Марина Брылунова
Формирование сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование сюжетно- ролевой игры.
Выполнила воспитатель
МАДОУ «ЦРР- Детский сад №210» г. Перми
Брылунова Марина Николаевна
Задача воспитателя в работе с детьми - формировать умение изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, менять игровую роль и вновь обозначать ее для партнеров в процессе развертывания игры. Эти умения- залог будущего творческого и согласованного развертывания игры со сверстниками. Необходимы такие умения и в индивидуальной ирге, где развитие сюжета связано с последовательным выполнением нескольких ролей, с действиями за кукол, которым ребёнок приписывает разные роли.
Публикация «Формирование сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Обычно воспитатель не ставит перед собой задачу специального формирования таких умении, уделяя особое вниманию обогащению содержания игры. Педагог стремится сразу включить в игру ровно столько участников, сколько ролей было запланировано, каждому приписывая определенные действия. Периодически повторяя игру по одному сюжету, воспитатель добивается, что бы каждый ребёнок научился выполнять разные роли. Стремясь к «порядку в игру», воспитатель заглушает возможность детей к свободной деятельность, исключается инициатива ребёнка. Каким же образом можно формировать такие умения? Решение этой задачи возможно в совместной игре воспитателя с детьми, где взрослый является не руководителем, а участником, партнером. Игра должна развиваться так, что бы для ребёнка открылась возможность соотнесения его роли с другими ролями, а так же возможности смены роли во время игры для развертывания интересного сюжета.
Это возможно при соблюдении воспитателем нескольких условии:
1. Использование многоперсонажных сюжетов с определенной роевой структурой, где одна из ролей непосредственно связана со всеми остальными;
2. Отказ от однозначного соответствия числа персонажей (ролей количеству участников игры (персонажей в сюжете должно быть больше чем участников игры).
Остановимся подробней на структуре сюжета. Любую интересующую детей тему можно представить так, что бы одна из ролей (основная) была по смыслу связана с несколькими другими. Например «Мы плывем на пароходе» : основная роль «Капитан»
«Матрос» «Пассажир» «Водолаз»
Такой сюжет разворачивается постепенно. Таким образом, одна роль (капитан) включается уже не в единичную, а во множественные роевые связи. Ребёнок-капитан вынужден все время изменять своё ролевое поведение, в соответствии с новой ролевой связкой.
Для того чтобы ребёнок открыл возможность смены роли в процессе игры, необходимо соблюдение второго условия: персонажей должно быть больше, нежели участников игры. Например, если в приведенном сюжете распределить роли между четырьмя участниками, необходимость их менять в ходе игры не возникает. А если участников будет только двое, одному из них по мере появления новых персонажей в сюжете, придётся менять роль. При этом сюжет не должен быть спланирован заранее, новый персонаж появляется в процессе самой игры. Общая схема сюжета (независимо он конкретной тематики, будет выглядеть так:
дополнительная роль 1 (событие1)
основная роль дополнительная роль2 (событие2)
дополнительная роль3 (событие3)
Для детей достаточно двух- трех дополнительных ролей в таком сюжете (хотя их может быть и больше). Овладение умением изменять ролевое взаимодействие уже само по себе делает самостоятельную игру ребёнка богаче, способствует развитию фантазии и воображения.
Подбирая роли в игре можно не просто сделать акцент на многообразие связей, но и выделить типы отношений между людьми. Так, роли могут быть связаны между собой специфическими функциями, которые один человек осуществляет по отношению к другому (врач-пациент,так и более сложными отношениями управления- подчинения (врач отдает распоряжение медсестре, и отношения взаимопомощи, которые для детей ярче раскрываются на примере одинаковых ролей (врач советуется с другим врачом). Чтобы включить в игру различные типы отношений сюжет можно построить так :
Пациент Пассажир
Врач Медсестра Шофер Милиционер
Другой врач Другой водитель
Введение в конце игры еще одной основной роли очень важно, так как общение двух одинаковых персонажей помогает ребенку отчётливее представить смысловые связи ролей, активизирует смысловой диалог, способствует развитию речи.
Рассмотрим, как конкретно воспитатель разворачивает совместную игру с детьми. Начинать такую работу необходимо с каждым из детей индивидуально. На первом этапе игра строится так, что у ребенка была основная роль, а взрослый при развитии сюжета последовательно меняет свои роли. Воспитатель не рассказывает предварительно сюжет, а сразу начинает игру, ориентируясь на тематику интересующую ребенка. (Мальчик любит играть в шафера). Играя с ребенком педагог использует минимальное количество игрушек, чтобы они не отвлекали ребенка от ролевого взаимодействия. Меняя свои роли во время игры взрослый постоянно фиксирует на этом внимание ребенка, активизирует его роевую речь вопросами, стимулирует ролевое обращение к последовательно появляющимся персонажам. Воспитатель не всегда располагает временем играть с детьми индивидуально, поэтому необходимо играть с небольшой подгруппой. Воспитатель выбирает одного ребенка в качестве своего основного партнера. Если ребенок уже играет педагог подключается к игре, если нет- предлагает основную роль (например врач, а себе берет дополнительную (пациент). начав иргу воспитатель привлекает еще нескольких детей (пациентов). Затем появляется необходимость помочь доктору и выбирается медсестра (кто то из детей, а взрослый становится другим врачом. Меняя роли в игре воспитатель постоянно разворачивает диалог со своими партнерами, показывая своим примером ролевое взаимодействие и подводя ребенка к самостоятельному умению менять роль.
Выстраивая сюжетно-ролевую игру важно помнить, что вовлечение в игровое взаимодействие осуществляется только по желанию ребёнка. Так же дети должны иметь полную свободу выхода из игры, перемещения по игровой комнате и переключения на другие виды деятельности. Вся игра носит характер свободной импровизации.