Сухарева Лариса Александровна
План профессионального саморазвития «Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №18 «Рябинушка»
План
профессионального саморазвития
Тема:
«Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста»
Воспитатель:
Сухарева Лариса Александровна
г. о. г. Кулебаки
2018-2019 г.
Публикация «План профессионального саморазвития „Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Планирование. Планы работ
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Развитие речи. Планы
- Самообразование, саморазвитие
- Устное народное творчество
- Фольклор. Самообразование
- Темочки
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся, если мы будем озабочены воспитанием духа, а не только передачей знаний».
(Д. С. Лихачев)
Актуальность темы:
Возраст от 1,5 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей раннего возраста – помочь им в освоении разговорной речью родного языка.
Речь - чудесный дар природы, который не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Доказано, что речь ребенка развивается под влиянием взрослого и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которое начинаются с первых дней его жизни. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные). Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.
С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.
В произведениях устного народного творчества заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач:
• Воспитание звуковой культуры речи.
• Обогащение словаря.
• Формирование грамматического строя речи.
• Развитие монологической и диалогической речи.
• Развитие мелкой моторики
Чем раньше мы начнем знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.
Тема:
«Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста»
Цель:
Развитие речи детей второй группы раннего возраста с помощью малых фольклорных форм.
Задачи:
• Продолжать повышать собственный уровень знаний путём изучения литературы, журналов дошкольного воспитания, посещения РМО, информаций из интернета, самообразования;
• Разработать перспективный план работы с детьми;
• Привлечение родителей к проблемам речевого развития детей;
• Приобщать детей к фольклору, увлечь народными сюжетами;
• Пополнить уголок по развитию речи новыми пособиями и новыми видами театра, иллюстрациями, масками;
• Внедрение эффективных педагогических технологий в работу с детьми раннего возраста;
• Подготовить материал мастер- класс для родителей по теме: «Пальчиковые игры для малышей».
Перспективный план :
Месяц Работа воспитателя
Работа воспитателя с детьми
Работа воспитателя с родителями
Сентябрь Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями по теме: «Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста».
Постановка целей и задач по данной теме.
Составление перспективного плана по теме самообразования Использовать потешек в режимных моментах.
Чтение детям русских народных сказок.
Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных
Знакомство с родителями, выявление творческих способностей родителей.
Октябрь Подбор методической литературы по теме.
Изучениеметодической литературы Использовать потешек в режимных моментах.
Разучивание и проговаривание потешек.
Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных Участие родителей в изготовлении перчаточного театра к пальчиковой игре «Моя Семья»;
Оформление папки – передвижки на тему: «С пальчиками играем, речь развиваем».
Ноябрь Изучение темы:«Роль потешек в развитии речи ребенка».
Создание картотеки потешек для работы с детьми
Использовать потешек в режимных моментах.
Разучивание и проговаривание потешек.
Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных.
Игровое занятие «Курочка-Ряба». Оформление папки передвижки на тему: «Устное народное творчество. Потешки»
Декабрь Изучение темы: «Театрализованные игры как средство развития речи детей».
Создать театральный уголок в группе (обновить имеющие виды театры, пополнить новыми видами) .Использовать потешек в режимных моментах;
Разучивание и проговаривание потешек.
Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных Составление рекомендаций для родителей по использованию театрализованной деятельности дома.
Оказание помощи в изготовлении пальчикового театра к р. н. с. «Курочка-Ряба»
Январь Изучение темы:
«Использование фольклора в работе с детьми».
Обустроить уголок ряженья.
Обновление и пополнение театрального уголка. Использовать потешек в режимных моментах.
Разучивание и проговаривание потешек.
Дидактическая игра «Узнай потешку по картинке (иллюстрации)».
Настольно-печатные игры по мотивам потешек (разрезные картинки, лото).
Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных;
.Изготовление театра масок по русским народным сказкам.
Оказание помощи в рисовании иллюстраций к песенкам и потешкам.
Оказание помощи в шитье юбок, косыночек…
Февраль. Изучение темы:
«Роль сказки в воспитании детей».
Пополнить книжный уголок детскими книгами согласно возрастным особенностям Использовать потешек в режимных моментах.
Разучивание и
проговаривание потешек.
Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных.
Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры драматизации).
Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото) Консультация
«Почитай мне мама сказку».
Оказание помощи в изготовлении настольного театра на стаканах р. н. с.
«Теремок»
Март Изучение темы: Настольно – печатные игры по русским народным сказкам.
Ремонт настольно – печатных игр по сказкам Использовать потешек в режимных моментах.
Разучивание и проговаривание потешек.
Дидактическая игра «Узнай потешку по картинке (иллюстрации)», «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?».
Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игрыдраматизации);
Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото); Оформление родителями: альбома потешек, книжка- игрушка
Апрель Изучение темы: «Использование хороводных игр»; .Использовать потешек в режимных моментах
Разучивание и
проговаривание потешек
Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры драматизации).
Разучивание п\игр «Мыши водят хоровод», «Жили у бабуси» .Оказание помощи в изготовлении пальчикового театра к р. н. с. «Теремок»
Май Изучение темы:
«Подвижные игры с текстом» Использовать потешек в режимных моментах
Разучивание и
проговаривание потешек.
Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игрыдраматизации);
Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото);
Показать родителям: «Драматизация р. н. сказки «Теремок»
Литература:
Автор Название Издательство
Л. Н. Павлова Фольклор для маленьких
Журнал «Дошкольное воспитание»
1990, № 4, 7, 10
М. Н. Мельников Русский детский фольклор
М. Просвещение,1987
В. Г. Лунина Воспитание детей на традициях русской культуры М. : ЦГЛ, 2005
Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры СПб, 2008
Сост. В. Аникин. Русский фольклор М, 1985
Янушко Е. А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет М, 2009