Валентина Посохова
Консультация для педагогов «Волевое развитие в дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Волевое развитие в дошкольном возрасте
Воля — это способность сознательно регулировать собственные действия и поведение для преодоления препятствий, возникающих на пути к достижению же-лаемой цели. Волевое развитие маленьких детей заключается в переходе от непод-властных (импульсивных) действий к подвластным, контролируемым.
Публикация «Консультация для педагогов „Волевое развитие в дошкольном возрасте“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Существенными компонентами волевого действия выступают возникновение побуждения, осознание и борьба мотивов, принятие решения и исполнение. Воле-вое действие обобщенно характеризуется целеустремленностью, как сознательной направленностью человека на определенный результат деятельности. Первый этап волевого действия связан с инициативностью, выражающейся в постановке соб-ственных целей, и самостоятельностью, проявляющейся в умении противостоять воздействию других людей. Решительность характеризует этап борьбы мотивов и принятие решения. Преодоление препятствий в достижении целей на этапе испол-нения отражается в сознательном волевом усилии, предполагающем мобилизацию своих сил.
Важнейшее приобретение дошкольного возраста состоит в превращении по-ведения ребенка из «полевого» в «волевое» (А. Н. Леонтьев). Главные характери-стики «полевого» поведения пред дошкольника - импульсивность и ситуатив-ность. Ребенок действует не задумываясь, под влиянием спонтанно возникших пе-реживаний. А цели и содержание его деятельности определяются внешними пред-метами, компонентами ситуации, в которой находится малыш. Так, увидев куклу, ребенок приступает к ее кормлению. Если в поле его зрения попала книжка, то он тут же бросает куклу и начинает увлеченно рассматривать картинки.
В дошкольном возрасте происходит становление волевого действия. Ребенок овладевает целеполаганием, планированием, контролем.
Волевой ребёнок владеет своим поведением, умеет планировать, контроли-ровать и достигать намеченной цели.
Волевой малыш должен обладать следующими качествами:
1. Дисциплинированность — способность подчинять свои действия обще-ственным нормам.
2. Решительность — волевое качество, позволяет в краткие сроки выбрать це-ли и способы их достижения. Нерешительные люди всё время пересматри-вают уже принятые решения.
3. Смелость. Помогает преодолеть страх и растерянность, не пугаться ответ-ственной работы, неудач. При этом смелость подразумевает учёт грозящих опасностей, а не их преуменьшение.
4. Настойчивость. Позволяет довести до конца начатое.
5. Самостоятельность — волевое свойство, позволяющее самому устанавли-вать цели, без сторонней помощи выбирать пути их достижения. Противо-положность самостоятельности — внушаемость, когда дитё легко поддаётся влиянию окружающих, действует согласно чужим советам, руководствуется чужим мнением.
6. Инициативность — способность действовать активно, творчески.
7. Целеустремлённость — волевое свойство, готовность отдать все силы, что-бы достичь цели. При этом необходимо отбросить всё лишнее, ненужное.
8. Самообладание — качество, обратное импульсивности, сдерживающее про-явление эмоций.
Такое волевое качество как настойчивость нельзя путать с упрямством. По-следнее проявляется в признании только собственного мнения, которое порой бы-вает ошибочным, и стремлении руководствоваться им во всех своих действиях.
На волевое развитие (как и на нравственное) большое влияние оказывает личный пример взрослого (мамы, папы, воспитателя). Взрослый человек способен вложить в сознание ребёнка ряд правил, ритуалов и моделей поведения, рассказы-вая реальные ситуации из своей жизни или демонстрируя свою силу воли на прак-тике. Необходимо дать понять, что во взрослой жизни порой приходится сталки-ваться с различными трудностями и необходимо побороть самого себя, чтобы преодолеть их.