Мария Тимофеева
Профессиональное выгорание педагогов: диагностика основных и сопутствующих факторов
▼ Скачать + Заказать документы
Синдром профессионального выгорания – это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты. По мере того как усугубляются последствия рабочих стрессов, истощаются моральные и физические силы человека, он становится менее энергичным, ухудшается его здоровье. Истощение ведёт к уменьшению контактов с окружающими, а это, в свою очередь, - к обострённому переживанию одиночества. У “сгоревших” на работе людей снижается трудовая мотивация, развивается безразличие к работе, ухудшаются качество и производительность труда.
Публикация «Профессиональное выгорание педагогов: диагностика основных и сопутствующих факторов» размещена в разделах
Синдром эмоционального выгорания - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Стресс (давление, нажим, напряжение) - состояние общего возбуждения, психологического напряжения при деятельности в трудных, необычных, экстремальных ситуациях, неспецифическая реакция организма на резко меняющиеся условия среды. Понятие “стресс” было введено канадским эндокринологом Гансом Селье. Он разработал теорию стресса, которая имела сначала чисто медицинское значение и описывала реакции организма на любое повреждение (механическое, инфекцию и т. д.) В последнее время на первое место вышла проблема психоэмоционального стресса. Часто путают понятия стресса и дистресса.
Дистресс (горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда) - это перенапряжение адаптационных механизмов, которое оказывает отрицательное влияние на деятельность человека, вплоть до ее полной дезорганизации. Некоторые эмоциональные факторы превращают стресс в дистресс, а физические усилия в большинстве случаев обладают противоположным действием.
Приложение: Тест на стресс и депрессию. 8-факторный личностный опросник. Методика Спилбергера-Радюка.
Факторы риска развития выгорания (по Л. В. Новиковой).
1) социально-психологические факторы развития выгорания
Приложение: Тест индекс жизненной удовлетворенности (ИЖУ, адаптация Н. В. Паниной. Опросник общего психологического состояния человека.
Переживание несправедливости. Особый интерес представляют исследования выгорания в свете теории справедливости. В соответствии с ней люди оценивают свои возможности относительно окружающих в зависимости от факторов вознаграждения, цены и своего вклада. Люди ожидают справедливых взаимоотношений, при которых то, что они вкладывают и получают от них, пропорционально вкладываемому и получаемому другими индивидуумами. Доказано, что чувство несправедливости выступает важной детерминантой выгорания, чем больше выражены переживания несправедливости, тем сильнее профессиональное выгорание.
Социальная незащищённость. В напряжённых социальных ситуациях у большинства людей возрастает потребность в социальной поддержке, отсутствие которой приводит к негативным переживаниям и возможной мотивационно-эмоциональной деформации личности.
Приложение: Шкала тревоги. Тест на тревожность Спилбергера Ханина. (Методика оценки тревожности Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина)
Уровень поддержки. Разные виды поддержки оказывают неоднозначное влияние на выгорание. Лейтер изучал воздействие личной (неформальной) и профессиональной поддержки на синдром выгорания (1993). Оказалось, что профессиональная играла двойственную роль, уменьшая или усиливая выгорание. С одной стороны, она была связана с более сильным ощущением профессиональной успешности, а с другой – с эмоциональным истощением. Обнаружено также, что чем больше личная поддержка, тем меньше риск эмоционального истощения. В другом исследовании изучались три вида организационной поддержки: использование навыков, поддержка коллег, поддержка руководителя. Первый вид положительно связан с профессиональными достижениями, но отрицательно – с эмоциональным истощением. Поддержка коллег положительно связана с персональными достижениями. Поддержка же стороны руководителя не была значимо связана ни с одним из компонентов выгорания. Итак, данные свидетельствуют о сложном взаимодействии социальной поддержки и синдрома выгорания. Позитивный эффект обусловлен как характером поддержки, так и готовностью её принять.
Неудовлетворённость работой. Более сильное выгорание связано с непривлекательностью работы в организации: чем выше привлекательность, тем меньше его риск. Хроническое выгорание может приводить к психологической отстранённости не только от работы, но и от организации в целом. “Выгоревший” работник эмоционально дистанцируется от своей трудовой деятельности и переносит свойственные ему переживания опустошённости на всех, кто работает в организации, избегает всяческих контактов с коллегами. Сначала это удаление может иметь форму физической изоляции, а если выгорание продолжается, он постоянно будет избегать стрессовых ситуаций, отказываясь от дальнейшего роста карьеры. Эмоционально выгорающие профессионалы часто не способны преодолевать эмоциональные стрессы, связанные с работой, и когда синдром развивается в достаточной степени, у них обнаруживаются и другие негативные проявления. Привлекательность организационной культуры и работы в организации оказывает сдерживающее влияние на развитие процессов выгорания.
Приложение: Анкета изучения социально-психологического климата в дошкольном учреждении (https://www.vseodetishkax.ru)
Оплата труда. Чем выше уровень зарплаты, тем ниже уровень выгорания.
Возраст, стаж работы и уровень удовлетворённости карьерой. Имеются сложные взаимоотношения между степенью выгорания, возрастом, стажем и степенью удовлетворённости профессиональным ростом. Профессиональный рост обеспечивает человеку повышение его социального статуса, уменьшает степень выгорания. В этих случаях чем больше стаж, тем меньше выгорание. В случае неудовлетворённости карьерным ростом профессиональный стаж способствует выгоранию работников. Влияние возраста на эффект выгорания неоднозначно. В некоторых исследованиях обнаружена предрасположенность к выгоранию лиц не только старшего, но и молодого возраста. Очевидно, фактором риска выгорания выступает не продолжительность работы (как стаж, а неудовлетворённость ею, отсутствие перспективы личностного и профессионального роста, а также личностные свойства, оказывающие влияние на напряжённость общения на работе.
Карьерные устремления. Исследователи пришли к общему выводу о том, что отсутствие возможности реализовать большинство карьерных устремлений приводит к повышению уровня эмоционального выгорания, внутреннего напряжения.
Пол. Обнаружено, что мужчинам более присуща высокая степень деперсонализации и высокая оценка своей профессиональной успешности, а женщины более подвержены эмоциональному истощению. Учителя – женщины к наиболее сильным стресс-факторам относят “трудных учеников”, а мужчины – присущий школам бюрократизм и большое количество “бумажной” работы.
2) личностные факторы развития выгорания
Локус контроля. Это качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам – начальству, обществу, государству, экономической ситуации и пр. (экстернальный, внешний локус контроля) либо собственным способностям и усилиям (интернальный, внутренний локус контроля). Склонность к внешнему локусу контроля проявляется наряду с такими чертами как неуверенность в своих способностях, неуравновешенность, тревожность, подозрительность, конформность и агрессивность. Люди с внутренним локусом контроля более уверены в себе, склонны к самоанализу, уравновешенны, общительны, доброжелательны и независимы, что препятствует развитию выгорания.
Приложение: Тест (шкала) самоэффективности
Предпочитаемые человеком стратегии преодоления кризисных ситуаций. Чем больше выгорание, тем чаще используются пассивные, асоциальные и агрессивные модели преодолевающего поведения. Такие стратегии связаны с вероятностью развития у индивида психосоматических заболеваний. Стратегия подавления эмоций часто повышает риск состояний предболезни или болезни. Любопытные данные получены американскими исследователями, попытавшимися установить взаимосвязи между выгоранием и чувством юмора. Оказалось, что последнее может выступать одним из механизмов копинга – преодоления стрессовых ситуаций. Преподаватели с хорошим чувством юмора реже страдают от выгорания, а также более высоко оценивают свою профессиональную успешность. Пайдмонт (1993) получил данные о том, что самоуважение играет важную роль в переживании дистрессов, связанных с работой. Тревожные, депрессивные и не способные справиться со стрессами люди чаще испытывают эмоциональное истощение на работе и вне её.
Приложение: Копинг стратегии. Тест Преодоление трудных жизненных ситуаций (ПТЖС). Опросник SVF120, В. Янке, Г. Эрдманн, адаптация Н. Е. Водопьяновой.
Поведение типа «1». Для развития выгорания важно, как педагог справляется со стрессом. Ю Мельник предлагает шесть диспозиционных типов личностей, которые по-разному реагируют на стресс (Мельник Ю. Управление своим здоровьем как компетентность менеджера // "Управление персоналом", 1999, №1, с. 94 – 95) : честолюбивый(1, спокойный(2, совестливый(3, неотстаивающий(4, жизнелюбивый(5, тревожный(6). Наиболее уязвимы те, кто реагирует на стресс агрессивно, несдержанно, хотят противостоять ему любой ценой, не отказываются от соперничества. Такие люди склонны недооценивать сложность стоящих перед ними задач и время, необходимое для их решения. Стрессогенный фактор вызывает у них чувство подавленности, уныния из-за того, что не удаётся достичь намеченного (тип 1).
Приложение: Мини-тест “Принадлежите ли вы к людям типа 1 (честолюбивые?”
3) профессиональные факторы развития выгорания
“Болезненная зависимость” от работы. “Трудоголизм” и активная увлечённость своей профессиональной деятельностью могут быть обусловлены стремлением к творчеству и ценностью для человека самой профессии. Но с равной степенью вероятности трудоголик бывает движим стремлением к социальному престижу, получению за счёт профессии материальных выгод и мотивов власти. Невозможность удовлетворить такие потребности будет способствовать развитию симптомов выгорания.
Приложение: Тест Трудоголик ли Вы (полуструктурированное интервью Б. Киллинджер).
Ролевые факторы риска выгорания. К ним относят ролевой конфликт, ролевую перегруженность и ролевую неопределённость.
Ролевой конфликт – это противоречивые требования к работнику.
Ролевая неопределённость – это нечёткие, неопределённые требования к работнику.
Ролевая перегруженность – ролевые ожидания намного больше, чем индивидуальные возможности и мотивация к выполнению задачи.
Многие исследования показывают взаимосвязь между ролевыми проблемами и выгоранием как следствием попытки выполнить неопределённые или совместить противоречивые требования, что обычно приводит к негативным эмоциональным переживаниям и утрате чувства доверия к организации.
Организационные характеристики. Различные характеристики организационной среды, такие как кадровая политика, график работы, характер руководства, система вознаграждений, социально-психологический климат и т. п., могут влиять на развитие стресса на рабочем месте и, как следствие, выгорания. Любая должность предполагает наличие определённой меры ответственности. Неопределённость или недостаток ответственности также могут вносить свою лепту в развитие профессионального стресса. Если у человека есть ощущение, что он не в состоянии ничего изменить в своей работе, что от него ничего не зависит и его мнение не имеет значения, то вероятность развития стресса, связанного с работой, увеличивается.
Приложение: Опросник Потери и приобретения персональных ресурсов (Тест ОППР, Н. Водопьянова, М. Штейн.
12 основных и факультативных признаков эмоционального «выгорания» (Е. Малер) :
- истощение, усталость;
- психосоматические осложнения;
- бессонница;
- негативные установки по отношению к клиентам;
- негативные установки по отношению к своей работе;
- пренебрежение исполнением своих обязанностей;
- увеличение объема психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства);
- уменьшение аппетита или переедание;
- негативная самооценка;
- усиление агрессивности (раздражительности, гневливости, напряженности);
- усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия);
- чувство вины.
Приложение: Опросник «ПСИХИЧЕСКОЕ ВЫГОРАНИЕ» (методика Н. Е. Водопьяновой и Е. С. Старченковой)
Приложение: Мини-опросник «Есть ли у вас риск профессионального выгорания». (Андреева А. Е.)
Приложение: Тест на профессиональное выгорание (Бойко В. В.).
Приложение: Методика диагностики профессионального выгорания (Е. П. Ильин)
Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ:
• Начало своей деятельности после отпуска, каникул, курсов (функция – адаптационная);
• Ситуации эмоционально неадекватного общения с субъектами образовательного процесса, особенно с администрацией и родителями (функция-защитная);
• Проведение открытых уроков; мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения;
• Окончание учебного года.
Работа по профилактики возникновения синдрома подразделяется нами на следующие составные части:
1. Необходимой и базовой частью профилактики возникновения синдрома является личностная психологическая подготовка. Исследования показывают, что истоки профилактики синдрома эмоционального выгорания лежат в позитивном и ответственном отношении не только к своей профессии, но и к себе и собственной жизни.
2. Наиболее распространенным средством профилактики является непрерывное психолого-педагогическое образование педагога, повышение его квалификации.
3. Важным аспектом в профессиональной деятельности педагога является саморегуляция (управление познавательными процессами, личностью: поведением, эмоциями действиями).
4. Широко используется психокоррекция как совокупность психологических приемов, применяемых психологом для оказания психологического воздействия на поведение здорового человека. Психокоррекционная работа проводится с целью улучшения адаптации человека к жизненным ситуациям; для снятия повседневных внешних и внутренних напряжений; для предупреждения и разрешения конфликтов, с которыми сталкивается человек.
5. Социальными аспектами профилактики является : снятие рабочего напряжения; повышение профессиональной мотивации; выравнивание баланса между затраченными и получаемым вознаграждением.
6. Профилактика негативного влияния профессиональной деятельности на личность педагога происходит в индивидуальных психологических консультациях и в рамках участия в групповых социально- психологических тренингах.
Этапы работы (ежегодно).
1 этап: диагностический (сроки проведения- 2 раза в год сентябрь- октябрь и апрель-май)
При организации психологической диагностики личностных качеств и эмоциональной сферы педагогов используются следующие методы: наблюдение за деятельностью воспитателя, беседа, тестирование и анкетирование.
В тестировании возможно использовать разные методики. Одно из главных условий для определения причин и локализации проблемы- тестовый материал должен охватывать не только выявление наличия или отсутствия синдрома профессионального выгорания, но и сопутствующие ему факторы : общее психологическое состояние педагога, стрессоустойчивость, уровень тревожности, самоэффективности и т. д. Таким образом появляется возможность определить основные акценты в профилактике СПВ на учебный год.
Ранее мы использовали такие методики, как:
• «Факторы, влияющие на развитие и саморазвитие педагогов» (М. В. Межиева).
• «Экспресс оценка профессионального выгорания педагогов» (К. Маслач и С. Джексон)
• «Оценка психологического климата в педагогическом коллективе»(Бабич О. И.)
• «Тест геометрических фигур» (С. Деллингер)
• «Тест эмоционального благополучия педагога в ДОУ» (Г. Любина, Л. Микулик).
• «Удовлетворённость работой» (по В. А. Ядову).
• «Тест для опытного воспитателя на определение эффективности его работы»,
• «Тест для молодого воспитателя на определение его педагогической стрессоустойчивости» (Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева)
• Анкета. Психологический климат в трудовом коллективе. (psyoffice.ru,
• «Тест на оценку профессионального выгорания педагогов» (Новопашина С. В. ,
• «Ценностные ориентации»(М. Рокич)
• Тест на определение уровня стрессоустойчивости. (www.psylist.ne)
• Опросник Плутчика-Келлермана- Конте (доминирующее поведение в жизненных ситуациях).
• Диагностика личностной тревожности (методика Дж. Тейлора).
• Диагностика нейротизма (шкала нейротизма из опросника Г. Айзенка).
• Опросник Баса-Дарки (диагностика агрессивности).
Наиболее эффективным мы считаем следующий набор методик (результаты показали высокий уровень достоверности, удобство в применении, охватывают широкий спектр возможных источников выгорания, дают возможность грамотно и эффективно выстроить профилактическую работу) :
Опросник «Психическое выгорание» (методика Н. Е. Водопьяновой и Е. С. Старченковой)
Мини-опросник «Есть ли у вас риск профессионального выгорания». (Андреева А. Е.)
Тест на профессиональное выгорание (Бойко В. В.).
Методика диагностики профессионального выгорания (Е. П. Ильин)
Тест «Трудоголик ли Вы?»
Мини-тест “Принадлежите ли вы к людям типа 1 (честолюбивые?”
Мини-опросник «Есть ли у вас риск профессионального выгорания». (Андреева А. Е.)
Тест на профессиональное выгорание (Бойко В. В.).
Тест «Шкала самоэффективности» Шварцера-Ерусалема-Ромека Методика диагностики профессионального выгорания (Е. П. Ильин)
«Тест на стресс и депрессию. 8-факторный личностный опросник». Методика Спилбергера-Радюка.
«Шкала тревоги». Тест на тревожность Спилбергера Ханина. (Методика оценки тревожности Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина)
«Опросник Потери и приобретения персональных ресурсов» (Тест ОППР, Н. Водопьянова, М. Штейн.
«Тест индекс жизненной удовлетворенности (ИЖУ)», адаптация Н. В. Паниной. Опросник общего психологического состояния человека.
«Копинг стратегии. Тест Преодоление трудных жизненных ситуаций (ПТЖС)». Опросник SVF120, В. Янке, Г. Эрдманн, адаптация Н. Е. Водопьяновой.
«Анкета изучения социально-психологического климата в дошкольном учреждении» (https://www.vseodetishkax.ru)
Диагностический этап может включать в себя проведение всех методик или выборочно в зависимости от ряда факторов (таких, как общая готовность педагогов к проведению тренинговых занятий, временных и территориальных условий для проведения тренинга, желания педагогов отвечать на вопросы тестов). Диагностический инструментарий рекомендуем разделить на несколько частей и проводить поэтапно. На первом этапе возможно предложить педагогам более короткие методики общего характера, на втором- углубленные, с большим количеством вопросов. Желательно, чтобы в тестировании участвовали все педагоги, так как в некоторых случаях синдром профессионального выгорания наблюдается и у молодых специалистов. Для отслеживания результатов проведенных мероприятий желательно использовать эти же методики. Проведенный сравнительный анализ продемонстрирует наличие или отсутствие изменений в результатах диагностики педагогов.
2 этап – установочный (сроки проведения- в течение учебного года)
Цель: оказание помощи педагогам в осознании существующих у них проблем и понимании ими сильных и слабых сторон своей личности; формирование у воспитателей установок на необходимость управления и саморегуляции своих психоэмоциональных состояний. ( формы работы: индивидуальные консультации).
3 этап- информационно- практический (сроки проведения- 2 раза в год ноябрь- декабрь, апрель- май)
Цель: ознакомление педагогов с разнообразными способами и методами управления и саморегуляции своих психоэмоциональных состояний, помощь в обретении состояния внутренней стабильности, уверенности в себе, обучение техникам расслабления и контроля собственного физического и психического состояния, повышение стрессоустойчивости ( формы работы: групповые социально- психологические тренинги).