лариса кочемирова
Проектная «Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста средствами фольклорных форм»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Паспорт проекта3
2. Описание проекта 6
3. Заключение 8
4. Список литературы10
5. Приложение11
Паспорт проекта
Тип проекта :
• по продолжительности: долгосрочный;
• по форме организации : детско – взрослый, групповой;
• по направленности: досугово-познавательный.
Актуальность темы:
В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезает его красота, образность. Исключительно мал, примитивен словарный запас большинства взрослых и детей.
Публикация «Проектная „Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста средствами фольклорных форм“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Фольклор. Проекты, планы
- Темочки
И поэтому считаю актуальным показать детям красоту русского народа через устное народное творчество.
Работая с детьми, заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью - умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Поэтому, для себя лично, вывела такое правило: «Если моя речь, речь педагога, будет образной, красочной, насыщенной сравнениями, эпитетами, метафорами, а это чаще всего мы черпаем с истоков устного народного творчества, то решу сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову и от слова к объекту!» Пришла к выводу: «Что детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном».
Потешки, прибаутки удовлетворяют детское «требование» радости, развивают воображение.
Загадки знакомят детей с радостью мышления, направляют внимание на предметы, явления и их признаки, побуждают проникать глубже в смысл словесных обозначений этих предметов.
Припевки, колядки, дразнилки, скороговорки, чистоговорки легко воспринимаются детьми, так как содержат элементы игры, способствуют развитию дыхательного аппарата, четкой дикции, нормального темпа речи, помогают окрепнуть детским голосам, обогащают и развивают речь.
Песни поддерживают интерес к поэтическому слову, развивают чувство юмора, помогают воспитывать жизнерадостных детей.
Народные игры (словесные, подвижные, хороводные) влияют на развитие характера, силы воли, нравственных чувств ребенка.
Огромное значение имеет так же и детское творчество : сочинение загадок, считалок, придумывание «фольклористических» сказок.
Цель проекта : развитие связной речи детей путем ознакомления с устным народным творчеством.
Задачи проекта :
• Приобщать детей к истокам и традициям русского народа;
• Прививать любовь к разным жанрам фольклора (потешкам, пословицам, поговоркам, считалкам, скороговоркам)
• Способствовать освоению богатств родного языка, обогащению словаря яркими красочными выражениями;
• Формировать навыки связной речи в процессе создания «фольклористических» сказок (превращение произведений фольклора в сказки);
• Воспитывать культуру, моральные нормы поведения общения.
Длительность реализации проекта :Октябрь – апрель
Участники проекта :
• дети старшего дошкольного возраста;
• родители воспитанников;
• воспитатели группы;
• старший воспитатель;
• музыкальный руководитель.
План реализации проекта : реализация проекта будет проходить в три этапа:
1. Подготовительный этап: подбор фольклорных произведений и разработка перспективного плана, разработка плана тематических мероприятий
2. Основной этап: знакомство с праздниками, обычаями и традициями русского народа, с жанрами детского фольклора, с народным календарем природоведческого характера.
3. Заключительный этап:
-Развлечения, посвященные русским народным праздникам: «Кузьминки», «Коляда», «Масленица»;
- Круглый стол с участниками на тему: «Умные речи и слушать приятно».
Планируемые результаты:
• Воспитать ребенка, имеющего представление о культуре и моральных нормах поведения, общения.
• Формировать умение использовать в своей речи яркие, красочные выражения из различных жанров фольклора.
Продукт проектной деятельности
Оформление выставки детских работ на тему «Наши загадки».
Изготовление каталога «Фольклористические сказки».
Описание проекта
Подготовительный этап:
1. Для успешной реализации проекта необходимо создание предметно-развивающей среды.
- оборудовала «Центр фольклора», в который входят:
*Каталоги фольклорных произведений :загадок, потешек, пословиц, скороговорок.
*Картотекис играми по культуре и технике речи, ритмопластике, пальчиковых игр.
*Опорные схемы для рассказывания произведений.
*Коврограф - удобен для раскладывания персонажей фольклора.
*Атрибуты к инсценировкам.
*Книги с крупным и понятным детям шрифтом.
*Коллекция фарфоровых кукол ручной работы для ознакомления детей с обычаями, играми различных регионов России.
* Различные виды театра: би-ба-бо, пальчиковый, ложковый, резиновый, деревянный, театр мягкой игрушки.
2. Работа с родителями:
*Выставка каталогов и книг с произведениями фольклора;
* Сообщения на тему «Жанры устного народного творчества и их познавательно-развивающее значение»;
* Консультации и ширмы-передвижки на тему «Фольклор в жизни ребенка»;
* Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для игр-инсценировок по потешкам и сказкам.
Основной этап работы:
Работу начала с развития монологической и диалогической речи: (драматизация песенки «Перчатки», потешка «Курочка-рябушечка»); с развития умения эмоционально общаться, произношению скороговорок.
В старшем возрасте значительно расширяется содержание театральной деятельности за счет самостоятельного выбора детей, привлекала детей к творческой работе для развития навыков без конфликтного общения.
Знакомство детей с фольклорными произведениями :
* Использую в работе считалки (Эй, Иван, полезай в стакан…», жеребьевки («Первые – горелые…», дразнилки (Андрей-воробей, не гоняй голубей», поддевки («Жадина-говядина, пословицы («Семеро одного не ждут», загадки («Желтая курица у забора дуется», приметы («Много ягод рябины осенью – к холодной зиме»). Это любимая форма детского самовыражения.
* Различные игры:
-Хороводные («По малину в сад пойдем», «Веснянка», «Заинька, попляши»);
-Подвижные («Гори, гори ясно», «Колечко», «Воевода», «Тетера»);
-Игры-драматизации («Кисонька-мурысонька», «Перчатки»).
*В старшей группе на первый план выходит творческая работа с детьми по составлению «фольклористических» сказок (превращение пословиц, загадок, потешек, считалок в сказки). Например: пословицу «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь» переделываем в сказку.
*Знакомство детей с праздниками, обычаями, традициями русского народа: «Зимние святки» - колядование и ряжение, «Кузьминки» - проводы осени, «Зимние посиделки», «Веснянка», «Фольклорная мозаика». Работа строится в форме бесед, посиделок, сказочных путешествий, вечеров сказок, литературных викторин.
* Рисование: «Загадаю загадку – нарисуй отгадку», «Нет лучшего дружка, чем родная матушка».
* Изготовление родителями с детьми атрибутов для игр-инсценировок по потешкам и сказкам (шапочки и перчатки для драматизации потешки «Перчатки», «Кот Васька», «Кисонька-мурысонька»)
Считаю, что именно такие формы работы являются наиболее эффективным средством раскрепощения личности каждого ребенка, проявления инициативы, интересов, способностей. Вместе с детьми мы готовим рукописные книги по произведениям фольклора, по произведениям собственного творчества.
Заключительный этап:
*Вконце года провожу заключительное развлечение «Фольклорная мозаика», в котором принимают участие родители, педагоги, в качестве зрителей приглашаются дети младших групп.
* Круглый стол с участниками на тему: «Умные речи и слушать приятно», где за самоваром и чашкой чая проводится викторина, в которой дети соревнуются в умении использовать в своей речи яркие образные выражения (пословицы, поговорки, загадки).
* Выставка детских работ на тему «Я загадку загадаю – нарисуй отгадку» (с использованием загадок, «Своя земля и в горсти мила» (к Дню Победы).
Заключение
Таким образом, в результате систематической работы с детьми выявляется положительная динамика:
-в развитии речевого творчества детей средствами фольклорных форм;
-обогащается словарь детей яркими красочными выражениями;
-Формируются навыки связной речи в процессе создания «фольклористических» сказок (превращение произведений фольклора в сказки);
-воспитывается культура, моральные нормы поведения и общения.
Для проведения диагностики по развитию речи детей, использую диагностический инструментарий, разработанный на основе педагогических технологий «Развитие речи и знакомство с художественной литературой» под редакцией Н. А. Карпухиной, «Интегрированные занятия в детском саду» автор-составитель А. В. Аджи, методического пособия «Истоки русской народной культуры в детском саду» автор-составитель И. Г. Гаврилова разработала перспективный план работы. Диагностика направлена на изучение уровня речевой активности и игровых позиций детей. Чтобы проследить, как влияет фольклор на уровень развития речи детей, ежегодно провожу диагностику детей в начале и конце года.
группа дата Компоненты речи
ЗКР Сло-
варь Грамма-
тичес
кий
строй Интонацион-
наявырази
тельность
речи Связная речь Харак
теро-
логическ. особен-
ности детей
Старшая Октябрь
2015 В – 55
С - 32
Н – 13 В – 56
С - 36
Н - 8
В – 62
С - 30
Н - 8 В – 55
С - 37
Н – 8 В – 52
С - 40
Н - 8 В – 65
С - 28
Н - 7
Апрель
2016
В – 65
С - 27
Н - 8 В – 67
С - 33
Н - 0
В – 75
С - 35
Н - 0 В – 62
С - 38
Н - 0 В – 62
С - 30
Н - 8 В – 72
С - 28
Н - 0
Свою работу хочу закончить словами К. Д. Ушинского:
Фольклорное слово…
«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель. Оно знакомит его с характером окружающих людей, с обществом, среди которого живет, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк. Оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик …»