Виктория Пасканная
Проектно-исследовательская деятельность в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проектно-исследовательская деятельность в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
Подготовила:
воспитатель-методист
Пасканная В. В.
Главная цель экологического воспитания в дошкольном детстве – формирование начал экологической культуры : бережного отношения ребенка к окружающей его природе, к себе и людям как части природы, умения предвидеть последствия своего поведения.
Публикация «Проектно-исследовательская деятельность в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Наши дети каждый день сталкиваются с богатым природным миром. Каждый день природа встречает их морем звуков и запахов, тайнами и загадками. И как важно видеть и понимать эту красоту, любоваться ею, бережно относиться ко всему живому. Но к сожаленью, все чаще можно видеть на улицах города выброшенные людьми целлофановые пакеты, пластиковые и стеклянные бутылки, бумагу и прочее. В ходе экскурсий и прогулок наблюдаем за детьми и замечаем, как некоторые из них ломают ветки деревьев и кустарников, отрывают крылья у насекомых, рвут охапками цветущие растения, а потом их выбрасывают и т. д. И эти действия они не расценивают как проявление зла и жестокости. Почему это происходит? Прежде всего, от незнания, как себя вести, ведь зачастую сами взрослые не всегда показывают положительный пример взаимоотношений с природой.
Рассматривая проблему недостаточного уровня экологической культуры дошкольников, возникает вопрос: какие использовать формы и методы педагогам, чтобы воспитать экологически грамотного человека, научить детей бережно относиться к окружающему нас природному миру и сделать этот процесс не только интересным и увлекательным, а внести в него новые современные приемы, вовлечь в эту работу родителей воспитанников.
Пересмотрев и проанализировав формы и методы, используемые в экологическом воспитании, мы пришли к выводу, что одним из наиболее эффективных является метод проектов.
Метод проектов - это дидактическая категория, обозначающая систему приемов и способов овладения определенными практическими или теоретическими знаниями, той или иной деятельностью.
В дошкольной образовательной практике использование метода проектов рассматривается как вариант интегрированного метода обучения, как педагогическая инновация, так как в основу заложена идея о направленности познавательно-исследовательской деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей и родителей над определённой практической проблемой (темой). Решить проблему и реализовать проект, значит применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат, реальный продукт деятельности.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в образовательном процессе дошкольной образовательной организации проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Уровень участия детей в проектной деятельности зависит от возрастных особенностей детей : в младших группах наблюдают за деятельностью педагога и родителей, в среднем – ребята начинают участвовать в реализации проекта, в старшем возрасте становятся самостоятельными и являются полноправными участниками проекта.
Проектирование ориентировано на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях:
• совместная деятельность воспитателя и ребёнка по реализации проекта;
• совместная деятельность детей;
• совместная деятельность детей с родителями.
Классификацию проектов можно провести по следующим основаниям:
• доминирующая деятельность – исследовательский, творческий, ролевой, информационный, практико-ориентированный;
• предметно-содержательная область – монопроекты, создаваемые в рамках одной образовательной области (экологический, музыкальный, спортивный); межпредметные проекты, затрагивающие 2–3 образовательные области;
• характер координации – открытая координация, когда педагог открыто руководит проектом, обучает детей, подсказывает (характерна в младших группах, при первом знакомстве с методом проектов); скрытая координация, когда педагог только незаметно направляет деятельность детей, имеющих в данном случае большую свободу (характерна в старших группах, с детьми, давно знакомыми с методом проектов);
• число участников – индивидуальный, когда каждый ребенок создает свой продукт; парный, когда ребенок действует совместно с родителем; групповой и коллективный, когда на первых этапах педагог помогает распределению на группы и координирует деятельность групп, а затем дети самостоятельно осуществляют данную деятельность;
• продолжительность – краткосрочный (несколько занятий, несколько дней); среднесрочный (от недели до месяца); долгосрочный (от месяца до года);
• характер контактов – внутригрупповой, межгрупповой, региональный.
В современной дошкольной практике часто используются смешанные типы проектов по доминирующей деятельности (исследовательско-творческие, ролево-игровые, информационно-практико-ориентированные).
Работа над проектами экологической направленности имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах деятельности. Общее дело развивает любознательность, коммуникативные и нравственные качества дошкольников.
Экологический проект – это проект, направленный на решение определенных задач с экологической направленностью в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием основной образовательной программы дошкольной образовательной организации.
При выборе тем и содержания проектной деятельности в нашем учреждении мы руководствуемся следующими принципами:
- Научность. Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний по охране природы, которые мотивируют действия ребенка, развивают познавательный интерес.
- Доступность. Весь материал должен соответствовать возрастным особенностям детей, быть понятным и доступным.
- Гуманистичность. Данный принцип связан с понятием экологической культуры : эмоциональное состояние ребенка, умение сочувствовать, сопереживать, заботиться о животных.
- Прогностичность. У детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений — умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях.
- Деятельностность. Экологические знания должны помочь понять ребенку, что нужно сделать для того, чтобы сохранить окружающую его природную среду. Этот принцип лежит в основе различных экологических проектов, участие в которых принимают дети среднего и старшего дошкольного возраста.
- Целостность. Принцип отражает прежде всего целостное восприятие ребенком окружающего мира и его единство с миром природы. Сам процесс работы с детьми в дошкольном учреждении также должен строиться с учетом целостного подхода. Целостное восприятие ребенком окружающего мира проявляется, на наш взгляд, в его нежелании делить природу на живую и неживую.
- Регионализм. В работе с дошкольниками предпочтение должно быть отдано принципу регионализма, а не глобализма. С глобальными проблемами должны быть знакомы сами педагоги и родители. Формирование же экологических представлений (в том числе и о различных экологических проблемах) ребенка, навыков экологически грамотного поведения, соответствующего отношения к окружающей среде происходит на основе его знакомства с доступной средой, которую он может познать в процессе детской деятельности.
- Системность. Для того чтобы работа по формированию экологической культуры дошкольников была эффективной, необходимо разработать и организовать систему различных видов детской деятельности. При этом важна последовательность усвоения знаний, когда «каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего».
- Преемственность. Заключается в реализации принципа системности экологического образования дошкольников и учеников начальной школы.
- Интеграция. Принцип отражается в необходимости экологизации всей деятельности педагогического коллектива и различных видов деятельности ребенка.
Не все темы подходят для проектной деятельности. Проект должен быть более масштабным, более глубоким, чем ситуация, которая может решаться прямым действием, например, объяснением или зачитыванием книги.
Наши педагоги заранее тщательно продумывают и предварительно планируют проектную деятельность. Педагоги при планировании проекта определяют тему и подбирают материалы, а также подсказывают пути реализации проектной деятельности для детей : у кого просить помощи, какие материалы использовать, как оформить продукт. Вся работа над проектом строится по определенной схеме:
Практические дела
Что надо сделать Как будем проводить работу Кто будет делать Необходимое время
Знания
Какие необходимы знания Ответственные за знания Необходимое время Методы приобретения знаний
Навыки
Какие должны быть приобретены знания Необходимые пособия и оборудование Формы учета и отчетности Примечание
В работе с дошкольниками выделяют следующие этапы для реализации проектной деятельности :
1. Подготовительный – целеполагание: постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с педагогами и дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов. Не следует ставить перед детьми слишком отдаленные задачи, предлагать далекие перспективы, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности.
2. Собственно исследовательский – деятельностный этап : поиск ответов на поставленные вопросы.
3. Заключительный – обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.
Чем старше дети, тем большую самостоятельность им предоставляют на этапе целеполагания проектной деятельности. При этом дети сами могут предложить проблемы проектов. Например: Чем можно кормить птиц зимой? Куда бежит вода с крана? Как растут растения? Почему вреден пластик? и др.
В младших возрастных группах метод проектов педагоги используют в работе с родителями. Воспитатели определяют тему проекта, планируют ход проекта, дают задания родителям. Дети являются лишь наблюдателями, иногда помощниками родителей.
Специфика проектной деятельности обусловлена её воспитательным потенциалом. Особая педагогическая значимость проектов заключается в следующем:
- открываются возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка при взаимодействии с окружающим миром;
- является педагогической технологией, актуализирующей субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе, является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- выводит педагогический процесс из стен детского сада в окружающий мир, природную и социальную среду.
Образовательная деятельность в нашем учреждении осуществлялась по Основной образовательной программе дошкольного учреждения. Тематика проектной деятельности подбиралась педагогами в соответствии с календарно-тематическим планированием, предложенным в программе, а также с учетом годовых задач учреждения.
В 2020-2021 учебном году в нашем учреждении был запланирован и реализован конкурс на лучший экологический проект «Покормите птиц зимой». Проекты осуществлялись в зимний период во всех возрастных группах. Формы и методы работы педагоги выбирали в зависимости от возрастных особенностей детей группы.
Воспитанники младших групп в основном были наблюдателями, а иногда и помощниками своих родителей. Благодаря интеграции образовательных областей педагоги постепенно вводили детей в проблемную игровую ситуацию: на занятиях познавательного цикла детей знакомили с зимующими птицами, учили наблюдать за ними, рассказывали о том, что зимой птиц надо подкармливать. На занятиях художественно-эстетического цикла малыши «готовили» угощенье для птичек - рисовали и лепили из пластилина. В ходе дидактических игр дети закрепляли полученные знания. Дома ребята помогали родителям готовить настоящие угощенья для птиц, которые потом развесили на участке детского сада. Педагоги давали детям информацию по теме проекта маленькими порциями, что способствовало прочному усвоению материала.
С детьми среднего дошкольного возраста долгосрочные проекты организовывать не рекомендуется. Однако воспитатели средней группы нашли выход из ситуации, организовав серию проектов, связанных общей темой. Общая длительность этих проектов составила три месяца. Первый проект был организован в ноябре месяце на тему «Чем кормить птиц зимой?». Дети с помощью взрослых (воспитателей и родителей) выясняли, чем питаются птицы в природе, где взять этот корм, как сохранить его в течение зимы. Во время экскурсий в парк дети с воспитателями собрали ягоды рябин, которые потом высушили на солнце. Также ребята принесли из дома различный корм для птиц: семена подсолнечника, пшеницу, овес, орехи и др. Таким образом, была решена первая проблема.
Во время второго проекта решалась проблемой – Как кормить птиц зимой? Для решения этой проблемы воспитатели организовали конкурс среди родителей на лучшую «Птичью столовую», главным условием которого было – совместное изготовление кормушек детьми и родителями и презентация детьми своей роботы в группе.
Во время третьего проекта «Птицы – наши крылатые друзья!» педагоги расширяли и закрепляли знания детей о птицах нашего края, продолжали формировать бережное отношение к птицам, осознание того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. Результатом серии проектов стало то, что у детей стало зарождаться морально-ценностное отношение к живой природе. Они научились переживать за своих пернатых друзей, стремились оказать посильную помощь.
Дети старшей и подготовительных групп были полноправными участниками проекта «Покормите птиц зимой». Они выдвигали проблемы, предлагали пути их решения, с помощью взрослых распределяли обязанности, участвовали в поиске необходимых знаний, в подборе необходимого оборудования. Затем совместно со взрослыми (педагогами и родителями) были изготовлены кормушки и угощения для птиц.
В «птичью столовую» прилетало множество птиц, и даже прибегали белки. Педагоги постоянно организовывали наблюдения за птицами, а также дежурства в «птичьей столовой». Во время наблюдений дети вели дневники, используя схематические карточки, отмечали прилетающих птиц. В результате регулярных наблюдений у детей сформировались первые впечатления о видовом различии птиц (название птиц, определение их величины и окраски). Также дети научились различать птиц не только по внешним признакам, но и по голосу, и даже по следам, оставленным на снегу.
Но все же главным результатом этой проектной деятельности стало отношение детей к зимующим птицам : зимой о птицах надо заботиться – подкармливать и делать кормушки.
В течение летнего периода педагоги организовали проекты различной тематики.
Дети средней группы изучали «Волшебный мир насекомых». Основная проблема данного проекта - формирование общего представления детей о насекомых, понимание и видение окружающего мира, эмоционально-ценностное и бережное отношение к живым организмам. При реализации проекта использовались такие формы работы: наблюдения за насекомыми, просмотр видеофильма «Жизнь насекомых», просмотр мультфильма В. Г. Сутеева «Под грибом», чтение художественной литературы, разучивание стихов и песен, знакомство с загадками о насекомых, раскрашивание раскрасок, выполнение аппликаций, поделок совместно с родителями, рисование рисунков. Итоговым продуктом проекта стала выставка познавательной и художественной литературы о насекомых.
В процессе реализации этого проекта дети начали знакомиться с таким видом деятельности как проектная именно как участники, а не как наблюдатели. Дети начали учиться задавать вопросы, формулировать предположения. Также можно отметить, что деятельность детей в основном носила подражательно-исполнительский уровень.
В подготовительной группе в летний период был организован проект «В кладовой природы», в ходе которого педагоги формировали у детей представления о природных богатствах, их пользе, значимости для человека, воспитывали чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношения к окружающей среде и стремление проявлять заботу о ней.
Проект был организован после того, как на одном из занятий у детей возник вопрос «Для чего человеку природа?». В течение лета с детьми проводились различные мероприятия: чтение художественной и энциклопедической литературы, беседы о деревьях и цветах, наблюдения, трудовая деятельность в природе, изготовление альбома наблюдений, составление гербария, опыты и эксперименты с растениями. Итогом проекта стала викторина «Знатоки природы».
В ходе данной проектной деятельности дошкольники научились анализировать наблюдаемые явления и объекты, проводить опытно-экспериментальную деятельность и формулировать выводы по ней, планировать свою деятельность, с помощью взрослых собирать необходимую информацию.
Одним из самых интересных проектов, реализованных в нашем учреждении, был проект в старшей группе «Метеостанция». Чтобы повысить интерес к экспериментированию и наблюдениям, активизировать работу по экологическому воспитанию, воспитателями была разработана и реализована информационно - исследовательская метеостанция.
С ее созданием у педагогов появилась возможность уйти от стереотипов в наблюдениях на прогулках и погрузить детей в мир исследований и открытий.
Теперь воспитатели могут не только в теории рассказывать об изменениях погоды, а и закреплять полученные знания на практике.
К изготовлению метеостанции были привлечены родители воспитанников. Были изготовлены метеорологическая будка, флюгер, солнечные часы, зона для образовательной деятельности. Будка была оборудована термометрами, на солнце и в тени, осадкомером, ветрячками, гигрометром и другим оборудованием для проведения наблюдений и опытов.
Метеостанция в ДОУ помогает детям понимать природу, анализировать и делать выводы. Она помогает педагогам разнообразить ежедневные прогулки детей на свежем воздухе и познакомить их с точными науками, с миром исследований и открытий. Этот метод помогает детям разобраться в причинно-следственных связях, что очень важно для понимания экологических закономерностей и для жизни вообще.
В нашем учреждении проектная деятельность реализуется на постоянной основе. Для активизации работы педагогов в этом направлении была найдена такая форма публичной презентации проектной деятельности как конкурс проектов. Содержание работы над проектами не противоречит содержанию образовательной программы дошкольного образования, направлено на реализацию требований государственного образовательного стандарта ЛНР по познавательному развитию детей дошкольного возраста. Реализация предложенных в проектах содержания происходит не только через проведение серий занятий, а через организацию специальной предметно-развивающей среды в группах, на участках, включение детей в практическую поисковую или исследовательскую деятельность. Творческая атмосфера, правильно организованный педагогический процесс, вовлеченность воспитанников и их родителей позволяют применять проектную деятельность в экологическом воспитании детей дошкольного возраста и получать высокий уровень усвоения знаний и навыков. Таким образом, не перегружая сетку НОД в целом, предложенный материал систематизирует знания ребенка о природе, учит бережному отношению к ней, формируются элементарные трудовые навыки по уходу за растениями. Наши дети научились давать оценку своим действиям и действиям других людей по отношению к природе. Помимо этого улучшился контакт с семьями воспитанников.
С помощью проектной деятельности мы развиваем у детей нравственное, гуманное отношение к природному миру, и вместе с тем совершенствуем внутренний мир самого дошкольника.
Литература
1. Довгопол И. И., Ивкова Т. А. Современные образовательные и педагогические технологии. С. : НАТА, 2007
2. 2. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду, Айрис - Пресс, 2010 г.
3. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании : методическое пособие.
4. Николаева С. Н. Юный эколог : Программа и условия её реализации в детском саду. - М. : Мозаика - Синтез, 1999.
5. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М. : Мозаика-Синтез, 2014.
6. Голицина Н. С., Сенновская И. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М., 2015.