Татьяна Махова
Проектная деятельность «Волшебные шарики Су-Джок»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект для детей младшего возраста
«Волшебные шарики Су-Джок»
Здоровье добывают руками,
а не таблетками и пирогами
Автор проекта:
Махова Татьяна Юрьевна
воспитатель первой категории
Период проектной деятельности:
01.09.2015г – 01.06.2016г
Участники проекта:
воспитатели, дети и
родители группы «Непоседы»
2015
Мир сладкой и цивильно лёгкой жизни.
Доступен человеку без труда.
В итоге не минуема расплата:
Ущербность и смертельная беда.
Публикация «Проектная деятельность „Волшебные шарики Су-Джок“» размещена в разделах
Но люди понимают это поздно,
Когда душа и плоть уже больны,
Когда, увы, бывает невозможно
Определить суть собственной вины.
Сам вырвется из ада дикой боли
И насладится жизнью до конца
Лишь тот, кто обладает силой воли,
Поймёт смысл благородного труда.
Забота возрождения Отчизны,
Не только государства – всех людей:
воспитывать ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
И БЛАГОРОДСТВУ НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ.
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени, а также одна из основных задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье – один из главных источников счастья и радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро потерять.
Исследования, проведённые НИИ гигиены и охраны здоровья детей показали, что за последние 10 лет количество детей с хронической патологией увеличилось в 2 раза, а количество детей, не имеющих отклонений в здоровье, снизилось в 3 раза. Если 10 лет назад мы говорили о здоровом и крепком поколении, то в настоящее время можем только мечтать о целостно – здоровом ребёнке.
Не случайно поддержка и сохранение здоровья как детского, так и взрослого населения сегодня является стратегическим направлением государственной политики, одним из национальных проектов.
В нормативных документах РФ (приказ Минобразования, Минздрава, Госкомспорта, РАО от 16.07.2002 г. № 2715/227/166/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации») подчеркивается приоритетность физического воспитания.
Осуществив проблемно – ориентированный анализ неудовлетворительного состояния здоровья детей в группе я пришла к пониманию причин высокой заболеваемости воспитанников:
1. Недостаточная эффективность традиционных форм физкультурно – оздоровительной работы, используемых в группе.
2. Отсутствие преемственности в области здоровьесбережения между детским садом и семьёй; недостаточный уровень компетентности родителей в области сохранения здоровья детей.
Таким образом я пришла к выводу, что работа по здоровьесбережению не в полной мере соответствует концепции здоровья и не в полной мере способствует формированию здорового образа жизни воспитанников группы.
Познакомившись с различными здоровьесберегающими технологиями я выбрала «Су – Джок».. Но проблемы с высоким уровнем заболеваемости детей в группе заставили обогатить этот опыт и направлением – Профилактика ОРВИ и гриппа с помощью «Су -Джок».
Ожидаемые результаты проекта
1. Дети научились пользоваться нетрадиционным методам оздоровления без лекарств;
2. Снизился уровень заболеваемости ОРВИ в группе.
Тип проекта: практико – ориентированный
Участники проекта: дети, родители, воспитатели группы
Длительность проекта: долгосрочный. 01.09.2015г – 01.06.2016г
Гипотеза: возможно ли с помощью Су-Джок терапии повысить уровень сопротивляемости детского организма ОРВИ.
Цель проекта: повысить иммунитет детей к заболеваниям ОРВИ.
Реализация проекта позволит решить следующие задачи:
1. Познакомить детей с нетрадиционными способами оздоровления за счёт воздействия на биологические активные точки по системе Су-Джок.
2. Оздоровить детей.
3. Повысить уровень компетентности педагогов и родителей в вопросах оздоровления и развития детей по системе Су-Джок.
Методологическая база проекта
Здоровье – состояние физического, психического и социального благополучия человека. Здоровье детей – будущее страны. В период дошкольного детства у ребёнка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья всех участников педагогического процесса. Цель здоровьесберегающих технологий применительно к ребёнку дошкольнику - обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанников и воспитание валеологической культуры (осознанное отношение к здоровью,компетентности (самостоятельность в решении задач безопасного поведения. оказания элементарной медицинской помощи.)Всё это можно достичь с помощью Су-Джок терапии.
Су-Джок -эта система возникла в Корее. В переводе с корейского су – это кисть, джок – стопа.
Эту методику. признали во всём мире, в том числе и Минздрав РФ одобрил её. Первой ступенью Су- Джок терапии может легко овладеть каждый человек и, не обращаясь к врачу и медикаментам, помочь себе и своим близким. По теории восточной медицины кисти и стопы – своеобразные миниатюрные проекции тела человека. Как располагаются на ладони точки организма. Подушечка большого пальца – лицо, голова. Остальные пальцы – верхние и нижние конечности. Основание ладони – внутренние органы. Зная самые элементарные сведения о Су-Джок, простейшую помощь своему организму может оказать сам себе каждый, даже ребёнок.
Содержание и этапы реализации проекта.
Первый этап – подготовительный:
1. Анализ здоровья детей (Заболеваемость, освоение образовательной области «Здоровье»)
2. Выявление социальных запросов родителей группы
3. Формирование мотивационной готовности родителей и детей участвовать в проекте
4. Составление перспективного плана реализации проекта
Второй этап – осуществление проекта.
1. Использование Су-Джок терапии в работе с детьми в целях профилактики ОРВИ и гриппа;
2. Диагностический этап
3. Презентация и распространение опыта работы:
Третий этап – подведение итогов.
1. Обобщение и структуривание материала.
2. Подведение итогов обследования и диагностики
3. Выработка рекомендаций для внедрения данной модели в практику ДОУ
Материальные: в ДОУ есть физкультурный зал, в группе созданы условия для двигательной активности, в наличии спортивный уголок, центр здоровья «Волшебные шарики».
Продукты проекта:
1. Конспекты занятий
- «Профилактика гриппа с помощью Су-Джок терапии»;
- «Профилактика лечения насморка с помощью Су-Джок»;
2. Описание массажа (Создание картотек:
- с массажными шариками;
- с эластичными кольцами.
3. Физкультминутки с использованием Су-Джок;
4. Рекомендации для педагогов об использовании «Су-Джок», как здоровьесберегающей технологии.
Перспективный план реализации проекта «Волшебные шарики»
Этапы проекта Деятельность детей Взаимодействие с семьёй Взаимодействие с педагогами
Подготовительный
1. Беседа «Как сохранить и приумножить здоровье».
2. Знакомство детей с комплектом материалов «Су-Джок»
Анкетирование родителей «Социальные запросы»
1. Анализ состояния здоровья
(мед. работник и воспитатели группы)
Планирование деятельности
Разработка перспективного плана реализации проекта
Осуществление проекта Совместная деятельность
Обучение детей в режимных моментах:
- использование шариков и колец для поднятия иммунитета;
- массаж пальцев эластичным кольцом для стимуляции работы внутренних органов;
Использование упражнений и массажа:
- на занятиях, как физкультминутки,
- перед занятиями в форме психологических пауз;
- на прогулках в подвижных играх и спортивных упражнениях;
- на гимнастике;
Занятия по валеологии из цикла «Я и моё здоровье»
Театрализованное занятие с элементами оздоровительных мероприятий «Путешествие Колобков»
Организация дней здоровья
Обследование детей и диагностика
Самостоятельная деятельность детей
Дидактические игры по валеологии «Здоровый малыш»
Оформление и ведение блокнота-подсказки «Су-Джок»
Оформление центра здоровья «Волшебные шарики»
Ежедневный массаж шариками и колечками «Неболейка»
1. Родительское собрание «Профилактика гриппа и ОРВИ посредством СУ-Джок»;
2. «Дети - родителям» - мастерская здоровья «Су-Джок»;
3. Оформление сборника материалов для родителей по «Су-Джок»
4. Консультации для родителей «Су Джок» лечим детей»
«Гимнастика маленьких волшебников» -элементы психогимнастики и точечного массажа.
5. Привлечение родителей к изготовлению методических пособий (плакатов)
6. Итоговое анкетирование родителей
Сообщение «Эффективность использования Су-Джок терапии» для профилактики гриппа и ОРВИ
Консультации с молодыми специалистами: воспитатели, .младшим воспитателям,
Презентация проекта Театрализация сказки «Ежик на прогулке» Семейнй опыт оздоровления с помощью Су-Джок терапии и его презентация
Подведение итогов Итоговое игровое занятие «Мастер-класс с использованием су-джок» Профилактика гриппа с помощью Су-Джок терапии.
Итоги:
Действительно, здоровьесберегающая технология «Су – Джок терапия» успешно способствует профилактике у дошкольников гриппа и ОРВИ. Наша гипотеза подтвердилась.
Консультация для воспитателей и родителей
«Использование Су-Джок терапии с детьми дошкольного возраста»
Рекомендации для воспитателей ДОУ по использованию «Су –Джок терапии»
Группы раннего возраста
Что: массажные спортивные мячи разного размера, шарики су-джок без колечек.
Как и когда: для массажа активных точек в игровой форме во время прогулки, режимных моментов.
Зачем: развитие общей моторики, психических процессов и профилактика ОРВИ и гриппа.
Материал: мячи разного размера, шарики «Су-джок». подборка речевого материала.
Деятельность: совместно с воспитателем.
Форма организации: индивидуальная и подгрупповая.
Рекомендации для воспитателей ДОУ по использованию «Су –Джок терапии»
2 младшие группы
Что: массажные шарики с колечками «Су-Джок» и шишки, коврик «Травка».
Когда и как: для массажа активных точек с использование фольклорных произведений в режимных моментах.
Зачем: профилактика ОРВИ и гриппа, развитие мелкой моторики и стимуляция речевой зоны коры головного мозга в целях речевой активизации детей
Материал: шарики, шишки, орехи, коврик «Травка» ,подборка речевого сопровождения в виде потешек, пальчиковых игр, песенок.
Деятельность: совместно с воспитателем
Форма организации: индивидуальная, подгрупповая.
Рекомендации для воспитателей ДОУ по использованию «Су –Джок терапии»
Средний возраст
Что: шарики «Су Джок», прищепки и шестигранные карандаши, крупные семена: семечки, бобы, орехи среднего размера.
Когда и как: для массажа активных точек с использованием стихов, игровых ситуаций. В режимных моментах, во время гимнастики, физкультминутках, на физкультурном занятии.
Зачем: профилактика гриппа и ОРВИ, развитие мелкой моторики, развитие психических процессов: речи, памяти, внимания.
Материал: шарики и и 1 колечко «Су Джок», шестигранные карандаши, прищепки, семена средних размеров (бобы,семечки, орехи, подборка речевого материала: стихов, загадок, гпальчиковой гимнастики.
Деятельность: совместно с воспитателем
Форма организации: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная
Рекомендации для воспитателей ДОУпо использованию «Су –Джок терапии»
Старший возраст
Что: шарики 3 цветов и 2 колечка «Су - Джок», скрепки крупные, спички или палочки, мелкие семена (гречка, горох).
Когда и как : для массажа активных точек с использованием схем, плакатов и в режимных моментах, занятиях, играх, гимнастике.
Зачем: профилактика ОРВИ и гриппа, подготовка руки к письму, обучение грамоте.
Материал: схемы, плакаты, иллюстрации, спички. комплект «Су - Джок», семена и пластырь.
Деятельность: совместно с воспитателем и частично самостоятельно, моделирование.
Форма организации: фронтальная, подгрупповая.
Рекомендации для воспитателей ДОУ по использованию «Су –Джок терапии»
Подготовительная группа
Что: шарики разноцветные и 2 колечка «Су-Джок», специальные медицинские щупы, цветные фломастеры или маркеры.
Когда и как: для массажа активных точек с использованием схем, блокнотов, видео материалов в режимных моментах, на гимнастике, перед занятиями, на занятиях.
Зачем: профилактика ОРВИ и гриппа с помощью цветотерапии и самомассажа, подготовка руки к письму, обучение грамоте и развитие логики, мышления и воображения. Развитие предпосылок учебной деятельности: планирование,синтез, анализ.
Материал: комплект: «Су-Джок», маркеры или фломастеры. медицинские щупы, схемы, видеоматериалы, символы.
Деятельность: самостоятельная и частично совместная, проектная, культурно – досуговая деятельность.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная и подгрупповая.
Картотека пальчиковых игр с использованием шарика - массажера
и эластичных колец Су – Джок
Пальчиковая игра «Черепаха». (с шариком)
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем
на левой.
Шла большая черепаха (дети катают Су-Джок между ладоней)
И кусала всех от страха,
Кусь, кусь, кусь, кусь, (Су-Джок между большим пальцем и
остальными, которые ребенок держит
«щепоткой». Надавливают ритмично на
Су Джок, перекладывая из руки в руку).
Никого я не боюсь. (дети катают Су-Джок между ладоней).
Пальчиковая игра «Ёжик». (с шариком)
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем
на левой.
Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
на клубочек ты похож. (дети катают Су-Джок между ладонями)
На спине иголки (массажные движения большого пальца)
очень-очень колкие (массажные движения указательного пальца)
Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)
нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)
А колючки тоже (массажные движения мизинца)
на ежа похожи. (дети катают Су-Джок между ладонями)
Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик». (с массажными кольцами)
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем
на левой.
- Мальчик-пальчик,
Где ты был? (надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)
- С этим братцем в лес ходил, (надеваем кольцо Су-Джок на
указательный палец)
-С этим братцем щи варил, (надеваем кольцо Су-Джок на
средний палец)
-С этим братцем кашу ел, (надеваем кольцо Су-Джок на
безымянный палец)
-С этим братцем песни пел. (надеваем кольцо Су-Джок на
указательный палец).
Пальчиковая игра с шариком Су - Джок.
Описание: Движения шарика выполняются в соответствии с текстом.
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Массаж пальцев эластичным кольцом.
Описание: Дети поочередно прокатывают массажные кольца по каждому пальцу, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
Раз – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному)
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный,
самый толстый и большой. (прокатывать кольцо по пальцу)
Этот пальчик для того,
чтоб показывать его. (прокатывать кольцо по пальцу)
Этот пальчик самый длинный
и стоит он в середине. (прокатывать кольцо по пальцу)
Этот пальчик безымянный,
он избалованный самый. (прокатывать кольцо по пальцу)
А мизинчик, хоть и мал,
очень ловок и удал. (прокатывать кольцо по пальцу)
Массаж пальцев эластичным кольцом.
Описание: Дети поочередно прокатывают массажные кольца по каждому пальцу, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
На правой руке:
Этот малыш-Илюша, (прокатить по большому пальцу)
Этот малыш-Ванюша, (прокатить по указательному пальцу)
Этот малыш-Алеша, (прокатить по среднему пальцу)
Этот малыш-Антоша, (прокатить по безымянному пальцу)
А меньшего малыша зовут Мишуткою, друзья. (прокатить по мизинцу)
На левой руке:
Эта малышка-Танюша,
Эта малышка-Ксюша, (движения те же)
Эта малышка-Маша,
Эта малышка-Даша,
А меньшую зовут Наташа.
Пальчиковая игра с шариком Су - Джок.
Описание: Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.
Ходит ежик без дорожек,
Не бежит ни от кого.
С головы до ножек
Весь в иголках ежик.
Как же взять его?
Упражнение с шариком Су – Джок.
Описание: Воспитатель берет 2 массажных шарика и проводит ими по ладоням ребёнка (его руки лежат на коленях ладонями вверх, делая по одному движению на каждый ударный слог:
Гладь мои ладошки, ёж!
Ты колючий, ну и что ж!
Потом ребёнок гладит шарики ладошками со словами:
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.
Пальчиковая игра «Зайки на лужайке». (с шариком)
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
На поляне, на лужайке (катать шарик между ладонями)
Целый день скакали зайки. (прыгать по ладошке шаром)
И катались по траве, (катать вперед – назад)
От хвоста и к голове.
Долго зайцы так скакали, (прыгать по ладошке шаром)
Но напрыгались, устали. (положить шарик на ладошку)
Мимо змеи проползали, (вести по ладошке)
«С добрым утром!» - им сказали.
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха-мать. (гладить шаром каждый палец)
Пальчиковая игра «Медведи». (с шариком)
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем
на левой.
Шла медведица спросонок, (шагать шариком по руке, надавливая)
А за нею – медвежонок. (шагать тихо шариком по руке)
А потом пришли детишки, (шагать шариком по руке в быстром темпе)
Принесли в портфелях книжки.
Стали книжки открывать, (нажимать шариком на каждый палец)
И в тетрадочках писать.
Пальчиковая игра «Ёжик на дорожке». (с шариком)
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем
на левой.
По тропинке, по дорожке (катаем шарик по ладони)
Топают к нам чьи-то ножки. («Топаем» шариком по ладони)
Это ёж – колючий бок, (Показать шарик на развернутой ладони)
По грибам большой знаток! (Надавить на каждый пальчик поочередно
Пальчиковая игра «Колючий ежик». (с шариком)
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем
на левой.
Катиться колючий ёжик (круговые движения шариком между ладонями).
Нет ни головы, ни ножек.
По ладошке бежит,
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Мне по пальчикам бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда, сюда,
Мне щекотно да, да, да. (движения шариком по пальцам).
Уходи, колючий ёж
В тёмный лес, где ты живёшь! (пускаем по столу и ловим подушечками пальцев).
Пальчиковая игра «Орешки для белочки» (с шариком).
Описание: Движения выполняются в соответствии с текстом.
В руки я орех возьму,
И немного покручу.
Так, так и вот так.
Я орешек покручу.
Между пальцев положу,
И вот так его держу.
Так, так, и вот так
Между пальцев положу.
Я в ладошку положу,
Крепко я его сожму.
Не разбил орешек сам,
Белке я его отдам.
Пальчиковая игра «Ёжик маленький». (с шариком)
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем
на левой.
Ежик маленький замерз
и в клубок свернулся. (крепко сжать шарик ладонью)
Солнце ежика согрело,
Ежик развернулся. (открыть ладонь и показать шарик)
Массаж пальцев эластичным кольцом «Лесные звери».
Описание: Дети поочередно прокатывают массажные кольца по каждому пальцу, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата,
Лягушата и енот. (поочередно надеваем кольцо на каждый палец)
На зеленый, на лужок
Приходи и ты, дружок! (катаем шарик по ладошке)
Пальчиковая игра «Игрушки». (с шариком)
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем
на левой.
На большом диване в ряд (поочередно катаем шарик к каждому пальчику, начиная с большого)
Куклы Катины сидят:
Два медведя, Буратино,
И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять (надавливаем шариком на кончики пальцев)
Помогаем нашей Кате
Мы игрушки сосчитать.
Пальчиковая игра «Мячик - ёжик». (с шариком)
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем
на левой.
Ежик колет нам ладошки, (катаем шарик в разных направлениях)
Поиграем с ним немножко.
Ежик нам ладошки колет – (шариком ударяем по ладошке)
Ручки к школе нам готовит.
Мячик-ежик мы возьмем, (подбрасываем мячик вверх)
Покатаем и потрем. (прокатываем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем, (опять подбрасываем мячик)
И иголки посчитаем. (пальчиками мнем иголки мячика)
Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем… (катаем мячик по столу)
Потом ручку поменяем (меняем руки)
Массаж пальцев эластичным кольцом «Пальчики».
Описание: Дети поочередно прокатывают массажные кольца по каждому пальцу, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
Этот пальчик — в лес пошёл,
Этот пальчик — гриб нашёл,
Этот пальчик — занял место,
Этот пальчик — ляжет тесно,
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел.
Массаж пальцев эластичным кольцом «Моя семья».
Описание: Дети поочередно прокатывают массажные кольца по каждому пальцу, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папенька,
Этот пальчик — маменька,
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья!
Массаж пальцев эластичным кольцом «Работники».
Описание: Дети поочередно прокатывают массажные кольца по каждому пальцу, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
Ивану-большому — дрова рубить,
Ваське-указке — воду носить,
Мишке-среднему — печку топить,
Гришке-сиротке — кашу варить,
А крошке Тимошке — песенки петь,
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать.
Пальчиковая игра «Домик». (с шариком)
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем
на левой.
В этом домике пять этажей: (катаем шарик по ладони)
На первом живет семейство ежей, (надавливаем поочередно на каждый пальчик)
На втором живет семейство зайчат,
На третьем - семейство рыжих бельчат,
На четвертом живет с птенцами синица,
На пятом сова - очень умная птица.
Ну, что же, пора нам обратно спуститься:
На пятом сова,
На четвертом синица,
Бельчата на третьем,
Зайчата - втором,
На первом ежи, мы еще к ним придем.
Пальчиковая игра «Орехи» (с шариком)
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем
на левой.
Мы научимся орехи
Между пальцами катать.
(Дети катают шарик между пальцами сначала одной руки, потом другой).
Это в школе нам поможет
Буквы ровные писать.