Людмила Козлитина
Профессиональное выгорание педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЧАС
НА ТЕМУ:
«Профессиональное выгорание педагогов»
Подготовила:
Старший воспитатель
Л. В. Козлитина
Динамичность общества, изменения, происходящие в системе образования на современном этапе, качественно меняют требования к специалистам, уровню их педагогического мастерства, общей и профессиональной культуре.
Публикация «Профессиональное выгорание педагогов» размещена в разделах
Среди всего многообразия профессий сферы «человек – человек» можно особо выделить профессию педагога. Педагогическая деятельность сопряжена с постоянным общением с детьми и их родителями, коллегами по работе. Следствием этого интенсивного общения является эмоциональное переутомление. Психологические перегрузки, которые испытывает педагог, нарушают его личностный баланс. Приходя на работу, этот человек проявляет раздражительность, мнительность, нетерпимость, неадекватность в общении. Психологи называют это состояние «профессиональным выгоранием».
Педагог в дошкольном учреждении является важнейшим воспитательным средством и образцом поведения для детей. От него в значительной степени зависят эмоциональный комфорт каждого ребенка, характер складывающихся взаимоотношений между дошкольниками, их физическое и психическое здоровье, успехи в деятельности. Особенностями специалиста определяется эффективность формирования качеств личности воспитанников. Он постоянно находится в центре внимания детей, родителей, коллег, администрации. В ходе взаимодействия с детьми воспитатель нередко сталкивается с трудноразрешимыми ситуациями, не имеющими однозначного решения, требующие быстрого и целесообразного реагирования. Вместе с тем повышаются требования к характеру исследовательской и проектировочной деятельности специалистов. Педагоги участвуют в разработке программ, проектов, занимающих значительное время в течение дня. Следствие перегрузок – ухудшение самочувствия, снижение работоспособности, ослабление состояния физического и психического здоровья. Провоцирующими факторами являются и сам характер профессиональной деятельности, многообразие выполняемых функций, высокий коэффициент активности и ответственности. Наличие множества обязанностей педагогов вступает в противоречие с невысоким престижем профессии, низкой материальной оценкой труда воспитателей ДОУ, что, в свою очередь, порождает неудовлетворенность профессией, формализацию общения с детьми, отчуждение от инноваций в образовании. Источниками возникновения психологического нездоровья, эмоционального выгорания являются также личностные характеристики педагога – преобладающие черты слабого типа высшей нервной деятельности, особенности характера, низкая самооценка, неудовлетворенность самореализацией в жизни и профессии, отсутствие способности к рефлексии и саморазвитию. Отрицательно окрашенные психологические состояния педагога ДОУ снижают эффективность образовательного процесса, способствуют возникновению в структуре личности негативных черт, нарушают благоприятный климат в коллективе детей, разрушают психическое здоровье участников взаимодействия, ведут к профессиональным деформациям. Вместе с тем счастливое детство, самоценность дошкольного периода может обеспечить только счастливый педагог, направленный на взаимодействие с участниками образовательного процесса.
Профессиональное выгорание –это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая психофизиологические и поведенческие компоненты.
Почему же это происходит?
Профессия педагога относится к профессиям, требующим постоянного контроля над своими словами и поведенческими реакциями. Эта работа невозможна без определенных усилий, и, как следствие, возникает эмоциональное перенапряжение. В процессе своей трудовой деятельности педагог вынужден общаться с детьми, родителями, коллегами: внимательно выслушивать, сопереживать, быстро принимать решения, сдерживать свои чувства, подбирать слова, нести ответственность за жизнь и здоровье. Причем иногда это общение происходит одномоментно, и даже если все прошло хорошо, чаша эмоций оказывается переполненной, и любое человеческое общение может казаться нежелательным и обременительным. Добавьте к этому особо «трудных» детей и «трудных» родителей, нежелательные личностные качества (повышенный уровень тревожности, чувствительности или же эмоциональная сдержанность, невысокий заработок. Все это приводит к тому, что эмоциональные весы личности педагога склоняются в сторону неблагополучия, а там до невроза один шаг.
Вполне естественно встает вопрос: что делать?
Чтобы педагогу не оказывать негативного влияния на тех, с кем он общается, и жить в мире с самим собой, следует разобраться с собой, со своими проблемами, то есть нужно начать с себя.
Эффективным механизмом, профилактирующим и преодолевающим развитие эмоционального нездоровья педагогов, является саморегуляция, активно применяемая в профессиональной деятельности и повседневной жизнедеятельности личности. От того, как педагог умеет управлять собой, своими состояниями, восстанавливать внутренний комфорт и работоспособность, во многом зависят личностный успех и результаты дошкольного образования, его качество, а также эмоциональное здоровье воспитанников и самих специалистов. Способность педагога к саморегуляции своих состояний, действий, поступков, работоспособности, творческого самочувствия является одним из действенных механизмов самовосстановления человека, предотвращения профессиональных деформаций. Саморегуляция рассматривается как способность педагога владеть собой, самостоятельно и осознанно управлять своей деятельностью, психическими состояниями, создавать положительный эмоциональный климат в детском сообществе. Таким образом, профессиональная саморегуляция рассматривается как системное, интегральное, профессионально важное качество специалиста. Оно заключается в возможности устанавливать соответствие между требованиями педагогической деятельности в каждый момент осуществления, текущими состояниями личности, ее действиями в конкретных ситуациях и проявляется в способности субъекта к самоизменению и саморазвитию.
Структуру этого «синтетического» качества составляет целый ряд личностных компетенций. Ведущими из них являются:
- понимание значимости профессиональной саморегуляции в эффективности педагогической деятельности;
- направленность на формирование регуляторных умений у своих воспитанников;
- умение осуществлять рефлексию своей деятельности и поведения в профессии;
- способность видеть себя глазами участников педагогического процесса;
- умение проявлять выдержку и самообладание, тормозить всплески отрицательных эмоций;
- готовность к созданию педагогически целесообразных эмоций, не испытываемых специалистом на данный момент;
- способность снимать эмоциональную напряженность, создавать благоприятный климат в образовательном процессе;
- способность к эмоциональному переключению в своей деятельности и деятельности воспитанников;
- способность самостоятельно ставить цель деятельности, моделировать значимые условия, составлять программу действий, оценивать промежуточные и конечные результаты своих действий, осуществлять их коррекцию;
- готовность регулировать собственное профессиональное самодвижение и саморазвитие;
- эмоциональную и деятельностную готовность к неожиданным профессиональным ситуациям;
- умение вызывать, сохранять работоспособность, творческое вдохновение в разных педагогических ситуациях.
Базисом для развития профессиональной саморегуляции выступают наследственные данные, а также стихийно и целенаправленно приобретенный личностью опыт саморегулирования. Наследственные данные могут быть в большей или меньшей степени благоприятными для развития данного системного профессионально важного качества, однако активная преобразующая деятельность самого субъекта позволяет сформировать необходимые умения. Неумение владеть педагогом собой и незнание приемов саморегуляции ведут к закреплению в структуре личности негативных черт, разрушают здоровье, создают условия для преждевременного «профессионального старения». Существуют игровые способы саморегуляции, которые заключаются в проигрывании педагогом роли такого человека, которым ему хочется (или необходимо) быть в данный момент. Принятие роли помогает снять личностные «зажимы», преодолеть внутренние трудности и действовать в соответствии с желаемым образцом, с позиции другого – саморегулируемого человека, конструктивно выйти из сложной педагогической ситуации, избежать срывов. Игровые способы саморегуляции наиболее эффективны в отношении педагогов, характеризующихся робостью, скованностью, повышенной тревожностью, находящихся в состоянии неуверенности в себе. Принятая ролевая позиция позволяет преодолевать личностные комплексы и постепенно приобретать недостающие профессиональные и личностные качества. Не менее эффективным и имеющим возможности применения педагогом в детском саду способом саморегуляции является двигательная активность. Многолетние исследования доказали, что наиболее эффективным, оперативным способом выхода из критической ситуации является немедленная физическая нагрузка – физический труд, физические упражнения, спортивные игры. В условиях интенсивной физической нагрузки мобилизуются физические силы организма, его внутренние резервы, позволяющие относительно безболезненно справиться с возникшими негативными обстоятельствами. В ходе профессиональной деятельности педагога ДОУ существует много возможностей использовать разные способы самовосстановления и профилактики проблем эмоционального и физического здоровья в течение дня. Многообразие видов деятельности, которые организует педагог с детьми, позволяет конструктивно использовать их для собственной «подзарядки». Также важно понимать, что педагоги, любящие дошкольников, передают и получают от них множество эмоций, продлевают «профессиональную молодость» и помогают развиваться подрастающим личностям.
Педагогам желательно учитывать следующие рекомендации:
- Даже в самой трудной ситуации можно найти положительные моменты;
- Постарайтесь с сегодняшнего дня любить себя чуть больше, чем раньше;
- Устраивайте себе маленький праздник, когда вам плохо или одиноко;
- Если попали в трудную ситуацию, не впадайте в неподвижность: не лежите, не сидите у окна, двигайтесь и действуйте, пойте и смейтесь;
- Используйте группу поддержки: говорите о проблемах с родными, друзьями.
Кроме того, каждый может найти рецепт, как привести свои мысли и чувства в порядок. Поэтому экспериментируйте, пробуйте