Ольга Романова
Куклотерапия как метод психокоррекции в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Кукла – это образ человека, его копия, только в уменьшенных размерах. Еще в древние времена люди начали мастерить куклы; в настоящее время кукла является атрибутом детской культуры. Ведь всё своё детство мы проводим в игре с куклами : даем им имена, разные роли в игре и относимся к ним как к чему-то живому. И становиться понятным, что с ребенком взрослому будет не сложно наладить контакт через игру с куклой, так как ребенок ее очень любит.
Рассмотрим разные определения этого метода психокоррекции :
Темочки:
• куклотерапия – это метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол;
• куклотерапия – это терапия творческим самовыражением, когда человек присоединяется к своему бессознательному, к своей генетической памяти. Это уникальная методика, в которой нет ограничений возраста, социального статуса, материального положения и состояния здоровья;
• куклотерапия – это комплексное воздействие на людей с использованием кукол при помощи разнообразных театральных приемов.
Цель куклотерапии – помочь в устранении негативных переживаний, улучшении адаптации в социуме, развитии осознания себя, разрешении конфликтов личности в условиях творческой деятельности.
Метод куклотерапии основан на отожествлении ребенка с любимым героем это может быть герой мультфильма, художественного произведения и др. Это средство для выражения чувств дошкольника, проживание тех жизненных ситуаций, которые волнуют его. Он представляет «игрушечный» мир реальным, вживается в роли, говорит и действует за кукол и может высказать то, на что в настоящей жизни не решился бы.
Когда мы говорим об использовании куклы в качестве терапевтического средства нужно выделять такие аспекты куклотерапии : проективная методика, замещение, сублимация, идентификация.
Коррекционные задачи, которые решает куклотерапия в работе логопеда :
• помогает в снятии психоэмоционального напряжения;
• корригирует некоторые личностные особенности (снижение агрессии, ослабление негативных эмоций);
• активизирует познавательные процессы: внимание, память, образное мышление, воображение;
• формирует навыки практического владения выразительными средствами речи, улучшает словарь;
• совершенствует моторику рук; координацию движений;
• развивает уверенность в себе, коммуникабельность ребенка.
А. Ю. Татаринцева выделяет такие виды кукол для психокоррекционной работы, которые можно сделать своими руками: куклы-оборегини, перчаточные куклы, тростевые куклы, плоскостные куклы, марионетки, большие напольные куклы, люди-куклы, ширмы.
Ю. М. Лотман в основу своей классификации определил принцип «мобильности» кукол и разделил их на две группы.
Первую группу составляют куклы для игры : детские игрушки, театральные, обрядовые куклы, куклы для шествий, телекуклы.
Вторую группу составляют куклы для упражнений и украшения: интерьерные, коллекционные, сувенирные, пугала, восковые куклы, манекены.
Вот некоторые проблемы, решаемые логопедом и педагог-психологом при помощи куклотерапии : психодиагностика и конкретизация проблемы, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, развитие коммуникативных навыков, профилактика и коррекция страхов, развитие речи, коррекция отношений в семье.
Выделим этапы проведения куклотерапии с самодельными куклами :
Первый этап – это изготовление ребенком куклы из бумаги, фольги, пластилина.
Второй этап – «оживление» куклы : какое имя у куклы, какая она, что любит, с кем дружит. Ответы ребенка помогут понять его личность и найти места, которые влияют на поведение дошкольника.
Третий этап – разыгрывание ситуаций, которые укажут на проблемы развития ребёнка и скорректируют имеющиеся.
Итак, мы видим, что в куклотерапии возможно применение большого количества кукол, которые позволяют решать различные проблемы ребенка. Специалист, работающий с детьми в дошкольном учреждении, может использовать куклотерапию для решения своих целей. Логопед использует для развития речи, расширения словарного запаса, правильного произношения и т. д. Педагог-психолог может использовать на первом занятии для знакомства, а на последующих занятиях для преодоления страхов, занятий по песочной терапии и т. д.