зиля хабибуллина
Обобщение опыта работы педагога-психолога «Развитие эмоционально-волевой сферы детей 6–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение опыта работы педагога-психолога по теме : «Развитие эмоционально-волевой сферы детей 6-7лет»
Дошкольный возраст - время активного вхождения ребенка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, пробуждению гуманных чувств. Высокая эмоциональная отзывчивость, яркая окрашенность психической жизни и практического опыта составляет характерную особенность дошкольного возраста. В этот период развития ребенка важно дать правильное направление эмоциональному развитию ребенка, побудить в восприимчивой детской душе гуманные чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению.
Публикация «Обобщение опыта работы педагога-психолога „Развитие эмоционально-волевой сферы детей 6–7 лет“» размещена в разделах
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Подготовительная группа
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В последние годы в системе дошкольного образования стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка, при этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Современные дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией, постоянными переменами, быстротечностью событий. Живое общение с взрослыми, или другими детьми постепенно заменяется для них просмотром передач, фильмов, компьютерными играми. Дети часто повторяют увиденное на экране. При этом у него не хватает запасов физического, психического здоровья, чтобы справляться с такими нагрузками. Дети становятся импульсивными, им трудно контролировать свои эмоции, понимать собственные переживания и чувства других людей. А без этого невозможно становление гармонично развитой личности.
В процессе развития у ребенка происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не изменяется. Ее необходимо развивать.
Академик В. М. Бехтеров подчеркивал необходимость приобретения навыков в трех взаимосвязанных сферах : чувства, ума и воли. Без хотя бы одного из данных компонентов не сформируется основа для творчества и дальнейшего развития личности. Поэтому проведение целенаправленной работы с детьми по развитию их эмоционального мира также необходимо, как развитие познавательной сферы и морально-волевых качеств ребенка.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников и младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники неспособны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями.
Формирование эмоций, коррекция недостатков эмоциональной и коммуникативной сфер должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных задач воспитания, как компонент социально-личностного направления развития ребенка 6-7 лет. Именно эти вопросы и легли в основу работы поразвитию эмоционально-волевой сферы детей 6-7 лет.
Подчеркивая значение эмоциональных факторов, Л. С. Выготский писал: «Жизненный путь личности – это история ее переживаний», эмоциональный опыт современного ребенка (опыт его переживаний, может иметь как положительную, так и негативную окрашенность, что оказывает самое непосредственное влияние на его будущую жизнь. Современные научные данные убедительно показывают, что результатом положительно-правильного эмоционального детского опыта является доверие к миру, открытость, готовность к взаимодействию с окружающими людьми. Это обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности.
Работа по развитию эмоционально-волевой сферы проводилась на базе МБДОУ № 151. Мною была разработана Программа «Понимаю тебя без слов»
В Программе «Понимаю тебя без слов» используются элементы различных видов терапии (сказкотерапии, изотерапии, музыкотерапии, игротерапии и т. д.). Представленная Программа может быть использована педагогами-психологами, с целью организации успешной социализации, развития эмоциональной и личностной сферы старшего дошкольника.
Известно, что естественным способом познания мира для ребенка любого возраста является сказка и игра. У детей сильно развит механизм идентификации, т. е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей и образцов… Сказка стала основой всех занятий в данной Программе. С помощью сказки ребенку легче привить социально «правильные» моральные нормы и ценности, различать добро и зло.
Элементы изотерапии, которые применяются в Программе, помогают детям поставить себя на место другого человека или персонажа рисунка и выразить свое отношение к нему. Именно цвета красок зачастую помогают выразить эмоциональное состояние ребенка, которому трудно словесно объяснить свои чувства и эмоции.
Элементы музыкотерапии способны пробуждать в детях богатые зрительные образы, вызывать сильные чувства. Музыкальное сопровождение помогает усилить восприятие эмоционального состояния той или иной ситуации.
Поскольку ведущей деятельностью у детей является игра, она является неотъемлемой частью любой Программы. Именно элементы игротерапии способствуют созданию близких отношений между участниками группы. Она изначально приятна для детей, не имеет побочных действий или осложнений.
Программа реализуется в свободное время по плану самообразования. Занятия с детьми проводятся 1 раз в неделю. Длительность 30 минут. Работа по каждому из разделов дополняется задачами, связанными профилактикой и торможением отрицательных эмоций. Их решение достигается как в процессе индивидуальных, так и групповых занятий с детьми, как психологом, так и воспитателем.
В начале учебного года проводятся традиционные выступления на родительских собраниях на тему «Эмоционально-волевое развитие детей дошкольного возраста». Ежемесячное обновление информации в уголках групп. Подбор и распространение специальной психолого-педагогической литературы.
Периодические выставки детских работ по результатам продуктивной деятельности;
Контрольная диагностика результативности проведенной работы с детьми по Программе «Понимаю тебя без слов».
Привлечение к сотрудничеству родителей, является неотъемлемой частью в работе с детьми. При проведении родительских собраний давно отошли от старых методов с использованием лекций, консультаций. Новые формы - это либо практикумы, где мы играем с родителями в игры, которые они могут использовать дома, либо круглые столы, где мы обсуждаем вопросы воспитания, родители делятся опытом семейного воспитания, либо это тренинги, семейные гостиные, где родители получают позитивные эмоции, учатся саморегуляции, а также получают печатную информацию для родителей – это папки-передвижки, буклеты, все то, что можно взять домой и ознакомится на досуге.
Психологическое комфортное пребывание детей в детском саду зависит, прежде всего, от воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Для воспитателей проводятся семинары-практикумы с целью знакомства с новыми формами работы с детьми по развитию эмоционально-волевой сферы. Все методы и приемы, которые предлагаются использовать в работе с детьми, на практике проводятся и с воспитателями.
В содержании развивающей работы по программе «Понимаю тебя без слов» учтены Федеральные государственные образовательные стандарты в части реализации социально-личностного направления дошкольников.
Программа направлена на развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формировании готовности к совместной деятельности со сверстниками, на усвоение норм ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
Структура программы включает три основных раздела:
- Целевой раздел
- Содержательный раздел
- Организационный раздел.
Цель развивающей Программы - повышение знаний детей своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений с другими людьми и гармонизация развития их личности в целом.
В соответствии с этой целью решаются следующие задачи:
1. Расширить знания детей о средствах общения и способах их выражения;
2. Помочь в познании эмоциональных состояний, пополнять активный словарный запас детей словесными обозначениями эмоций;
3. Способствовать обогащению эмоциональной сферы детей;
4. Дать понятие о разделение эмоций на положительные и отрицательные;
5. Вырабатывать у детей положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; проектировать их нежелательные черты характера и поведения;
6. Обучить способам регуляции эмоциональных состояний, элементам расслабления;
7. Помочь осознать, что переживаемые проблемы являются распространенными;
8. Учить доверять себе и другим людям;
9. Приобщить к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Программа обеспечивает развитие детей в пяти взаимодополняющих образовательных областях:
- социально-коммуникативное развитие (доминантная область);
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Программа рассчитана для детей с нарушениями эмоционально-волевой и коммуникативной сфер личности старшего дошкольного возраста. В профилактических целях данную программу можно использовать при работе с детьми, с целью социализации детей в переходных период их дошкольного звена в начальную школу.
Реализация Программы осуществляется по плану самообразования в свободное время.
Для проведения занятий с детьми необходимо: наличие «защищенного», безопасного пространства – исключить присутствие посторонних, не участвующих в процессе людей.
Развивающая предметно-пространственная среда способствует социализации, своевременному физическому, сенсорному и познавательному развитию, удовлетворению потребности в общении у детей. Для организации развивающей работы с детьми в группе необходимо:
• определение достаточного места для ходьбы, бега. Игры с мячами, каталками;
• наличие игровых материалов (плюшевые игрушки, мячи, обручи, шары и т. д.);
• для индивидуальной работы с детьми : наличие отдельного кабинета педагога-психолога с насыщенной предметно-пространственной средой (песок, вода, игрушки, магнитофон и т. д).
Для подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми в кабинете имеется:
• материал для практической деятельности детей;
• раздаточный, демонстрационный тематический материал;
• методическая литература и пособие;
• игровой материал.
Программа «Понимаю тебя без слов» имеет три раздела:
Раздел 1. «Как можно общаться без слов»
В данном разделе занятия направлены на формирование устойчивых и богатых представлений о разнообразии человеческого облика: мимике, жестах, походке, осанке, голосе, особенностях речи, проявлениях эмоции. На занятиях дети учатся вступать в процесс общения на основе восприятия и анализа особенностей партнеров по общению и ситуации общения, устанавливать контакт с помощью речевых и неречевых средств общения, соотносить средства вербального и невербального общения в разных ситуациях общения. Развиваются мимические и пантомимические способности, выразительность речи. Формируется умение выражать содержание общения различными способами.
Раздел 2. «Такие разные эмоции»
Раздел представляет собой ряд занятий направленных на расширение представлений детей об эмоциях, о причинах их возникновения. Делается акцент на то, что эмоции бываю положительные (радость, отрицательные (злость, гнев, обида). Дети учатся внимательно относиться к партнерам по общению; интерпретировать разнообразное выражение эмоций в жизненных ситуациях, а также в изображениях на иллюстрациях, фотографиях; замечать и понимать положительные и отрицательные стороны в поведении людей, объяснять их поведение, мотивы поступков.
Раздел 3. Итоговое занятие «Ценность эмоций»
Данный раздел направлен на формирование у детей понимания того, что эмоции, независимо от того, положительные они или отрицательные нужны для общения людей между собой.
После цикла проведенных развивающих занятий, у детей наблюдается значительная динамика в развитии эмоционально-волевой сферы. Дети лучше распознают и адекватно проявляют различные эмоциональные состояния. Узнают о способах снятия напряжения. Учатся произвольно управлять своими эмоциями. Познают себя, свои индивидуальные психологические способности на допустимом для данного возраста уровне. Осознают свои чувства, переживания, потребностей через конкретные образы и действия. Начинают чувствовать уверенность в себе, в своих силах.
Таким образом, можно сказать, что проведенная работа с детьми имеет результативность. Дети, с которыми велась работа по профилактике и развитию эмоционально-волевой сферы имеют положительную динамику в развитии.