей линейка факторов, влияющих на развитие рассматриваемой способности, ширится. В нее включаются и характер взаимоотношений со сверстниками, другими значимыми взрослыми, помимо родителей и т. д.
В настоящее время в педагогической науке осуществляется поиск методов и средств развития способности дошкольников к эмоциональной идентификации, их практическая апробация. Одним из методов, уже доказавших свою результативность в данной сфере, является сегодня сказкотерапия. Этот метод получил свое название в связи с тем, что его основу составляет применение в работе с детьми сказок, т. е. повествований, имеющих сказочную форму.
Перспективность использования сказок в процессе развития способности к идентификации эмоций у детей дошкольного возраста обусловлена тем, что классическая сказка, в отличие от реальной жизни, имеет весьма понятную и четкую систему деления персонажей как носителей определенных моральных качеств, а соответственно и как носителей определенных эмоций – положительных и отрицательных. При работе с дошкольниками важно, что в волшебной сказке комплект основных моральных качеств, черт персонажа, его эмоций обычно весьма устойчив. Сюжетные перемены могут касаться ситуаций, в которых оказываются герои, однако базовый комплекс их личностных черт и переживаемых эмоций в сказках всегда достаточно неизменен.
Устойчивость особенностей характеров и эмоций героев является отличительной чертой персонажей волшебных сказок, и именно эта черта позволяет на ранних этапах развития способности детей к эмоциональной идентификации формировать у них необходимые навыки восприятия, распознавания, узнавания, описания переживаемых персонажами эмоций. Благодаря четкому разделению сказочных персонажей на «плохих» и «хороших», дети учатся отличать и разграничивать между собой «плохие» и «хорошие» личностные черты, эмоции, переживания, поступки, что служит базой для дальнейшего развития способности к эмоциональной идентификации.
Метод сказкотерапии как инструмент развития эмоциональной идентификации детей может применяться с раннего возраста на протяжении всего дошкольного, а позднее и школьного возраста (вплоть до перехода детей в среднее звено). К 5-6 годам благодаря системному использованию метода сказкотерапии у дошкольников можно развить способность к точной идентификации таких эмоций, как радость и печаль, к старшему дошкольному возрасту (7 лет) – эмоции страха и т. д.
При этом по мере взросления детей используемый сказочный материал должен усложняться, чтобы у них усложнялась и развивалась глубина и точность идентификации и понимания эмоций и эмоциональных состояний человека, чтобы повышался уровень развития способности к эмоциональной идентификации (от базового к ситуативно-конкретному, далее к уровню словесного обозначения и описания экспрессии, затем к уровню осмысления эмоций в форме развернутого описания и, наконец, к уровню осмысления эмоций в форме истолкования и проявления эмпатии).
Таким образом, сказкотерапия на сегодняшний день может рассматриваться как очень перспективный, показавший свою эффективность на практике метод развития эмоциональной стороны личности дошкольников в целом и в частности – как метод, который может успешно применяться для развития такого важного качества, как способность к эмоциональной идентификации. Основная задача современных педагогов-практиков должна состоять в том, чтобы формировать необходимый банк сказок, которые могут применяться в работе с детьми разного возраста для поступательного развития у дошкольников данной способности, ее углубления и усложнения.