Ольга Силкова
Проектная деятельность «Все о синем цвете»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта :
Закрепление основных цветов, умение находить предметы определенного цвета вокруг себя.
Задачи проекта :
1. Закреплять знания цветового спектра у детей.
2. Учить детей различать теплые и холодные тона, сопоставлять их с предметами. Упражнять в умении называть цвет и его оттенки.
3. Развивать цветовое восприятие, внимание, наблюдательность, расширять знания о материалах, их которых состоят предметы.
4. Воспитывать чувство прекрасного к окружающему миру.
Актуальность проекта.
Темочки:
Проект разработан для того, чтобы дошкольники получили больше впечатлений и приобрели практический опыт взаимодействия с цветом. Цвет является одним из важных средств художественной выразительности, передачи отношения к создаваемому образу; он помогает выявить основные свойства предметов, дает возможность каждому ребенку в процессе рисования проявить свою индивидуальность. В процессе разнообразных дидактических игр дети учатся выделять цвет предметов, называть оттенки и цвета, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству в цвете. Все эти действия развивают и закрепляют знания и представления детей о цвете, способствуют формированию чувства цвета.
Дидактические игры, предшествующие изобразительной деятельности, готовят детей к более свободному и точному отражению цветов и оттенков в рисовании, аппликации. Формы и методы работы с детьми применяю самые разнообразные: беседы, наблюдения, опытническая деятельность, игры. Интеграция разных разделов Программы позволяет формировать у дошкольников более полные представления о цвете. Для решения поставленной цели не достаточно усилий только одного образовательного учреждения. Эффективность и результативность будет проявляться лишь в том случае, если дошкольное учреждение и семья будут сообща идти к намеченной цели. Для этого необходимо наладить такой прочный контакт с родителями воспитанников, чтобы они стали союзниками образовательного учреждения.
Разработка проекта :
• Появление синего цвета.
• Конспект занятия с использованием цветотерапии «Страна синего цвета»
• Интегрированное занятие по хромотерапии «Синий цвет».
• «Гжель загадочный синий цвет»
• Консультация для родителей. Ваш ребенок любит синий цвет.
• Прогулка «Наблюдение за небом»
• Игры «Капельки воды».
• Опыт «Окрашивание крахмала раствором йода в синий цвет».
• Оттенки синего цвета.
• Значение синего цвета и натуральные камни.
• Сказки: «Про синего барашка», «Пингвиненок, который мечтал стать синим».
• Стихи про синий цвет.
• Древние Египтяне первыми получили синий цвет.
Ожидаемый результат:
Получать и закреплять на практике знания о цветовом спектре, учить различать цвета, сопоставлять их с предметами, различать теплые и холодные тона. Развивать воображение, умения видеть характерные признаки предметов.
Тип проекта : Творческий, обучающий, групповой.
Срок реализации: 1 год.
Голубой и синий цвета.
Голубой цвет необычайно популярен в нашей стране. Его легко любить. Он очень комфортен, он успокаивает и утешает. Голубой цвет вызывает ощущение благополучия. Он ассоциируется с постоянством и задумчивостью, с верностью, надёжностью и честью.
Голубой является холодным цветом, что отвлекает от него внимание, в отличие от тёплых красных и жёлтых цветов, мгновенно привлекающих всеобщие взгляды.
В природе голубой цвет очень распространён. Зайдите в любой сад – и вы увидите васильки, ирисы, незабудки, дельфиниумы, гиацинты.
Разумеется, голубой цвет имеет множество разнообразных оттенков. Голубой может быть элегантным, светским и изысканным, а может показаться совершенно домашним и повседневным. Тёмно-синий цвет считается деловым, профессиональным и авторитетным. Яркий кобальт, сочетание синего и красного, считается глубоким, интригующим и радующим глаз. Бирюзовый и сапфировый цвета считаются смелыми.
Однако синий и голубой не так безопасны, как может показаться на первый взгляд. Голубой цвет довольно пассивен. Он часто воспринимается как скучный или меланхоличный. Некоторые считают синий цвет подавляющим и депрессивным. Но всё же, как правило. Синий и голубой цвета вполне безопасны и очень широко распространены.
Конспект занятия с использованием цветотерапии «Страна синего цвета»
Задачи:
1. расширение представлений детей о синем цвете;
2. развитие эмоционально-волевой сферы посредством улучшения настроения с помощью цвета;
3. воспитание эстетических чувств.
Материалы: предметы синего цвета, катушка с синими нитками, фотографии с изображением пейзажей, композиция «Звуки природы», синие домики из бумаги, карточки с изображение животных.
Ход:
- Ребята, сегодня нас с вами ждут увлекательные приключения, а все потому, что мы с вами отправимся в волшебную страну.
Чтение стихотворения «Путешествие в волшебную страну»
В радостные сети,
Из васильковых трав.
Приятно на рассвете,
Нырнуть как океан.
И солнце уже светило,
И птицы пели нам,
А мы всё с тобою ходили,
По зеленым по волнам.
И все это было,
И было все для нас.
Чудесные картины,
Нам рисовал наш капитан.
Он пригласил нас в гости,
Объехать много стран.
Увидеть как заходит солнце,
За дом наш земной шар.
Как много на всей планете,
Волшебных чудесных стран.
И каждый из нас художник
И каждый капитан.
- Ребята, а теперь посмотрите на стол, внимательно осмотрев предметы и скажите, как вы думаете, в какую чудесную страну мы с вами отправились? В страну какого цвета?
- Верно, мы с вами попали в волшебную страну цвета – Синюю страну! Мир – наполнен разнообразными красками и цветами. Согласитесь, ребята, без цветов все в этом мире было бы серым и скучным. А сегодня я хочу еще ближе вас познакомить с синим цветом, ведь недаром мы попали именно в Синюю страну!
- Синий цвет – цвет глубины, спокойствия, сознания и ума.
- Давайте теперь снова внимательно посмотрим на стол, где у нас находятся предметы синего цвета, назовем их и попытаемся вспомнить, для чего они предназначены.
- А скажите, пожалуйста, что в природе бывает синего цвета? Верно, вода: реки, озера, моря, океаны, небо, цветы. Давайте теперь посмотрим на фотографии нашей чудесной природе, где в центре внимания у нас будет синий цвет.
Звучит композиция Звуки природы», детям демонстрируются фотографии природы.
- Понравились вам эти фотографии? Что вы на них увидели? Что было изображено синим цветом?
- А теперь я предлагаю сыграть в одну «синюю игру», для это нам с вами пригодится катушка с нитками синего цвета. Мы будем наматывать на пальчик нитку с катушки, и превращать любые предметы, даже которые не бывают синими, в предметы синего цвета.
Дети поочередно «превращают» предметы в синие, наматывая на палец нитку и называя любой предмет.
- Молодцы! Теперь в этой стране точно все предметы синего цвета! А сейчас давайте с вами послушаем «Синие стихи», ведь в этой стране они бывают только такими.
А. Саяпин
В поле вырос наш цветок -
Синий-синий василек.
В. Черняева
Как-будто бы в сказке, у синей реки
Растут синеглазки — цветы васильки,
И синее море там ветер рябит,
А в море пускает фонтан синий кит.
М. Янушкевич
Синее небо, над синей рекой,
Синее море, за синей горой
Синий китенок нам машет хвостом
Синие волны – родной его дом!
Е. Карпенко
Мы с тобой рисуем море:
Вот - кораблик на просторе,
Вот - звезда на дне лежит,
Вот - фонтан пускает кит.
Волны и китенка спину
Мы раскрасим цветом синим.
Е. Менжинкая
В синем море синий кит.
В синем небе туча спит.
На тарелке голубой
Сливы синие горой.
Куртку синюю возьмём
И гулять с тобой пойдём.
Если туча вдруг проснётся,
Синий дождь на нас польётся!
К. Иванова
Я синею краскою осень рисую :
Дождинок страницы в линейку косую,
И тучек проворных летящую стайку,
И лужу с отважным корабликом-чайкой.
- Понравились вам эти стихотворения? А какое больше всего? Что было синим в этих стихах?
- Молодцы! А теперь, давайте с вами сыграем в игру, согласны?
Дидактическая игра «Жильцы Синей страны»
На столах лежат бумажные домики синего цвета, рядом – карточки с животными, изображенными на фоне зеленого, желтого, красного, синего, белого цвета. Задача детей – выбрать карточки только с животными на синем фоне и назвать всех животных – жильцов синей страны.
- Молодцы! Все отлично справились! Скажите, понравилось вам наше путешествие в страну синего цвета? Что понравилось больше всего?
Интегрированное занятие «Синий цвет».
1. Организационный момент.
-Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие.
- На чем можно путешествовать? (дети перечисляют транспорт)
- А мы с вами будем путешествовать на сказочном транспорте- на карусели. И карусель нас доставит прямо в сказку.
Мы примчались к карусели (бег на месте)
Все успели? Все ли сели? (ладошка у лба, вглядываемся вдаль)
Полетели? Полетели! (руки в стороны, как у самолета, повороты туловища)
И за тридевять земель понесла нас карусель! (взмах рукой и показываем как далеко мы улетаем)
Но Земля зовет обратно (руками машем, как будто приглашаем кого то)
Хоть и мило в синеве (правая рука вперед, жест «Класс!»)
После Космоса приятно поваляться на траве. (лечь на ковер)
- Ребята, что мы назвали синевой? (это небо)
2. Погружение в цвет
• Манипуляции с предметами
Дети продолжают лежать на ковре в удобных для них позах.
- Сейчас закройте глаза. Я буду каждому из вас в руки давать какой то синий предмет. Вы должны на ощупь узнать, что это за предмет и описать его. (Дети лежат на ковре с закрытыми (или завязанными) глазами и руками ощупывают различные предметы синего цвета, отгадывают их и описывают).
3. Опытно-экспериментальная деятельность + театрализация.
Перед детьми ставится таз с водой.
- Пусть это будет океан. Но в океане вода должна быть синей, а у нас она прозрачная (дети опускают в воду руки, проверяют прозрачность воды).
- Как сделать воду синей? (в воду добавляется синька)
- Теперь это синий океан.
Педагог читает стихотворение Каракулиной Ларисы "Синий кит".
Где то очень далеко, в синем океане
Плыл на Север синий кит
К своей синей маме.
Он огромный был такой и красивый с виду,
Неестественно большой,
Плыл он в Антарктиду.
По дороге синюю рыбу ел,
Спал под синим небом,
И ни разу не присел, не играл, не бегал.
А кругом была вода,
В ней постель и крыша,
В ней рыбешкины стада,
И лишь синее небо выше.
Повстречал он на пути синего дельфина,
И осталось плыть ему ровно половину.
На преграды наплевав,
Через океаны,
Плыл на Север синий кит
К своей синей маме.
По мере чтения стихотворения педагог все изображает в тазу с водой- с помощью игрушечного китенка, рыбок и т. д.
- Что или кто было синим в стихотворении? (Синяя рыба, синий кит, синий океан, синее небо и т. д.)
- Куда плыл кит? (к своей маме)
-Кого он встречал на пути? (дельфина, рыбешек)
• Театрализация «Синяя сказка».
В синей стране, в синем дворце жила – была маленькая принцесса. И звали её – принцесса Си. Всё в этой стране было синего цвета : и дома, и деревья, и даже еда была синяя. По утрам к окнам синего дворца прилетали синие птички и будили принцессу Си своим пением. Принцесса просыпалась, открывала окошко и кормила синих птичек синими фисташками. Си была доброй девочкой. И был у принцессы синий сад. Очень любила Си прогуливаться по своему синему саду. Росли там на грядках синие баклажаны, на клумбах цвели синие фиалки, с деревьев свисали синие сливы, гроздья синего винограда. Маленькая принцесса Си брала синюю лейку и поливала свой синий сад.
Вопросы:
– Хотели бы вы, ребята, попасть в синее королевство?
– Вспомните, как звали маленькую принцессу?
– Какого цвета был её дворец?
– Что ещё в этом королевстве было синего цвета?
– Что росло в саду?
– Какого цвета баклажан, виноград, фиалка, слива, фисташки?
•Игра на внимание «Путаница»
Слайды с изображениями животных, растений и т. д., которые раскрашены в нехарактерные для них цвета.
- Бывает такое или не бывает?
-А теперь поиграем в «Путаницу» (Детям показывают картинки)
- Я буду показывать вам предмет и его цвет, если предмет такого цвета существует – хлопните в ладоши: синее яблоко, рыжая лиса, синий огурец, синий баклажан и т. д.
• Упражнение «Четвертый лишний»
Педагог показывает карточки, где все фигуры или предметы синего цвета. Дети находят лишний предмет и объясняют свой выбор (классифицируют по форме, размеру, назначению).
4. Самовыражение в цвете.
Дети под руководством педагога изготавливают из киндер-яйца птицу счастья- синюю птицу.
5. Итог
-С каким цветом работали?
-Дайте характеристику этому цвету? Он какой? (холодный, спокойный, глубокий)
-Что понравилось больше всего?
-Что показалось трудным?
Занятие по худож. – эстетическому развитию
«Гжель загадочный синий цвет»
Задачи: Воспитать интерес детей к народным художественным промыслам, познакомить с особенностями и историей гжели. Формировать навыки составления декоративной композиции, работы открытым мазком без предварительного рисунка.
Материал: лист бумаги с силуэтом посуды, краску акварель, кисти, палитру, баночку с водой, посуда с росписью «Гжель»
Ход занятия
-Здравствуйте ребята сегодня вы на нашем занятие узнаете много нового, и интересного. А в начале занятия я бы вам хотела зачитать стихотворения
Светлеет вода родниковая
И дыхание ветра свежеет
Расцветает Гжель – васильковая
Незабудковая Гжель!
Рядом с осинками в синих косынках
Синие грозди синих рябинок
Синие зори и синие птицы
С этой красой ничто не сравнится
Звонкими волнами кружатся краски
Чтобы блестели анютины глазки
Льётся узор под рукой мастерицы
Чтобы нигде он не мог повториться.
О чем это стихотворение ребята? (о росписи Гжели)
Вот именно Гжели и будет посвящен наш сегодняшний урок
Гжель – роспись фарфоровой посуды (тарелок, ваз, кружек)
--- Ребята, у кого дома есть посуда?
--- Без неё человеку никак не обойтись
--- Почему? (из неё мы едим, украшает дом)
--- Какая должна быть красивая посуда? (яркая, красочная)
--- Вспомните и скажите что изображено на вашей любимой кружке, тарелке.
--- Чтобы посуда радовала наш глаз, её украшают различными рисунками, росписями.
--- Ребята, посуда служит не только для того, чтобы из неё кушали, она украшает дом.
--- Сейчас я расскажу вам сказку, о том, как появилась посуда с голубыми цветами, которую называют Гжель.
«Как рассказывают старые люди, недалеко от Москвы в деревне Гжель жила-была бедная девушка Марийка. Была она сиротой, не было у неё ни отца ни матери, а жила она со старым дедом. Бедно было у них в доме, кроме голых стен, стола, лавки ничего не было. Старик лепил из глины игрушки да разную посуду.
Марийка носила на базар там и продавала. Так и перебивались дед с внучкой, а в те времена многие мастера лепили из глины игрушки да посуду. А девки и бабы сидели вечером песни пели, да посуду расписывали. Яркие красивые узоры у них получались смногоцветной росписью по белому. Называлась она майолика. Марийка с детства к этимзанятиям привыкла, нравилось ей посуду разными диковинными цветами украшать. Так бы жили они с дедом дальше. Но случилась беда, занемог старый дед, слёг. Думала, думала Марийка, как же им теперь жить и решила пойти в работницы. Работы Марийка не боялась, работала
с утра до вечера, старалась, а хозяин не доволен - все больше работать заставляет, платит мало. Ушла Марийка из мастерской хозяина. Горько на душе, а сама уговаривает деда, просит: «Научи, да научи посуду делать». Дед упрямится: «Негоже ведь девчонке мужским делом заниматься». А потом на все рукой махнул. Марийка оказалась способной девчонкой, быстро научилась. Скоро и сама могла красивую посуду да игрушки делать. А дед все удивляется, и кувшин- то она делает наряднее, и игрушки веселей, чем другие. Стояла раз Марийка на базаре, продавала игрушки, что сама сделала из белой глины, в печи обжигая, расписывая яркими красками. Прошел мимо неё молодой парень. Полюбился он Марийке с первого взгляда, высокий, красивый, да и взгляд у него добрый. Прошел парень и на Марийку даже не взглянул, работу её не похвалил, хотя многие на её работу заглядывались, а Иван был мастером в соседней деревне. Обидно стало Марийке и решила она доказать, что её работы не хуже. Много дней и ночей думала Марийка, как свою посуду красиво сделать. Однажды сон ей приснился, будто входит Иван и говорит: «Вот Марийка принес я тебе голубую птицу, пусть она тебе и людям радость приносит.» И протягивает ей глиняную птицу причудливой формы и от этой птицы стало в горнице светло. Птица сама белая, а по ней синие узоры, снизу между собой переплетаются. Там и васильки и незабудки и речка синяя. Тут и проснулась Марийка, села за работу, а из головы та синяя птица не выходит. Руки сами за синей краской тянутся. Взяла она чайник и расписала его голубой краской. Смотрит на небо и кажется ей, что в нем сама птица поселилась. Даже дед с печи слез на это голубое чудо посмотреть. Положила Марийка чайник в корзину и бегом на базар, веселая, счастливая. В этот день ярмарка была в городе. Со всех деревень съехались мастера со своим товаром. И Иван приехал. Как увидел народ Марийкину посуду. Так и столпились вокруг неё. Тут и Иван подошел. Смотрит на веселую, счастливую Марийку, глаз отвести не может. А вскоре Марийка и Иван свадьбу сыграли. Вот и сбылся Марийкин сон – принесла синяя птица ей радость и всем людям.
-- ребята вам сказка понравилась?
-- если вы внимательно слушали, то вы поняли, откуда произошло слово Гжель.
-- обратите внимание, как мастер выделяет узором основные членения формы сосуда: тулово, горло, носик. Особая выразительность мазка и красота - в его тональности. В нем постепенный переход от темного к светлому оттенку синего цвета достигается сразу. Для этого синяя окраска набирается на одну сторону кисти, причем она распределяется на кисти неравномерно, к краю её больше, к середине краска, совсем истаивает. Кисть плотно кладется на поверхность бумаги и быстро поворачивается вокруг черенка. Получается округлый «мазок с тенями», с постепенным переходом от темного к светлому. Такой прием получил название «мазок на одну сторону», «живописный мазок».
-- В гжели используют различные элементы: сеточка, точки, волнистые линии, цветы. Синие розы – главный цветок гжели.
Ребята, а теперь вы попробуйте расписать вашу посуду, как настоящие художники.
Звучит спокойная музыка, дети работают. Рисуют на силуэтах красивый узор.
В конце занятия проводится выставка готовых работ.