ЛАРИСА БАБИКОВА
Проектный метод как условие развития сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Проектный метод, как условие развития сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте
Условия развития сюжетно-ролевой игры
Основное условие для развития сюжетно-ролевой игры - это совместные игры взрослого и ребенка.
Публикация «Проектный метод как условие развития сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Проекты
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Проекты
- Темочки
Чтобы научить детей развивать содержание игры, педагог обыгрывает жизненные ситуации, привлекая их к активному участию. Следует побуждать детей воспроизводить ранее усвоенные действия в новых вариантах игры. Педагог создаёт ситуации, стимулирующие ребенка к использованию предметов- заменителей (ножа нет, чем же резать хлеб, к действиям в воображаемой ситуации. Такие игры обычно сопровождаются речью, которая помогает созданию образа (каша вкусная, зайка любит морковку; молодец Мишка - вытер рот салфеткой).
Для развития сюжетно - отобразительной игры эффективны показы - инсценировки. Педагог показывает, как одна игрушка умывается, вытирает лицо и руки полотенцем, садится за стол, пьёт молоко, т. е. демонстрирует цепочку последовательных разнородных действий с одной игрушкой. В следующий раз демонстрируются однородные действия, которые выполняют разные игрушки: мишка, кукла Ляля, зайка. Включаясь в игру детей, воспитатель подсказывает как выполнить действия, ставит перед ними игровые задачи («Спой с куколкой песенку») помогая при затруднениях. Естественно, что дети не смогут повторять все демонстрировавшие им действия. Однако показ необходим для уточнения представлений ребёнка, формирования умения следить за действиями взрослого, слушать объяснения [9].
Игровое общение воспитателя с детьми позволяет ему направлять ход игры, руководить отношениями между ними. Совместная игровая деятельность способствует формированию у детей организованности и ответственности, умения контролировать свои действия и согласовывать их с другими детьми.
2 2. Проектный метод организации сюжетно-ролевых игр.
Технология проектирования требует от педагога терпения, любви к ребенку, веры в его возможности, а от всех участников проектной деятельности, как детей, так и взрослых, индивидуальных решений и коллективного творчества. При этом развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению из отдельных частей встраивать целое, принимать точку зрения другого участника.
Освоение проектного метода, в том числе организации сюжетно-ролевых игр, позволяет создать в ДОУ условия для планомерной и эффективной воспитательно-образовательной работы. Проект сюжетно-ролевой игры включает : цели и задачи; актуальность и научно-методическое обеспечение; ожидаемые результаты; распределение деятельности по этапам; активизацию словаря дошкольника; план-схему конспекта методического руководства игрой.
В процессе проектной деятельности педагог вместе с детьми выполняет заранее запланированные конкретные задания, практические творческие дела, поэтапно движется к цели.
Цель проекта принимается и осваивается детьми.
Продуктом проекта становится самостоятельно развернутая детская игра.
Критерии для оценки проекта :
- современность тематики игры;
- соответствие материала возрастным и индивидуалыным особенностям детей;
- научно-методический подход;
- ясность и доступность излагаемого материала;
- образность и интересность изложения.
Цели: формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет; учить налаживать и регулировать контакты в совместной игре.
Задачи: учить выполнять игровые действия в соответствии с общим замыслом игры; формировать умение выстраивать новые последовательности событий, ориентируясь на партнеров-сверстников; воспитывать навыки взаимовыручки и взаимопомощи в игре.
Актуальность проекта
Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на комп-ромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.
В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.
Научно-методическое обеспечение
Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В. Штерн говорил, что «игра показывает, к какой цели стремится человек, к чему он готовится, чего ожидает. В игре угадываются направления его будущей жизни». Интересные взгляды на игру представил Ф. Бойтендайк: игра позволяет проявить свои влечения — стремление к освобождению, слиянию с окружающим миром.
Д. Б. Эльконин считал, что в игре отражается стремление детей участвовать в жизни взрослых, быть рядом с ними, действовать, как они. Дети проигрывают не только травматические ситуации, но и овладевают своими страданиями. Играя, они проявляют волю, управляют действиями взрослых.
Известные психологи Л. С. Выготский и Д. Б. Эльконин доказали, что в игре успешнее развиваются и достигают более высоких уровней личность, психические процессы, разные виды деятельности.
Ожидаемые результаты
1. Развертывание в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи.
2. Парное ролевое взаимодействие со сверстниками
3. Ролевое общение, короткий диалог