Садретдинова Гульсина
Проектная работа по развитию речи в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать +Заказ
Актуальность проекта :
Речь детей очень краткая и невыразительная, ответы на вопросы односложные, словарный запас недостаточно обширный, при выступлениях на публику присутствует психологический зажим, что отражается на содержании и форме выступлений детей, имеются ошибки при построении предложений, сочетании слов, образовании новых форм слова.
В настоящее время в эпоху компьютерных игр и обилия интерактивных пособий, когда малышей сложно увлечь чтением, педагоги прибегают к различным средствам, чтобы привлечь внимание детей их родителей к книге. Существуют различные примеры, методы технологии и проекты, которые способствуют развитию интереса к детской книге и культуре чтения у детей их родителей.
Публикация «Проектная работа по развитию речи в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
Сегодня перед воспитателем в детском саду стоит трудная задача: напомнить родителям о том, что именно художественная литература обеспечивает культурное развитие ребенка, формируют и его речь, и языковую культуру, сеет маленькую душу первые ростки нравственности.
Цель проекта :
развивать связную речь детей, обогащать словарный запас через игровую деятельность, развитие умений говорения и слушания, обогащение активного, пассивного и потенциального словаря ребенка, использование технологии "Сторисек" для развития речи детей старшего возраста.
Задачи проекта :
- чтение хороших книг
- расширение кругозора
- пополнение и расширение словарного запаса
- развитие навыков осмысленного чтения
- навыков обсуждения художественного произведения
- социальных навыков
- стимулирование интереса к книге.
Ожидаемые результаты:
• активизировать познавательную деятельность детей;
• успешное овладение грамотной и связной речью;
• повысить интерес детей к чтению книг;
• выразительная передача мимикой и движениями эмоциональных состояний героев сказок;
• усиление интереса к занятиям;
• повыситься культурный уровень дошкольников;
• родителей вовлечь в единое пространство "семья-детский сад"
Участники проекта : воспитанники старшей и подготовительной группы, родители, воспитатели.
Тип проекта : долгосрочный (старшая и подготовительная группа, групповой, информационно - накопительный, творческий.
Образовательная область:
познание, коммуникация, творчество, социализация, игровая деятельность.
Приоритетная познавательная область: речевое развитие, художественно - эстетическое развитие.
Необходимое оборудование: наглядный, иллюстрационный материал, подбор художественной литературы, материал для художественного творчества, дидактические игры, словесные игры, костюмы, маски, аудио записи.
Этапы реализация проекта :
1 этап - подготовительный
- составление плана работы;
- подготовка книг для развития речи детей;
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2 этап - практический
- работа с детьми в развитии речи дошкольников;
- разработать цикл занятий, мероприятий, развлечений, игр-имитаций по теме проекта;
- разработать систему педагогических воздействий по развитию речи детей с использованием технологии “Сторисек”.
Тематические занятия включают в себя следующие моменты:
• Введение в образовательную деятельность: рассматривание «мешка историй» и ярко иллюстрированной книги.
• Чтение произведения в формате «сторисек».
• Анализ содержания произведения посредством работы с «мешком историй» : нахождение героев, угадывание звуков, мест, запахов и т. д., рассматривание карточек – знаков – таблиц; информация из толкового словаря, словесные и подвижные игры и т. д.
• Продуктивная деятельность: создание макетов, составление картины, коллажа, лепка, аппликация или рисование героев
3 этап - заключительный
- работа с родителями :
- консультации по теме проекта;
- создание мешков с приобщением родителей;
Методы и приёмы, используемые на проекте :
Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация книг, показ способов действий.
Словесный метод: коллективное чтение, сочинение сказок, прослушивание аудио записи.
Игровой метод: игры - драматизации, игры - инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры.
План реализации проекта :
Этапы работы над созданием Сторисека.
Подготовительный этап.
• Определяется произведение детской художественной литературы, которому посвящается «Сторисек».
Критерии отбора книги:
- книга, соответствующая возрасту детей;
- качественные иллюстрации.
2. Подготавливается мешок (чемодан) для комплекта материалов.
3. Подбираются остальные компоненты для комплекта;
4. Разрабатываются литературные игры;
5. Разрабатываются «Шпаргалки для взрослых»;
6. Красочно оформляется опись готового «Сторисека».
Этап продвижения.
На этом этапе подготавливаются анонсы мероприятий по «сторисекам»;
Основной этап.
1. Работа с художественным произведением (чтение, вопросы по содержанию, рассматривание иллюстраций).
2. Работа с научно-популярной книгой (предложите поделиться своими впечатлениями об иллюстрациях; вспомните понравившиеся факты, например, о животных; составьте список вопросов, на которые дети хотели бы узнать ответы).
3. Работа с аудиокнигой (коллективное прослушивание с одновременным рисованием, раскрашиванием.).
Завершающий этап.
Собираются впечатления о книге (произведении, уточняется запрос детей.
Сторисек по сказкам
Компоненты для Сторисека по сказкам:
1. Красочно оформляется опись готового «Сторисека».
2. Мешок (чемодан).
3. Сказка
4. Биография автора (интересные факты из жизни).
5. Аудио сказка (CD).
6. Мультфильм (DVD).
7. Загадки про животных и овощах.
8. Маски, игрушки – прообразы героев сказки.
9. Муляжи
10. Шнуровка с изображением.
11. Трафареты.
12. Раскраски по сказке и карандаши.
13. Настольные игры.
14. Научно - познавательные энциклопедии.
15. Режиссёрские игры (предложить составить свою версию сценария).
16. Игра «Допиши рассказ» - необходимо сочинить продолжение к книге (как домашнее задание с родителями).
17. Игра «Крокодил» - с помощью мимики и пантомимики изобразить героев произведения.
18. «Найди пословицу» - подбор и объяснение, почему выбрали эту пословицу, найди лишнюю пословицу.
19. Игра «История слов» - работа по расширению словаря по объяснению новых слов.
20. Сюжетно-ролевые игры по мотивам произведения.
21. Викторины.
22. Создание коллажа из картинок.
23. Скороговорки.
Главное условие: все игры необходимо соотнести с произведением.
Литература:
• Лынская, М. И. Методические рекомендации по проведению «Сторисек» [Электронный ресурс]/М. И. Лынская.
• Мутав, Л. Работа со «Сторисеком» [Электронный ресурс] / Л. Мутав // Чтение на евразийском перекрестке. Интеллектуальный форум чтения : сборник материалов форума (27–28 мая 2010 г.).
• Мутав, Л. Удовольствие от совместного чтения. Проектный метод «STORYSACK» (сторисек) / Л. Мутав // Библиотечное дело. – 2008. – № 23. – С. 41-43.