юля захарова
Развитие речи детей 2–3 лет через театральную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд№1
Театр – искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты”.
К. С. Станиславский
О роли театрального искусства в воспитании детей известно давно.
Л. Макаренко называл театр одним из самых любимых зрелищ дошкольников, привлекающим своей яркостью, красочностью, динамикой, доставляющим большое удовольствие и много радости.
Публикация «Развитие речи детей 2–3 лет через театральную деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности.
Работая с детьми раннего возраста, я столкнулась с тем, что у детей плохо развита связная монологическая речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, испытывают трудности при пересказе коротких литературных произведений.
Поэтому, как основную тему самообразования на данный учебный год я выбрала: «Развитие речи детей 2-3 лет через театральную деятельность».
Данная тема выбрана мной не случайно, так как в последнее время возросло число детей с нарушениями речи и недостаточно сформированным словарным запасом.
Речь – это важная функция человека, при помощи которой он познаёт мир.
Связная речь — высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.
Слайд № 2
Основная цель моей работы – это развитие речи в целом через творческие способности детей путём организации театрализованной деятельности с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Слайд №3
Для реализации цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
2. Обогащать словарь детей, активизировать его.
3. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
4. Воспитывать положительное отношение к театральным играм, желание играть с театральными куклами, эмоционально-положительное отношение к сверстникам, воспитание уверенности в себе.
5. Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами -игрушками.
Мои наблюдения показывают, что театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее ярко и полно проявляется принцип обучения: учить играя. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Мой опыт показывает, что дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, учатся перевоплощаться в тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, принимают черты характера персонажа, мимику и жесты. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка. Малыш во время игры чувствует себя раскованно и свободно.
Слайд №4
Театрализованная деятельность в детском саду направлена на:
• На развитие у ее участников ощущений, чувств, эмоций;
• На развитие мышления, воображения, внимания, памяти;
• На развитие фантазии;
• На формирование волевых качеств;
• На развитие многих навыков и умений (речевых, коммуникативных, организаторских, двигательных и т. д.)
Слайд № 5
Театрализованная игра влияет на развитие речи ребенка :
• Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса;
• Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства (динамику, темп, интонацию и др.);
• Совершенствует артикуляционный аппарат;
• Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная, выразительная речь.
В детском саду имеется большое разнообразие видов театров. В работе с детьми раннего возраста я использую следующие виды театров :
Слайд №6
Пальчиковый театр - способствует развитию речи, внимания, памяти; формирует пространственные представления; развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений; повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.
Слайд №7
Настольный театр - помогает учить детей координировать движения рук и глаз; сопровождать движения пальцев речью; побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.
слайд № 8-9
Театр на перчатке или перчаточный театр - оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с нарушениями речи, неврозами; помогает справиться с переживаниями, страхами; перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети.
Для достижения высоких результатов в развитии речи детей раннего возраста театрализованная деятельность требует большой предварительной работы и активности всех участников образовательных отношений (педагогов, детей и родителей).
Слайд №10-11
Рассмотрим этапы работы:
Подготовительный этап:
1. Подбор методической литературы.
2. Приготовление материалов для совместной деятельности с детьми (краски, карандаши, пластилин.). Специально подобранные сказки для детей младшего дошкольного возраста.
3. Изготовление атрибутов в театральный уголок совместно с родителями.
слайд № 12- 13
Практический этап:
1. Беседа с детьми на тему: «В гостях у сказки» с опорой на наглядный материал; беседа на тему: «Знакомство с театром», «Знакомство со сказочными героями».
2. Показ детям пальчикового театра «Колобок». Показ детям театра кукол на столе «Теремок». Показ театра кукол, «Курочка ряба», «Репка».
3 Сюжетно – ролевые игры «Колобок», «Теремок», «Репка».
4 Конструктивно-модельная деятельность : «Построим домик для колобка», «Построим теремок».
5. Работа с одним из видов театра Теремок (диалоги).
6. Игра - имитации: «Петушок», «Лесные жители», «Озорные пальчики».
7. Дидактические игры: «Кто как кричит», «Угадай, что звучит», «Медвежата мед едят», «Позови свою маму», «Угадай, кто позвал», «Разрезанные картинки», «Собери сказку».
8. Подвижные игры: «У медведя во бору», «Курочка и цыплята».
10. Рисование. Раскрашивание «Курочка ряба», «Колобок катиться по дорожке».
слайд № 14
11. Чтение русских народных сказок.
12. Работа с родителями: помощь в оформлении театрального уголка (ширма, пальчиковый театр «Колобок», театр на ложках «Курочка Ряба»).
слайд №15
13. Просвещение родителей через родительский уголок на тему «Театрализованная деятельность в детском саду», «Развиваем творчество у самых маленьких», «Театр дома».
14. Смотр-конкурс среди родителей «Театр на ладони» (пополнение театрализованного уголка новыми персонажами).
15. Заключительный этап – это итоговое мероприятие постановка театра.
Раннее детство является сензитивным периодом к усвоению речи. И я
считаю, что театрализованная деятельность в этот период оказывает огромное влияние на развитие речи детей раннего возраста.
Организовывать театрализованные игры с детьми нужно обязательно. И обязательно в сотрудничестве с родителями. Родители нашей группы всегда являются активными участниками и помощниками в создании условий для постановки спектакля, в подготовке атрибутов, костюмов, различных видов театра. Только работая в тесном сотрудничестве можно добиться положительных результатов в своей работе.