Вера Семенова
Проектная деятельность «Неделя потешек»
▼ Скачать + Заказать документы
«Неделя потешек»
Продолжительность: краткосрочный: 2 недели – с 16.04.18 г. по 27.04.18 г.
Тип проекта : ролево-игровой, творческий.
Актуальность: как известно, у большинства детей с ограниченными возможностями здоровья, речь страдает как целостная функциональная система. Нарушаются все компоненты речи: ее фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. У этих детей отмечается несформированность как импрессивной, так и экспрессивной речи. В большинстве случаев наблюдаются нарушения как устной, так и письменной речи. Речь данной категории детей монотонная, маловыразительная, лишенная сложных и тонких эмоциональных оттенков. Страдает и звукопроизношение.
Публикация «Проектная деятельность „Неделя потешек“» размещена в разделах
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Потешки для детей
- Потешки. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
У детей с ОВЗ оказываются несформированными в большей или меньшей степени все этапы речевой деятельности. Отмечаются слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении; нарушено смысловое программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий.
Одним из видов работы над развитием речи данной категории детей является знакомство младших школьников с потешками.
Участники проекта : учащиеся 2-3 классов СОГБОУ «Вяземской школы-интерната №1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», их родители, учитель-логопед.
.
Цель: развитие диалогической речи
Задачи:
- закрепление правильного дыхания в процессе речи;
- формирование правильной интонации, выразительности речи;
- развитие высших психических функций: внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения;
- развитие чувства юмора.
1 этап. Целеполагание.
Составление плана проекта.
Осуществление его в разных видах деятельности.
2 этап: Разработка проекта.
Подбор речевого материала.
Изготовление масок для инсценировки потешек;
Привлечение родителей к совместному с детьми рисованию иллюстраций к потешкам.
Ожидаемый результат:
повышение речевой активности у детей;
формирование навыка перевоплощения младших школьников в героев потешек;
обогащение художественно-эстетического опыта.
3 этап. Выполнение проекта.
Физическое развитие:
- Пальчиковая игра:
-Пальчик-мальчик,
Где ты был?
(гладить большой палец)
- С этим братцем –
В лес ходил.
С этим братцем –
Щи варил.
С этим братцем –
Кашу ел.
С этим братцем –
Песни пел!
(здороваться большим пальчиком поочередно со всеми остальными)
- Физкультминутка:
Ой, качи, качи, качи,
В головах-то калачи,
(наклонять голову из стороны в сторону)
В ручках прянички,
(протянуть руки вперед)
В ножках яблочки,
(потопать)
По бокам конфеточки,
Золотые веточки.
(руки на поясе, наклоны в стороны туловищем)
Познавательное развитие: знакомство с потешками, историей их возникновения и предназначением.
Речевое развитие:
- заучивание потешек;
- чтение потешек по ролям :
«Кисонька-мурысенька», «Разговор с котом», «Курочка - рябушка», «Ласточка».
- инсценировка потешек :
«Тень-тень-потетень…», «Разговор лягушек», «Волк и лиса».
Художественно-эстетическое развитие: рисование иллюстраций к потешкам.
Социально-коммуникативное развитие: практическое употребление потешек в речи (при рассказе, пересказе, в свободном общении.
Работа с родителями: оформление «Уголка логопеда», консультация «Значение потешек для речевого развития детей».
4 Итог проекта :
презентация проекта перед коллегами.
создание портфолио по проектной деятельности.
Продукт проекта : иллюстрации к потешкам.
Вывод: чтение и обыгрывание потешек вызвало у детей бурю положительных эмоций. Они научились определять слова рассказчика и героев потешки отвечать на вопросы, у них начали развиваться диалогическая речь и чувство юмора.
Проектная деятельность дала свои результаты. Однако работа над развитием речи в данном направлении должна проводиться и в дальнейшем, так как у детей с ОВЗ нарушения речи носят стойкий характер, а работа по их коррекции требует длительного времени.
Литература: Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. для логопеда. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 224с. : ил.
Составитель:
учитель-логопед – Семенова В. А.